Выхожу один я на дорогу

Анализ

История создания

Первое издание стихотворения состоялось в 1843 году в рецензии «Отечественные записки», написано между весной и летом 1841 года, за несколько месяцев до трагической гибели поэта. В нем отражены все основные черты позднего творчества Лермонтова. Для этого периода характерны поиски внутреннего «я», стремление постичь истинную свободу, отсюда и полнота произведений этого времени философскими мотивами.

Это стихотворение тому доказательство. Но, если предыдущие стихи были воплощением пессимизма и отчаяния, то это произведение пронизано спокойствием и легкой грустью. Душа поэта, когда-то переполненная волнующими мечтами и желаниями, теперь опустошена и жаждет только одного: свободы и мира. В тексте в определенном автобиографическом смысле звучит предсказание собственной судьбы. Некоторые исследователи называют это предсмертной волей поэта.

Персонажи и образы

Значительное место в поэзии занимают образы природы. Путь, дорога, могила принадлежат изображениям земным. Голубые огни, звезды и туман — к небу. Человеческой душе, которая блуждает между телесным и чувственным, не дано знать, что ее ждет после смерти. Поэтому поэт ищет то, что даже на другой стороне жизни связывает его с земным миром.

Вероятно, это изображение дуба, корни которого глубоко вросли в землю, а корона устремляется к небу, что является символом некой оси, соединяющей верхний и нижний миры. Это что-то также могло быть голосом, поющим о любви, напоминающим колыбельную матери. Герой готов слушать его бесконечно, ведь это позволяет ему считаться с неизбежностью и сулит избавление от гнетущего одиночества.

«Кремнистый путь» — это символ жизненного пути со всеми победами и поражениями, взлетами и падениями, заблуждениями и разочарованиями. Окутанный туманом пейзаж — не что иное, как символ неуверенности, загадочности, ведь герой оказывается на распутье и не знает, куда ему идти и что делать дальше.

Композиция

Поэма состоит из пяти строф, композиционно ее можно разделить на две части. В первой части рассказывается об одиноком путешественнике, который оказался на безлюдной ночной дороге. Персонаж восхищается гармонией и величественной красотой природы. В этой части преобладает состояние отрешенности и спокойствия.

Вторая часть показывает внутренние переживания героя. Она, по сравнению с первой, более динамичная. Психические мучения не дают покоя персонажу, он не понимает, с чем связана его усталость от жизни, от борьбы, пытается выяснить причины и найти выход из этого состояния.

После этого следует тихий эпилог. Об этом свидетельствует появление в тексте изображения сна, с которым герой хотел бы заснуть. «Но не тот холодный могильный сон…», а совсем другое, как волшебное забвение.

Жанр

Исследователи творчества Лермонтова относят это стихотворение не к пейзажу, а к философской лирике, поскольку в центре повествования находится внутренний мир героя. По жанру ее однозначно можно назвать элегией, так как в ней присутствуют мотивы одиночества, печали и пустоты.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении используется пентаметр-хорек со скрещенной рифмой. Такое сочетание характерно для элегических произведений, так как в этой технике достигается плавная и оригинальная музыкальность повествования. Схематично рифма напоминает АБАВ, женские рифмы чередуются с мужскими.

Художественными средствами здесь присутствуют эпитеты: «кремнезем прочь», «холодный могильный сон», «сладкий голос», «темный дуб»; персонификации: «звезда разговаривает со звездой», «земля спит», «пустыня слушает Бога» и метафора: «холодный сон могилы». Работа построена на антитезе. Пустота лирического героя контрастирует с величественным спокойствием природы. Риторические вопросы, заданные персонажем, остаются без ответа, а большое количество восклицаний указывает на его боль и душевные страдания.

 

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова