- Краткий анализ стиха «Три пальмы»
- Три пальмы как символ бунта против Божественной воли
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
- Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2 вариант)
- Композиция
- История создания
- Тест с ответами: “Три пальмы” М.Ю.Лермонтов
- Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2 вариант)
- Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»
- Каков же подтекст?
- Жанр, направление и размер
- Образы и символы
- Тема стихотворения
- Художественные приемы
- Рассказ об убийстве
- Звукопись стиха
- Основная мысль
- Средства выразительности
Краткий анализ стиха «Три пальмы»
Опция 1
В стихотворении «Три пальмы» (1839) Лермонтов приходит к философскому обобщению смысла жизни и сущности человека. Для достижения своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточной легенды. В стихотворении есть сюжет: в пустыне растут «три гордые пальмы», которые недовольны своим существованием и бросают вызов Богу: Богоборческий разум: Твоя не права, о боже, святая фраза…
Бог посылает им то, чего они ждали: караван людей. Пальмы пытались понять смысл своего существования и ценой своей смерти служили людям. Но это люди, достойные этой жертвы: погиб оазис, погибла сама жизнь в пустыне. Человек жесток к жизни, к природе. Здесь отражается пессимистический взгляд поэта: люди не достойны такой жертвы, они этого не понимали. Б.Т. Удодов так определил основную идею произведения: «Три гордые пальмы олицетворяют не только красоту природы.
Это символ молодых существ, полных жизненных сил и добрых порывов, стремящихся служить людям на благо человечества. После долгих лет тревожного ожидания счастье улыбалось им. Но самым трагичным является конечный результат: неожиданная смерть, смерть вместо благодарности за доброе дело, за самоотверженную самоотдачу».
Вариант 2
Читая стихотворение М.Ю. «Три ладони». Лермонтов невольно задумывается: много ли пользы миру принес я или принадлежу к людям, желающим погреться в чужом огне несчастья? Действие происходит на фоне красивой восточной природы.
В песчаных степях арабской земли
Три гордые пальмы поднялись, —
пишет поэт. И сразу представляем себе высоких раскидистых красавиц, обожающих под «зеленой стрелой», дающей покой и свежесть, ленту ручья с холодной водой. Много лет журчала холодная весна, и пышная листва под ее тенью ждала усталого путника.
Но никто не подошел к пальмам и не поклонился живительному потоку, они напрасно ждали путника, который, устав от жары, остановился отдохнуть в тени деревьев, благодарно цепляясь за «холодную влажность» весны. «Почему мы здесь рождены засыхать? «- ладони обращаются к Богу, недовольные своей неправедной судьбой. А что ждет их взамен? Небо услышало молитву: вдали явился долгожданный караван.
Путешественники расположились отдохнуть в тени деревьев, наполнили кувшины водой из источника. Казалось бы, долгие годы ожидания наконец-то сбылись. Но как только наступает вечер, жестокие люди вырубают деревья под корень. Дети рвали зеленые листья, сами ладони безжалостно срезали «и медленно жгли их до утра на огне». А утром караван спокойно продолжил свой путь, оставив после себя только бесплодную землю. А что мы видим сейчас? Вместо зеленого навеса из листьев «теперь вокруг все дикое и пустое». Некому шептать весне. Он больше не течет, как раньше, бормоча волну холода.
Напрасно он просит у пророка тени —
Его неповторимый теплый песок приносит..
Так бессмысленно погибли гордые пальмы, видевшие смысл всей своей жизни в наслаждении зрелищем, в том, чтобы давать влажность и свежесть посреди знойной песчаной пустыни. Красота, существовавшая здесь много лет, была уничтожена в одно мгновение. Задумывались ли эти люди о том, что они оставили? Такая жестокость к людям непростительна!
Поэма «Tre Palme» удивляет своим блеском и мощью. Он также произвел большое впечатление на выдающегося русского критика В.Г. Белинского. «Какие образы! — чтобы вы все видели перед собой, и, увидев это однажды, вы никогда этого не забудете! Замечательная картина — все сияет яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и сила в каждом стихе».
Вариант 3
Произведение возникло в 1838 году и относится к жанру баллад. Как известно, баллады обычно содержали особый философский смысл. Главные герои — три пальмы, они находятся в аравийской пустыне, где человек никогда не был. Вокруг них окружает ручей, который внес магию в жизнь окружающей среды, спас все живое от палящих лучей солнца.
Это стихотворение полно разных тем. Один из них — взаимодействие человека и природы. Лермонтов четко отметил тот факт, что люди часто не ценят окружающее и портят красоту своим беспечным отношением. Философия трех ладоней носит религиозный характер и основана на библейском представлении о происходящих во Вселенной процессах.
Лермонтов уверен, что Бог может дать все, о чем вы попросите. Но другая сторона — это вопрос, будет ли человек доволен тем, что он получает. Таким образом, вы также можете выделить тему гордости за стихи, ведь это качество не дает покоя многим.
Эта баллада состоит из 10 строф по шесть строк в каждой, написанных четырехфутовым амфибрахием. Отдельно можно выделить резкую конфликтность сюжета, четкую композицию, насыщенность и яркие образы. Было использовано много эпитетов, метафор, сравнений, персонификаций.
Это интересно: в пейзажных текстах Александра Сергеевича Пушкина много замечательных работ. Поэма «Облако» — одно из них. Это относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение по-прежнему полностью поддерживается духом русского романтизма. Его часто путают с «Облаками» Лермонтова, но это совершенно разные произведения.
Три пальмы как символ бунта против Божественной воли
Неслучайно с первых же строк Лермонтов присваивает им эпитет «гордые». С библейской точки зрения гордыня, гордыня — это тяжкий порок и грех. На самом деле ладони не удовлетворила удача, которую им Бог определил, они возмутились: нет никого, кто мог бы оценить их красоту и величие, так что жизнь пропала зря! Бог направил события по другому пути, который обернулся разрушением для пальм. Трагедия ситуации не скрывает даже переосмысления баллады, являющейся частью аннотации. Лермонтов сравнил три ладони с человеком, состоящим из трех частей, состоящих из тела, души и духа, в которых все три части восстали, поэтому от оазиса (прообраза гармоничного человека) не осталось и следа, а только змей не очень общительный, он иногда убивает и мучает свою жертву в том месте, которое было предназначено для торжества жизни.
Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
-
- Исследователи определяют жанр стихотворения «Три ладони» как балладу. Вы согласны с таким определением жанра? Какие приметы баллады вы найдете в ней?
В стихотворении «Три пальмы», названном Лермонтовым в подзаголовке «Восточная легенда», проявляются особенности жанра баллады. В этом суровая мужественность сюжета, его острая конфликтность, лаконичность и повествовательная способность, лирическое богатство, четкость композиционных форм, ритмическая организация стиха. Лермонтов в своем следующем произведении создает аллегорическую балладу, разрешающую важные философские и социально-исторические проблемы. Все эти знаки присутствуют в поэме «Tre Palme».
- В чем основная идея этого произведения? В каких еще стихотворных текстах Лермонтова это звучит?
Для внутреннего мира Лермонтова характерно ощущение надвигающейся человеческой катастрофы. В балладе «Мы — три пальца» мы находим ситуации, подобные тем, что происходят в «Демоне», «Мцыри» и «Герое нашего времени». Открытая миру душа встречает на своем пути гнев, обман, неблагодарность. Таким образом, три ладони, очевидно ожидая исполнения своей мечты, умирают жертвами человеческой жестокости. Основную идею баллады можно определить так: пальмы — символ молодых существ, полных жизненной силы и добрых порывов, стремящихся служить людям на благо человечества. Кажущееся воплощение мечты делает конечный результат еще более трагичным: неожиданная смерть, смерть вместо благодарности за сделанное добро, за самоотверженную самоотдачу. Таким образом, в аллегорической форме выражается близкое поэту чувство социальной и моральной катастрофы. Текстовая близость этого стихотворения раскрывается в «Буду и грустном…».
Образ пустыни для Лермонтова появляется в стихотворениях «Пророк», «Выхожу в дорогу один», в стихотворении «Бес» и имеет социально-философское символическое значение. Материал с сайта //iEssay.ru
- Обратите внимание на такую особенность работы, как кольцевая композиция. В чем социально-философское значение такого композиционного приема?
С помощью кольцевой композиции, основанной на методе антитезиса, Лермонтов показывает трагедию человека в катастрофической ситуации. Приятный пейзаж, изображенный в первом стихе (три гордые пальмы, родник с холодной водой, зеленые листья — и эта роскошь в аравийской пустыне!), Резко контрастирует с удручающим образом разрухи. Настроение поэта резко падает, чувство уныния остается в читателе. Социально-философский смысл такого композиционного каркаса — боль от того, что человек стал виновным в катастрофе, которая наверняка может погубить и его.
Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2 вариант)
Поэма Михаила Лермонтова «Три ладони» создана в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу с глубоким философским смыслом. Главные героини повести — три пальмы в аравийской пустыне, куда еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий между песками, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «скрытый в тени зеленых листьев, знойных лучей и летающих песков».
Идиллический образ, нарисованный поэтом, имеет существенный недостаток: этот райский уголок недоступен для живых существ. Поэтому гордые пальмы обращаются к Творцу с просьбой помочь им выполнить свою миссию: стать прибежищем одинокого путника, заблудившегося в мрачной пустыне. Они услышали слово, и вскоре на горизонте появляется караван купцов, равнодушных к красоте зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которые вскоре погибнут под ударами топоров и станут топливом для костров жестоких гостей. В результате цветочный оазис превращается в груду «серого пепла», ручей, утратив защиту зеленых пальмовых листьев, пересыхает, а пустыня принимает первоначальный вид, мрачный, безжизненный и сулящий неминуемую смерть любой путешественник.
В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько злободневных вопросов. Первый касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей природе и редко ценят то, что им дает окружающий мир. Более того, они склонны уничтожить эту хрупкую планету ради собственной выгоды или сиюминутной прихоти, не думая, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же знает, как отомстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и беспощадна, чем действия людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.
Философский смысл поэмы «Три ладони» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейской концепции процессов мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно попросить все, но удовлетворится ли проситель полученным? Ведь если жизнь продолжается как обычно, как задумано сверху, то на то есть причины. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордости, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению: безрассудство, жестокость и непонимание того, что человек — всего лишь марионетка в чьих-то руках, а не кукловод.
Параллель, которую проводит Михаил Лермонтов между жизнью пальм и людьми, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас старается ускорить события и как можно скорее достичь поставленной цели. Однако мало кто задумывается о том, что конечный результат может приносить не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель зачастую оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейском толковании называется унынием, является одним из величайших грехов человека, поскольку ведет к самоуничтожению как души, так и тела. Это дорогая цена за гордость и уверенность в себе, которыми страдает большинство людей. Понимая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только понять причины собственных поступков, но и уберечь других от желания получить то, что для них не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что часто оборачивается настоящей катастрофой для тех, кто ставит свои желания намного выше своих возможностей.
Композиция
Этот стих имеет круговую композицию, основанную на восприятии антитезы первой и последней строфы: жизни и смерти. В первом стихе поэт описывает идиллический рай в оазисе — островок жизни в сухой и мертвой пустыне. В последнем стихе погибает и оазис, превращаясь в «серый и холодный» пепел. Пески пустыни, уже не сдерживаемые пальмами, топчут древний оазис, поглощая ручей, источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путешественникам только смерть.
Главные герои поэмы — «три гордые пальмы». Пальмы не хотят жить «без благ». Они жалуются на судьбу и ропщут на Бога: «Твое святое суждение несправедливо, о небеса!» И Творец их послушал. Вдруг в пустыне появился караван и остановился в оазисе. Купцы утоляли жажду «холодной водой» из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: «Топор стучал по упругим корням, // И домашние животные века безжизненно упали!”.
Гордые пальмы заплатили своей жизнью за то, что были недовольны уготованной им судьбой, и осмелились роптать на Бога. Это главная проблема стихотворения: отношения между Богом и людьми, которые имеют свободную волю и стремятся к лучшей судьбе, чем она предназначено им судьбой. Кроме того, в стихотворении четко отражена личная позиция Лермонтова. Поэт считает, что те, кто хочет жить для других, стремиться приносить пользу людям, неизменно будут попирать, использоваться и вырубаться с корнем теми, кто заботится только о своих нуждах.
История создания
«Три ладони» писал М.Ю. Лермонтова в 1838 году. Редакция тогдашнего успешного журнала «Отечественные записки» опубликовала стихотворение годом позже, в 1839 году.
В стихотворении поэт использует те же образы, что и в IX «Подражание Корану» А. Пушкина, но идея и суть его творчества имеют несколько иную направленность, чем пушкинские мотивы. Автор часто ссорился со своим предком и учителем литературы. Он обращался к тем же темам и изображениям, но интерпретировал их по-разному, показывая изменение точек зрения в российском обществе.
Тест с ответами: “Три пальмы” М.Ю.Лермонтов
1. В каком году было написано стихотворение «Tre Palme»: а) 1838 + б) 1828 г в) 1834 г
2. В каком году было опубликовано стихотворение: а) 1840 г б) 1839 г. + в) 1842 г
3. В каком журнале впервые было опубликовано стихотворение: а) «Полярная звезда» б) «Северные цветы» в) «Отечественные записки” +
4. Где выросли три пальмы: а) на арабской земле + б) на африканской почве в) на бразильской почве
5. Автор называет почву . из которой вытекает: а) плодородная б) мертвая в) засушливая +
6. Кто мучает и порхает добычу над весной: а) Волосатый ворон б) Хохлатый стервятник + в) Горбатый ястреб
7. Что люди в караване делали с пальмами: а) Мы ими любовались до утра б) Собрали все плоды в) Срезали +
8. Как автор называет пальмы: а) Домашние животные веков + б) Эликсир долголетия в) Друзья мечетей
9. Где караван: а) посреди пустыни среди песков б) в красивом цветочном оазисе в) под пальмами +
10. Чего просят пальмы: а) Почему мы родились здесь, чтобы цвести? б) Почему мы здесь рождены засыхать? + в) Зачем мы родились — чтобы здесь прозябать?
11. Какие животные передвигались по пустыне: а) верблюды + б) ослы в) слоны
12. Укажите жанр стихотворения: а) Сонет б) Баллада + в) Станцы
13. Какой размер стиха использовал автор, когда писал стихотворение: а) Трехколесный велосипед + б) пентаметр ямба в) Дактиль
14. Из какого произведения Пушкина Лермонтов использовал изображения для «Трех пальм»: а) «Анчар» б) «Египетские ночи» в) «Подражание Корану” +
15. Назовите главного лирического героя оперы: а) Три ладони + б) арабы в) Флюс
16. Какие глаза светили из палаток лагеря: а) синий б) черный + в) зеленый
17. С каким животным автор сравнивает арабскую лошадь: а) с серой б) со львом в) с леопардом +
18. Определите способ рифмования в стихотворении: а) соединенные // не параллельные б) соединенные // параллельные + в) несвязанные // параллельные
19. Как называется образ неодушевленной природы как живого существа: напрасно (весна) просит у пророка тень…: а) Метафора б) Сравнение в) Воплощение +
20. Как называется техника: И челнок покачивался, как в море, верблюд за верблюдом, заставляя песок взорваться: а) Подражание б) Противостояние + в) Аллегория
21. Назовите художественные средства: Пружина между ними из бесплодной земли: а) Эпитет + б) Аллегория в) Метафора
22. Как называется изображение неживой природы как живого существа: листья с гремучей змеей не шепчут: а) Сравнение б) Воплощение + в) Отрицание
23. Как называется техника: И конь временами вставал на дыбы, И прыгал, как леопард, пораженный стрелой: а) Метафора б) Воплощение в) Противостояние +
24. Назовите художественные средства: выросли три гордые пальмы: а) Аллегория б) Эпитет + в) Метафора
25. В чем, по вашему мнению, главная проблема поэмы «Три пальмы»: а) Трагическое столкновение красоты с законами бытия б) Потребительское отношение человека к природе в) Роковое значение шепота пальм против Бога +
26. Поэма «Три ладони» вызывает у читателя: а) Чувство радости б) Сожаление о поступках людей в) Чувство боли +
27. Поэма «Три пальмы» вызывает у читателя: а) наводит на мысли о добре и зле + б) интерес к путешествиям в) сожаление о поступках людей
28. Произведение «Три пальмы» Лермонтов описал как: а) африканская легенда б) восточная сказка в) восточная легенда +
29. Состав работы: а) кольцо + б) круговое в) прямое
30. На чем построена композиция произведения: а) На сравнении: жизнь-смерть б) На антитезе: жизнь-смерть + в) На олицетворении: жизнь-смерть
Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2 вариант)
Поэма Михаила Лермонтова «Три ладони» создана в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу с глубоким философским смыслом. Главные героини повести — три пальмы в аравийской пустыне, куда еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий между песками, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «скрытый в тени зеленых листьев, знойных лучей и летающих песков».
Идиллический образ, нарисованный поэтом, имеет существенный недостаток: этот райский уголок недоступен для живых существ. Поэтому гордые пальмы обращаются к Творцу с просьбой помочь им выполнить свою миссию: стать прибежищем одинокого путника, заблудившегося в мрачной пустыне. Они услышали слово, и вскоре на горизонте появляется караван купцов, равнодушных к красоте зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которые вскоре погибнут под ударами топоров и станут топливом для костров жестоких гостей. В результате цветочный оазис превращается в груду «серого пепла», ручей, утратив защиту зеленых пальмовых листьев, пересыхает, а пустыня принимает первоначальный вид, мрачный, безжизненный и сулящий неминуемую смерть любой путешественник.
В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько злободневных вопросов. Первый касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей природе и редко ценят то, что им дает окружающий мир. Более того, они склонны уничтожить эту хрупкую планету ради собственной выгоды или сиюминутной прихоти, не думая, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же знает, как отомстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и беспощадна, чем действия людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.
Философский смысл поэмы «Три ладони» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейской концепции процессов мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно попросить все, но удовлетворится ли проситель полученным? Ведь если жизнь продолжается как обычно, как задумано сверху, то на то есть причины. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордости, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению: безрассудство, жестокость и непонимание того, что человек — всего лишь марионетка в чьих-то руках, а не кукловод.
Параллель, которую проводит Михаил Лермонтов между жизнью пальм и людьми, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас старается ускорить события и как можно скорее достичь поставленной цели. Однако мало кто задумывается о том, что конечный результат может приносить не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель зачастую оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейском толковании называется унынием, является одним из величайших грехов человека, поскольку ведет к самоуничтожению как души, так и тела. Это дорогая цена за гордость и уверенность в себе, которыми страдает большинство людей. Понимая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только понять причины собственных поступков, но и уберечь других от желания получить то, что для них не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что часто оборачивается настоящей катастрофой для тех, кто ставит свои желания намного выше своих возможностей.
Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»
Главные герои произведения оказались в роковом противостоянии: деревья гостеприимно встречали гостей, намереваясь не только похвастаться, но и преподнести то, что у них есть. Оазис предлагал людям отдых, свежесть, влажность, укрытие в дикой пустыне. Но наступил вечер, люди замерзли и рубили пальмы, чтобы согреться дровами. Они действовали естественным, но неблагодарным и безрассудным образом, разрушая то, что следовало сохранить. Этот вопрос актуален не только потому, что сегодня люди часто поступают так же. Экологическая проблема тесно связана с проблемой морали. Варварские действия караванов — косвенное следствие шепота ладоней перед Богом: поэт показывает, что происходит, когда абсурдная воля нарушает изначальный порядок вещей.
Каков же подтекст?
Что и кто такие три пальмы в одноименной балладе М.Ю. Лермонтов? Конечно, это не просто три стройных дерева, растущих посреди пустыни. Они — олицетворение человеческих страданий и исследований, аллегория мятежного духа и символ трагических противоречий этого мира. Работа ведется на нескольких уровнях. Снимая слой за слоем, мы приходим к самой сокровенной задумке автора.
Жанр, направление и размер
«Три пальмы» — лирическая баллада, имеющая глубокий философский смысл. Поэт написал это в форме восточной притчи. Ноты романтизма четко прорисованы, так как автор стремится к безупречному миру, к чему-то идеальному и помнит о Боге, а также описывает экзотические условия, характерные и для поэтов-романтиков. Восстание и его трагический конец — типичная атмосфера этого направления. Автор сам указал жанр легенды, намекая на фольклорную составляющую своего произведения, ведь сюжет взят из восточной легенды.
Лермонтов использовал четырехфутовый амфибрак, поэтому благодаря ему автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался передать свои интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму сестину с прилегающей к ней рифмой.
Образы и символы
- Главные герои — пальмы, они больше года прожили в пустой и не очень общительной пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отведенное им судьбой, было потрачено зря, так как в нем не было ни одного яркого события, поэтому ладони злятся на Бога за свое несправедливое отношение к ним. Деревья, по их словам, не выполняют своего предназначения: они не дают приют путешественникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были люди, лошади и верблюды. Героини достойно встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное Господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей судьбой, ждет от судьбы все большего, но на самом деле не знает, чего хочет. Он не думает о последствиях воплощения своей мечты, он не знает, что скрывается за красивой обложкой. И злая судьба наказывает его за это.
- Караван — символ сбывшейся мечты, которая была всего лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались просто людьми: рубят деревья для собственных нужд, не щадя своих древних стволов. Итак, человек представляет черт знает что, но на самом деле не все идет так, как он представлял. Сон принимает устрашающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
- Воздушный змей — символ смерти, падальщик. Завершите картину разрушений, причиненных караваном.
- Ручей — символ спокойной и мирной жизни, которую деревья не ценили.
Тема стихотворения
Все творчество Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором отчетливо просматриваются библейские мотивы. Изображение трех ладоней в стихотворении — архетип трех составляющих человеческой души: разума, чувств и воли.
Источник символизирует Святого Духа, который является связующим звеном между человеческой душой и Богом, даже место действия, где происходят события поэмы, выбрано не случайно. Пальмы растут в оазисе Аравийской пустыни («степь арабской земли»), который, по легенде, был Эдемским садом — раем.
Лермонтов называет гордые пальмы, что символизирует человеческую гордость, указывает на наличие первородного греха.
Арабы в поэме, от топора которых гибнут ладони, являются символом сатаны, разорвавшего связь между человеком и Богом.
Основная идея произведения: гордость и отказ принять свою судьбу губительны для души человека.
Художественные приемы
Сюжет баллады очень динамичен, заинтриговывает читателя как забавный рассказ. «Tre Palme» — вообще очень элегантное стихотворение с точки зрения формы. Обращаем внимание, какие эпитеты выбирает автор, чтобы подчеркнуть конфликтность баллады. Высокие пальмы предстают перед нами в роскоши густых сочных листьев, ручей звонкий, свежий и щедрый, а веселый караван весь полон разноцветных платьев, рюкзаков, занавесок и блеска глаз. Автор умело создает напряжение тревоги по мере приближения путешественников к оазису, где их встретят три пальмы. Анализ строения стиха подчеркивает это настроение, глаголы и существительные преобладают в описании каравана. Песок «опускался на себя, как столб», полы палаток «болтались», араб «согревал» лошадь, которая «вскакивала и прыгала, как леопард», складки одежды «беспорядочно скручивались» и молодой человек «крича и свистя» бросил и схватил копье на лету. Мир и умиротворение этого рая безвозвратно разрушены.
Рассказ об убийстве
Используя персонификацию, Лермонтов превращает набросок лагеря путешественников в настолько драматичный рассказ о чувствах и смерти, что его сердце сжимается. С самого начала пальмы предстают перед нами как живые существа. Они, как люди, бормочут, молчат, потом благосклонно здороваются с пришельцами, кивают «двуглавыми головами», а когда топоры врезаются в корни, падают безжизненно. Автор сравнивает стволы с разорванными на части телами, подвергнутыми пыткам медленного сжигания, а листву — с разорванной и унесенной маленькими детьми одеждой. После этого перед нами предстает безжизненный статичный образ смерти и запустения.
Звукопись стиха
Аллитерационные и интонационные акценты поражают своей точностью. Паузы, вопросы, восклицания, смущение и медитация, передаваемые эллипсами, позволяют увидеть и почувствовать происходящее, пережить это эмоционально. Обилие звонких согласных соответствует истории безмятежной пальмовой жизни, а появление шипящих звуков предвещает грядущее вторжение в дисгармонию. Стихотворение написано трехногим амфибрахием, что по регулярности соответствует заявленному автором жанру — «восточная легенда» или, другими словами, притча.
Основная мысль
Поэзия — это философское размышление о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его значение нам неизвестны, они остаются загадкой, которую могут разгадать только высшие силы. Идея автора в том, что не нужно жаловаться на судьбу, нужно нести свой крест достойно и прямо, не прося вмешательства Бога в этот процесс. Все идет как надо, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже основная идея стихотворения.
Поэт также ставит вопрос, как прожить жизнь: тихо, спокойно, помогая людям из года в год, или блестяще, но кратко? Ладони, которые долго роптали на Бога, стали размеренными и кроткими, но это их не устраивало, и они начали жаловаться на несправедливость Бога по отношению к ним. Так что Бог дает им возможность жить яркой жизнью: к ним приходили путешественники, они развлекались, пальмы склоняли перед ними головы, а позже их ломали и использовали для костра. Увы, богатая и интересная судьба требует жертв со стороны человека, иначе и быть не может.
Средства выразительности
В балладе — рассказе о судьбе лирических героев — пальм — Лермонтов использует самые разные средства выражения. Поэма содержит:
- эпитеты (звонкий ручей, пышная листва, гордые пальмы, бесплодная земля, двуглавый);
- метафоры (песок закружился столбиком, сундук в огне);
- противоборства (люди — «дети», караван «шел, покачиваясь, как челнок в море»;
- олицетворения (пробивается родник, листья шепчут ревущим ручьем, пальмы встречают нежданных гостей).