Тема любви в творчестве Лермонтова

Любовь в лирике Лермонтова

Пылкий, страстный и восприимчивый молодой человек вскоре полюбил и начал писать стихи. К сожалению, на любовном фронте поэту не повезло. Поэтому тема любви в творчестве Лермонтова часто носит характер мученика, осужденного.

В 1829 году пятнадцатилетний поэт написал стихотворение «Ответ». Эта первая работа пронизана разочарованием, страданиями, слезами. Однако, в отличие от более поздних стихов, у него нет биографической основы. Написано в духе традиционных сентиментально-романтических условностей тех лет.

Екатерина Быховец

Любовные тексты Лермонтова Стихи

Быховец Екатерина Григорьевна приходилась Лермонтову дальней родственницей. Скорее всего, он познакомился с ней в доме ее тети, М.Е. Быховец, в период с 1838 по 1841 год. По словам Екатерины Григорьевны, она напоминала Лермонтова Лопухина, видимо, поэтому он и посвящает ей стихотворение «Нет, я не знаю» я тебя так страстно люблю… «. Таким образом, любовные тексты Лермонтова постепенно теряют свою силу, стихи вызывают еще большее желание утраченных чувств, жизнь великого гения подходит к концу.

У Быховца было много поклонников, к тому же из круга поэта. У него был смуглый цвет лица и карие глаза. Он сказал, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень весел. Однако с ней это было по-настоящему и почти всегда грустно. Скорее всего, это было предчувствие надвигающейся катастрофы. Екатерина Григорьевна была с ним в день дуэли, на его глазах прошли последние минуты великого поэта. Потом Быховец написал в своих воспоминаниях, что утром они поговорили, а потом пошли с Лермонтовым и общими друзьями на пикник.

Екатерина Александровна Сушкова

Тема любви в творчестве Лермонтова стала особенно ярко прорисовываться, когда он впервые влюбился. Его избранницей стала 18-летняя Екатерина Сушкова, черноглазая красавица, одетая по последней моде. Он познакомился с ней в 1830 году в Середниково, куда они переехали вместе с бабушкой Елизаветой Арсеньевой. На тот момент поэту было шестнадцать, поэтому Сушкова не относилась к ее чувствам всерьез, считая его мальчиком.

Тема любви в произведениях Лермонтова «Весна», «Итак, до свидания! Впервые этот звук…», «Черные глаза», «Когда голоса рассказывают вам сказку…», «Я один в тишина ночи »,« Лист лежит передо мной… »основано именно на чувствах к Екатерине Александровне. В «Черных глазах» автор утверждает, что нашел и рай, и ад в глазах своей возлюбленной.

Вскоре Сушкова покинула Москву. С Лермонтовым они познакомились только четыре года спустя. Обиженный поэт решил отомстить бывшей возлюбленной. Он влюбился в нее, из-за чего брак Сушковой с Алексеем Лопухиным, другом Михаила Юрьевича, был расторгнут.

Варвара Александровна Лопухина

Поэт познакомился с Варенькой весной 1832 года и влюбился без памяти. Это стало сильнейшей привязанностью Лермонтова. Именно Лопухина была идеалом женской красоты поэта. Он искал ее черты в других женщинах, с пылкой страстью пел в стихах.

Лермонтову так и не удалось полюбить никого сильнее Лопухиной. Тема любви для нее заняла особое место в ее творчестве. Это и стихи, посвященные ей и персонажам, прототипом которых и стал, и портреты, написанные поэтом. Лопухиной адресованы стихи: «Она не гордая красавица…», «Нас объединяет случайность судьбы…», «Оставьте ненужные заботы…». Лермонтов не забывает ее и в своих последующих произведениях: «Пишу вам случайно: правильно…», «Сон». Посвящения к стихотворениям «Измаил-бей» и «Демон» (1831 и 1838) также адресованы Лопухиной.

известно, что двоих связывала непростая и странная любовь. Лермонтов любил Варю, она откликалась на его чувства, но возникшее между ними недоразумение испортило им жизнь. До Лопухиной дошли слухи, что Лермонтов женился на Сушковой. В ответ на это она вышла замуж за Бахметова, но вскоре пожалела об этом, потому что по-прежнему любила Мишеля. К сожалению, ничего изменить не удалось.

Лермонтов частично воссоздал историю этой мучительной любви в «Герое нашего времени», в драме «Два брата», в неоконченной княжне Лиговской. В этих работах Варя стала прототипом Веры.

Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

На протяжении своей жизни автор неоднократно сталкивался с проявлениями безответного чувства любви, терзавшего и гнетущего душу юного поэта. Любовь к В.А.Лопухиной причинила поэту особенно большую боль. На фоне таких переживаний автор создает несколько трагедий и разочарований. Хотя на момент проявления любви к этому молодому человеку сам поэт был очень молод, его стихи пропитаны глубоким смыслом взрослого человека. Безответная любовь Лермонтова отражена в стихах, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После пережитых переживаний автор пишет, что любовь — это не всегда радостные переживания, а, наоборот, судьба человека на мученическую смерть. Влюбленный автор выражает свое разочарование так: «Моя душа должна жить в земном плену».

Несмотря на это, мелодия любви играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. В течение своей жизни поэт постигает красоту и гармонию любовных похождений, которым он не был подвержен. Страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной пронизывают все творчество поэта.

Вдохновляющие женщины

Словом, любовная лирика Лермонтова всегда ассоциировалась с грустью. Среди его вдохновителей следующие женские образы:

  • Екатерина Сушкова — первая любовь поэта. Девушка сразу обратила на себя внимание. Она была светской совой на несколько лет старше и не испытывала к нему жгучих чувств. Всю обиду безответной любви писатель передал в «Сушковском цикле», а именно в произведениях «Спасибо!», «Сушковой…». Екатерина не считала молодого человека супругом, и их отношения длились с 1830 по 1831 год. Спустя пять лет молодые люди познакомились. Лермонтов стал доблестным гусаром. Узнав, что Екатерина планировала выйти замуж за Лопухина, он поступил хитро и умело, скомпрометировав девушку на глазах у окружающих. В конце концов, он говорит, что не любил ее, а только отомстил за насмешки. Эта сказка легла в основу незаконченного интимного романа «Княгиня Лиговская».
  • Варвара Лопухина — главная любовь в жизни Лермонтова. Чувства молодых людей были взаимными, но родители девушки решили выдать ее замуж за помещика Н.Ф. Бахметьева. В связи с этим кардинально изменились любовные тексты. Вареньке поэт посвятил множество произведений. Таким образом, он является прообразом Веры в повести «Герой нашего времени», а в драме «Два брата» автор раскрывает тему неравных браков. Брак Лопухиной был несчастливым, муж очень ревновал и не мог забыть Лермонтова. Поэзия поэта в этот период манит нежностью и красотой, а произведения трогают глубины души. Автор понимает, что влюбленным не суждено быть вместе, поэтому пытается уйти от мира, от любви, окружая себя мученической смертью: «Моя душа не должна долго жить в земном плену…». После смерти Лермонтова женщина со временем ослабла, не захотела выздоравливать и умерла в возрасте 36 лет. Лермонтов увековечил историю их любви в романе «Сказки золотого века».
  • Екатерина Быховец — дальняя родственница Лермонтова, которого познакомила тетя. Женщина напомнила ему Лопухина — это видно по его творчеству: «Нет, я не люблю тебя так страстно…». Любовные тексты теряют былую силу, стихи наполнены грустью над утраченными чувствами, драматизмом. Только от Быховца Лермонтов был настоящим, но постоянно грустил, скорее всего, ожидал надвигающейся катастрофы. Женщина была с ним во время дуэли.

Любовные тексты — центральная тема в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. На его развитие повлияли его романтические отношения с женщинами. Главный герой его произведений страдает чувствами, но не теряет надежды на то, что девушка спасет его от одиночества.

Варенька Лопухина

В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов познакомился с русской дворянкой Варварой Александровной Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, и Лермонтов бережно хранил в своем сердце образ девушки до самой ее смерти. Их чувства в то время были взаимными, но родители девушки в 1935 году решили жениться на ней, найдя выгодную сторону — богатого помещика Н.Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.

Любовная лирика Лермонтова принимает новый оборот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтову посвящено множество своих произведений, стихов и поэмы «Демон». Она, Лопухина, стала прообразом Веры в рассказе «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В пьесе «Два брата» гений также говорит о неравных браках по расчету, имея в виду семью Барбары.

Возможно, Варенька была верной и послушной женой, но она не могла стать счастливой: ее муж ревновал и даже не позволял ему думать о Лермонтове. Но он не мог забыть поэта.

Лермонтов посвятил ей стихотворение «Она не гордая красавица».

После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов увидел Лопухину-Бахметеву. К тому времени она уже заболела, и ее зрение немного угнетало.

Лермонтов посвятил ей поэму «Дитя». В этот период любовные тексты Лермонтова были красивыми и нежными. Стихи затрагивают глубины души.

В 1841 году, когда Лермонтов умер, Варвара окончательно потеряла нервы, он не хотел восстанавливать силы ни в Москве, ни за границей, поэтому сильно ослабел и в 1851 году, когда ему было всего 36 лет, умер. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки золотого века».

Доклад: Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

Я не могу дать определение любви

Но эта страсть самая сильная! — быть влюбленным

Необходимость для меня; и я любил

Все усилия душевных сил.

Эти строки стихотворения «Июнь 1831 года, 11 дней» подобны эпиграфу к текстам Лермонтова, текстам «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И хотя Лермонтов вошел в русскую поэзию как прямой наследник Пушкина, эта вечная тема — тема любви — казалась ему совсем другой. «Пушкин — дневной свет, Лермонтов — ночной свет нашей поэмы», — писал Д. Мережковский. И действительно, если для Пушкина любовь — источник счастья, то для Лермонтова она неотделима от печали. У Михаила Юрьевича причины одиночества, противостояние непокорного героя с «нечувствительной толпой» пронизывают поэму о любви, в его художественном мире всегда трагично высокое чувство.

Лишь изредка в стихах молодого поэта мечта о любви сливалась с мечтой о счастье:

Ты бы меня примирил

С жестокими людьми и страстями, —

написал, имея в виду НФИ — Наталью Федоровну Иванову, в которую он был страстно и безумно влюблен. Но это всего лишь примечание, больше не повторяющееся. Весь цикл стихов, посвященных Ивановой, — это история безраздельного и обиженного чувства:

Я не достоин, может быть

Твоя любовь; Мне не нужно судить,

Но ты вознагражден обманом

Мои надежды и мои мечты

И я скажу что ты

Я поступил несправедливо.

Перед нами они как страницы дневника, где запечатлены все нюансы переживаний: от безумно мигающей надежды до горького разочарования:

И куплет сумасшедший, куплет до свидания

Я бросил это тебе в альбом,

Как единственный след, грустный,

Который я оставлю здесь.

Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятным, но это только укрепляет в нем сознание своего выбора, судьбу другой, высшей свободы и другого счастья — счастья творения. Замыкающее цикл стихотворение — одно из красивейших Лермонтова — не только прощание с женщиной, но и освобождение от унизительной и порабощающей страсти:

Вы забыли: я свобода

Не откажусь от разочарования…

Контраст между высоким настроением героя и «предательским предательством» героини заключается в самой структуре стиха, пропитанной столь характерными для романтической поэзии антитезами:

И весь мир ненавидел

Любить тебя больше…

Этот типично романтический прием определяет стиль не только стихотворения: все тексты поэта построены на контрастах, противопоставлениях. А рядом с изображением «мутировавшего ангела» под пером возникает еще один возвышенный и идеальный женский образ:

Я видел твою улыбку

Он обрадовал мое сердце…

Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой поэт не угасала до конца своих дней. Очаровательная внешность этой доброй и одухотворенной женщины предстает перед нами и в живописи, и в стихах Михаила Юрьевича:

.. все его движения,

Улыбки, выступления и особенности

Так полон жизни, вдохновения,

Так полон чудесной простоты.

Но в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит та же причина разлуки, роковая неосуществимость счастья:

Нас случайно объединила судьба

Мы нашли друг друга,

И душа подружилась с душой,

По крайней мере, двое из них не закончат поездку!

Почему так трагична судьба влюбленных? Известно, что Лопухина откликнулась на чувства Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград. Ответ, вероятно, заключается в том, что «роман в стихах» Лермонтова не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности счастья в этом жестоком мире, «среди льда, среди безжалостного света». И снова мы сталкиваемся с романтическим контрастом между высоким идеалом и низкой реальностью, в которой он не может быть реализован. Поэтому Лермонтова так привлекают ситуации, наполненные чем-то роковым. Это может быть чувство, которое восстало против власти «светских цепей”:

Мне грустно, потому что я люблю тебя

И я знаю: цветет твоя юность

Коварное преследование не пощадит слухов.

Это может быть пагубная страсть, изображенная в таких стихах, как «Дары Терека», «Морская царевна”.

Размышляя над этими стихами, невозможно не вспомнить знаменитую «Велу”:

Увы! Он не ищет счастья…

Эту строчку занимают другие:

Какова жизнь поэта без страданий?

А какой океан без шторма?

Герой Лермонтова как бы убегает от безмятежности, от покоя, за которым для него — мечта души, угасание самого поэтического дара.

Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в ее здравом смысле. Духовное родство возникает здесь вне «всего земного», даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним многообещающее стихотворение «Сон». Это даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно это помогает понять, что такое любовь героя Лермонтова. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь на свете, как называется стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова.

«Она не гордой красотою…»

Это основа первых стихотворений, посвященных Вареньке Лермонтову. Тема любви для нее — центральная в ее творчестве. По мнению литературоведа Николая Бродского, в стихотворении Лермонтов сравнивает двух любимых женщин — Лопухину и Иванову. Образ героини расходится с идеалом светской красоты. Автор рисует идеальную женщину, покоряющую не своей внешней красотой, а внутренней красотой.

Противопоставление «гордая красота — чудесная простота» — основная идея произведения. «Гордая» означает неприступная, позволяющая любить себя, но не испытывающая взаимных чувств.

Наталья Федоровна Иванова

В 1831 году Лермонтов заинтересовался дочерью известного московского писателя Иванова. Наташа откликнулась на чувства поэта. Девушке льстило то, что ей посвящали стихи, уже тогда полные боли и страданий. Однако она не относилась к Михаилу всерьез, а заодно играла с ним, ожидая более прибыльного супруга.

Любовь в текстах Лермонтова стала одной из главных в 1831-1832 годах. Он посвятил Наташе Ивановой стихи «Прости, мы больше не встретимся…», «Я не могу томиться на родине…», «Измученный тоской и болезнью…», «Не ты, но виновата судьба «. Мотив безответной любви, страдания и боли пронизывает все стихи.

«Я не унижусь пред тобою…»

Это стихотворение также посвящено Наташе Ивановой, в которую был влюблен Лермонтов. Поэт пишет о безответной, горькой, мучительной любви. Выше мы говорили, что Иванова не воспринимала его как потенциального супруга, но он этого не знал. Вдохновленный, Лермонтов писал ей стихи. Вскоре она поняла, что для Наташи это всего лишь мимолетное увлечение, когда увидела, что флиртует с другими. Он упрекает свою возлюбленную в том, что она его обманула, отняла время, которое он мог посвятить творчеству: «Кто знает, может те моменты, / Что прошло у твоих ног, / Вдохновение забрал!»

Тема любви в творчестве Лермонтова стала болезненной после того, как Наталья его предала. Однако он по-прежнему любит ее, называя «ангелочком». Это стихотворение стало прощанием — Лермонтов больше не писал стихов Ивановой.

Любовные произведения

Автор передает страсти и разочарования, пережитые его творениями. Итак, стихотворение «Сонет» заставляет задуматься о том, что такое любовь. Автор в произведении противопоставляет мечту и реальность, проводит грань между возвышенным и земным, настоящим.

Поэма «Валерик» демонстрирует всю трагедию любви Лермонтова и непонятный ему идеал. В произведении возникает образ неверной любви. Юный поэт часто погружался в вихрь сильных переживаний, но горел, так как не получал реакции от избранных. Любовные тексты наполнены желанием и чувством безответной любви.

Лирический герой стихов:

  • Одинокий человек, противостоящий всему миру.
  • Он ни в чем не может найти утешения.
  • В любовных делах преследуют предательство и измену.

Интимные тексты Лермонтова демонстрируют полное разочарование классика в любви, которое оказалось для него романтическим идеалом.

Из-за одиночества и отвержения он чувствует смятение в своей жизни.

Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности

Тема любви Лермонтова прослеживается в его первом и последующих произведениях. Словом, это ощущение можно найти во многих стихах поэта.

Конечно, в подростковом возрасте переживания не доставляют Лермонтову радости, как он говорит в одном из своих произведений:

«Любовь не окрашивает мою жизнь.

это похоже на чумное пятно

Сердце горит, даже если темно».

Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему еще не было 17 лет. Но ясно, что переживания автора глубоки.

Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, результатом является авторское неприятие всего:

«Ты знаешь покой и забвение

Мне не нужно!».

Проблема в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу любимой. Он не рыцарь и не готов покорять даму:

«И я мог быть счастлив; но почему

Ищите условия счастья в прошлом!».

«Я не унижусь пред тобою…»

Это стихотворение также посвящено Наташе Ивановой, в которую был влюблен Лермонтов. Поэт пишет о безответной, горькой, мучительной любви. Выше мы говорили, что Иванова не воспринимала его как потенциального супруга, но он этого не знал. Вдохновленный, Лермонтов писал ей стихи. Вскоре она поняла, что для Наташи это всего лишь мимолетное увлечение, когда увидела, что флиртует с другими. Он упрекает свою возлюбленную в том, что она его обманула, отняла время, которое он мог посвятить творчеству: «Кто знает, может те моменты, / Что прошло у твоих ног, / Вдохновение забрал!»

Тема любви в творчестве Лермонтова стала болезненной после того, как Наталья его предала. Однако он по-прежнему любит ее, называя «ангелочком». Это стихотворение стало прощанием — Лермонтов больше не писал стихов Ивановой.

Любовь и творчество поэта

Любовь в текстах Лермонтова пропитана немного другими красками, кроме простого проявления человеческих ощущений. Проявление в человеке страстной любви и горькой тоски автор рассматривает скорее как мирские порывы. В его ощущении тема любви приобретает роковые черты, отраженные им в его стихах: «Меня спасло вдохновение, мелкое тщеславие, но в самом счастье нет спасения от души моей». Этими строками поэт пытается передать читателю всю мощь вдохновения, которое намного мощнее сил любви. Его работа для него самого — спасательный корабль в море страстной страсти и бушующих любовных переживаний.

Тема любви в творчестве Лермонтова представлена ​​как глубоко безответное чувство. Горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта из-за женщины, к которой он воспламенился этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Вся трагедия разрыва с любимой становится причиной зарождающейся в душе поэта противоречивой борьбы между мечтой и действительностью. Такое восприятие лирического романтизма и преподносит нам автор. Возникающая в результате горечь безответных чувств гасит огонь любви Лермонтова и оставляет в его памяти горький осадок.

Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и смысле смерти. Будучи совсем молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о быстротечности жизни и о том, что он успел все сделать за отведенное ему время. Эти переживания отражены и в опере поэта. Произведения поэта полны грустных и горьких мотивов душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но сложившийся образ жизни отбрасывает любовные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова