Сочинение: «Мцыри – романтический герой (по одноименной поэме М

Общая характеристика романтического героя

Чтобы ответить на эти вопросы и охарактеризовать Мцыри как романтического героя, рассмотрим основные критерии, по которым литературный персонаж может быть отнесен к этой категории. Романтизм известен как литературное направление, зародившееся в начале 19 века. Эта тенденция предполагает присутствие исключительного героя при определенных обстоятельствах. Романтическому персонажу свойственны одиночество, разочарование в общепринятых идеалах, трагедия и даже бунт. Этот герой вступает в открытое противостояние с обстоятельствами, в которых он оказался, с окружающими его людьми. Он стремится к некоему идеалу, но остро чувствует двойственность бытия. Романтический герой протестует против общепринятых правил.

Основная идея, которую поэт развивает в произведении, — это смелость и протест, что само по себе предполагает наличие персонажа, например, романтического героя. «Мцыри» не содержит любовного мотива. Это отражено только в коротком эпизоде, где главный герой встречает грузинскую женщину в горном ручье. Однако главный герой, сумев преодолеть соблазн юного сердца, делает выбор в пользу свободы. Ради этого идеала он отказывается от личного счастья, что тоже характеризует Мцыри как романтика.

мцыри романтический герой лермонтова

«Образ Мцыри» − сочинение для 8 класса

Опция 1

В стихотворении «Мцыри» великий поэт Михаил Лермонтов описал образ мятежного и свободолюбивого молодого человека с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил настойчивость и мужество, чтобы обрести свободу, о которой мечтал всю свою жизнь.

Мальчик жил в глухом послушном монастыре. Этот монастырь стал для него тюрьмой. С детства был серьезен и собран. Одиночество свело Мцыри с ума, и в ненастную ночь ему удалось бежать.

В стихотворении хорошо видна мужественность и воинственность героя. Он не боялся драться с леопардом, он три дня голодал. Ничто не могло сломить его жажду свободы, он не сожалел о том, что сбежал, напротив, его еще более неистово тянуло к свободе. В эти мучительные дни он увидел и почувствовал жизнь, чего не мог видеть в монастыре много лет. Мцыри понял: смысл жизни не в существовании, а в борьбе. Нужно бороться за свою личность, за право называться человеком.

Чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор повествует от имени героя, в форме признания. Поэтому читатель глубже проникается его чувствами и понимает, почему.

Молодой человек по натуре страстный, не стесняется своих чувств и эмоций. Его природа поэтична. Его имя означает «иностранец» на грузинском языке, что отражает его одиночество и неприятие. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему нужно найти свою родину. Однако он вырос взаперти и не может найти дорогу в одиночку. В сцене с леопардом показано, сколько неизрасходованных сил есть у этого мальчика, к сожалению, им суждено исчезнуть вместе с ним.

В конце стихотворения Мцыри умирает. Ему так и не удалось добраться до родного Кавказа. Но в то же время обстоятельства, при которых он стал заложником, не могли сломить его дух и ожесточить его душу.

Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его яркими эмоциями и переживаниями, а читая стихотворение, невольно проникаешься состраданием к нему.

Вариант 2

Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 году, повествует читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, его побеге из монастыря и последующей смерти. Главные герои произведения сведены к минимуму: это сам Мцыри и его престарелый учитель-монах. Образ Мцыри в стихотворении Лермонтова фундаментален: благодаря ему раскрывается основная идея произведения.

Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых был выбран жанр. «Мцыри» написано в форме признания, и главному герою дается возможность сказать самому себе. От своего имени автор добавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри был привезен в монастырь ребенком из раздираемого войной горного села, перенес тяжелую болезнь и воспитывался послушником. Правда, даже из этого краткого описания можно составить представление о том, как автор относится к образу своего героя: он описывает его с безоговорочной симпатией. Так, говоря о болезни ребенка Мцыри, Лермонтов пишет: «Но в нем есть болезненная болезнь / Тогда у него развился сильный дух».

Мцыри «движим смутной тоской», асоциальнен и в то же время обладает сильным духом: это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор оставил ему. Благодаря этому изображение приобретает глубину и искренность, читатель, следуя за автором, может заглянуть в потаенные уголки души героя и произвести на него безошибочное впечатление.

Что такое Мцыри? Первое, что замечаешь в его характере, — это страсть и жгучее желание жизни: «В чем тут нужда? Ты выжил, старик! / Ты жил — я мог бы жить! «Его речь полна риторических вопросов и восклицаний (их в стихотворении больше десятка), она поэтична и образна. Мцыри не стесняется« кричать и плакать », испытывая боль, ему не стыдно рассказывать о своем страх и радость. Он с острым любопытством смотрит, как природа открывается перед ним. Все, от легкого дуновения полуденного бриза до сильной бури, пробуждает в его душе ответ.

Божий сад расцветал вокруг меня;

Радужное платье из растений

Храните следы небесных слез

И завитки виноградных лоз

Свернувшись калачиком, красуется на деревьях…

Об этом мог сказать только человек с тонкой, поэтической натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с лучшей стороны. Перед читателем висит образ молодого человека, тонко воспринимающего этот мир, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего чудесный период молодости.

Но в то же время образ героя Мцыри — это образ, несущий на себе отпечаток трагической двойственности. Чтобы понять это, необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранному Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински не только «новичок», но и «иностранец».

Так мало-помалу, через название, в стихотворение вводится романтический мотив одиночества и отвержения.

Мцыри не привыкать к тому, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и все земные радости, не могут понять его страстную природу. Жизнерадостность Мцыри, его стремление к свободе и счастью вызывают у них только недоумение; недаром преподобный не раз прерывал исповедь Мцыри. Но даже совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но характер Мцыри таков, что он не может довольствоваться малым. Приходи домой, домой! — вот чего он действительно хочет. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине леса

Заблудился при виде горы

А потом он начал отклоняться от пути.

… Я начал лазить по деревьям;

Но также на краю небес

Это был тот же зубчатый лес.

Мцыри заблудился, его родной Кавказ так близко: он его видит и в то же время невероятно далеко, потому что Мцыри не знает дороги. У него нет природного инстинкта, с помощью которого он мог бы найти свой путь через темный лес, многие годы запертые в монастырских стенах отвергали этот инстинкт. А кто ждет Мцыри в родном селе, но какое-то время в руинах? Его близкие мертвы, он был последним, гордым, но одиноким пленником обстоятельств. Внешне наполненный жизненной силой и устремлением, внутри Мцыри находится «тюремный цветок», для которого воздух свободы был разрушительным. Постепенное осознание этого факта самим героем поднимает образ Мцыри на вершины трагического образа:

.. Я тогда понял,

Какой след моей родины

Никогда не позировать…

Чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с леопардом и предсмертный бред героя. Они, каждый по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой видно, сколько неизрасходованных сил, которые можно было бы использовать во благо, спрятано в Мцыри. И все это обязательно погибнет! Здесь образ Мцыри сливается в видении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. У его современников, таких как Мцыри, было много идей и стремлений, но, как и у Мцыри, им не хватало сил для их воплощения.

Перед смертью Мцыри видит сон, в котором он разговаривает с золотой рыбкой. Эта рыба предлагает ему забыть себя, крепко спящим на дне озера, обещая ему покой, «свободную жизнь» и его любовь. Но нужен ли Мцыри мир? Нет, единственное, что его действительно интересует, — это его родина, и ни страх смерти, ни какое-либо искушение не могут заставить его забыть о ней. Перед смертью он смотрит на Кавказ, надеясь, что «Может, он со своей высоты попрощается со мной / Он попрощается со мной, / Он пришлет его с прохладным ветерком…».

так из небольших сцен формируется художественно точный образ главного героя поэмы «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и непрерывным, и в то же время очень разносторонним молодым человеком, судьба которого могла сложиться совершенно иначе. Обстоятельства погубили его, но они не могли их подчинить, они не могли даже озлобить его природную душу, близкую к природе. Перед смертью он приветствует далекие родные горы и выражает надежду, что «Я усну / И никого не проклинаю!».

Вариант 3

Считаю его стихотворение «Мцыри» одним из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении ярко отражены исследования писателя и жизни автора, его непростые мысли, философские вопросы, которые ему самому было трудно решить. Лирический герой стихотворения ненавидит любые проявления несправедливости, пытается найти правду.

Кроме того, стихотворение Лермонтова «Мцыри» показывает большие чувства — дружбу и любовь. Природа оживает в своих линиях. Главному герою этого произведения не хватает идеала, мечты о своей далекой и почти невидимой родине. Молодой альпинист, сбежавший из монастыря, тоскует по своему дому. И этот образ малой родины очень напоминает образ бури в стихотворении Лермонтова «Парус».

Во время пребывания на Кавказе поэт был поражен величием природы и бытом местных жителей. Все это отражено в поэме «Мцыри». Образ монастыря, из которого сбежал главный герой, выглядит довольно тревожным, словно это не монастырь, а тюрьма. Он ограничивает свободу, не дает человеку думать и действовать так, как он считает нужным. Этим и был оправдан побег главного героя поэмы Лермонтова «Мцыри».

Мцыри был храбрым и сильным, как и все горцы. В его памяти отчетливо сохранились края близкие и родные сердцу. И хотя в душе он еще ребенок, у главного героя хватит смелости совершить столь смелый и решительный поступок. Он решил сбежать давным-давно и долго готовился к этой поездке. Поэма Лермонтова «Мцыри» о жажде свободы, стремлении к ней.

Вариант 4

Мцыри, в переводе с грузинского — новичок.

Кавказская молодежь попала в руки россиян. По дороге он заболел и был оставлен лечиться в монастыре. М мечтает обрести свободу, сбежать из монастыря, где чувствует себя рабом. Все произведение построено как монолог-исповедь молодого человека. Перед смертью он рассказывает старому монаху о трех счастливых днях, которые он провел на свободе. М близок к природе как царству естественности, свободы и красоты.

Природа в поэзии полна оживления, огромной и загадочной жизни. М окружен голосами, шепотом и мыслями природы, и он умеет их понимать. М не смог добраться до своей идеальной родины или даже найти способ добраться до нее. Но дни, проведенные молодыми людьми за стенами монастыря, на свободе, в поисках этого пути, даны как точка опоры всех возможностей жизни: ее радостей, опасностей, борьбы. Его взволновала молодая грузинка, которую он встретил на улице, победив леопарда. Однако после трех дней свободы М снова оказывается в монастыре.

Его стремление к свободе не исчезает, и для него есть только один выход: умереть.

В пути он заболел, «с едой был знаком и умер тихо, с гордостью”.

Один из монахов держит мальчика с собой. Вначале он жил отдельно от всех, «бродил молча, один, смотрел, вздыхая, на восток». Он крестился и вскоре должен был дать монашеский обет. Но в одну осеннюю ночь молодой человек исчезает. Его искали три дня, потом «в степи нашли его без чувств». Мцыри слаб, худ и бледен, «как будто он долго работал, болел или голодал». «И его конец был близок; тогда монах пришел к нему». Мцыри признается: «Я мало жил и жил в неволе. Если бы я мог, я бы променял эти две жизни на одну ». Его душа звала «в тот чудесный мир тревог и битв, где скалы прячутся в облаках, где люди свободны, как орлы”.

Мцыри не просит прощения, он говорит, что смерть его не пугает, он спрашивает, почему старик спас его от смерти в детстве. Я видел Родину, свой дом, друзей, близких и не нашел только милых душ — могил! Затем, опустошенный, не проливая зря, я поклялся в душе: пусть хоть на мгновение однажды ты прижмешь мою пылающую грудь с желанием к другой груди, пусть и не знакомой, но дорогой. Увы! Теперь эти мечты исчезли во всей своей красе, и, поскольку я жил в чужой стране, я умру рабом и сиротой. Затем он добавляет, обращаясь к старику: «Пусть теперь тебя ненавидит прекрасный свет: ты слаб и седой, и ты потерял привычку к желанию». В чем необходимость? Ты выжил, старик! Тебе есть что забыть в этом мире, ты жил, я мог бы жить! Мцыри рассказывает о том, что видел в природе: сочные поля, зеленые холмы, темные скалы и вдалеке, сквозь туман, заснеженные горы своей далекой родины.

Мцыри говорит, что сбежал из монастыря ночью во время грозы. Пока монахи, падая ниц, молят Бога уберечь их от опасности, бурное сердце Мцыри живет дружбой с бурей. Как сон, перед ним проносятся воспоминания о родных горах, поднимается образ его отца, храброго воина с гордым взором. Мцыри представлен звуком его кольчуги, великолепием его оружия. Он помнит Мцыри и песни своих молодых сестер и решает во что бы то ни стало найти дорогу домой. «Вы хотите знать, что я делал, когда был свободен? Я прожил — и моя жизнь без этих трех счастливых дней была бы печальнее и мрачнее твоей беспомощной старости ». На природе Мцыри любуется пустыней, спускается с горного ручья, чтобы утолить жажду, видит красивую молодую грузинку. Ее «темные глаза были так глубоки, так полны тайн любви, что мои задорные мысли смутились». Девушка исчезает.

Мцыри засыпает и видит ее во сне. Просыпаюсь, продолжая путь, заблудившись в дороге. На поляне он видит леопарда, вступает с ним в битву, побеждает его. «Но теперь я уверен, что смогу оказаться в стране отцов, а не последних смельчаков». Сражаясь с леопардом, сам Мцыри уподобляется дикому зверю: «Как будто я сам родился в семье леопардов и волков”.

Мцыри уважает своего противника: «Он встретил смерть лицом к лицу, как воин следует в бою!» Тело Мцыри изрезано когтями леопарда, поэтому Мцыри понимает, что не может добраться до своего дома и ему суждено умереть «в расцвете сил, едва глядя на свет божий» и «отнять стремление к Родине».. святого с ним «. Мцыри теряет сознание. Они его находят. Мцыри не боится смерти, его печалит только то, что его не похоронят на родине. «Увы! — за несколько минут среди крутых и темных скал, где я играл в детстве, я бы променял небеса и вечность». Он просит похоронить его в саду, откуда «и Кавказ виден”.

В чем для Мцыри смысл жизни?

Увы! — на несколько минут

Между крутыми и темными скалами.

Где я играл в детстве

Я бы променял небеса и вечность…

М. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов в молодости отдает дань уважения романтизму, создавая в своих произведениях образы верных и мужественных, решительных и несгибаемых борцов. По большей части они умирают, но не изменяют себе, своему идеалу.

Я знал только силу мысли,

Одна, но пылкая страсть.

Он назвал мои мечты

От удушающих клеток и молитв

В том чудесном мире бед и битв,

Где скалы прячутся в облаках

Где люди свободны как орлы.

Я страстный в темноте ночи

Сыт со слезами и меланхолией.

Это герой поэмы «Мцыри». Он мечтает о побеге из монастыря, который воспринимает как тюрьму. Жизнь для Мцыри — это борьба, а не спокойное и сытое существование, вдали от трудностей и тревог. Размеренная и спокойная жизнь монастыря не убила мечту героя освободиться, с детства окунуться в атмосферу семейной полубивакной жизни. Мцыри — дитя природы, он прекрасно понимает ее звуки, чувствует свою кровную связь с окружающим миром свободы и красоты.

Божий сад расцветал вокруг меня;

И снова я упал на землю

И снова стал внимательно слушать

Волшебным и странным голосам;

Они шептались в кустах

Как будто они говорили

О тайнах неба и земли.

Но сильнее любви к природе, женщине жажда найти потерянную родину звенит в Мцыри. Ради заветной цели готов терпеть любые невзгоды:

В знакомом сакле светится

Он дрожал, потом снова умер:

Я хотел . но я иду туда

Он не осмелился подняться. У меня есть цель —

Иди в родной город—

У меня была душа, и я победил страдания голода, как мог.

Не вина, а несчастья героя, которому не суждено было бежать на родину, осуществить свою заветную мечту, ласкаемую «слезами и тоской». Герой понимает, что «тюрьма наложила на него свою печать…» И нет смысла жить, как не освобождаться. Мцыри не может и больше не хочет оставаться в тюрьме-монастыре, предпочитая смерть растительности. Но умирая, герой хочет увидеть свою далекую и недоступную родину. Тело умирает, но дух не ломается.

Он привел меня туда, чтобы посадить.”

Оттуда тоже виден Кавказ!

Возможно, это с его высоты

Он пришлет мне до свидания,

я подумаю, мой друг

брат склонился надо мной.-что

она поет мне тихим голосом сладкой страны…

Мцыри как романтический герой

Мцыри как романтический герой поэтического сочинения Мцыри Лермонтова

План

1. Романтические образы Лермонтова.

2. Мцыри как романтический герой

2.1. Прошлое героя.

2.2. Жизнь в неволе.

2.3. Стремитесь к свободе.

3. Мцыринская трагедия.

М. Ю. Лермонтов — незаурядный писатель и поэт, создавший множество ярких романтических образов. Это скучающий путешественник Печорин, ревнивый мститель Арбенин и свободолюбивый бунтарь Мцыри. Эти столь непохожие друг на друга герои близки в одном: они находятся в постоянном поиске, они любят свободу, они борются за свои идеи.

Мцыри — главный герой одноименного стихотворения. Как и все романтические герои, он в некоторой степени мечтатель и полон энтузиазма. Но в то же время Мцыри — сын высокогорья. В детстве он был схвачен русским генералом после боя. Во время тяжелого путешествия мальчик заболел и был отдан на попечение монахов. Те уехали из Мцыри и выросли христианами. Ребенок забыл свой язык и культуру, его начали насильно готовить к постригу.

Монастырь для юноши стали отождествлять с тюрьмой. Он понимает, что у него отняли прошлое и настоящее, что решения принимаются за него, что он не свободен в своем выборе. Ночью юноше снятся запутанные образы из прошлой жизни. Он хочет освободиться, он хочет увидеть жизнь, скрытую за монастырскими стенами. И Мцыри решает бежать.

Несколько дней монахи искали беглеца и в конце концов нашли на поляне полуживого человека. Молодого человека переводят в камеру, где он признается перед смертью. Мцыри рассказывает, как красиво он дышал на природе. Увидев родное пространство, он наконец вспомнил свою семью и свой язык, своего отца и своих братьев с ружьями в руках. Юноша очень чутко относится к природе и восхищается ее красотой. Для него жить означает наслаждаться каждой травинкой, каждым проблеском солнца. Здесь вообще молодой человек впервые испытывает романтические чувства к грузинской девушке, которую случайно встречает у водотока. Его сердце влечет его к ней, но он сдерживает свои порывы и отправляется на поиски ее дома.

Хотя Мцыри — романтический герой, он прежде всего свободолюбивый патриот. Любовь к родному аулу и к красивой девушке для него неразделимы, жажда свободы и личное счастье соединяются в единственном желании его сердца. Молодой человек силен и отважен, бесстрашно вступает в бой с диким животным и побеждает, несмотря на усталость и кровоточащие раны. Герой поглощен мыслью: обрести свободу, найти свой дом. Но этим чаяниям не суждено сбыться.

Юноша осматривает стены ненавистного монастыря! Мцыри понимает, что вернется в тюрьму. Как и все романтические герои, молодой человек одинок в своей боли, он еще один человек. Его надежды обрести счастье в родном селе также недостижимы, потому что там его никто не ждет. Родственники Мцыри мертвы, но односельчанам он покажется чужим, не таким, как все. Перед смертью молодой человек просит, чтобы его похоронили за стенами монастыря, на свободе, и сожалеет о том, что смог хоть на мгновение почувствовать себя счастливым. В этом вся трагедия романтического образа Мцыри. Его необузданное стремление к любви и свободе разбивается о реальности жестокого мира. Подышав свежим воздухом независимости, он снова становится рабом и умирает за решеткой.

Главные ценности персонажа

В горячей страсти он объединяет стремление к свободе и любовь к Родине. Для Мцыри монастырь, в стенах которого он провел столько времени, оказывается тюрьмой. Клетки кажутся удушающими. Монахи-хранители выглядят трусливыми и жалкими, а он считает себя пленником и рабом. Здесь читатель видит мотив протеста против установленных правил, который также характеризует Мцыри как романтического героя. У него есть непреодолимое желание обнаружить, что «по воле или в тюрьме мы родились в этот мир», возникновение которого было вызвано страстным желанием стать свободными.

Воля для главного героя — настоящее блаженство. Именно из-за своей искренней любви к своей Родине Мцыри готов бороться за нее. Произведение не раскрывает полностью мотивы героя. Однако они ощутимы по косвенным намекам. Главный герой вспоминает своего отца и его знакомых как доблестных воинов. Дело не только в том, что он мечтает о битвах, в которых побеждает. Несмотря на то, что на своем жизненном пути Мцыри ни разу не ступил на поле боя, по духу он воин.

История создания

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст: события, которые привели к заключению Мцыри в тюрьму. В России первая половина 19 века — эпоха завоевания кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горских народов православию и царской власти. Вполне можно представить, как осиротевший после очередной битвы грузинский мальчик попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры — таким было детство художника П.З. Захарова. Есть намеки на то, что Лермонтов взял за основу сюжета историю монаха, которого он встретил на военных дорогах Грузии. Автор обратился также к местному фольклору, о чем свидетельствует сцена битвы с леопардом: в основе этого эпизода лежит популярная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. В нее были внесены значительные изменения, чтобы избежать запрета цензуры. В основном были сняты фрагменты, в которых особо превозносится свобода или звучат антиправославные мотивы.

Романтизация природы

Образ природы играет важную роль в поэзии Михаила Юрьевича. На красоту Кавказа можно взглянуть сквозь призму взора героя, удивленного каждой травинкой на лугу. Здесь красота окружающего мира контрастирует с образом жизни героя.

Приметы романтического героя

Глядя на горные хребты, юноша вспоминает свои детские годы на Кавказе. Когда он убегает, он чувствует единение с природой, так как чувство свободы охватило его душу. Даже когда Мцыри понимает, что заблудился, он не обращается к людям за помощью, а подчиняется собственным инстинктам, которые его разочаровали.

Открывающиеся перед читателем живописные образы показывают, насколько Лермонтов был чутким и внимательным к природе и ее изменениям. Кроме того, автор грандиозно описывает борьбу Барса и молодежи, детализируя движения каждого из них, придавая стихотворению драматический эффект.

Мцыри был психически и физически слаб из-за длительного пребывания в «тюрьме», и это было основной причиной, по которой он не смог достичь своей цели.

Сочинение: Мцыри — романтический герой (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)

(449 слов) Формирование художественно-творческого вкуса «Я» М.Ю. История Лермонтова произошла в эпоху романтизма, когда это направление было широко распространено. Поэтому многие его работы несут на себе отпечаток романтизма. Одно из самых известных произведений автора — поэма «Мцыри», в которой образ главного героя может служить ориентиром для литературного критика. Содержит основные романтические черты.

Во-первых, побег Мцыри — это его протест. Перед нами романтический герой, бунтарь, герой, беглец. Мцыри был свободен всего три дня. Казалось бы, он так мало видел, но это время было ему дорого. Он восхищался красотой кавказской природы, величием древних высоких гор, видел, как красивая грузинка наполняла кувшин воды и дралась с леопардом. В этих коротких эпизодах Мцыри прожил всю свою жизнь. Осуществив свою мечту, пусть даже на короткое время, он обретает покой и гармонию, которые достигаются единением с природой. Неслучайно он сбежал из монастыря во время шторма. Именно в тот момент, когда все монахи стали в страхе молиться, Мцыри удалось бежать. То, что напугало монахов, вызвало в юноше чувство братства, сходство с грозной стихией. Такая дружба «сердца буйного и бури» еще раз подчеркивает мятежный, даже демонический характер Мцыри.

Во-вторых, любое романтическое произведение немыслимо без повода для любви, и поэтому Лермонтов заставил сердце своего героя забиться быстрее, когда он впервые увидел женщину. Мцыри никогда раньше не знала любви, но ее чувствам нельзя не поверить. Но его настроения не получили дальнейшего развития, ведь настоящий романтический герой всегда одинок и жаждет только идеала.

В-третьих, герой эпохи романтики обладает выдающимся и нереальным набором качеств и навыков. Таким образом, смелость и стойкость Мцыри ярко проявились в эпизоде ​​битвы с леопардом. Мцыри хотел тяжелых физических и душевных переживаний, он хотел испытать весь спектр чувств. Похожее испытание — схватка с леопардом. Мцыри оказался способным не на одного новичка. Он не боялся смерти, потому что понимал, что возвращение в рабство — это вечное желание, продолжение страданий. В этом проявление редкости Мцыри как личности.

В-четвертых, у новичка есть особые жизненные ценности, главная из которых — свобода. За эти три дня свободы Мцыри испытала все те переживания, которые помогают людям жить настоящей и полноценной жизнью: она знала любовь и боролась с кем-то в превосходстве сил. Лучше Мцыри умереть свободным, чем вернуться в монастырь. Возможно, его судьба была бы менее трагичной, если бы он действительно умер свободным, но он возвращается в монастырь. Последние несколько дней, которые он пытался выбраться, должно быть, прошли. Поэтому его слова звучат так обреченно:

«И пока я жил, на чужбине умру рабом и сиротой”.

Наконец, Мцыри, как настоящий романтический герой, достойно принимает крах своей мечты, надеется на светлое будущее. Он смело смотрит смерти в лицо, совершенно не раскаиваясь в содеянном. Поэма «Мцыри» — гимн мужеству и бесстрашию тех, кто искушает судьбу, не боится рисковать, хочет «учиться волей или тюрьмой. Мы родимся в этом мире”.

Проблематика поэмы

В этом стихотворении Лермонтов поднимает множество проблем:

  • Свобода.
  • Любовь.
  • Одиночество.
  • Война.

Свобода выражается в глобальном смысле, как зависимость Грузии от России, а также желание молодого человека освободиться от картины и обрести счастье. Он чувствовал большее единение с природой, чем со священниками, поэтому три дня, проведенные на природе, были для него сравнимы с раем.

Мцыри был одинок, единомышленников у него не было, так как его окружали только священники. Он должен был подчиняться правилам монастыря, и то же самое повторялось каждый день. Герой больше не мог жить в рутине печали и увядания, поэтому побег стал его спасением.

Юноша тосковал по любви и удовольствиям, вспоминая свою семью и родные города, надеясь снова испытать это чувство. В своих воспоминаниях он нашел радость для души и смысл жизни, благодаря которой решил сделать отчаянный шаг.

В этом произведении прослеживается и тема войны, ведь именно она разделила Мцыри со своей семьей и повлияла на судьбу. Для нее он родился, и это было его судьбой как мужчиной. Драка между Грузией и Россией создала проблемы для молодого человека.

Сюжет поэмы построен на контрасте свободы и заточения, где автор показывает, как важно иметь смысл в жизни и воплощать мечты в реальность. Мцыри — идеал человека, способного на необдуманные дела и решения. Во время побега он понял, для чего прожил эту жизнь, показал важность свободы для человечества.

Писатель затронул в своем творчестве многие политические и социальные аспекты общества, свое мироощущение он выразил через мысли и чувства главного героя. Автор ставит проблему притеснения личности, потому что Мцыри не хотел, чтобы его возвращали в монастырь, но действительность оказалась более неприятной, чем ожидание. Лермонтов показал, как войны влияют на судьбы людей, как уничтожают их изнутри.

Война всегда была самым жестоким жизненным уроком для всех людей, поэтому многие писатели обсуждают эту тему в своих произведениях. Обычно они показывают отношения между людьми в трудную минуту, их подвиги, поступки, чувства. В этих произведениях прославляются мужество и патриотизм, стремление народа помогать Родине и всеми силами добиваться поставленной цели. Литература рассказывает обо всех ужасах войны строчками, которые призывают не повторяться. Эта тема является центральной в поэзии Лермонтова, повествующей о беспощадных беспорядках на Кавказе.

Легендарный русский критик В.Г. Белинский так отзывался об этом произведении: «Идеал — это высшая цель стремлений, самый совершенный пример. Здесь: герой, воплощающий мечты и стремления поэта. Личность. Во всем, что говорит Мцыри, он дует своим духом, поражает своей силой…»

Критик восхищается образом молодого человека, обожествляя его, называя идеальным. Его вдохновляет его образ, поступки и желание жить.

Многие не понимают, почему Мцыри бежал из монастыря и что побудило его к этому поступку. Он хотел найти человека, который мыслил свободно и чувствовал тепло понимающей души. Романтик не сдавался перед лицом препятствий, но верил, что однажды он сможет их преодолеть и достичь своей цели.

он устал быть одиноким и никому не быть полезным, постоянно молиться и не видеть иного мира, поэтому его характерный поступок можно назвать смелым. Несмотря на неудачу, Мцыри не жалуется на свою судьбу, но гордится тем, что он выжил, и счастлив, что скитался по земле не менее трех дней, наслаждаясь пейзажами.

Знакомство с характером главного героя по ходу произведения

Мцыри — романтический герой Лермонтова, жаждущий счастья и свободы, стремящийся быть с теми людьми, которых можно назвать родными по духу. Великий русский поэт описывает мятежную душу человека с сильным темпераментом. Перед читателем предстает обреченный на рабское существование в стенах монастыря герой, совершенно чуждый его страстной натуре. В начале произведения поэт лишь намекает на черты характера молодого человека. Постепенно поднимайте занавес, снова и снова знакомя читателя с качествами главного героя. Описывая болезнь ребенка, поэт лишь подчеркивает его способность справляться с невзгодами, гордость, недоверие и сильный дух, унаследованный от прадедов и прадедов. Характер главного героя максимально раскрывается на исповеди.

Волнующий монолог Мцыри вводит слушателя в мир его тайных устремлений, дает объяснение причин его побега. Ведь заключенный был одержим желанием обрести свободу, познать жизнь. Он хотел жить в мире, где люди свободны, как птицы. Мальчику захотелось познакомиться с реальной жизнью, вернуть себе потерянную родину. Его тянуло к миру, который был совершенно недоступен в монастырских стенах.

мцыри романтический герой поэмы лермонтова

Романтизм как литературное направление: основные черты

На рубеже 18-19 веков в России сложилась романтическая традиция, пришедшая на смену классицизму. Если предыдущее литературное движение было сосредоточено на развитии общества и пыталось описать идеальный миропорядок, то для романтизма становится важным нечто совершенно иное. В произведениях романтиков на первый план выходит человек, его внутренний мир, стремления и чувства. Писатели-романтики твердо верят, что каждый человек исключителен и имеет первостепенную ценность, поэтому они переключают свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для образа которого вскоре формируются довольно четкие литературные каноны.

Первое правило романтизма как литературного направления — изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичную обстановку: лес, горы, пустыню или старинный замок. Необычный герой помещается в загадочное место, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше, чем окружающие его люди и все, что вызывает их неприязнь. Отсюда следует второе условие: противостояние героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда в оппозиции, так как прекрасно видит несовершенство мира и в силу своей нравственной чистоты не желает его терпеть. Здесь и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для романтической литературы — подробное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или признания.

Герои произведений М. Лермонтова могут служить классическим образцом романтического героя в творчестве русских писателей. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Мы считаем Мцыри романтическим героем.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь — тюрьма для нашего героя. Камеры ему кажутся удушающими, а стены глухими и мрачными. Монахи-хранители кажутся главному герою жалкими и трусливыми, а сам он пленник и раб. Стремление к свободе связано с его желанием выяснить, почему мы родились в этот мир «по воле или в тюрьме». Для юноши завещанием оказываются несколько дней, проведенных в мире после побега из монастыря. Вне белых стен он жил полноценной жизнью и не прозябал. Это время герой называет блаженством. Именно в дни, проведенные бесплатно, образ Мцыри полностью раскрывается. Как романтический герой, он проявляет себя за стенами монастыря.

мцыри как романтический герой

Образы романтических персонажей в произведениях

Для творчества Лермонтова характерно подробное описание природы, играющей важную роль в сюжете произведений. Например, в стихотворении «Демон» связь героя и природы показана на контрасте. Когда демон смотрит на природу, то у него возникает чувство бездомности, смущения. С завистью смотрите на пейзажи, созерцая Божье творение.

В пьесе Шиллера «Грабители» Карл Мур — романтический герой, ненавидящий пороки общества и самодовольное отношение других друг к другу.

После того, как граф Мур не оставил ему наследства, он спрятался в Богемском лесу и стал вором, который грабил богатых и раздавал их имущество бедным и обездоленным.

Стойкость и мужественность юноши

Сила духа и мужественность Мцыри наиболее ярко проявляется в эпизоде ​​битвы с леопардом. Гробница его не испугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его свободолюбивый патриотизм перед ней никуда не делся. Монахи не принуждают к покаянию наставлениями монаха. Он говорит, что снова променял бы вечность и небеса на несколько минут, проведенных с близкими. Мцыри не виноват в том, что обстоятельства не были преодолены и он не попал в ряды боевиков. Герой тщетно пытался спорить со своей судьбой. Он потерпел поражение, но внутренне не сломлен. Мцыри — положительный герой русской литературы. Его честность, отвага, отвага были укором для бездействующих и боязливых представителей дворянского общества, современного Лермонтова.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы открыли тему «Мцыри как романтический герой». Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель поэтов-декабристов и пушкинских традиций. Однако это также внесло что-то новое в развитие русского художественного слова.

мцыри как романтический герой ненадолго

Белинский сказал, что можно говорить о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснил, что это, прежде всего, «оригинальная живая мысль». Конечно, он чувствует себя в создании имиджа, как Мцыри. Как романтический герой, этот молодой человек был нами кратко охарактеризован. Как видите, в работе есть и некоторые реалистичные черты.

Источники

  • https://KicksContest.ru/sochineniya/cherty-romanticheskogo-geroya-v-mcyri.html
  • https://litfest.ru/writings/mtsyri-m-lermontova.html
  • https://obrazovanie365.ru/sochineniya/mczyri-romanticheskij-geroj
  • https://ru-shkola.ru/sochineniya/mcyri-kak-romanticheskaya-poema.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/mtsyri-romanticheskiy-geroy.html
  • https://jiyuu.su/sochineniya/mcyri-kak-romanticheskij-geroj.html
  • https://VzryvMozga.ru/sochineniya/mcyri-eto-romantizm.html
  • https://school1208.ru/raznoe/mcyri-kak-romanticheskiy-geroy.html

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова