Другие стихи Михаила Лермонтова
»Поэт (Когда Рафаэль вдохновлен…)
Когда Рафаэль, вдохновленный Пресвятой Богородицей, закончил Живой кистью священный лик, — восхищался его искусством…
»Поэта (Золотая отделка…)
Мой кинжал сияет золотом; Клинок надежный, безупречный; Булат сохраняет загадочный характер — наследие жестокого востока….
«Прогноз
Придет год, Россия черный год, когда падет корона царя; Толпа забудет свою древнюю любовь, и пищей многих станут смерть и кровь;…
«Вы прекрасны, поля…
Ты прекрасен, поля Родины, еще прекраснее твоя ненастья; Зима в ней похожа на первую зиму, как у первых людей ее народов!…..
«Приветствую вас, воинственные славяне…
Приветствую вас, славяне воинственные, святая колыбель! Посторонний из чужих стран, я с радостью смотрел на мрачные стены, сквозь которые менялись века…
«Прощай, немытая Россия…
Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, А ты, мундир синий, И ты, их верный народ….
«Дай мне кого-нибудь полюбить…
Дай мне кого-нибудь полюбить: любовь не окрашивает мою жизнь. Она как чумное пятно На моем сердце горит, хоть и темно;…
«Разделение
Я виноват перед вами, я не знал цен на ваши услуги. С горькими слезами, желая, я просил прощения,…
«Покаяние
Почему мятежный ропот, Упрек судьбе, которая им владеет? Она была добра к тебе, ты сам причинил себе страдания….
«Мы расстались, но твой портрет…
Мы расстались, но твой портрет у меня на груди: как бледный призрак лучших лет, душе он нравится….
Анализ стиха Лермонтова «Пророк»
Дата создания одного из последних произведений Лермонтова совпадает с годом его смерти — 1841 годом. В «Пророке» автор продолжает тему цели творческого дара, подаренного Пушкиным. Намеки на строки мастера очевидны: похожее название, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.
Первоначальная интертекстовая связь с творчеством Пушкина освобождает лирического персонажа Лермонтова от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил похожую трансформацию. Наряду с необыкновенным даром прорицательница обрела и высшую цель — донести до общества слово божественной истины. Отношения поэта-провидца и общества становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.
Благородный миссионер не тронул сердец людей. Показав миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком». Публика не только оставалась глухой к разговорам о «любви и правде», но и проявляла «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и неизвестные слушатели, и «все соседи». Ситуация непонимания и отторжения развивалась довольно быстро: двух исходных катренов поэтического текста хватило, чтобы сформировать его.
Тема пророчества через страдания, изображенная Лермонтовым, имеет конкретный источник в Ветхом Завете, в книге пророка Иеремии. За полвека еврейский прорицатель призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: был брошен в тюрьму, ему угрожали убийством. Глухота общества обернулась ужасными последствиями: разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью человеческих испытаний и непонимания Иеремия однажды осмелился усомниться в Боге и бросить свою работу. Однако он преодолел временную слабость и до конца пошел печальным путем прорицателя.
Персонаж Лермонтова лишен запаса терпения и настойчивости, присущих ветхозаветному образу. Потеряв надежду на улучшение отношений с обществом, пророк выбирает путь отшельничества, становится «нищим», живущим, как птицы небесные. Покидая город в пустыне, он движется по вектору прямо напротив «сослуживца» Пушкина, направлявшегося с места превращения к людям.
Перед тем как бежать, пророк ведет себя как древний еврей: посыпает голову пеплом. Обычай, призванный напоминать смертному о его греховной природе, на практике использовался как знак боли, невосполнимой утраты. Потеряв веру в человеческий разум, герой полностью отделен от общества. Хорошо известная церемония — явный знак отказа от общества.
Оказалось, что в пустыне можно выполнить высокую миссию. «Создание земли» и звезды становятся благодарными слушателями нищего пророка. Важные детали — изображение животных и радостная игра световых лучей — служат наградным доказательством взаимопонимания между провидцем и природой. Последний оказывается ближе к божественному принципу, чем к обществу людей.
Нет никакой надежды на то, что компания найдет в себе силы совершенствоваться в будущем. Этой идее посвящено содержание трех заключительных катренов. Слова гордых стариков, адресованные маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок провидца. Его обвиняют в гордости, тяжбе, глупости. В портрете героя используются короткие однородные прилагательные с оттенками бедности, неудач. Анафоры «взгляд» и «как» увеличивают отрицательный эмоциональный заряд прямой речи.
Отвергнув посланника Бога, общество обрекло себя на безнадежное будущее, которое «либо пусто, либо темно».
Продолжая классическую тему, поэт разрешает ее романтически, акцентируя внимание на противостоянии героя-одиночки против враждебного мира людей.
Коментарий к стихотворению Пророк
Впервые опубликовано в 1844 г в «Отечественных записках» (т. 32, № 2, часть I, с. 197). Написанный в период с мая по начало июля 1841 года, Лермонтов продолжает свою поэму Пушкинскую тему поэта-пророка (ср. Стихотворение Пушкина «Пророк»).
Но у Лермонтова есть трагическая интерпретация аргументации: поэт, обладающий всеведением пророка, преследуется обществом за проповедь любви и истины.
В.Г. Белинский отнес поэму «Пророк» к лучшим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная выразительная энергия! Россия не будет ждать таких стихов долго-долго!..».