Природа в лирике Лермонтова сочинение

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов — самый известный русский писатель и поэт в мире. Каждый из нас с раннего детства знаком с творчеством этого поэта. Стихи Лермонтова и сегодня читают дети и взрослые. Потому что его творчество можно охарактеризовать как разностороннее, а не одностороннее. Замечательный поэт прожил недолго, но оставил нам богатое литературное наследие.

Одна из ключевых тем в творчестве любого поэта — тема природы. Михаил Юрьевич Лермонтов — не исключение из правил. Он создал множество стихов о природе, которые впоследствии стали известны и цитировались.

Лермонтов очень любил Россию и ее родную природу. Несомненно, это могло только повлиять на его работу. Пейзажи — неотъемлемая часть любого романа или рассказа конкретного автора. Обычно описание природы является фоном, на котором происходит действие. А иногда описание состояний природы очень помогает в раскрытии образов героев. Свои личные переживания автор также чередует с описанием природы и ландшафтов родного края.

В то же время природный мир можно назвать самостоятельным и не гармоничным. Земля — ​​символ конца и конечной цели жизни человека и другого существа. Земля — ​​это смерть и конец существования. Небо представляется чем-то вечным и непоколебимым, бесконечным и необъятным, без конца. Горы у Лермонтова такие, что их нельзя сломать и разрушить. Более того, они расположены между бесконечным небом и конечной землей. Именно эти ассоциации возникли у поэта на начальном этапе своего творчества.

По мере того, как поэт становился более зрелым, его тексты «очищались» от излишеств, от орнаментов, в которых растворялся основной посыл стихов. Теперь характер поэта приобрел конкретность, именно и правдивость образов. Мир стал более сгруппированным и сбалансированным. Эмоции исчезают.

Особого внимания заслуживает поэма «Мцыри». Он описывает природу Кавказа невиданной красоты красками. В нем, безусловно, делается акцент на внутреннем мире и переживаниях главного героя — мятежного монаха. Природа заботится и радуется вместе с героем стихотворения.

Другие произведения: ← Проблемы романа Герой нашего времени ↑ Лермонтовский анализ маскированных произведений →

О природе в «Герое нашего времени»

На Северном Кавказе Лермонтов запомнился не только как романтик, но и как писатель-реалист. В «Герое нашего времени» пейзаж конкретен и точен. Сцена хорошо видна читателю. Описание природы в романе — это не просто фон, это созвучие переживаниям героев. Здесь рождаются мысли о прекрасном и высоком предназначении человека. Общение с природой раскрывает лучшие стороны души Печорина. Обратите внимание, насколько чистый и свежий воздух Кавказа, сравните его с невинным младенческим поцелуем ребенка. Герой утверждает, что жить на такой земле весело. Но от света и умиротворения природы Печорина по-прежнему тянутся к человеческим страстям.

Последние месяцы жизни Лермонтов провел в Пятигорске. У него был с собой альбом, подаренный поэтом Одоевским. Стихи, появившиеся на страницах этой записной книжки, относятся к вершине литературы и поэзии. В них есть горечь и одиночество, а также предчувствие надвигающейся гибели. В этих строчках можно увидеть запуск души поэта, где он ищет покой и свободу в гармонии Вселенной.

Подведем итоги. Пейзажные тексты Лермонтова разнообразны. Описание природы в его произведениях выполняет несколько функций, создает романтические или реалистичные образы, а также раскрывает пребывание героя между реальностью и сном. Через пейзаж поэт обращается к своей Родине, к различным философским вопросам, а также создает очень значимый для поэта образ России.

Если ученика в школе попросили сочинение «Лермонтовские пейзажи», то не отчаивайтесь, наша статья вам в помощь. Удачи!

Прекрасны вы, поля земли родной

Ты прекрасен, поля Родины, еще прекраснее твоя ненастья; Зима в нем похожа на первую зиму. Что касается первых людей своего народа!… Здесь туман покрывает своды неба! И степь тянется сиреневой пеленой, и так она свежа, так родна душе, будто создана только для свободы…

Но чужда эта степь моей любви; Но этот летящий серебряный снег И для порочной страны — слишком чистый, Он никогда не радует мое сердце. Его одежда холодная, неизменная, Гребень могилы скрыт от глаз И забытая пыль, но для меня, но для меня она бесценна.

Лермонтов М.

***

Тучи

Небесные тучи, вечные путники! Синяя степь, жемчужная цепь, Беги, как я, изгнание С сладкого севера на юг.

Кто вами руководит: решение судьбы? Зависть в секрете? Гнев открыт? Или вы обременены преступностью? Или твои друзья — ядовитая клевета?

Нет, тебе надоели засушливые поля… Чужды тебе страсти и чужды тебе страдания; Вечно холодный, вечно свободный, у тебя нет страны, у тебя нет ссылки.

Лермонтов М.

***

Человек и природа

мотив природы в текстах Лермонтова

Но как насчет мужчины? Разве он не дитя природы? Как случилось, что человеческое общество возникло из действия универсальных законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что красота и предельная целеустремленность должны торжествовать даже в мире людей. В конце концов, человек не рожден только для того, чтобы страдать. Если так, то почему тогда Творец или природа наделили его жаждой счастья, поиском истины, чувством справедливости? Человек и природа в текстах Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебряный ландыш, пожелтевшее кукурузное поле — все эти явления отнюдь не изолированы, не изолированы. Они части единого существа. Михаил Юрьевич умел возрождать и одухотворять природу. В его стихотворении человеческие страсти наделены дружелюбными волнами, облаками, скалой, пальмой, дубовым листом, сосной. И человек, и природа в текстах Лермонтова характеризуются тем, что знают и неугасаемую печаль, и горечь разлуки, и радость встречи.

Дары Терека

Терек воет, дикий и озорной, Среди каменистых масс, Шторм его крик подобен, Слезы текут брызгами. Но, рассыпаясь по степи, он принял образ лукавого и, ласково ласково, шепчет Каспийскому морю:

«Уступи, старец морской, дай прибежище моей волне! Я погуляла на улице, пора отдохнуть. Я родился в Казбеке, питался лоном облаков, с чуждой силой человека, с которым я готов спорить вечно. Я, для развлечения ваших детей, разорил родной Дарьял и валуны к ним, на славу повел всю стаю».

Но, прислонившись к мягкому берегу, Каспий успокоился, как бы спящий, И снова, лаская, Терек шепчет на ухо старику:

«Я принес тебе подарок! Это не простой подарок: кабардинец с поля боя, дерзкий кабардинец. В драгоценной кольчуге, В стальных налокотниках: Из Корана, на них золотом стих Священного Писания. Он нахмурился упрямо, И усы его оправы залили знойной кровью Благородный поток; Открытый, безответный взгляд, полный древней вражды; На затылке дорогой хохолок вьется черным волосом».

Но, прислонившись к мягкому берегу, Каспий дремлет и молчит; И, встревоженный, жестокий Терек снова говорит старцу:

«Послушай, дядя: дар бесценный! Какие еще они все подарки? Но я скрывал это от всей вселенной до сих пор. Я к тебе прибегу волнами Труп молодой казачьей бабы, С тёмными бледными плечами, С светлой русой косой. Ее туманное лицо грустно, взгляд ее спит так тихо, нежно, а в груди из маленькой раны течет алая река. За красоту молодой женщины Не жаждать реки Только одна на всю станицу Казачина Гребенская. Оседлал черного, а в горах в ночном бою опустил голову на кинжале злого чеченца».

Злобный ручей замолчал, и над ним, как белый снег, показалась голова с пушистой косой, покачиваясь.

И старик в великолепии могущества Он встал, могучий, как буря, И облачился во влажность страсти Темно-голубыми глазами.

Прыгнул, весельем полный, — И в объятиях Приходящие волны Приняли с ропотом любви.

*****

Пейзаж в поэме «Мцыри»

Монашеский послушник Мцыри уходит из душных и тесных келий в чудесный мир тревог, битв и переживаний. В мир, где скалы прячутся в облаках, где человек свободен, как орел. Мцыри отмечает сочные зеленые поля, туман и снег вокруг, где седой Кавказ сияет алмазом.

пейзаж в текстах Лермонтова м ю

именно в этих местах лирический герой чувствует легкость на душе. Гордый дух Мцыри — это правда романтического героя, он созвучен природе. Это прослеживается в стихах, где Мцыри говорит, что он, как брат поэзии, готов принять грозу. Он следит за происходящим глазами облака и своими руками может ловить молнию. Когда Мцыри терпит поражение, у него нет возможности вернуться на родину. В этот момент природа становится для него чужой и враждебной.

«Выхожу один я на дорогу…»

природа в текстах М. Ю. Лермонтова

Перейдем к стиху «Выхожу на улицу один…». Лишь 5 строк из двадцати заняты пейзажем. Однако тема природы в текстах Лермонтова очень хорошо раскрывается на примере этого произведения. Пейзаж здесь очень необычный, он имеет символическое значение. Жизнь лирического героя предстает перед нами на космическом фоне. Поэтому он становится сложным образом-символом, напоминающим о сложных проблемах, мучивших не только Лермонтова, но и многих его современников.

Поэт пишет о «пути кремня», мерцающем сквозь туман. Лирический герой идет по этой тропе в тишине ночи, в пустыне, совершенно один. Мотив природы в текстах Лермонтова отражает внутренний мир поэта. Флинт вспоминает страдания, раны, кровь. «Путь кремня» в этом стихотворении — образное воплощение жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Он тщетно пытался вызвать отклик современников. Поэт осознает свое полное одиночество среди людей, мир которых он сравнивает с пустыней. Михаил Юрьевич считает, что такого недопонимания и отчуждения быть не должно. Фактически, во вселенной, частью которой является каждый человек, все связано друг с другом. Даже звезда разговаривает со звездой.

Описание природы в стихах Лермонтова

Михаил Юрьевич создавал очень яркие образы, которые надолго остались в памяти читателей. Невероятная сила слова, будто рисующий картины на глазах у поклонников поэта. Шорох листвы, знойная песня пустыни, рев горных рек — все это становится реальностью с первых же строк. Умение оживлять деревья, ветер, горы, равнины и поля позволило создавать невероятно проницательные, режущие стихи:

«На диком севере она стоит одна. На голой вершине, сосна, И дремлет, покачиваясь, и снег течет свободно. Она одета, как халат».

Краткое четверостишие обладает характерной выразительностью. Небольшая холодность и досадное одиночество благодаря тщательно подобранным эпитетам: «на голой вершине», «дикий север» и т.д. Поэт ассоциирует себя с этой несчастной сосной. Также одиноко и грустно. Для поэзии Лермонтова характерно использование такого приема, как персонификация. Его стиль легко отличить среди сотен опер. Изящество, эмоциональность и ярко выраженная страсть — все это присуще поэту не только в описаниях пейзажа:

Философские и политические мотивы

тема природы в текстах Лермонтова

Очень широкая тема — природа в текстах Лермонтова. Писать на эту тему часто бывает сложно. Давайте вместе разберемся, как развивался этот мотив в творчестве поэта. Стихи Лермонтова, посвященные природе, по мере взросления его таланта обогащались смыслом. В них проявляются не только патриотические или элегические мотивы, но и политические мотивы, философские размышления о важнейших проблемах. Например, в небольшом очерке Лермонтова «Когда тревожится пожелтевшая нива…» Михаил Юрьевич подарил нам целостное понятие бытия. Пейзаж в этой работе, кажется, омрачил ежедневные ссоры. Через него в душу лирического героя вливаются спокойствие и уверенность. Михаил Юрьевич изображает жизнь природы как гармоничную. Эта гармония помогает человеку преодолеть противоречие в его духовной жизни. Природа в текстах Лермонтова — распространяющийся повсюду источник красоты, воплощение цели.

Природа в лирике Лермонтова | Литерагуру

(373 слова) С древних времен природа ассоциировалась с таинственными и божественными силами. Особое отношение к нему сформировалось у творцов эпохи романтизма в литературе. Михаил Юрьевич продолжил лучшие традиции этого направления. Природа в поэзии Лермонтова — еще один герой, занимающий важное место в системе образов.

Философия поэта заключается в том, что необходимо полностью ощутить гармонию с природой. Это проявляется, когда образы небесного (вечного) и земного (бренного) сливаются в единое целое. Но часто это невозможно.

Например, в стихотворении «Выхожу на улицу один» герой чувствует разлад не только с окружающей средой, но и с самим собой. Лермонтов использует антитезу мирного естественного состояния и душевной дисгармонии лирического «Я». Холодный ум находит причину боли: человек устал от жизни.

Он потерял способность восхищаться красотой, а значит, не сможет обрести гармонию.

Похожая проблема у главного героя поэмы «Мцыри». Он сбегает из монастыря, преследуя мечту: вернуться на родину, где царит свобода. С предыдущим изображением его связывает неспособность найти собственное счастье. Причина трагедии кроется во влиянии монастыря на физическое состояние Мцыри: он становится слабым, «как тростник».

С другой стороны, природа обладает изначальной и подлинной силой. Молодой человек чувствует сильную связь с флорой и фауной. Лермонтов одухотворяет пейзаж и дает герою способность понимать его язык. Здесь звучит причина родства. Деревья шумят «прохладной толпой, как братья по хоровому танцу», а им близка по духу молния с грозой, потому что они свободны.

Мцыри видит своего друга в леопарде и отождествляет себя с ним.

Прожив много лет в «духовной темнице», Мцыри не может полностью обрести природную силу. Даже если герой выиграл битву с леопардом, духовное в нем сильно преобладает над физическим, поэтому он физически нестабилен, то есть мир природы, полный борьбы, закрыт для него.

Другой образ встречается в стихотворении «Когда встревожится пожелтевшая нива…». Здесь природа величественна и величественна. Лирический герой созерцает дарованные Богом наслаждения.

«Я» поэта разумно обращает внимание на «малиновую сливу», «ветерок» и «лист»… Он ведет диалог с красотами окружающего мира. Мать-природа — подарок судьбы. Лермонтов с любовью описывал очарование пейзажей.

Важный

Он знал, как важно ценить окружающий мир, и понимал, что для душевного равновесия необходимо с ним общаться.

Поэтому роль природы в текстах Лермонтова очень важна, поскольку в романтизме (выбранном поэтом направлении) пейзажи меняются синхронно с настроениями и эмоциональными состояниями рассказчика.

Любимый и нелюбимый край

Тарханы — это место, где вырос маленький Миша. Свою землю он называл сладким уголком своего сердца, в котором отражался образ сельской и крестьянской России. Пейзажная поэзия Лермонтова отражена и в описании его малой родины, где есть простор полей, пронизывающий тоску затерянных деревень.

Поэт не любил официальный и парадный Петербург. Россия и Николаева в синей форме постоянно гнались за ним. В мае 1840 года Лермонтов снова уехал в ссылку. Встреча состоялась в доме Карамзина, а на улице уже ждала карета. Участник тех событий в своих воспоминаниях писал, что Лермонтов стоял у окна и грустно смотрел на небо, над которым плыли облака.

Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Облака». В этом произведении автор сначала сравнивает свою личность с небесными облаками. Назовите себя и их изгнанниками сладкого севера. Затем он спрашивает, кто их ведет? Возможно судьба, злость или зависть врагов? Какое преступление они совершили? Или это предательство друзей? Но затем он приходит к выводу, что они устали от засушливых полей, от страстей и страданий. Они бесплатны. В конце концов, у них нет родины, а значит, у них нет ссылки. Природа не идеал, но над ней человек, терзаемый страстями. Пейзажные тексты потрясающие. Лермонтов М.Ю. Я бы никогда не променял свои страдания и свою любовь на свободу холодных облаков.

пейзаж тексты лермонтов м ю

Образы природы у М. Ю. Лермонтова (На примере нескольких стихотворений)

1. Одинокие естественные образы. 2. Светлые и радостные пейзажи. 3. Целебная сила природы. В природе ничего не теряется, кроме самой природы. А. Крыжановский Образы природы, возникающие под пером М.Ю. У Лермонтова есть особое свойство, которое можно назвать душой. Весь этот органический и неорганический мир становится очень близким не только самому поэту, но и нам. Кажется, что природа пытается заговорить с читателем на своем языке. В то же время краски, которыми Лермонтов передал все нюансы этого своеобразного очарования, также становятся очень близкими и родными. Природа уверенно рассказывает нам о своих идеалах, мечтах и ​​стремлениях. В ней нет лукавства и хитрости, поэтому мы полностью ей доверяем и имеем возможность поделиться своими болезненными проблемами с новым знакомым. В безмолвной тишине природы мы находим того друга, которого не могли найти среди людей. В этом наша история чем-то похожа на творческую судьбу Лермонтова, который часто оставался одиноким в большом светском обществе.

В своей работе М.Ю. Лермонтов использует не только яркие определения для характеристики окружающей среды, например, в строке «Как часто бывает в окружении разнородной толпы…». Найдите в природе понятные нам фигуры. В конце концов, мы можем не знать круг общения, в котором когда-то двигался поэт. Но с помощью отдельных изображений, таких как сосна, скала, мы можем нарисовать в нашем воображении очень специфический образ, который может приблизить нас и связать нас с поэтической душой. Перейдем к стихотворению «Одинокий на севере диком…». Источником этого произведения является текст немецкого поэта Г. Гейне. Но нам это интересно, потому что автор в переводе также относится к тем чувствам, которые волнуют его в этот момент, несмотря на то, что при такой аранжировке он отходит от самого оригинала. Критик И.Л. Андроников обращает внимание на такое различие текстов двух поэтов: «Поэзия Лермонтова написана не о разлуке влюбленных, как у Гейне, а о трагедии одиночества, о непреодолимой разобщенности людей». И мы сразу понимаем, что вновь всплывают нотки одиночества, которые теперь нам знакомы, которые теперь проявляются в естественных образах. Самые первые строчки указывают на то, что сосна окружена холодом. Это север с суровым и диким климатом. Это голый верх. Такое окружение заставляет ее мечтать. Но в этом царстве холода у дерева все еще есть друг: снег. Он покрывает своей текучей массой одинокую сосну, и шум ветра убаюкивает ее, качая ветвями в ритме настроения. На севере дикарь стоит одинокий На голой вершине сосна И дремлет, покачиваясь, и со свободно льющимся снегом Одетый, как халат. Обратите внимание, что поэт сравнивает платье дерева с одеждой. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, это одежда священника во время богослужения. Таким образом, в творчестве автора рождается новый смысл. Одинокая сосна олицетворяет не только одинокого человека, но и священника, способного принести облегчение какой-то душе. Он сможет помочь в боли или поделиться радостью словом или молитвой. Наверное, поэтому сосна такая одинокая. Ведь только в полной тишине можно слушать тех, кому нужна помощь. Эта тишина не нарушает милый старинный шум, в котором человек просто теряется. Он не присоединяется к обществу, напротив, он один. Однако именно в окружении природы и ее великолепия можно почувствовать себя частью целого и не беспокоиться о посторонних проблемах. В таком задушевном и красивом убранстве сосна забывает о своем одиночестве, погружается в сон. И именно в этом состоянии у него появляется шанс найти свою вторую половинку: такую ​​же одинокую ладонь. В силу естественных обстоятельств они не могут быть вместе. Но благодаря сну — пограничному состоянию, разделяющему два мира: реальный и нереальный — вы можете найти того, кто вам дорог. Вероятно, поэт показывает нам, что даже в таком разобщенном мире еще есть надежда: найти человека такой же точки зрения. Это подчеркивается перевернутыми изображениями, которые используются для описания деревьев: север дикий, а пустыня далеко, вершина голая, а утес пылает. Но в то же время есть и некое противоречивое описание. Сосна в таком холодном царстве засыпает. С другой стороны, ладонь прекрасна и придает красоту, когда восходит солнце. И он мечтает обо всем в далекой пустыне, в той стране, где восходит солнце, одинокий и грустный, на скале с топливом растет прекрасная пальма. М. Ю. Лермонтов виртуозно владеет кистью пейзажиста. Он умеет одним махом уловить эфемерное. И такой момент проходит через годы, приглашая каждого из нас снова и снова обращаться к этой природной красоте. Таким светлым и радостным пейзажем в творчестве поэта становится поэма «Утес». Художник, кажется, использовал все свои картины, чтобы попытаться найти правильные оттенки, чтобы передать естественное великолепие. Золотое облако провело ночь На груди гигантской скалы; Утром в дорогу она мчалась рано, Играя весело сквозь синеву… Легкость, воздушность, которой обладает красивое облако, передается и тем объектам, которых оно касается, например, гигантской скале. Мы ничего о нем не знаем. Но то, что ему удалось исправить маленькое облачко, говорит о его большой и доброй душе. В нашем понимании он становится сказочным нежным гигантом, использующим свою силу не для вреда, а для защиты. Одна из характеристик наследия М.Ю. Лермонтов — это описание души в его стихах. Автор передает это качество гигантской скале. И чтобы такое сравнение было для нас более понятным, он подчеркивает в нем некоторые свойства, тем самым показывая, что в нем каждый человек может найти вторую половинку. Отсюда на скале появляются морщинки. Они были даны ему, чтобы сохранить тепло, которое его родственная душа, облако, дала ему только на ночь.

Но в загоне Старого утеса был мокрый след. Облако находит укрытие во время долгого путешествия, но все же несется по небу к новому, неизвестному другу. А обрыв не может двигаться свободно, поэтому ему просто приходится сожалеть о времени, когда он был не один. Но даже такая большая и сильная скала, накрывшая маленькое облачко, не может скрыть слез, предвещающих его новое одиночество… Только Он стоит, задумчивый, И тихо плачет в пустыне. Несмотря на то, что при описании природы еще проскальзывают нотки одиночества, поэт стремится к единственному дорогому ему миру красоты и гармонии. Именно он своим спокойствием и великолепием не столько покорил поэта, сколько исцелил его израненную душу. Таким образом, в одном союзе две души объединились, связанные своими переживаниями и представлениями о жестоком мире вокруг них. М.Ю. Лермонтов не всегда использует в качестве главных героев естественные образы. Часто они становятся своеобразным фоном для нового изображения. Таким образом, получаются слоистые два сюжета, способные с разных сторон показать человеческие чувства и отношения. Это стихотворение «Вела». В этой работе парус одинокий, несмотря на то, что он окружен большим морем, не только земным, но и воздушным. Но на этот раз нам говорят, что могло быть причиной такого состояния. Парусный спорт не нашел себе места в прошлом, он даже не видит его в будущем.

Одинокий парус белеет

В тумане синего моря!..

Что вы ищете в далекой стране?

Что он бросил на родину?..

Размышления и замкнутый круг одиночества разрушают различные звуки: шипение ветра, скрип мачты. Кажется, они пытаются угадать, к чему стремится белый парус. Но ответа не находят, ведь счастье для странника не главное. Он очень далек от него и стремится к нему. Возможно, он понимает, что его нет на свете.

Волны играют — ветер свистит

А елка гнется и скрипит… Увы, счастья не ищет

И счастья немало! Но природа, этот мощный организм убеждает его в обратном. Он изо всех сил старается вдохнуть в нее новую жизнь, чтобы одинокий белый парус радовался легкому и доброму ветру. Для этого его окружает голубой ручей, ласковое золотое солнце. Однако, наряду с этим великолепием, он все еще испытывает тревогу. Поэтому он просит нового шторма, который в данный момент больше соответствует его настроению, чем успокаивающая и ослепительная красота прекрасного моря.

Под ним поток ярче синего,

Над ним золотой лучик солнышка…

И он, бунтарь, просит бури,

Как будто в штормах царит покой!

Снова и снова М.Ю. Лермонтов обращается к естественным образам и в каждом из них улавливает не только мимолетные природные проявления, но и оставляет частички своей души, которые в этом качестве становятся для нас очень близкими и родными. Он не использует пафосных слов и ярких выражений. Но мы все же понимаем, что только буря может показать степень его душевного беспокойства. Ведь сомнения и опасения, выражаемые поэтом через пейзаж, безусловно, противостоят человеческим чувствам.

Природа в позднем творчестве Лермонтова

Своего пика лирическая поэзия Михаила Юрьевича достигла в 1841 году. В последний год жизни поэт написал много произведений необычайного мастерства. Особое место среди них занимают такие стихотворения, как «Выхожу на улицу один», «Прощай, немытая Россия» и «Родина». В этих произведениях тема природы в текстах Лермонтова получает дальнейшее развитие. Теперь это символ Отечества, что для Михаила Юрьевича представляет собой противоречивый и сложный образ. Предлагаем вам подробнее остановиться на этой теме.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Многие поэты превозносили природу, но почему-то гениальный поэт М.Ю. Лермонтов слышит это и приносит нам.

В его текстах природа неотделима от человека, от его переживаний, настроений, чувств. Образы природы Лермонтова тесно связаны с внутренним миром лирического героя. Хочу рассказать, как природа влияет на человека, как лирический герой ищет спокойствия в общении с природой; как уберечься от одиночества, какую роль в духовной жизни играет природа.

В стихотворении «Сколько раз в окружении разнородной толпы…», построенном на контрасте — «маски, связанные с порядочностью» и «родные места» поэта, природа названа «чудесным царством»:

Спальный пруд покрыт зеленым пологом травы, А за прудом дымится деревня — и туманы вдали поднимаются над полями. Я вхожу в темный переулок; среди кустов Заглядывает вечерний луч, и под робкими шагами шелестят желтые листья.

Эти образы оживляют душу поэта: «.. плачу и люблю…». Казалось бы, вот она — гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония — в единстве с природой; Но, внимательно перечитывая страницы лирических стихов М.Ю. Лермонтов, невольно замечаешь, что его лирический герой не полностью сливается с природой, очень часто его окружает чувство болезненного одиночества и только с природой. Это воплощается в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется скрытая боль поэта. В стихах образ сосны, жаждущей пальмы, одинокая скала, с которой убежало «золотое облако», одинокий парус, одинокий дубовый лист, сорванный с «дорогой ветки» и не нашедший пристанища, появляется.

Пейзажные тексты раскрывают еще одну сторону размышлений Лермонтова о роли природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда встряхивается пожелтевшая нива…» лирический герой испытывает умиротворяющее действие «красного вечера», «золотого часа утра», когда «встряхивается пожелтевшая нива», лилии долины кивают головами, брелоки уходят в овраг, прохладный лес шелестит под шум ветра.

Все средства изображения направлены на то, чтобы показать поэзию и одновременно успокаивающее воздействие природы на человека:

Тогда тревога души моей унижается, Потом морщинки на лбу исчезают, — И я могу понять счастье на земле, И на небесах я вижу Бога…

Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, что-то меня смутно раздражает, задевает, не дает насладиться идиллическим образом. Загадка заключается в несоответствии: цветущий ландыш и пожелтевшее кукурузное поле. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или сознательное предположение, что гармония возможна только во сне?

По его настроению стихотворение «Когда тревожится пожелтевшая нива…» перекликается с описанием «природы голосов» в стихотворении «Мцыри»:

Божий сад внезапно расцвел; Радужное растение платье Сохранило следы небесных слез, И завитки лиан Свернулись, красовавшись среди деревьев…

Природа в поэзии Лермонтова полна одушевленности, огромной и загадочной жизни.

«Волшебные, странные» голоса природы «говорили о тайнах неба и земли», все вокруг Мцыри слились воедино в восхвалении Творца, но:

. это не звучало

В торжественный час похвалы

Просто гордый голос мужчины.

Осознавая трагизм своего одиночества, поэт не может полностью погрузиться в природу. Особенно ярко это раскрывается в стихотворении «В путь один отправляюсь…», которое является одним из самых проникновенных произведений лермонтовских текстов. Лермонтов противостоит взволнованному миру человеческих чувств, мучениям неумолимых вопросов, противоречащих гармонии мироздания, блаженству покоя, царящему в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли »в синем великолепии.

Я чего жду? Сожалеем о чем? Я ничего не жду от жизни. И я совсем не жалею о прошлом…

Слова, которые кажутся отчаянными, не означают, однако, отказа от жизни. Несмотря на всю суровость существования («Почему мне так больно и так трудно»), всеми ударами судьбы поэт сопротивляется холодному сну могилы. В его груди еще спят силы жизни, ему все еще дороги сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудесную тишину неба слышен голос поэта, протестующего против вечного сна, который, кажется, дарован ему засыпанием природы.

Эта идея разобщенности природы и человека ярко выражена в стихотворении «Три пальмы», где она принимает неожиданно современный оттенок.

Всех нас сегодня беспокоит варварское отношение человека к природе. В стихотворении «Три ладони» человек предстает разрушителем, несущим миру страдания и смерть:

Топор стучал по пружинящим корням, И звери веков падали безжизненными.

Это естественный результат неприязни человека к природе. В этом противостоянии М.Ю. Лермонтов со стороны натуры, не может понять человека, осуждает его:

Я подумал: «Жалкий человек.

Чего он хочет! .., Небо чистое, Места под небом всем хватит, Но беспрестанно и зря

Один во вражде — почему?»

так раскрывается идея взаимозависимости человека и природы в текстах М.Ю. Лермонтов. И поэт заставляет задуматься об этом. Я хочу закончить свой очерк словами на стихотворение «Родина», в котором поэт рассказывает о своей любви к Родине:

Я люблю свою Родину, но странной любовью!..

Это чудесные строки о Родине, ее природе, ее красоте:

Его степи безмолвны, холодны, его бескрайние холмистые леса, разливы его рек, как моря…

Для Лермонтова любовь к природе и Родине неразделимы. Поэт рассказывает о своих родных просторах, реках, лесах, он чувствует то же, что и мы, его мысли нам так близки и понятны.

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова (1)

Одна из основных тем творчества М.Ю. Лермонтов — это одиночество. Мы обычно связываем это с темным веком, в котором ему довелось жить, со светской средой, в которой он жил. Принято противопоставлять «образы бездушных людей», принадлежащих к светскому обществу, светлый мир природы как вместилище этических ценностей, олицетворение «естественного блага» в противопоставление «черствому свету». В стихотворении «Сколько раз в окружении разнородной толпы”
и «родные места» поэта — природу называют «чудесным царством»: спальный пруд покрыт зеленой сеткой трав, а за прудом деревня дымится — а над полями вдали поднимаются туманы. Я вхожу в темный переулок; среди кустов Заглядывает вечерний луч, и под робкими шагами шелестят желтые листья. Эти образы оживляют душу поэта: «… плачу и люблю…». Казалось бы, вот она — гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония — в единстве с природой. Но, внимательно перечитывая страницы лирических стихов М.Ю. Лермонтов, невольно замечаешь, что его лирический герой не полностью сливается с природой, и очень часто чувство мучительного одиночества окутывает его только ею. Это воплощается в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется скрытая боль. В стихах образ сосны, жаждущей пальмы, одинокая скала, с которой сбежало «золотое облако», одинокий парус, одинокий дубовый лист, сорванный с «дорогой ветки» и не находящий укрытия где угодно, он поднимается. Пейзажные тексты раскрывают еще одну сторону мысли Лермонтова: природу в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда встряхивается пожелтевшая нива…» лирический герой испытывает умиротворяющее действие «румяного вечера», «золотого часа утра», когда «пожелтевшая нива взволнована», лилии долина кивают головами, брелки вдоль оврага, «прохладное дерево шуршит под шум ветра». Для создания образа идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладкий лист, ароматная роса, дружеский кивок ландыша, загадочная сага, мирная земля. Все средства репрезентации направлены на то, чтобы показать поэзию и в то же время успокаивающее воздействие природы на человека: то тревога смирилась с моей душой, то морщины на лбу рассеялись, и я смог понять счастье на земле и на небе увидеть Бога… Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно раздражает, задевает, не дает насладиться идиллическим образом. Загадка заключается в несоответствии: цветущий ландыш и пожелтевшее кукурузное поле. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или сознательное предположение, что гармония возможна только во сне? По его настроению стихотворение «Когда встревожено пожелтевшее кукурузное поле…» перекликается с описанием «природы голосов» в стихотворении «Мцыри»: Вокруг меня расцвел сад Божий; Радужные платья растений Сохранились следы небесных слез, И завитки вьющихся лоз, красуются на деревьях… Природа в стихотворении Лермонтова полна одушевленности, огромной и загадочной жизни. «Волшебные, странные» голоса природы «говорили о тайнах неба и земли», все вокруг Мцыри слились в восхвалении творца, но не человеку: . гордый голос Единого человека не звучал в торжественной похвале. Осознавая трагедию своего одиночества, поэт не может полностью погрузиться в природу. Особенно ярко это раскрывается в стихотворении «В дорогу иду один…», которое является одним из самых проникновенных произведений лермонтовских текстов. Лермонтов противостоит взволнованному миру человеческих чувств, мучениям неумолимых вопросов, противоречащих гармонии мироздания, блаженству покоя, царящему в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли »в синем великолепии. «Зов вопросов и ответов: я жду чего? Я сожалею о чем? Я ничего не жду от жизни, и совсем не жалею о прошлом… — придает особый тон стихотворению. Слова, которые кажутся отчаянными, не означают Однако отказ от жизни. При всей суровости существования («Почему мне так больно и так трудно»), всеми ударами судьбы поэт противостоит холодному сну могилы. Силы жизни все еще спит в его груди, сладкий голос песен все еще дорог ему. Сквозь торжественную и чудесную тишину неба мы слышим голос поэта, протестующего против вечного сна, который, кажется, предлагается ему засыпание природы. Эта идея разобщения а между природой и человеком он ярко выражен в стихотворении «Три пальмы», где принимает неожиданно современный оттенок. Всех нас сегодня беспокоит варварское отношение человека к природе. В стихотворении «Три ладони» человек предстает разрушителем, приносит миру страдания и смерть: топор ударил по упругим корням, и питомцы веков безжизненно пали! А заканчивается стихотворение совершенно апокалиптическим образом: А теперь вокруг все дикое и пустое… Это закономерный результат вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы не может понять человека, осуждающего его: я подумал: «Жалкий человек. Чего он хочет! .., Небо чистое, Много места под небом всем, Но непрестанно и напрасно Одна вражда — почему? («Баллерик»} Идея взаимозависимости человека и природы столь разнообразно проявляется в текстах Лермонтова ». Готовых ответов нет, но поэт заставляет его задуматься.

 

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова