Природа в лирике Лермонтова

Стихотворение «Осень»

Природа в текстах Лермонтова — это мотив, символическое значение которого меняется по мере развития таланта автора. В первом стихотворении Михаила Юрьевича «Осень» основные детали пейзажа воспроизведены почти как школьник. Здесь и темная зелень елей, и пожелтевшие листья, и туман, из которого выглядывает тусклая луна, и память о разноцветных летних днях, и сожаление поэта о прошедшей весне со всеми ее радостями. Это произведение, по сути, описывает чувство недоумения, охватывающее человека поздней осенью, когда он созерцает исчезающую природу. Однако ощущение грусти и изображение пейзажа здесь несколько условны. Они лишены указаний на приметы времени, представлены без привязки к событиям жизни поэта.

1837 год, февраль

Для Михаила Юрьевича сейчас непростые времена. Пушкин умер накануне. Молодой поэт, пораженный трагической гибелью российского таланта и просто друга, пишет стихотворение «Смерть поэта». Он был арестован за свое творение. В полном уединении между голыми стенами поэт мысленно возвращается к природе. Он пишет о пожелтевшем кукурузном поле, живом ветре, зеленом лесу, саду, сливах, холодном источнике и т.д.

Пейзаж в текстах Лермонтова М.Ю отражает поиски мира и согласия, но это только моменты. На самом деле поэт пребывает в тревоге и печали, потому что он окружен пошлостью и обманом, глупым тщеславием светского общества. Все это приводит к тому, что он пишет шумное стихотворение, пропитанное горечью, болью и гневом, направленное на палачей свободы.

В природе Лермонтов спасает себя от жестокости и бесчувственности человеческого мира, в нем находит утешение, потому что он полон движения, света и свободы. Пейзажи Лермонтова наполнены разными переживаниями и эмоциями. Поэзия поэта тому подтверждение.

тексты пейзажа из стихотворения Лермонтова

Вечер после дождя

Смотрю в окно: небо уже умирает, луч прощальный на высоте колонн, на куполах, на трубах и на крестах светит, горит в обманутых глазах; И темные облака огненными краями Нарисованы в небе, как змея, И ветер, носящийся по саду, Возбуждает стебли пропитанных трав… На одном из них Я заметил цветок, Подобно жемчужине, улетевшей с востока, Вверху на он светит сияющей водой, Голова склонена, стоит прямо, Как девушка в роковой боли: Душа убита, радость на душе; Хотя слезы текут из огненных глаз, Ма помнит всю свою красоту.

Философские и политические мотивы

Очень широкая тема — природа в текстах Лермонтова. Писать на эту тему часто бывает сложно. Давайте вместе разберемся, как развивался этот мотив в творчестве поэта. Стихи Лермонтова, посвященные природе, по мере взросления его таланта обогащались смыслом. В них проявляются не только патриотические или элегические мотивы, но и политические мотивы, философские размышления о важнейших проблемах. Например, в небольшом очерке Лермонтова «Когда тревожится пожелтевшая нива…» Михаил Юрьевич подарил нам целостное понятие бытия. Пейзаж в этой работе, кажется, омрачил ежедневные ссоры. Через него в душу лирического героя вливаются спокойствие и уверенность. Михаил Юрьевич изображает жизнь природы как гармоничную. Эта гармония помогает человеку преодолеть противоречие в его духовной жизни. Природа в текстах Лермонтова — распространяющийся повсюду источник красоты, воплощение цели.

Пейзаж в поэме «Мцыри»

Монашеский послушник Мцыри уходит из душных и тесных келий в чудесный мир тревог, битв и переживаний. В мир, где скалы прячутся в облаках, где человек свободен, как орел. Мцыри отмечает сочные зеленые поля, туман и снег вокруг, где седой Кавказ сияет алмазом.

пейзаж в текстах Лермонтова м ю

именно в этих местах лирический герой чувствует легкость на душе. Гордый дух Мцыри — это правда романтического героя, он созвучен природе. Это прослеживается в стихах, где Мцыри говорит, что он, как брат поэзии, готов принять грозу. Он следит за происходящим глазами облака и своими руками может ловить молнию.
Когда Мцыри терпит поражение, у него нет возможности вернуться на родину. В этот момент природа становится для него чужой и враждебной.

Человек и природа

Но как насчет мужчины? Разве он не дитя природы? Как случилось, что человеческое общество возникло из действия универсальных законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что красота и предельная целеустремленность должны торжествовать даже в мире людей. В конце концов, человек не рожден только для того, чтобы страдать. Если так, то почему тогда Творец или природа наделили его жаждой счастья, поиском истины, чувством справедливости? Человек и природа в текстах Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебряный ландыш, пожелтевшее кукурузное поле — все эти явления отнюдь не изолированы, не изолированы. Они части единого существа. Михаил Юрьевич умел возрождать и одухотворять природу. В его стихотворении человеческие страсти наделены дружелюбными волнами, облаками, скалой, пальмой, дубовым листом, сосной. И человек, и природа в текстах Лермонтова характеризуются тем, что знают и неугасаемую печаль, и горечь разлуки, и радость встречи.

Дары Терека

Терек воет, дикий и озорной, Среди каменистых масс, Шторм его крик подобен, Слезы текут брызгами. Но, рассыпаясь по степи, он принял образ лукавого и, ласково ласково, шепчет Каспийскому морю:

«Уступи, старец морской, дай прибежище моей волне! Я погуляла на улице, пора отдохнуть. Я родился в Казбеке, питался лоном облаков, с чуждой силой человека, с которым я готов спорить вечно. Я, для развлечения ваших детей, разорил родной Дарьял и валуны к ним, на славу повел всю стаю».

Но, прислонившись к мягкому берегу, Каспий успокоился, как бы спящий, И снова, лаская, Терек шепчет на ухо старику:

«Я принес тебе подарок! Это не простой подарок: кабардинец с поля боя, дерзкий кабардинец. В драгоценной кольчуге, В стальных налокотниках: Из Корана, на них золотом стих Священного Писания. Он нахмурился упрямо, И усы его оправы залили знойной кровью Благородный поток; Открытый, безответный взгляд, полный древней вражды; На затылке дорогой хохолок вьется черным волосом».

Но, прислонившись к мягкому берегу, Каспий дремлет и молчит; И, встревоженный, жестокий Терек снова говорит старцу:

«Послушай, дядя: дар бесценный! Какие еще они все подарки? Но я скрывал это от всей вселенной до сих пор. Я к тебе прибегу волнами Труп молодой казачьей бабы, С тёмными бледными плечами, С светлой русой косой. Ее туманное лицо грустно, взгляд ее спит так тихо, нежно, а в груди из маленькой раны течет алая река. За красоту молодой женщины Не жаждать реки Только одна на всю станицу Казачина Гребенская. Оседлал черного, а в горах в ночном бою опустил голову на кинжале злого чеченца».

Злобный ручей замолчал, и над ним, как белый снег, показалась голова с пушистой косой, покачиваясь.

И старик в великолепии могущества Он встал, могучий, как буря, И облачился во влажность страсти Темно-голубыми глазами.

Прыгнул, весельем полный, — И в объятиях Приходящие волны Приняли с ропотом любви.

*****

Природа в позднем творчестве Лермонтова

Своего пика лирическая поэзия Михаила Юрьевича достигла в 1841 году. В последний год жизни поэт написал много произведений необычайного мастерства. Особое место среди них занимают такие стихотворения, как «Выхожу на улицу один», «Прощай, немытая Россия» и «Родина». В этих произведениях тема природы в текстах Лермонтова получает дальнейшее развитие. Теперь это символ Отечества, что для Михаила Юрьевича представляет собой противоречивый и сложный образ. Предлагаем вам подробнее остановиться на этой теме.

Тучи

Небесные тучи, вечные путники! Синяя степь, жемчужная цепь, Беги, как я, изгнание С сладкого севера на юг.

Кто вами руководит: решение судьбы? Зависть в секрете? Гнев открыт? Или вы обременены преступностью? Или твои друзья — ядовитая клевета?

Нет, тебе надоели засушливые поля… Чужды тебе страсти и чужды тебе страдания; Вечно холодный, вечно свободный, у тебя нет страны, у тебя нет ссылки.

Лермонтов М.

***

Природа и Родина

Природа в текстах М.Ю. Лермонтов многогранен. Так, в стихе «1830. 15 июля «для него это дом его детства, счастье его семьи. В произведении 1840 года «Сколько раз в окружении разнородной толпы» мы находим ту же мысль. Находясь в конфликте с обществом, поэт питает в душе мечту вернуться в то место, где провел свое детство. Хотите погрузиться в мир природы.

Однако неприятие России с ее «рабством» и «цепями» уже находит отклик в ранних текстах. Поэт протестует против государства, в котором «царят пороки» и невозможно реализовать идеалы справедливости и свободы. Эта тема с большой силой звучит в поэме Лермонтова «Прощай, немытая Россия».

Любимый и нелюбимый край

Тарханы — это место, где вырос маленький Миша. Свою землю он называл сладким уголком своего сердца, в котором отражался образ сельской и крестьянской России. Пейзажная поэзия Лермонтова отражена и в описании его малой родины, где есть простор полей, пронизывающий тоску затерянных деревень.

Поэт не любил официальный и парадный Петербург. Россия и Николаева в синей форме постоянно гнались за ним. В мае 1840 года Лермонтов снова уехал в ссылку. Встреча состоялась в доме Карамзина, а на улице уже ждала карета. Участник тех событий в своих воспоминаниях писал, что Лермонтов стоял у окна и грустно смотрел на небо, над которым плыли облака.

Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Облака». В этом произведении автор сначала сравнивает свою личность с небесными облаками. Назовите себя и их изгнанниками сладкого севера. Затем он спрашивает, кто их ведет? Возможно судьба, злость или зависть врагов? Какое преступление они совершили? Или это предательство друзей? Но затем он приходит к выводу, что они устали от засушливых полей, от страстей и страданий. Они бесплатны. В конце концов, у них нет родины, а значит, у них нет ссылки. Природа не идеал, но над ней человек, терзаемый страстями. Пейзажные тексты потрясающие. Лермонтов М.Ю. Я бы никогда не променял свои страдания и свою любовь на свободу холодных облаков.

пейзаж тексты лермонтов м ю

Анализ стихотворения «Осень (Листья в поле пожелтели)» Лермонтова 3 вариант

Поэма «Осень» (1828) — одно из самых ранних сохранившихся произведений молодого Лермонтова. Сохранилось только начало, оторвался следующий лист в записной книжке поэта. Автору было 14 лет, он готовился к поступлению в университет и много времени проводил, гуляя по родовой усадьбе.

В своем зрелом творчестве Лермонтов редко обращался к пейзажным текстам. Он только служил фоном. Но в первых литературных экспериментах он пробует свои силы в описании окружающего мира. Совершенно очевидна неопытность автора. Он практически не использует выразительных средств. Стихотворение написано простым языком, в нем нет намеков и секретных символов. Автор не пытается рассказать о собственных чувствах и мыслях, он кратко и четко описывает природу. Талант Лермонтова проявляется в том, что он пытается охватить всю серию изменений, затрагивающих растительный, животный и человеческий мир.

Описание начинается с обычных желтеющих листьев, но постепенно расширяется. Образ леса дополняют изображения фермера и «храброго зверя». Поэма успешно завершает ночь, когда она сошла на берег с одиноким месяцем на туманном поле.

В произведении «Осень» — первые кадры незыблемой тоски и печали Лермонтова. Поэт еще очень молод, но первые жизненные разочарования он уже испытал. В раннем возрасте он потерял мать, после чего по завещанию его воспитывала бабушка. Отец навещал его очень редко, отношения ограничивались перепиской. Мальчик был очень чувствительным и ранимым. Современники вспоминали, что именно в этот момент Лермонтов стал раздражительным, замкнутым, часто замкнутым в себе. Молодой поэт много читал и, наверное, создал свой мир в своем воображении. Страсть к романтике имела благодатную почву. Скоро Лермонтов почувствует свое острое одиночество.

Какие серьезные переживания могут быть у 14-летнего подростка? Но для описания этого Лермонтов выбирает осень, период увядания и упадка. Его подавленное настроение проявляется во всех образах: «доели», «им это уже не нравится», «месяц скучный». Не исключено, что недостающая часть содержит описание собственных переживаний поэта.

Поэма «Осень» посвящена его родному пейзажу, но Лермонтов полюбит русскую природу уже в зрелом возрасте. В детстве его больше привлекала красота Кавказа. Молодой поэт описывал красоту только во сне и не был доволен окружающим миром.

Прекрасны вы, поля земли родной

Ты прекрасен, поля Родины, еще прекраснее твоя ненастья; Зима в нем похожа на первую зиму. Что касается первых людей своего народа!… Здесь туман покрывает своды неба! И степь тянется сиреневой пеленой, и так она свежа, так родна душе, будто создана только для свободы…

Но чужда эта степь моей любви; Но этот летящий серебряный снег И для порочной страны — слишком чистый, Он никогда не радует мое сердце. Его одежда холодная, неизменная, Гребень могилы скрыт от глаз И забытая пыль, но для меня, но для меня она бесценна.

Лермонтов М.

***

Источники

  • https://jiyuu.su/sochineniya/pejzazhnaya-lirika-lermontova.html
  • https://FB.ru/article/314224/peyzajnaya-lirika-lermontova-m-yu-podrobnyiy-analiz-tvorchestva
  • https://MoreUlybok.ru/klassika/lermontov-mihail-yurevich/osen-listja-v-pole-pozhelteli.html

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова