- Тема одиночества
- Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение
- Герой своего времени
- Образ демона в ранней лирике
- Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
- Помощь эксперта
- Своеобразие языка
- Анализ поэмы «Мцыри»
- Тема поэта и поэзии
- Мотивы свободы и неволи
- Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
- Главные мотивы лирики М. Лермонтова
- Основные мотивы лирики Лермонтова – таблица с примерами
- Особенности творчества Лермонтова раннего периода
- Темы Лермонтова в литературе
- Гражданская лирика
- Роман «Герой нашего времени»
- Общие выводы
- Любовная лирика
- Любовь в творчестве поэта
- Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
Тема одиночества
Одиночество остается главной причиной творчества Лермонтова. Эта тема проходит через большинство его опер, даже посвященных природе, Родине и любви.
Стихи «И скучно, и грустно», «Одиночество» (как страшна жизнь эта цепочка), «Дай полюбить кого-нибудь…», «Одиноко в северной глуши» и др. они напрямую посвящены уединению.
Природа и природные явления служат украшением любимой поэтом темы одиночества. Это стихотворения «Утес», «Лист», «Парус», «Облака».
Для Лермонтова особое место занимают философские тексты, где он задает вопросы о бытии. В стихотворении «С ужасом смотрю в будущее» слышно смущение поэта перед его будущей жизнью. Поэма написана в 1838 году, и у поэта возникает вопрос: почему он живет? Поэма «Выхожу на улицу одна» наполнена философским смыслом».
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение
За короткую жизнь М.Ю. Лермонтов сумел оставить нам бесценное наследие. Произведения поэта разнообразны по этому поводу. В его текстах можно выделить несколько основных тем: Родина, одиночество, любовь и природа.
Тема Отечества проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В произведении «Патрия» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит чиновников, потому что их не интересуют простые люди, но он восхищается традициями и культурой Отечества, Лермонтов любит танцевать «с побоями и свистом под звуки пьяных мужиков». В Бородино Лермонтов гордится своей страной и историей России.
Любовные тексты поэта видны в первых стихотворениях, а любовь переплетается с грустью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «нет счастья без обмана», «невозможно любить вечно». В произведениях мы находим у героя отчаяние, отчаяние, светлые чувства не исходят от него, и он разочарован в любви: «не стоит трудиться», «там все ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни можно влюбиться только один раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя пустоту в его душе.
Зарисовки пейзажей родной страны — неотъемлемая часть опер поэта. В этих стихотворениях изображения природы просты, точны, красочны: «пожелтевшая нива», «серебряный ландыш», «ледяной ключик», «белеющая береза». Лермонтов очень осторожно использует прием анимации, он первым сравнивал натуру по отношению к человеку: «Вечер казался ясным…». Автор также рассказывает, какие чувства вызывает в нем природа: «Я люблю курить», «моя душа унижена тревогой», «жить весело». Лирический герой Лермонтова часто бывает один, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.
Тема одиночества проходит почти во всех текстах Лермонтова. Наиболее полно этот аргумент раскрывается в стихотворении «Узник». Сам поэт чувствует себя пленником времени, потому что современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не хотят его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, где пророк обретет покой.
Лирика М.Ю. Лермонтов полон печали, боли и чувства одиночества, читая его стихотворение, мы можем заглянуть в душу поэта и лучше узнать его как человека.
Герой своего времени
Посмотреть галерею
Лермонтов — поэт эпохи мощнейшего литературного развития и самой жестокой политической реакции. Его богатое наследие и основные литературные произведения из жизни вписываются в десятилетие девятнадцатого века. Тридцатые годы — время тревожных предчувствий, мрачных размышлений о будущем, отрицаний и сожалений. В то время еще была реакция на поражение декабристов-революционеров, выступивших в 1825 году.
Общество спешит найти ответ на вопрос, что делать, не принимая в полной мере суровую реальность новой военной системы. Николай первым вводит третье отделение тайной полиции, каждое слово подвергается цензуре, имена аристократов заклеймены. Все эти реалии полностью отрицаются молодыми людьми. Максимализм и отрицание становятся частью новой философии, которую берет молодой Михаил.
Образ демона в ранней лирике
В начале пути Лермонтов опирается на творчество английских романтиков, особенно Джорджа Байрона. Английский поэт также показал образ демона. Творчество у таких романтиков ассоциируется не как подарок, а как проклятие. Молодой поэт Лермонтов (и его лирический герой) уверен, что он, как демон, никогда не сможет найти себе место в этой вселенной. В конце концов, демон был изгнан с небес, и люди на земле не принимают его. Теперь он обречен скитаться между двумя мирами, обречен на вечное одиночество. Образ демона тесно связан с таким поэтическим образом, как буря. Ведь демон, стихия которого — «жатва зла», любит бури и роковые страсти. В этом проявляются и особенности творчества Лермонтова: обычно лирические герои, которые страдают и ищут, борются за мир, спокойную и мирную жизнь. Герой Лермонтова не такой: он хочет жить, чтобы «думать и страдать». Спокойное блаженство не для него, жизнь только там, где бушуют страсти. Пример такого мировоззрения дает стихотворение «Парус»: «И он, бунтарь, просит штормов, как будто в штормах мир».
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
давно замечено, что Лермонтов — поэт юности, что им упиваются еще в юности. Наверное, потому, что мальчиков и девочек увлекают высокие романтики, бунтарские страсти, безграничные желания.
Тексты Лермонтова разнообразны и многогранны. Если мы посмотрим на ранние тексты, главная причина — это переживание смысла своей гражданской и поэтической судьбы. Во многих ранних стихотворениях духовные диссонансы также воплощаются в романтическом свете. Первоначально лирическое «я» Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в автобиографических событиях: разлуке с отцом, лирической передаче впечатлений:
Я дитя страдания. Мой отец
Я не знал остального в конце
Моя мать умерла в слезах;
1831 г.
Ужасная судьба отца и сына жить отдельно и умереть порознь. Синхронность опыта стала характерной чертой ранних текстов. Это вносит единство в тексты.
В зрелых текстах герой Лермонтова остается для общества чужим. Он не может быть удовлетворен. Но герой зрелых текстов в переживаниях становится ближе к людям и более земным. Лермонтов обращается к жизни народа, он видит крестьянскую Россию, ее природу. Это стихотворение «Родина”:
Но я люблю — потому что сам не знаю –
Холодная тишина его степей
Его леса колеблются
Разливы его рек, как моря…
Однако главный мотив текстов Лермонтова — мотив одиночества и меланхолии, пронизывающий все стихи. Это связано с тем, что тексты Лермонтова ознаменовали постпушкинскую фазу в развитии русской поэзии, момент реакции, когда передовая благородная интеллигенция, не смирившаяся с духовной свободой, была лишена возможности открытая борьба.
Поэзия Лермонтова, не знаю почему, мне очень близка. Наверное, я нахожу в Лермонтове опору для своих надежд и мечтаний, и меня совсем не пугает ни мрачное одиночество, ни боль и страдания.
Помощь эксперта
Своеобразие языка
Своеобразие языка Лермонтова можно лучше понять, изучив его произведения. В стихотворении «Парус» есть выражение печали, боли, ожидания бури в смысле борьбы. При этом непонятно, из-за чего именно идет этот бой, непонятно, к чему он должен привести.
Слова «Увы! Не ищет счастья »занимает самую сильную конечную позицию глагола движения. «И он от счастья не убежит» — это один из смысловых центров произведения. Оказывается, борьба и тревога духа — боевые товарищи за недостижимый идеал, отказ от достигнутого.
Посмотреть галерею
«Парус» — это своеобразный рисунок художественного мира автора, на примере которого видно своеобразие творчества Лермонтова. Романтический контраст с личностью, навсегда потерявшей гармоничную целостность.
Например, двойное отрицание в строчках «Нет, я тебя так не люблю», говорящее о сильных переживаниях и поисках возможности снять любовное напряжение. Своеобразие творчества Лермонтова — способ возвысить личность над противоречивостью жизни, а не ввергнуть ее в конфликт, как может показаться на первый взгляд. Непримиримая борьба жизни и смерти в его творениях также возвышает человеческий дух над обстоятельствами.
Анализ поэмы «Мцыри»
В этом стихотворении отражены, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в нем и особенности, присущие творчеству Лермонтова. Короче говоря, история такова: молодой человек, выросший в монастыре, хотел быть освобожденным, но однажды на свободе ему открылась его смерть. Мцыри, непосвященный монах, всю жизнь чувствовал себя узником. Это типично романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри хотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и любил гулять по лесу. Особое впечатление на него произвел голос молодой грузинки. Услышав это, Мцыри понял, что свободен. В лесу он наткнулся на леопарда, олицетворения силы и отваги. В равной схватке леопард погиб, Мцыри также получил смертельное ранение. Поэма ярко демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Поэт очень живо и красочно описывает местные пейзажи. Поэма полностью воплотила художественные особенности творчества Лермонтова. Образ природы в нем сопоставим с картинами, которые писал сам поэт во время путешествий по югу России и Кавказу.
Тема поэта и поэзии
Особенности творчества М.Ю. Лермонтова нельзя рассматривать отдельно от такого предмета, как стихи. Именно в стихах, говорящих о творчестве, подарке писателя, реализуются фундаментальные принципы миросозерцания поэта. Яркий тому пример — стихотворение «Пророк». В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, как Пушкин остановился: «Бог дал поэту всеведение пророка. Но если Пушкин надеялся «глаголом сжечь сердца людей», то Лермонтов, наоборот, чувствует себя отчужденным. Он видит в людях только гнев и порок. Он хочет, как Пушкин, дотянуться до людей словом, но не сможет. Ведь люди (непонятная толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противостояние поэта и толпы — одна из главных характеристик поэзии Лермонтова.
Мотивы свободы и неволи
С одной стороны, лирический герой Лермонтова пытается влиять на толпу, идет «вещим», активным путем, пытается что-то изменить в обществе, в политической системе. Но с другой стороны он разочарован бесполезностью своих усилий и замыкается на себе, в своем мире, далеком от земной жизни, поэтому часть произведений Лермонтова посвящена историко-социальным вопросам. В этих стихотворениях лирический герой борется за свободу и проявляет свой бунтарский характер (например, «Баллады», «Песнь барда», «Новгород», «Последний сын свободы» и т.д.). Эти произведения написаны под влиянием поэзии декабристов. Следует отметить, что тексты Лермонтова об абсолютной свободе, то есть они романтичны по своей природе. И личная свобода становится ступенькой к свободе для всего человечества.
В ряде стихотворений присутствует тема воли («Желание», «Воля»).
Наблюдение 1
Воля, по Лермонтову, — это нечто естественное, данное человеку при рождении, но оставленное в прошлом или недоступное.
В творчестве Лермонтова Кавказ становится символом воли.
Поэт приходит к выводу, что в обществе нет места свободной и свободолюбивой душе (Дума, Смерть поэта, Прощание, Немытая Россия). Стремление к свободе проявляется и в борьбе лирического героя Лермонтова с толпой, светом, судьбой. Тема неприятия лирического героя современного общества звучит как в стихотворении «Маскарад», так и в стихотворении «Дума».
Лермонтов часто показывает, насколько разрушительно влияние «света» на человеческую душу».
Причина рабства текстам Лермонтова проявляется в таких стихах, как «Узник», «Пленный рыцарь», «Сосед», «Сосед». Иногда местом заключения бывает монастырь («Мцыри», «Боярин Орша», «Исповедь»). В этом можно учесть антиклерикальные настроения поэта, но, скорее, это связано с общественно-политической позицией М.Ю. Лермонтова.
В его лирике прослеживается движение от стремления к абсолютной индивидуальной свободе к приобщению к миру людей, когда свобода не приносит герою лирики желанного счастья.
Поэтому центральные мотивы текстов Лермонтова — воля и свобода.
Видное место в текстах Лермонтова занимает жажда предприимчивости во имя славы, чести и памяти (июнь 1831 г., 11 дней»).
Поэт часто вспоминает подвиги прошлого («Измаил-бей», «Последнее дитя свободы», «Бородино»). Также затрагивается тема Отечества («Отечество», «Прощай, немытая Россия»).
Главный конфликт романтизма проявляется в противоречии реальности и идеала. В стихотворении Лермонтова этот конфликт достигает крайней точки напряжения. В итоге это приводит к тому, что земное существо считается бесцельным, напрасно, так как таланты, заложенные в человеке, невозможно воплотить в жизнь. Столь тщетное пожертвование и активная деятельность можно увидеть в стихотворении «Пророк».
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
давно замечено, что Лермонтов — поэт юности, что им упиваются еще в юности. Наверное, потому, что мальчиков и девочек увлекают высокие романтики, бунтарские страсти, безграничные желания.
Тексты Лермонтова разнообразны и многогранны. Если мы посмотрим на ранние тексты, главная причина — это переживание смысла своей гражданской и поэтической судьбы. Во многих ранних стихотворениях духовные диссонансы также воплощаются в романтическом свете. Первоначально лирическое «я» Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в автобиографических событиях: разлуке с отцом, лирической передаче впечатлений:
Я дитя страдания. Мой отец
Я не знал остального в конце
Моя мать умерла в слезах;
1831 г.
Ужасная судьба отца и сына жить отдельно и умереть порознь. Синхронность опыта стала характерной чертой ранних текстов. Это вносит единство в тексты.
В зрелых текстах герой Лермонтова остается для общества чужим. Он не может быть удовлетворен. Но герой зрелых текстов в переживаниях становится ближе к людям и более земным. Лермонтов обращается к жизни народа, он видит крестьянскую Россию, ее природу. Это стихотворение «Родина”:
Но я люблю — потому что сам не знаю –
Холодная тишина его степей
Его леса колеблются
Разливы его рек, как моря…
Однако главный мотив текстов Лермонтова — мотив одиночества и меланхолии, пронизывающий все стихи. Это связано с тем, что тексты Лермонтова ознаменовали постпушкинскую фазу в развитии русской поэзии, момент реакции, когда передовая благородная интеллигенция, не смирившаяся с духовной свободой, была лишена возможности открытая борьба.
Поэзия Лермонтова, не знаю почему, мне очень близка. Наверное, я нахожу в Лермонтове опору для своих надежд и мечтаний, и меня совсем не пугает ни мрачное одиночество, ни боль и страдания.
Главные мотивы лирики М. Лермонтова
«Как любой настоящий, а тем более великий поэт, — признавался Лермонтов в своих стихах, и, перелистывая тома его произведений, мы можем прочитать историю его души и понять его как поэта и как человека», — писал Ираклий. Андроников. Талант Лермонтова расцвел в то время, когда дворянская революция потерпела поражение и только зарождались новые поколения борцов.
Поэтому причины горечи, желания и одиночества занимают в его творчестве значительное место. Вера в людей, в их могущественные силы во многом помогла ему преодолеть эти чувства. Лермонтов — народный поэт. Нас очаровывает красота и человечность стихов Лермонтова. Мы слышим в его стихотворении бурный протест против «мрачной реальности», гордый призыв к свободе и справедливости.
Тематика текстов Лермонтова разнообразна. Многие его произведения — горькие мысли о судьбах подрастающего поколения его времени. Одна из главных тем поэзии Лермонтова — тема ненависти к самодержавию. Освещает весь творческий путь поэта. Героическим началом его борьбы с самодержавием и «светом» стало стихотворение «Смерть поэта», написанное с тоской и гневом. Лермонтов наказывает «завистников и удушающих огней», «палачей свободы», «алчную толпу», стоящую у престола. Он противопоставляет их Пушкину, восставшему против «мнения мира», смерть которого требует мести. Именно она возвестила России о появлении нового поэта, наследника великого Пушкина.
В России 1930-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, открыто бросивших вызов правящему обществу. Яркий тому пример — стихотворение «Сколько раз в разнородной толпе…». Вынужденный жить среди светской мафии, поэт глубоко презирает происки, ложь, пустоту и бездушность этих людей. Поэма заканчивается вызовом «свету”:
Ой, как хотелось бы их веселости смутить,
И смело бросает им в глаза крик железный,
Пропитанный горечью и гневом!..
Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инерции подрастающего поколения. Даже лучшая молодежь того времени не знала, как и где приложить свои силы. Со временем многие из них стали безразличными ко всему, стали «лишними людьми». Поэма «Дума» — это гражданский приговор вашему поколению. Автор показывает свою пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда необходима борьба.
К добру и злу постыдно равнодушен,
В начале поля увядаем без боя.
Грустная и резкая фраза для поколения 1930-х годов — это стихотворение о людях, которые пойдут по жизни «мрачной толпой» и ничего не оставят своим потомкам.
К сожалению, я смотрю на наше поколение!
Его будущее либо пусто, либо темно.
Между тем, под тяжестью знаний и сомнений,
В бездействии он будет стареть.
Важное место в поэме Лермонтова занимает тема Родины («Патрия», «Бородино»), противопоставляющая ее «странную» любовь к Родине псевдопатриотизму господствующих классов. Ни в одном другом произведении он не достиг такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина». Широкие линии, как простор степи, сопровождают размышления поэта, когда его взор обращен на милую его сердцу русскую природу.
При виде случайного довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян у поэта улавливается чувство радости, непонятное «патриотам» знатной знати, не умеющим смотреть «от радости, неведомой многим…”.
Лермонтов дорог своей родной натуре, но еще дороже простому русскому народу. Белинский назвал это стихотворение «Лучшим в Пушкине», что означает пушкинский оптимизм, веру в жизнь и в людей, которые унаследовал Лермонтов.
Значительное место в текстах Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одними из лучших произведений на эту тему являются «Поэт» и «Пророк». В стихотворении «Поэт» автор сравнивает поэта с кинжалом, тем самым подтверждая представление о поэзии как грозном военном оружии. (Разве Маяковский не шел за Лермонтовым пером как штыком?) Но кинжал превратился в «золотую игрушку», бесславную и безобидную.
Раньше голос поэта призывал к борьбе: «Это был размеренный звук твоих могучих слов / Я на бой обратил борца…» Но теперь Лермонтов не видит такого певца среди своих современников. Поэма завершается призывом:
Ты снова проснешься,
Высмеянный пророк?
Или никогда к голосу мести
Вы не можете вынуть клинок из золотых ножен,
Покрытый ржавчиной презрения?..
Годы реакции легли тяжелым бременем на плечи прогрессивных людей. Глубокая грусть и тревога звучат во многих стихотворениях Лермонтова: «Выхожу на улицу один…», «Дубовый лист упал с ветки, родной…», «Облака», «Утес». В стихотворении «И скучно, и грустно» поэт пишет:
И это скучно и грустно, и некому помочь
В момент душевных невзгод…
Пожелания?..
И идут годы, все лучшие годы!
Поэт устал идти своим «кремнистым путем». Природа, которая звучит в каждом его стихотворении, просит мира («Земля спит в синем великолепии…”).
Печальный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не подчинялся судьбе. Бунтарский дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли, необычайная музыкальность и совершенство поэзии ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов.
Основные мотивы лирики Лермонтова – таблица с примерами
Главная причина | Сущность, пример |
Смешанный | Ряд историй отличается разнообразием. Критики часто сталкивались с проблемой поиска главного аргумента. Автор начинает стих рассказом о своей родине, далее описывает личные переживания, заканчивая стихотворение рассказом о своем одиночестве. Яркий тому пример — стих «На север спешащий издалека». |
Любовь | Поэт мало внимания уделяет любовным текстам. Это направление характерно для творческой молодости. В жизни ему не повезло в любви, но прекрасные строки писатель посвятил любимой. Пример: «Оставь ненужные заботы», «Она не гордая красавица». |
Гражданское | В произведениях редко встречаются борьба народа с государственным устройством, самодержавием, тема светского общества. В шестнадцать лет он написал стих «Предсказание», в котором предсказал смену самодержавной системы. Другой пример — «О смерти поэта». |
Одиночество | Трудное детство, юность поэта наложили отпечаток на его творчество. В большинстве стихов поднимается тема одиночества, желания. Это проявляется в любовных текстах, стихах о Родине. Примеры стихов, посвященных теме одиночества: «Лист», «Утес», «И скучно, и грустно», «Облака». |
Особенности творчества Лермонтова раннего периода
Поэт начал писать достаточно рано. Если Пушкин говорил о надеждах, школьное творчество было полно стремлений, то Лермонтов начинал с разочарования. Ведь дела декабристов пропали, их отправили на каторгу или расстреляли. Недовольство реальностью, окружающей поэта, пронизывает все его творчество и ярко проявляется в его первых стихотворениях. Несомненно, в работах прошлых лет присутствует юношеский максимализм. В ранних произведениях реализовалось такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на земной, реальный мир и идеальный мир грез, в который хотел бы войти лирический герой. Особенность проблематики творчества Лермонтова в том, что у поэта практически отсутствуют гражданские и политические проблемы. Здесь не поднимается вопрос о крепостном праве, не говорится о произволе властей. Но мы догадываемся о его недовольстве по стихам, посвященным русской деревне или теме поэта и поэзии. Однако основные проблемы творчества Лермонтова — психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который со временем усиливается и меняется.
Темы Лермонтова в литературе
Поэма Лермонтова — это признание, напряженный монолог, отражающий его идейные изыскания и эмоциональную тревогу. В русской литературе открывается новая страница с именем поэта. «Поэт из совершенно другой эпохи», по словам В.Г. Белинского, Лермонтов работал в темное и трудное для России время — время «синей мундиры» и бурной реакции. Ощущение боли и горечи, желания и отчаяния, окрашивающее лермонтовские тексты, стало результатом крушения общественно-политических надежд. Поэт — наследник идей декабризма, а его поэзия — отражение мировоззренческой жизни 30-х годов 19 века.
В стихотворении 1832 года «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтов не только утверждает оригинальность своего творчества, но и говорит о трагическом предчувствии, потому что в его душе
. как в океане,
Надежда на сломанный груз лежит.
Уже в первом стихотворении поэта он представлен патриотом, настоящим гражданином, борцом за свободолюбивые идеи.
Написанная в форме письма к «иностранному другу», стихотворение «Обличение турка» (1829 г.) на самом деле является гневным обличением существующего в России порядка.
Лермонтов противопоставил тиранам и рабам чувство любви к свободе. Лирический герой Лермонтова — неугомонный бунтарь, ищущий:
Под ним поток ярче синего,
Над ним золотой лучик солнышка…
И он, бунтарь, просит бури,
Как будто в штормах царит покой!
Герой активно борется за свою свободу. Поэтому не случайно в стихотворении Лермонтова фигурирует мотив рабства и бегства из него узника. Этот образ фигурирует в поэме «Желание» (1832 г.) и становится одним из центральных поэтических символов. В 1837 году Лермонтов вернулся к нему в стихотворении «Узник», но теперь стремление к свободе усиливается и образ тюрьмы оформляется более конкретно.
Одиночество становится уделом сильной личности в атмосфере социального угнетения. Мотив одиночества воплощен в серии базовых образов из лирики Лермонтова («Утес», «На диком севере», «Парус»). Герой замыкается в себе, в своем внутреннем мире. У него нет ни саратника, ни близких: «В дорогу выхожу один…”
В стихотворении «Дума» поэт размышляет о судьбе своего поколения. Воспитанный в условиях мрачной реакции, он отошел от участия в общественной и политической жизни. Поэт с горечью отмечает, что он проявляет постыдную трусость перед лицом опасности, что его не волнуют вопросы добра и зла. «Мы и ненавидим, и любим случайно» — эти слова олицетворяют утрату идеалов и моральных норм. Он говорит, что потомки не простят им бездействия:
И прах наш, с суровостью судьи и гражданина,
Потомок обидит презрительным стихом…
Одним из самых значительных произведений русской политической поэзии было стихотворение «Смерть поэта» (1837). Лермонтов осуждает сидящих на престоле с «жадной толпой», которые были настоящей причиной смерти Пушкина. Истинный художник страдает проблемами всей страны, а Лермонтов отрицал литературу, которая выделялась из общественной жизни России.
В конце 1930-х годов поэт обращается в своем творчестве к исторической теме. Создайте «Бородино» и «Песню о купце Калашникове». В Бородино (1837 г.) Лермонтов воплотил свое представление о сильных и мужественных людях. Обращаясь к теме Отечественной войны 1812 года, он обращается к революционному дворянскому движению, инициированному событиями 1812 года и героизмом русского народа.
Белинский заметил: «В каждом слове вы слышите солдата, язык которого никогда не переставал быть грубоватым, но в то же время благородным, сильным и поэтическим». Демократические тенденции в творчестве Лермонтова не случайны. Переходя к другой исторической эпохе, эпохе правления Ивана Грозного, Лермонтов своим героем выбирает купца, честного, благородного и мужественного Калашникова. Он защищает свое человеческое достоинство даже ценой своей жизни.
Поэт обращается к теме России в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году.
Я люблю свою Родину, но странной любовью.
Мой разум не победит.
Слава не куплена кровью
Нет покоя, полного гордой уверенности…
Поэт противопоставляет свою «странную» любовь псевдопатриотизму. Отвергая николаевское общественно-политическое устройство России, Лермонтов любил народную Россию, которую мечтал видеть свободной. Патриотическая тема этого стихотворения приобретает лирический характер.
Но родина Лермонтова тоже предстает в ином виде:
Прощай немытая россия
Земля рабов, земля господ
А ты в синей униформе
И вы, их верные люди.
В этом стихотворении злоба и боль за Родину, за покорных и многострадальных людей. Эта работа была своеобразным результатом горьких и мучительных переживаний по поводу судьбы страны.
Любовная лирика Лермонтова драматична, окрашена в трагические оттенки. Отношение героя Лермонтова к женщине обычно осложняется роковыми обстоятельствами и противоречиями:
Мне грустно, потому что я люблю тебя.
Любовь приносит страдания, а не радость.
Осознание одиночества, отчужденности от людей, красок и тематики поэта в творчестве Лермонтова. Творческая личность находится во враждебном отношении к окружающей среде. Наиболее ярко это выражено в стихотворении «Пророк». Мы видим преемственность двух произведений: от «Пророка» Пушкина до «Пророка» Лермонтова. Жизнь героя Лермонтова полна страданий и мучений от народного непонимания и неверия, в отличие от жизни и призвания героя Пушкина, наделенного божественным даром.
В стихотворениях «Не верь себе» и «Поэт» он ставит под сомнение саму возможность понимания поэта людьми. Но тема поэта в творчестве Лермонтова не ограничивается идеей бесполезности службы; он не чувствует себя примиренным, поэт даже протестует.
Ты проснешься снова, издевающийся пророк?
Или никогда, голосом мести
Вы не можете вынуть клинок из золотых ножен,
Покрытый ржавчиной презрения?…
В своем творчестве поэт всегда был верен себе, своим идеалам. Лермонтов своими стихами выступал против политического угнетения и социальной несправедливости своего времени, призывая к свободе, борьбе.
Гражданская лирика
Мотив борьбы с самодержавием в текстах Лермонтова ускользает, но таких стихов мало. Вершиной гражданских текстов можно назвать стихотворение «На смерть поэта».
Перед этим было написано незаконченное стихотворение «Опять ты, гордый, непокорный». Это стихотворение, скорее всего, было эмоциональным взрывом поэта. Он так и остался незавершенным и поэтому оставляет больше вопросов, чем ответов:
После разгрома декабрьского восстания по стране распространились слухи о казненных вождях, о том, что царь дал волю крестьянам после восстания декабристов и что коренные помещики прятали их, чтобы заставить крестьян работать на себя. Крестьяне возводили казненных в ранг мучеников, боготворили их. В некоторых провинциях кое-где вспыхивали беспорядки, которые подавляла полиция и армия.
В 1830-31 гг. В России вспыхнули так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные ограничениями в обращении, возмутились и ответили бунтами. Суворов однажды подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом свободы и славы.
В шестнадцать лет Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», в котором предсказал падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании своего рода мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение было написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясли Европу, то это предсказание станет вполне логичным завершением происходящих событий.
Гражданская тема неизменно перекликается с темой Отечества. Таковы стихи Лермонтова «Родина», «Когда встряхивается пожелтевшая нива», «Монолог», «С грустью смотрю на наше поколение». В последних двух стихотворениях чувствуется тревога поэта, что его поколение бездействует, что он не может найти точки приложения своих сил.
Роман «Герой нашего времени»
Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены характерные черты творчества Лермонтова. Роман очень неоднозначный. Существует несколько интерпретаций персонажа главного героя — Печорина. Исследователи обсуждают, как Лермонтов относился к своему герою и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Конечно, как и все произведения М. Лермонтова, у этого романа автобиографическая подоплека. Сходство героя с писателем очевидно: он служит на Кавказе, он одинок, он противостоит другим. Однако в Печорине слишком много демонических и чисто отрицательных характеристик, благодаря которым мы понимаем, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.
В романе реализованы навыки писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой — нельзя сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но он умен, честен, принципиален. Такой художественный прием психологизма Лермонтов использует как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в мельчайших деталях: в движениях, говорящих о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, который говорит о своей холодности и безразличии к людям, даже в слезах, которые не от боли, но от раненой гордости. Кроме того, в романе можно найти примеры психологического параллелизма.
Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассказывает о дружбе, любви и судьбе. Все действие построено на центральном персонаже — Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным — настолько многогранна и сложна личность Печорина.
Общие выводы
Отсюда и основные темы в творчестве Лермонтова.
- Тема природы. Обычно это философские вопросы.
- Тема одиночества. В некоторых стихотворениях он осложнен блуждающим мотивом.
- Тема поэта и поэзии. Что такое поэтический дар, для чего нужна поэзия, каково ее значение в современном мире.
- Любовная тема. Произведения Лермонтова также написаны в темных тонах, любовные тексты входят в тематическую группу стихов об одиночестве.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова проникнуто глубокими чувствами. Возможно, лирика его так привлекает именно потому, что он вложил в нее душу, потому что его лирический герой практически неотделим от автора. Конечно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихотворения поэта (особенно в его позднем творчестве) имеют совершенно уменьшенный объем, но очень глубокие и емкие.
Любовная лирика
Любовные тексты в творчестве Лермонтова занимают мало места. В основном любовные стихи встречаются в период вегетации. Но в любви он разочаровался. Сначала лох Сушкова, потом загадочная НФИ — Наталья Федоровна Иванова разочаровали юного поэта в любви. Этим девушкам Лермонтов посвятил циклы стихов.
Наверное, самой большой любовью поэта была Варвара Лопухина. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не помешало им поддерживать дружеские и дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Лермонтов посвятил Варваре Лопухиной следующие стихотворения:
- «Она не гордая красавица…»,
- «Нас случайно соединила судьба…»,
- «Оставьте ненужные заботы…».
Любовь в творчестве поэта
Тема любви и отношений — еще один главный повод для творчества Лермонтова. Стихи, объединенные этой темой, драматичны. Запуск лирического героя вызван личными неудачами, произошедшими в жизни поэта. М.Ю. Лермонтов не жаловался на недостаток женского внимания и считался сердцеедом. Однако в его жизни не было отношений, которые могли бы принести мир его израненной душе.
Ни один литературный отчет или очерк о любовных текстах Лермонтова не обходится без упоминания самой важной женщины в его жизни. Это была Варвара Александровна Лопухина, с которой она познакомилась в 1831 году. Они очень любили друг друга и даже хотели пожениться. Однако семья девушки была категорически против возможного брака с молодым писателем. Варвара Александровна вышла замуж за другого человека, но не перестала любить поэта до самой его смерти.
В.А. Лопухиной было посвящено множество стихотворений, главным из которых считается «Л». (1831), «Валерик» (1840), «Она не гордится своей красотой» (1832) и так далее. Стихи, повествующие об этой любви, пронизаны легким мотивом печали.
В произведениях, адресованных другой любви Лермонтова — Наталье Ивановой, прослеживаются совершенно другие мотивы. Кратковременные отношения писателя и Натальи закончились изменой женщины. Факт измены стал причиной тяжкого преступления Лермонтова. Тема стихотворений «Ивановского цикла» — ревность и жажда мести («Не смирюсь перед тобой» (1832)).
Также есть мотивы в любовном стихотворении Лермонтова:
- безответные чувства;
- неугомонная натура, отражающая переживания лирического героя;
- вечность и разлука;
- долгий путь к недостижимой цели и так далее
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
давно замечено, что Лермонтов — поэт юности, что им упиваются еще в юности. Наверное, потому, что мальчиков и девочек увлекают высокие романтики, бунтарские страсти, безграничные желания.
Тексты Лермонтова разнообразны и многогранны. Если мы посмотрим на ранние тексты, главная причина — это переживание смысла своей гражданской и поэтической судьбы. Во многих ранних стихотворениях духовные диссонансы также воплощаются в романтическом свете. Первоначально лирическое «я» Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в автобиографических событиях: разлуке с отцом, лирической передаче впечатлений:
Я дитя страдания. Мой отец
Я не знал остального в конце
Моя мать умерла в слезах;
1831 г.
Ужасная судьба отца и сына жить отдельно и умереть порознь. Синхронность опыта стала характерной чертой ранних текстов. Это вносит единство в тексты.
В зрелых текстах герой Лермонтова остается для общества чужим. Он не может быть удовлетворен. Но герой зрелых текстов в переживаниях становится ближе к людям и более земным. Лермонтов обращается к жизни народа, он видит крестьянскую Россию, ее природу. Это стихотворение «Родина”:
Но я люблю — потому что сам не знаю –
Холодная тишина его степей
Его леса колеблются
Разливы его рек, как моря…
Однако главный мотив текстов Лермонтова — мотив одиночества и меланхолии, пронизывающий все стихи. Это связано с тем, что тексты Лермонтова ознаменовали постпушкинскую фазу в развитии русской поэзии, момент реакции, когда передовая благородная интеллигенция, не смирившаяся с духовной свободой, была лишена возможности открытая борьба.
Поэзия Лермонтова, не знаю почему, мне очень близка. Наверное, я нахожу в Лермонтове опору для своих надежд и мечтаний, и меня совсем не пугает ни мрачное одиночество, ни боль и страдания.