Образ поэта в лирике Лермонтова, тема поэта и поэзии – аргументы для сочинения по теме

Вставка «Но угаси сей чудный пламень»

Один из очевидных парадоксов, особенно на фоне традиции, — это необычная интерпретация Лермонтовым того, что можно было бы назвать поэтическим вдохновением. Действительно, по традиции это всегда тема, связанная с божественным вдохновением и положительными силами. Но вдруг в творчестве Лермонтова творчество и поэзия становятся демоническими силами. Например, стихотворение 1829 года «Молитва», обращенное к Богу:

Не обвиняй меня, Вседержитель, и не наказывай, пожалуйста, за то, что я люблю тьму могильной земли с ее страстями; За то, что поток твоей живой речи редко входит в душу, За то, что мой разум блуждает от тебя в иллюзиях; Потому что на моей груди кипит лава вдохновения; От дикого возбуждения Очнись в моих глазах; Поскольку земной мир мне мал, я боюсь проникнуть в тебя И часто под звук грешных песен Я, Боже, Тебе не молюсь. Но потуши это чудесное пламя, Пылающий огонь, Преврати мое сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песни Позволь мне, творец, освободиться, Тогда узким путем спасения я снова обращусь к тебе.

Анализ стихотворения «Не верь себе»

Здесь совершенно парадоксально то, что сочетание жизни, творчества, поэзии, вдохновения с демонической тематикой оказывается совершенно парадоксальным, но идея некоего почти бездушного и лишенного живого огня связана с Богом.

С одной стороны, он жаждет контакта с людьми, а с другой стороны, этот контакт для него в его универсальном существовании становится невозможным. Понятно, что тема поэта и поэзии предполагает тему диалога между поэтом и его читателями, между поэтом и народом. Но, войдя в такую ​​необычную атмосферу всеобщего одиночества персонажа Лермонтова, он приобретает особый колорит, особый смысл.

Начнем со стихотворения 1839 года «Не верь себе». С одной стороны, он продолжает разгадывать мотивы пушкинского стихотворения «Поэт и толпа». Перед нами с одной стороны поэт, с другой — его читатель, все та же толпа.

Вставка «Пушкин и Лермонтов»

В стихотворении Лермонтова «Поэт» образ поэта сравнивается с образом кинжала, и это сравнение отсылает нас к творчеству Пушкина, к самому революционному стихотворению, написанному Пушкиным на юге в 1821 году, «Кинжал». В этом стихотворении мы действительно говорим о кинжале, хотя кинжал предстает в виде последнего судьи, восстанавливая затоптанную несправедливость. Это, пожалуй, единственное стихотворение Пушкина, в котором убийство с моральной точки зрения оправдывается поэтом:

Бог Лемнос связал тебя Руками бессмертной Немезиды Свобода — тайный страж, карающий кинжал, Верховный судья стыда и негодования. Где Зевс молчит гром, где меч закона спит, Ты исполнитель проклятий и надежд, Ты прячешься в тени престола, Под блеском праздничных одежд.

Как луч ада, как молния от богов, в глазах злодея светится безмолвный клинок,

И, оглядываясь, он дрожит, Среди своих партий.

Но Лермонтов, по-своему переработав этот образ карательного кинжала, уносит его в далекое прошлое: когда-то этот кинжал был орудием борьбы, а сегодня он оказывается предметом, украшающим комнату:

Мой кинжал сияет золотом; Клинок надежный, безупречный; Булат сохраняет загадочный характер, наследие жестокого востока.

Он много лет служил рыцарем в горах, не зная платы за службу; Страшный след он оставил не на груди И порвал не одну кольчугу.

……………………………………………..

Теперь родной нойон, побитый на войне, лишенный бедной спутницы героя, сияет золотой игрушкой на стене. Увы, бесславно и безобидно!

Рис. 2. Кинжал (


)

Нечто подобное случилось и с поэтом: однажды его голос звенел колоколом «на вечевой башне // В дни праздника и народной скорби», а сегодня утратил свое предназначение. И снова оказывается, что сюжеты Пушкина, такие как пророк, кинжал, звучащие в его стихах положительно и оптимистично, в лермонтовских переработках и переработках приобретают пессимистический и драматический характер: пророка предстают гонимым, кинжал преображается в игрушке поэт теряет способность влиять на окружающий мир. И в этом смысле действительно случилось, что, продолжая и противопоставляя свои решения пушкинским, Лермонтов нашел свою особую нишу, свое особое место в истории русской поэзии.

Но если у Пушкина с одной стороны священник, а с другой — толпа непросвещенных, то единственное, что объединяет поэзию Пушкина и Лермонтова, — это причина их взаимного непонимания. И если у Пушкина это недоразумение связано с тем, что с одной стороны у нас священник, а с другой — толпа непросвещенных, то Лермонтов в корне меняет этот диалог. Между поэтом и толпой существует связь. Это обычные люди, которые переживают обычные человеческие судьбы: трагические, драматические. Поэт оказывается своего рода одним из персонажей этой же толпы.

«Журналист, читатель и писатель»

Поэма «Журналист, читатель и писатель» посвящена теме поэта и толпы. Здесь Лермонтов предстает в разных формах, выражая взгляды каждой из трех сторон. Непосредственно перед текстом в скобках есть небольшое замечание, в котором игра упоминается как форма презентации. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, погруженный в свои мысли. Читатель стоит с сигарой, словно ожидая от писателя чего-то совершенно нового и интересного. Репортер говорит, что писатель болен, потому что:

«В заботах жизни, в шуме света ум поэта вскоре теряет свои божественные мечты».

Читатель обвиняет писателя в том, что произведения второстепенны, в печатном варианте много ошибок, а сам журнал не хочется даже трогать, не надев предварительно перчатки. Писатель не ищет оправданий, а, наоборот, соглашается:

Несмотря на то, что «Журналист, читатель и писатель» был написан более 150 лет назад, Лермонтов поднимает довольно современный вопрос: как найти баланс между клиентом (в данном случае журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее, и «низшее общество» понимало и принимало творчество? Вам нужно писать с кивком или писать по порядку, понимая, что каждый раз текст становится более плоским, а темы — более банальными? Когда искусство снова улучшится? В работе нет ответов. Вновь предлагается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Представьте своего читателя, он чувствует его настроения и ожидания, поэт несет перед ним ответственность. Как и в стихотворении «На смерть поэта», заключительные строки несут обвинительный, критический удар: «неблагодарной» толпе незачем открываться, показывать свой внутренний мир, делиться с ним одним из самых сокровенных вещей — их творчество.

Значение лирики Лермонтова в русской литературе

Лирическая поэзия Лермонтова в зрелом возрасте — величайшее достижение русской литературы. В своих стихах Михаил Юрьевич раскрывает и углубляет образ положительного героя своего времени, который является центральным образом всех произведений поэта.
Период зрелости Лермонтова открыли стихи «Смерть поэта» и «Бородино», написанные в 1837 году. Каждое из этих великих произведений по-своему знаменательно. В одном стихотворении преобладает отрицание, в другом — утверждение. «Бородино» — первое произведение Лермонтова, в котором он развивает тему русского народа как великой исторической державы, сохраняя при этом ее исторический и национальный колорит. В Бородино Лермонтов ярко рисует образ ветерана сказочника.

В другом своем великом стихотворении, написанном после смерти Александра Пушкина, «Смерть поэта», Лермонтов поднимает вопрос о трагической судьбе «чудесного гения» России, павшего жертвой суда и светской общественности. Именно творческие идеи и принципы, воплощенные в этих стихотворениях, имели первостепенное значение для дальнейшего развития творчества Лермонтова.

Анализ стихотворения «Пророк»

Если в стихотворении «Не верь себе» поэт все еще близок к толпе, то, допустим, в стихотворении «Пророк», написанном в 1841 году, возникает совсем другая ситуация. Поэт здесь в образе пророка. Само название этого стихотворения возвращает нас к пушкинскому «Пророку». Напомним, что в поэзии Пушкина речь шла о превращении, которое претерпевает обыкновенный человек, превращаясь в пророка, несущего слово Божие, и завершается энергичным призывом «глаголом сжечь сердца людей». Сюжет Лермонтова представляет для нас трагическое продолжение этой истории. Здесь пророк Пушкина как бы идет к людям, чтобы принести теперь не человеческое, а божественное слово, но, к сожалению, оказывается, что люди не понимают:

Когда я быстро пробираюсь по шумному городу, старшие с гордой улыбкой говорят детям: «Смотрите, вот вам пример! Он был горд, он не ладил с нами: Дурак, он хотел заверить нас, что Бог говорит через его уста! Посмотрите на него, детки: какой он угрюмый, худой и бледный! Посмотрите, какой он голый и бедный, как все его презирают!»

Но это неприятие пророка людьми, невозможность, из-за его контакта с людьми, компенсируется тем, что он способен войти в контакт со Вселенной:

Соблюдая вечный завет, земное существо покоряется мне там; И звезды меня слушают, радостно играя лучами.

Но этот особый союз пророка со Вселенной вовсе не гарантирует ему контакта с людьми, а даже приводит к трагическому и драматическому разрыву.

Два непохожих «Пророка»

В цикле о поэтах и ​​поэзии выделяется еще одно стихотворение: «Пророк». Надо сказать, что Пушкин в 1826 году написал одноименное стихотворение на схожую тему. Здесь о поэте думали как о пророке, которого называли «глаголом сжигать сердца людей». Вдохновение и умение сочинять кажутся подарком свыше, который шестикрылый серафим передал мученику, волочащемуся в пустыню:

«Мои замороженные губы
Вставлен окровавленной правой рукой.
И он разрезал мою грудь мечом,
И он вынул свое трепещущее сердце,
И уголь горит огнем
Я проделал дыру в груди».

Помимо религиозных образов и мотивов, в стихотворении используется возвышенная лексика (архаизмы и библейские слова) для создания торжественности и возвышенного пафоса.
Лермонтов своим «Пророком» (1841) отвечает своему предшественнику не вступлением с ним в полемику, а написанием «продолжения» — того, что случилось с Поэтом, щедро одаренным талантом высших сил.

«С вечным судьей
Он дал мне всеведение пророка,
Я читаю в глазах людей
Страницы злобы и порока».

Вслед за Пушкиным Лермонтов вводит в текст стихотворения библейские афоризмы («Я посыпал голову пеплом», «все соседи безумно бросали в меня камни»), лексику книги и устаревшие словоформы: старики, град. Но функция этого приема совершенно другая: показать разницу в мировоззрении одаренного поэта и толпы, для которой он творит. Поэт снова возвращается в пустыню, нищим, непонятым и чужим для этого мира. Герой поэмы уходит туда, где его можно понять — место, свободное от условностей и осуждений — к природе:

«И звезды меня слушают,
Весело играйте лучами».

Заключительные строки в стиле предыдущих стихотворений этого цикла: голос общества, высмеивающий творца, открыто презирает его.
Поэт в текстах Лермонтова предстает отстраненным, не воспринимаемым публикой, обреченным на вечное непонимание. Несмотря на то, что образ поэта укладывается в традиционное понимание героя эпохи романтизма, романтические противоречия между поэтом и толпой снимаются. Поэт и толпа объединяются, как современная толпа рождает современного поэта, готового удовлетворить все потребности публики. Романтическая противоположность растворяется, вместо этого отражается попытка реалистичного понимания проблемы. В цикле М.Ю. Лермонтова о поэте и поэзии, четко прослеживается плавный переход от романтизма к реализму, характерный для всех писателей первого величия XIX века.

Публикуемый на этой странице материал поможет учащимся 9 и 10 классов в подготовке сочинения на тему «Образ поэта в текстах Лермонтова». Самые популярные ноябрьские материалы для вашего класса: Характеристики Цитаты Ленского и Ольги «Горе духа» Короткий «Кавказский пленник» Характеристики Штольца Краткое содержание «Доходное место» Написание-рассуждение «Значение слова дружба» Детство Обломова в романе «Обломов»

Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов… Два великих поэта золотого века русской литературы. Такие разные и в то же время похожие по желанию служить Родине словом. Именно в тех стихах, в которых поэты говорят о цели стихотворения, появляется образ поэта-пророка. В этой связи можно выделить стихотворения Пушкина «Пророк», «Арион» и отчасти «Эхо». У Лермонтова то же самое: «Поэт», «Пророк», «Есть речи…». Важно отметить, что у обоих поэтов есть запрограммированное стихотворение с одинаковым названием: «Пророк». Здесь образ поэта выделяется более отчетливо. В чем сходство и в чем разница между этими стихотворениями? Типичен ли образ пророка в текстах известных поэтов? Перейдем к поэзии А.С. Пушкина. Он был написан в 1826 году, после расправы над декабристами. Именно в это время гневная и горькая книга пророка Исайи (часть Библии) оказывается близкой поэту. Увидев «грешный народ, народ, обремененный беззаконием», пророк впадает в отчаяние: «Зачем им еще бить Тебя, продолжающего свое упорство?» Затем Исайя говорит, что ему явился Серафино (ангел первого порядка), что он касается его «уст» и «очищает от грехов». Голос Господа посылает его на землю, чтобы открыть истину людям, потому что «сердце этого народа ожесточилось», «пока эта земля не опустеет полностью». Библейская легенда лишь в общем смысле отражена в стихотворении. Пушкинский герой НЕ заражен язвами нечистого общества, но угнетен ими. Его пробуждение, превращение в пророка подготовило состояние героя: «Нас мучает духовная жажда». В библейской легенде упор делается на образ морального падения людей, глухих к добру. У Пушкина большое внимание уделяется непосредственно пророку. Его трансформация развивается в сюжете, в центре внимания — то, как человек становится пророком. После превращения пророк Пушкина лежит в пустыне «как труп». Идея библейской легенды — наказание людей, отвернувшихся от добра. У Пушкина другое представление. В чем смысл образа поэта-пророка у Пушкина, основанного на библейской легенде, но также отклоняющегося от нее? Поэма начинается с чуда оживления одинокого и утомленного путешественника. «Мрачную пустыню» озаряет видение Серафима, энергичного и стремительного в своих действиях. Путешественник не только бессилен: его путь бесцелен. Шестикрылый Серафим появляется «на распутье» как спасение от незнания дальнейшего пути. Поначалу действия Серафима внимательны, внимательны: Легкими пальцами, как во сне, он коснулся моего яблока… Он коснулся моих ушей… Но последствия этих «нежных» прикосновений полны драматизма: зрачки пророческие открылись, Как испуганный орел… Бдительность путник обретает, его уши «наполняются шумом и звоном». Так начинаются страдания. Весь мир входит в человека, как будто он разрывает его своим многоголосием: И я слушал трепет неба, И полет ангелов с гор, И плавание рептилий подводных лодок, И растительность долинной лозы . Для человека сейчас нет секретов: он открыт всему. Это замечательно, но и сложно. Освобождение от греховной человеческой природы проистекает из страдания, в оцепенение. Человек приобретает качества мира старше себя: зоркость орла, мудрость змея (то есть многих поколений)… Но этих мучений мало, чтобы стать пророком: И он отсек мне грудь с мечом И вынул он трепещущее сердце, И уголь, пылающий огнем, В груди моей была вставлена ​​дыра. Чтобы стать пророком, по Пушкину, нужно отказаться от трепета чувств, сомнений и страха. И эти превращения настолько тяжелы, путешественник настолько отличается от самого себя, что лежит в пустыне «как труп». Это также ложь, потому что качества пророка уже существуют, но все еще нет смысла или цели. Цель дана волей Всевышнего: Встань, пророк, и посмотри и послушай, Исполни мою волю, И, взбираясь по морям и землям, сожги сердца людей Словом. Мы привыкли к метафорическому характеру этого слова, но если мы вернем его к первоначальному значению, то миссия пророка прекрасна и трудна одновременно: словом она обжигает сердца людей. Без страданий очистить мир от грязи невозможно. Страдания от превращения человека в пророка — это жестокая цена, за которую человек получает право учить людей. Пушкин любит человеческую природу, он добр к людям, поэтому страдания описаны так ярко и подробно. Но жестокая сила обстоятельств заставляет поэта быть наглым и злым. «Восстание» — это стимул к протесту, к сопротивлению тому, что пророк видит и слышит вокруг себя. Это образ поэта-пророка в Пушкине. А Лермонтов? Для Лермонтова творчество — это спасительное освобождение от страданий, достижение гармонии, веры. Поэт вроде бы продолжает эту тему, но и образ поэта-пророка видит в ином, чем Пушкин, свете. Лермонтовский пророк, преследуемый и презираемый толпой, знает счастье: А теперь в пустыне живые, как птицы, для дара Божьей пищи; Соблюдая завет Вечного, я покоряюсь там земному существу, и звезды слушают меня, радостно играя лучами. В нем описаны «последствия» полученного пророческого дара. Сравнивая пушкинского «Пророка» с лермонтовским, было бы наивно видеть в одном поэте только утверждение жизни, а в другом — только боль. Даже лермонтовский пророк, читающий «в глазах народа .. страницы гнева и пророка», при всей жестокости толпы, при всем одиночестве не теряет веры в гармонию как основу мира. Радостный разговор со звездами спасает пророка от отчаяния: природа как бы смягчает удары, нанесенные толпой. В этом весь Лермонтов. Читатели еще раз убеждаются в том, насколько творчество помогло поэту сохранить веру в жизнь. Как видите, образ поэта-пророка в текстах Лермонтова и Пушкина представлен по-разному, но цель одна: «Сжечь сердца людей глаголом!».

Анализ стихотворения «Поэт»

Эта причина бесполезности пророческого слова для народа у Лермонтова возникает незадолго до этого, в 1838 году, в стихотворении, прямо озаглавленном «Поэт», где есть образ сегодняшнего времени, сегодняшних людей, которым это совершенно не нужно слово поэта, слово пророка.

В наш испорченный век, разве ты, поэт, не потерял свое предназначение, на золото, обменяв силу, которую слушал свет, с безмолвным почтением? Иногда размеренный звук твоих могучих слов Зажигал борца на битву, Толпа нуждалась в нем, как чаша для застолий, Как ладан в часы молитвы. Стих твой, как божественный дух, витал над толпой И, зов благородных помыслов, Звенел, как колокол на старой башне, В дни праздников и людских бед.

Но нам наскучил твой простой и гордый язык, Мы веселимся блестками и обманами; Как дряхлая красавица, наш дряхлый мир привык прятать морщинки под румянцем… Ты проснешься снова, насмешливый пророк! Или никогда, в ответ на голос мести, Не вырвет ли ты свой клинок из золотых ножен, Покрытых ржавчиной презрения?..

Но это только желания, это всего лишь призыв, и на самом деле эта высокая пророческая миссия оказалась обреченной.

Сочинение на тему образ поэта в лирике м ю лермонтова

Лермонтов — самая загадочная и трагическая фигура русской литературы. Его жизнь прервалась в момент наивысшего расцвета творческого дара, в момент грандиозного перехода от поэзии к прозе, от романтизма к глубокой и всеобъемлющей философии жизни. Трудное детство и юность, непонимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, сформировавшие личность Лермонтова как человека, в то же время оказали решающее влияние на Лермонтова как поэта. В операх Лермонтова, как в зеркале, отражается живая человеческая душа, охваченная горечью и состраданием. Романтизм не возвеличил и не поэтизировал это живое страдание, но только обострил и обнажил чувство отверженности и превосходства над этим миром, чувство, которое определило творчество поэта и судьбу человека. Поэма Лермонтова — зеркальное отражение души, романтический герой — зеркальное отражение, точный слепок личности поэта. Эта портретная личность, безусловно, уникальная для русской поэзии той эпохи, более полно выражающая «я» автора, одновременно сужает и ограничивает круг тем, обедняет эмоциональную палитру и лишает поэму этой иррациональности и сила воображения, помогающая в этом отказаться от своего «Я» и проникнуться чувством гармонии мира. Слова Мцыри: «Я знал только одну мысль о силе, одну, но горячую страсть» — это своего рода эпиграф автора Лермонтова к его поэтическому творчеству. По сути, в его текстах прослеживается главная и доминирующая тема: тема страдающей и стремительной души, не находящей ответа и понимания в окружающем мире, страстной и возвышенной души, но не понятой и не принятой временем. Очевидно, что именно недифференцированное восприятие Лермонтовым человеческой судьбы и поэтического процесса привело к возникновению в его творчестве образа личного героя — поэта. Слова из пушкинского «Разговора книготорговца и поэта» — «Вы совершенно правы. Вот моя рукопись. Мы согласны» — невозможны для Лермонтова, для которого поэт и человек, судьба и творчество я — неразрывное целое. Поэт заявляет: О нет! С преступной мечтой, Не ослепляя своих мыслей, Я не куплю вашей славы такой дорогой ценой. Таким образом, Поэт — главный герой лермонтовских текстов. Мир ценностей его лирического героя, кругозор Проблемы, которые его волнуют, принадлежат одновременно к поэту. Отстраненность, непонимание, страдания — вот наиболее характерные черты темы лирического героя. В 1837 году Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», главная часть которого мотив — страстное обращение к убийцам Пушкина, которые оклеветали его и привели к смерти. Стихотворение пропитано горечью и негодованием. Его последние минуты отравлены коварным шепотом невежественных насмешников, и он умер — с тщетной жаждой мести, с раздражением тайны обманутых надежд. Эти слова звучат трагично. Но . можно ли их отнести к Пушкину? Пушкину-Человеку — может быть, Поэту — никогда! Ведь в 1836 году уже были сказаны слова: «Я поставил себе памятник не руками…» и вообще в полном свете и творчестве Пушкина нет «тайной досады» и «суеты» жажда мести ». Ведь даже в «Воспоминании», стихотворении, очень близком по идейному содержанию к лермонтовскому мировосприятию, появляются два ангела, говорящие «о тайнах счастья и могиле». Поэтому, создавая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, не расчленяет полностью поэтическое и «земное» в мировоззрении Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его собственными характеристиками. Пушкинский поэт-мудрец, поэт-творец и свободный певец — Лермонтов превращается в человека пассивного, полностью зависимого от «незначительных клеветников» и «приближенных к разврату». Более того, физическая зависимость от них оказывается сильнее духовной свободы. Становится очевидным, что, выступая перед светом от имени покойного Пушкина, он упрекает его (свет) в несправедливости по отношению к самому себе, в тех страданиях, которые он сам испытывает. «Неизвестный, но милый певец», с которым сравнивают Пушкина, безусловно, дорог Лермонтову. Ленский, воспетый им с такой чудесной силой »(Лермонтов, конечно, не хочет вспоминать глубокую иронию Пушкина по отношению к этому образу) близок ему и духовно, и идейно. В какой-то мере идентифицируясь с Ленским, Лермонтов позволяет себе такое сравнение по отношению к Пушкину. Тема одиночества, непонимания, страдания во многих стихотворениях преломлена в различных оттенках. Поэт — «странник в свете искоренения», «плененный рыцарь», узник, задыхающийся в железных доспехах и взывающий к смерти. Развивая идею стихотворения «Поэт», Лермонтов пишет: Не верь, не верь себе, юный мечтатель, Как язвы, бойся вдохновения….. Поверь: твой плач и твой упрек смешны им, С запомненной мелодией, Как трагический краснолицый актер, размахивающий мечом карикатурой… Лермонтов считает, что в его современном мире, мире, лишенном духовности и чистоты, поэт «потерял свое предназначение». Более того, толпа насмехается над поэтом, забавляет блестки и уловки, и ему надоедает «простой и гордый язык» настоящего искусства. Толпа — это «простая масса», которая «игриво идет обычным путем». (Образ толпы, слово «игриво» в стихотворении «Не верь себе» перекликается с образом Пушкина… и твоя тренога дрожит с детской ловкостью »). Это безликая и бездумная масса. Позже пестрая толпа трансформируется в группу «приличия нарисованных масок». Жизнь этих масок — это блеск, суета и обман — «Маскарад». Лермонтов восклицает: О, как хочу смутить их веселость И смело бросить им в глаза железный крик, Пропитанные горечью и гневом! Кульминация темы насмешек и непринятия поэта — в стихотворении «Пророк». Лермонтов говорит о своем даре: «Поскольку вечный судья наделил меня всеведением пророка, я читал в глазах людей страницы злобы и порока. Действительно, пророк Лермонтова — пророк-судья. В отличие от пушкинского пророка, который «глаголом сжигает сердца людей» и «лирой пробуждает добрые чувства», лермонтовский пророк указывает людям на страшную бездну, в которую ведет их порок, беспощадно осуждая их за их грехи. Некоторые предсказания Лермонтова удивительны. (Например, создание стихотворения «Предсказание» (Год наступит, Россия черный год…) или «Сон», в котором он описывает собственную смерть). Но данные ему знания были направлены не во внешний мир, не в творение, а, прежде всего, в глубины его души, к познанию его вечно безудержного и страдающего «Я»: тайными мыслями я пренебрегал… И эта любовь, и путь славы, Все, что даже немного в этом мире могло выделяться или сиять; Беднейшие из созданий земли останутся в кругу людей, навсегда лишенные своего достоинства и моей добродетели! Поэт Лермонтова боится людей. В отличие от пушкинского пророка, слушающего неповторимую и неделимую вселенную, делит мир на природу, несущую естественность и красоту, и «шумный город» людей, извращенных злобой и пороком… Из городов бежал нищий, И теперь я живу в пустыне….. Существо покорено мне там земным; И звезды меня слушают, радостно играя лучами. Отсюда — желание слиться с природой, стать ее частицей. Почему я не родился с этой голубой волной? Как я шумно катался Под серебряной луной….. Люди друг друга кормят Завистью; Наоборот, я только завидую красивым звездам, только бы мне хотелось занять их место. Итак — жажда стихий и образ человеческого общества, его поколение в виде засохшего «сока плода» жизни: И он, бунтарь, просит штормов….. О, если бы я мог подняться туда , как бы я тогда молился и плакал; И тогда я освободился бы от цепи бытия, и с бурей я определил бы себя как брат! (Сравните: в начале поля мы увядаем без боя… Как тощий плод, созревший раньше времени, Ни вкус наш, ни глаза, Подвешенные среди цветов, осиротевший незнакомец, Это час их красоты — время осени!) Отсюда и символ — одинокий и гордый Клифф — поэт. Упрек надежд, упрек народа, Не печалит душу благородную, Пусть шумит народная волна, Не обрушится гранитная скала… Золотое облако спало на груди гигантской скалы… Лермонтов стоит в поисках слова. В поисках плоти, в которую можно было бы заключить мятежный, бурный, страдающий и изменчивый дух его поэзии. Боится не суметь выразить «размеренным стихом и холодным словом» то, что рождается в его душе. Поиск слова также означает поиск родственной души, которая поймет и полюбит его: Он не найдет ответа Между шумом и светом Слово родилось; Но в храме, посреди битвы И где бы я ни был, слышу, Я везде узнаю это. Не заканчивая молитву, я отвечу на этот звук и выйду из битвы, чтобы встретить его. Поэзия родилась в мучительном поиске слова. В недрах творчества зародилась новая философия. Философия, которая восстановила целостность мира, примирилась со временем, заменила раненую гордость и страдающую гордость любовью и осознанием принадлежности ко всем живым существам. Мой дом там, где есть небесный свод, Где слышны только звуки песен, В нем живет все, где есть искра жизни, Но для поэта не тесновато. … Выхожу на улицу одна; Сквозь туман блестит кремнистая тропа; Ночь тихая. Пустыня слушает Бога, и звезда разговаривает со звездой. М.Ю. Лермонтов прожил 27 лет, создав за это время прекрасные лирические стихи, драмы, великолепную прозу, из которых родились Достоевский, Тургенев, Толстой. 27 лет — пора расцвета подарка. Что он взял с собой к звездам?

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен»

Но в других стихотворениях все же поэт Лермонтова пытается использовать силу поэтического слова, чтобы влиять на окружающий мир, изменять его. И затем, конечно, обращается к традициям гражданской декабристской поэзии. То же стихотворение, в котором пытались использовать слово «поэтический» с целью изменить мир. Наиболее ярким стихотворением, развивающим этот вариант решения темы поэта и поэзии, является стихотворение 1840 года «Сколько раз в окружении разнородной толпы»:

Сколько раз разнородная толпа окружена, Когда передо мной, как сквозь сон, Шумом музыки и танца, С диким шепотом созвучных речей, Трепещут образы бездушных людей, Маски приличия скованы…

Маскарад, задуманный как шоу, в котором люди скрывают свои истинные чувства, свои истинные эмоции. Глядя на этот фальшивый и неестественный образ жизни людей, поэт увлекается мечтой в далеком детстве, где все происходило иначе — на лоне природы, конечно, конечно. И, вернувшись позже из мира того же сна, он вдруг с ужасом обнаруживает неестественность этого танца, этого маскарада. И завершает свое стихотворение гневной инвективой:

Когда, вернувшись в себя, я узнаю обман И шум толпы людской испугает мою мечту, На отдыхе незваный гость, Ой, как хочется смутить их веселость И смело бросить им в глаза железный крик, Заряженный с горечью и гневом!..

Сочинение на тему: Образ поэта в лирике М.Ю Лермонтова

Тип работы: Написать
Дата добавления: 14.11.2020
  • Данный вид работы не является научной работой, это не законченная квалификационная работа!
  • Данный вид работы является законченным результатом обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенный для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам сложно разобраться в этой теме, напишите мне в WhatsApp, мы проанализируем вашу тему, договоримся о сроках и я вам помогу!
Если вы хотите научиться писать сочинение самостоятельно, то на странице «что такое сочинение и как его писать» я написал подробно.

Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт, произведения которого — в основном стихи на патриотическую тему. Он пишет стихи о Родине, проникнутые любовью и состраданием к своей стране. Он беспокоится о собственном успехе в обществе на фоне страданий простых людей, поэтому в стихотворении «Безумец» Михаил Лермонтов говорит: «Как я смею желать большой славы, когда ты счастлив в пыли». И отчасти он сожалеет о своем отказе от нормальной жизни. Но, несмотря на всю свободу мысли и любовь к человеку, у поэта есть цель; он не поднимает «гордых бровей» и превращает поэзию в мощное политическое оружие.

Под влиянием патриотического долга он создает «Бородино» и «Песню купца Калашникова», воспевает подвиги русских солдат, утверждает, что каждый человек, независимо от звания, имеет честь и достоинство — а это прежде всего добро.

Лермонтов часто пишет, что поэту уготована великая судьба, и его высокое предназначение — донести до людей иногда горькую правду, разоблачать человеческие пороки, а не только развлекать мирское дворянство веселыми вечеринками. Таким образом, Лермонтов прославляет Пушкина, выдающегося поэта Серебряного века. В своем произведении «Смерть поэта» он отражает гордость и честь этого великого человека, любовь к людям и умение передать сострадание простым крестьянам и рифмующим слугам.

Лермонтов винит смерть Пушкина в моральном упадке общества. «Свобода, гений и слава палачей», — пишет он, понимая, что виновником смерти поэта было распутство знати, их низкая духовность и деградация. Лермонтов также посвящает Пушкину свое стихотворение «Пророк», в котором утверждает, что настоящий поэт чувствует себя счастливым только в полной гармонии с окружающим миром и людьми, верящими его слову.

Гражданская поэзия Михаила Лермонтова часто перекликается с его посвящением природе. В пейзажной поэме «Когда желтеют луга…» поэт продолжает размышлять о красоте своей земли. Его любовь и чудо к России отражено в каждой строчке: здесь «прячется серебряный ландыш», «в овраге играет холодная весна», свистит зеленый лес и алые сливы в саду.

Так родные просторы исцеляют душу поэта, оплакивающего упадок русского духа и остающегося на чужбине, вспоминая родные поля, леса, быстрые ручьи и чистую утреннюю росу на листьях деревьев. И разочарованный, но все же скучающий, он пишет: «Прощай, немытая Россия, земля рабов, земля господ».

Своими проникновенными и глубокими стихами Лермонтов на протяжении веков прославлял русскую литературу и стал самым популярным народным поэтом своего времени, оставив глубокое наследие русской литературы будущим поколениям.

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова