- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Краткий анализ стиха «Нищий» Лермонтов М. Ю.
- Основная идея
- Темы и проблемы
- Образы и символы
- Стихотворение М. Ю. Лермонтов «Нищий» — анализ по плану
- Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова (3)
- Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова (2)
- Жанр, направление, размер
- Композиция
История создания
Произведение вышло из-под пера автора в 1830 году. Лермонтов был вдохновлен множеством впечатлений, неожиданно объединившихся в единое цельное полотно. Первое впечатление, которое побудило его написать это стихотворение, — это любовь Лермонтова к 18-летней Екатерине Сушковой: чувства вспыхнули во время пребывания поэта летом 1830 года в подмосковном имении Середниково. Сушкова не относилась к влюбленному шестнадцатилетнему мальчику всерьез, постоянно высмеивая себя за его наивные признания. Лермонтов посвятил своей первой любви цикл стихов «Сушковский».
Второе впечатление, побудившее автора написать это стихотворение, — это посещение летом того же года Троице-Сергиевой лавры. Молодой Лермонтов подслушал рассказ одного из нищих о том, как какие-то молодые люди в шутку вложили ему в руку камень вместо хлеба. Эти два ярких впечатления из жизни совсем юного поэта послужили катализатором для написания этого стихотворения. Его первое издание состоялось много лет спустя, в 1844 году, после смерти автора.
Жанр, направление, размер
Перед нами жанр — лирическое стихотворение, имеющее черты притчи: об этом свидетельствует библейский мотив и нравоучительное символическое повествование. В стихотворении отмечены и приметы элегии: об этом говорят высокая эмоциональность, мелодичность, поэтический размер и ритм. Последний стих напоминает сообщение, хотя конкретный получатель не указан автором.
Произведение создано под литературным направлением «реализм», несмотря на то, что написано поэтом-романтиком. В нем присутствует романтический конфликт между обществом и человеком, прослеживается кризис личных чувств.
Поэтический метр — ямбический тетраметр. Крестовая рифма.
Композиция
Композиция стихотворения ретроспективна, зеркальна:
- Стихи первый и второй — в них Лермонтов рассказывает о страданиях нищего. Это производит на читателей очень болезненное впечатление.
- Третий куплет — кульминация. Возникает образ лирического героя, в эмоциональном состоянии которого легко читается поза нищего, просящего кусок хлеба (любви). Эти образы, отражаясь одно в другое, приобретают двойную звуковую глубину.
Образы и символы
В работе представлены три семантически важных изображения:
- образ нищего и образ влюбленного юноши занимают центральное место. Эти образы зеркально отражают друг друга. Поэт предлагает читателям сравнить их независимо друг от друга. Лермонтов также сравнивает образы светского издевательства и всего молодого поколения. Эти образные пары связаны одной связью: их объединяет идея сострадания, сопереживания. Из-за недостатка сострадания нищий получает вместо хлеба камень, а влюбленный поэт — насмешки и равнодушие;
- изображение камня — яркий символ человеческого цинизма и жестокости: камень холодный, твердый и мертвый. Погибли и души людей, забывших законы сострадания и любви;
- образ лирического героя — романтического героя прямо сообщает нам о своих переживаниях: «Так я молился о твоей любви .. горькими слезами…». У героя чрезвычайно чистая душа, поэтому он не может скрыть искренний порыв своего сердца. Старый нищий обречен: он голодает и даже унижается. Лирический герой попадает в более или менее похожую ситуацию.
Темы и настроение
Основная тема стихотворения — человеческое равнодушие, бесчувственность, непонимание, отсутствие потребности в любви к ближнему, неумение проявить сочувствие. Лермонтов рассказывает о ярком эпизоде, произошедшем почти «перед Богом», в двух шагах от храма: в протянутую руку голодного старика вместо куска хлеба кто-то в шутку положил камень. Для влюбленного юного поэта таким камнем стало циничное равнодушие возлюбленной.
Атмосфера работы наполнена разочарованием и горечью. Лирический герой упрекает возлюбленную в жестокосердии, усиливая впечатление от ее улыбки рассказом о страданиях старого нищего.
Основная идея
Основная идея произведения такова: даже самое благородное и открытое человеческое сердце, не встречая должного сочувствия, может ожесточиться, навсегда близкое к любви и добру, стать равнодушным.
Краткий анализ стиха «Нищий» Лермонтов М. Ю.
Опция 1
Поэма М.Ю. «Нищий» Лермонтова был написан в 1830 году. Он был посвящен Екатерине Сушковой, в которую поэт был безумно влюблен. В произведении поднимается тема безответной любви, характерная для текстов Лермонтова. Поэзия основана на противостоянии. Сравнивая третий куплет с первыми двумя, мы увидим параллель между лирическим героем, молящимся об ответе на свои чувства, и человеком, страдающим от «счастья» и «жажды».
Как бессердечные люди кладут камень в руку нищему, так и равнодушный возлюбленный смеялся над своим поклонником: «Он просил только кусок хлеба…», «Так я молился о твоей любви…» Открываю душа юноши сравнима с протянутой рукой нищего. Таким образом, любовь приводит к герою только разочарования и страдания: «… Мои лучшие чувства // Навсегда обманутый тобой!» Размерность стихотворения — тетраметр ямба, придающий повествованию мелодию, передающую читателю всю глубину эмоций.
Высокостильная лексика позволяет понять важность мысли, которую приносит нам поэт: «радость», «врата», «взор». В произведении используется множество эпитетов: «иссохший», «живой», «горький», оживляющий образы героев. Строки стихотворения выражают все отчаяние и желание лирического героя, открывая читателю смысл и ценность истинных чувств.
Вариант 2
Одно из первых стихотворений «Нищий» было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовным текстам и входит в так называемый «Сушковский» цикл. Шестнадцатилетний поэт написал его под влиянием сильного чувства к 18-летней красавице Екатерине Сушковой. Первая любовь оказалась безответной, причинив юноше боль и страдания вместо радости. Именно поэтому стихотворение проникнуто пронизывающим чувством одиночества и неверия во взаимопонимание между людьми.
Произведение, созданное в романтических традициях байронического искусства и посвященное теме безответной любви, является биографическим. Удивительное по глубине стихотворение создано после поездки Лермонтова в Троице-Сергиеву Лавру летом 1830 года. Он побывал там с бабушкой и семьями друзей, в том числе с семьей Сушковых.
В лавре юношу до глубины души потрясла история слепого нищего, сетовавшего на безжалостную шутку юноши, который вместо милостыни положил в свою чашу горсть камней. Поэт, увидевший в нем некую аналогию своих отношений с Сушковой, построил этот эпизод на основе стихотворения, используя его как символ человеческого равнодушия и душевной глухоты. При жизни поэта она не публиковалась, но впервые была опубликована в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения».
Название стихотворения отражает его тему: лирический герой подобен нищему в своей просьбе и, как нищий, остается без всего. Поэма построена на подробном сравнении: поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого безразличия.
Композиция стихотворения, состоящая из трех строф-четверостиший, состоит из двух неравных частей. В первой части (первых двух четверостиший) есть сюжет, посвященный описанию дела с нищим. Яркий центральный образ нищего поэт создает с помощью эпитетов: нищий, иссохший, еле живой от голода и мучений.
Лермонтов включает евангельский мотив в повествование (часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой он приводит пример сына, просящего хлеба) и помещает действие у дверей «святой обители». Молящая рука ассоциируется со светлой невинностью, а камень символизирует обман.
Вторая часть стихотворения — заключительное четверостишие. Эпилог выражен в развернутой образной метафоре. Душа лирического героя уподобляется руке просящего. Лирического героя, который молится о взаимности, сравнивают с нищим: ему нужна жизненная любовь так же, как человеку, который просит кусок хлеба.
В ответ герой получает лишь издевательство и он, как нищий, которому засунули камень в руку, переполняется горечью и разочарованием. Повторение частицы «так» и восклицательная интонация усиливают обвинительный пафос второй части стихотворения: «Таковы мои лучшие чувства // Навеки обманутые тобой!».
Стихотворение написано тетраметром ямба, приятной метрикой, которая придает произведению особую мелодичность и раскрывает всю глубину переживаний героя. Для письма Лермонтов использовал перекрестную рифму и «высокую» лексику (ворота, взор, глада).
Полные боли стихи поэмы не только отражают разочарование и желание героя, но и раскрывают ценность настоящего искреннего чувства.
Основная идея
Смысл стихотворения Лермонтова «Нищий» понять нетрудно. Для самого писателя это была возможность выплеснуть свои чувства, свою грусть. С помощью метафоры это придает глубину чувствам. Любовь проявляется не только в яркой и приятной забывчивости и удовольствии, но и в жизненной необходимости. Это похоже на кислород, доступ к которому заблокирован.
Люди могут быть жестокими, чувства могут быть болезненными. Автор со всем этим разобрался, теперь он передает свои знания читателю. Обман в любви — кощунство, как брошенный в нищего камень. Бог защищает бедных, и каждый обиженный становится ближе к небесному покровителю, чем к обидчику. Поэтому, хотя люди и их близкие отворачиваются от просителя и смеются над его слабостью, правда на его стороне. В этом основная идея поэмы «Нищий».
Темы и проблемы
Тема стихотворения «Нищий» может быть расширена, если вы напишете Литрекон Многих сочинений в комментариях, чего не хватает в этом разделе?
- Основная тема М.Ю. «Нищий» Лермонтова — тема обмана и предательства. Главным здесь становится любовный обман. Возлюбленная отвергает чувства лирического героя, несмотря на то, что его любовь для него так же важна, как кусок хлеба для голодного нищего. Его мольбы остались без ответа.
- Безответная любовь — еще одна тема стихотворения. Герой страдает отсутствием взаимности, и это чувство приравнивается по силе к голоду. Это духовная жажда, которую невозможно утолить.
- Романтические мотивы проникают в творчество Лермонтова. Главный из них — одиночество. Лирический герой — изгой, которого никто не любит. Они этого не понимают, но уже презирают.
- Проблемы в стихотворении «Нищий» — холодность, бесчувственность и месть народа. Вместо необходимой помощи нуждающийся получает камень. Находясь в беде, он подвержен еще большим страданиям, обману. Одно и то же событие может быть для одного шуткой, для другого — трагедией. Самое печальное, что люди передают свои чувства другим. Жестоко обошлись с нищим. После аварии, возможно, он использует этот камень, чтобы силой добыть кусок хлеба. Когда-то сам Лермонтов не получал любви от Екатерины Сушковой, а позже их отношения закончились местью с ее стороны.
Образы и символы
Поэма М.Ю. «Нищий» Лермонтова содержит символы и образы. Вначале появляется изображение «святого монастыря». Что автор подразумевает под церковью, догадаться несложно, особенно учитывая историю создания этого стихотворения. Однако если мы вспомним последний стих, который превращает первые два в метафору, то мы можем предположить, что святая обитель — это любовь. Лирический герой не может попасть туда, это скрыто от него холодными чувствами любимой. Он не находит с ней радости, она только излучает обман.
Сам образ нищего появляется и в других стихотворениях автора, например, в «Пророке». В обеих операх на месте нищего стоит лирический герой. Это одинокий и непонятый человек, презираемый толпой или дамой сердца. Он лишен не столько денег, сколько чувств, сочувствия. Частое использование автором этого образа можно объяснить его любовью к Байрону, ведь байронический герой — изгнанник и одиночка.
В стихотворении «Нищий» присутствует и религиозный символизм. Камень, который дают нищему вместо хлеба, отсылает читателя к стихам одиннадцатой главы Евангелия от Луки. Говорят, что ни один отец не даст сыну камень вместо хлеба, змею вместо рыбы, скорпиона вместо яйца. Это о божественном милосердии. Однако в стихотворении такой милости нет, и камень становится символом обмана и предательства.
Стихотворение М. Ю. Лермонтов «Нищий» — анализ по плану
Опция 1
История создания
Поэма «Нищий», написанная в 1830 году, относится к ранним текстам Лермонтова, когда в его творчестве преобладали романтические наклонности и связанные с ними мотивы желания, одиночества, разочарования в мире и в окружающих его людях. Но это была не просто дань литературной моде на романтизм, во многом такие настроения отражали реальные обстоятельства жизни молодого поэта.
Особенно это проявилось в текстах о любви и дружбе: его биография часто становилась причиной, по которой автор даже много лет спустя не пытался опубликовать подобные произведения. Все это относится и к стихотворению «Нищий»: оно, как и многие другие произведения поэта, не публиковалось им при жизни — ни в виде отдельного стихотворения, ни в составе сборников. Впервые она была опубликована только после смерти поэта — в 1844 году в «Читальной библиотеке».
Сюжет этого произведения известен из воспоминаний Е.А. Сушковой — обладательницы этого и ряда других любовных стихотворений Лермонтова раннего периода. Знакомство поэта с этой девушкой произошло летом 1830 года, когда большая молодежная компания стала вместе ездить в подмосковное имение Середнково, принадлежавшее Дмитрию Алексеевичу Столыпину, покойному брату бабушки Лермонтова Елизаветы. Алексеевна Арсеньева.
Соседями Столыпина по усадьбе были Сушковы, а дочь владелицы этого имения Екатерина дружила с родственницей Лермонтова Александрой Верещагиной, которая также проводила лето в Середниково. Девушка на два года старше Лермонтова, одетая по последнему модному образу журнала, уже побывавшая на светских балах в Санкт-Петербурге, Сушкова была очень красива: тонкое душевное лицо, пышная коса, дважды обвивающая ее голову, и огромные черные миндалевидные глаза.
За эти глаза в компании друзей ее прозвали — Black Eyes, то есть по-английски «черноглазая». Пятнадцатилетний Лермонтов полюбил семнадцатилетнюю красавицу, но она все еще считала его мальчиком и относилась к нему немного снисходительно.
Сушкова много лет спустя вспоминала, как они вместе с Верещагиной, юным Лермонтовым и его бабушкой 14-17 августа 1830 года ходили в известные русские монастыри, расположенные рядом с их имением: Троице-Сергиеву Лавру и Воскресенский монастырь.
В лавре крыльца к ним подошел старый слепой нищий со своей деревянной чашей. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «озорных молодых джентльменов», которые однажды жестоко обидели его на днях, наливая ему чашку, полную камешков. История старика шокировала Лермонтова, который увидел в ней некую аналогию со своими отношениями с Сушковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и сразу написал стихотворение «Нищий», почти без изъянов».
Жанр и композиция
В отличие от многих стихотворений Лермонтова, относящихся к любовным текстам, «Нищий» не является посланием, и его адресат остается для читателя неясным. Это позволяет автору, несмотря на четкую привязанность к реальному эпизоду в сюжете стихотворения, выйти на высокий уровень обобщения; он не только говорит о конкретной женщине и конкретной ситуации, но и выражает посредством сравнения чувство разочарования и меланхолии, связанные с непониманием и обманом в любви.
Следовательно, стихотворение построено как подробное сравнение. Основной композиционный прием — антитезис. Первые два катрена посвящены изображению ситуации, которая происходит «у ворот монастыря святого». Третий заключительный куплет выражает глубоко личные переживания лирического героя, которые по сравнению с предыдущим сюжетом перерастают в значение символа коварства и лукавства в любви.
Основные темы и идеи
Как и во многих стихотворениях о любви Лермонтова, в «Нищем» показано не светлое и гармоничное чувство, а полное страдания и обиды, непонимания и обмана. Для юного романтика весь мир предстает враждебной средой, в которой он чувствует себя бесконечно одиноким.
Стремление к универсализации этих тем и мотивов выражается здесь в том факте, что поэт связывает четко определенную историю своих отношений с конкретной женщиной с текстом Евангелия. Неслучайно действие первой части поэмы происходит «у ворот святого монастыря».
Та же ситуация насмешки над нищим отсылает читателя к отрывку из Евангелия от Матфея, где Христос проповедует о нужде в добре и милосердии: «Просящий получает». Он показывает эту очень важную нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли среди вас такой человек, который, когда его сын просит у него хлеба, дает ему камень?» Положение стихотворения Лермонтова служит прямым ответом на этот вопрос:
Он только кусок хлеба просил,
И взгляд явил яркую муку,
И кто-то заложил камень
В протянутой руке.
Для поэта это убедительное свидетельство того, что мир несовершенен, в нем забыто все святое, а потому любовь из светлого и высокого чувства, объединяющего соседние души, превращается в обман, несущий только разлуку, боль и страдания. Подобные идеи были вообще характерны для любовных текстов Лермонтова, и не только для первых. Так, в стихотворении, написанном незадолго до смерти, поэт признается:
Они любили друг друга так долго и нежно
С глубоким желанием и безумно бунтарской страстью!
Но, как враги, они избегали признания и встречи,
А их короткие речи были пустыми и холодными.
Мир настолько жесток, что даже после смерти этим влюбленным не дается возможность объединиться — «в новом мире они не узнали друг друга». Возможно, этот мотив оказывается настолько устойчивым в любовных текстах Лермонтова, потому что в его жизни не раз случалось разочарование и разрыв с любимой, которая не могла его понять. И тогда неудовлетворенные надежды вызвали возмущенные, горькие слова, которыми поэт обвинял в своих стихах коварных любовников:
Поэтому я молился о твоей любви
Горькими слезами, с желанием;
Так что мои чувства самые лучшие
Обманутые тобой навсегда!
Чувства, связанные с Сушковой, вскоре прошли. Всего четыре года спустя Лермонтов написал: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой захватывают все на своем пути. Сейчас она почти заставляет меня заботиться о ней .. но я не знаю, в ее манере, в ее голосе есть что-то настолько резкое, рваное, потрескавшееся, что это отталкивает; пытаясь доставить ей удовольствие, вы находите удовольствие в том, чтобы скомпрометировать ее, увидеть, как она запуталась в собственных сетях».
Это признание звучит жестоко, но ведь, по мнению поэта, таков весь мир. Не зря он снабжает своего «героя времени» подобными характеристиками. В одном из сюжетов романа «Герой нашего времени» эта старинная история любви нашла свой ответ: любовная игра Печорина с капризной Марией едва не обернулась трагедией и для него, и для девушки.
Художественные особенности
В небольшом стихотворении молодого поэта поражает сила и яркость образов, выполненных с неподдельным мастерством. Первая часть полна эпитетами, создающими не только образ нищего, но и почти евангельскую картину («у ворот святого монастыря», «бедный иссохший, малодушный», «и глаза его горели мучением»).
Интонация этой партии немного медленная, ямбический тетраметр хорошо передает состояние сосредоточенности и внимания. В последней части после резкого отрывка, обозначенного дважды повторенным словом «вот так», раздаются гнев и негодование, выражающиеся в пропитанном пафосом обвинении.
Ценность работы
Стихотворение «Нищий», благодаря ярким и запоминающимся образам, также в серии прекрасных любовных стихов, написанных Лермонтовым в его зрелый период, привлекло внимание читателей и критиков. С такой же силой обличения коварной возлюбленной они исполняют стихи других поэтов, например Маяковского. Ведь как бы вы ни относились к любви, трудно отрицать, что она иногда приносит человеку много разочарований и обид.
Вариант 2
У меня есть два любимых стихотворения: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека «Блок и» Нищий «Лермонтова. Это короткое стихотворение о слепом нищем, стоящем на крыльце и просящем хлеба. Но вместо этого кто-то из людей дал ему камень. Работа создана на реальной основе. Е.А. Сушкова (1812-1868), современница Лермонтова вспоминала, что летом 1830 года она с группой молодых людей, в том числе и с Лермонтовым, были в Лавре.
На веранде они встретили слепого нищего. В его чашу начали кидать монеты. Услышав их звонок, старик обрадовался, поблагодарил и в то же время рассказал, как молодые джентльмены подшутили над ним на днях, подарив ему «чашу, полную камней».
Лермонтов был потрясен этой историей и по возвращении домой подарил Сушковой только что родившиеся стихи. Надо сказать, что в то время он был влюблен, но девушка только посмеивалась над ним. Продолжение этой истории довольно интересно. Не самыми лучшими чертами характера поэта были его злоба и месть. Спустя 5 лет судьба свела молодых людей вместе.
Чувства, являющиеся основной темой и мотивом лирики Лермонтова, к тому времени уже значительно потускнели, но, тем не менее, притворившись страстно влюбленным, он снова стал ухаживать за ней, пока бедная девочка не влюбилась в него, и более. А потом он ушел от нее, объявил всем, что он к ней равнодушен и вообще смешон. Унижение прекрасной было публичным. Такова была месть того, за кого он пострадал и смирил себя пять лет назад.
Основная тема стихотворения
Это безответное чувство. «Нищий» был написан шестнадцатилетним поэтом в 1830 году в так называемый «сушковский» период творчества, когда поэт был страстно и бесподобно влюблен в Е. Сушкову. Шестнадцать коротких строк основаны на сравнении. Сравнивая строфы третьего, можно установить связь между влюбленным, который молится о взаимности, и голодным, который просит хлеба, и, получив вместо этого камень, любимым, который смеется над любовником.
Структура
Эмоциональные переживания героя передаются ямбическим тетраметром. Композиция состоит из двух частей. Первый говорит о случае с нищим. Его яркое изображение создается несколькими точными словами. Вторая часть — это последние четыре строчки. Здесь читатель видит яркую метафору, когда рука просителя ассоциируется с душой влюбленного, а образ нищего — с молитвой о взаимности. Для влюбленного любовь — как хлеб для голодного. На самом деле любовник становится смешным, а нищему дают камень. Его душа разочарована.
Произведение написано в стиле байронического романтизма, с темой безответной любви. В строках читается все отчаяние любовника, раскрывается смысл истинных чувств. «Нищий» — произведение, воплотившее в себе основы русской поэзии, способное видеть человеческие страдания людей и просить пощады.
Вариант 3
Любовные тексты — самое распространенное явление в поэзии, особенно в эпоху романтизма. Авторам было непросто добиться признания в этой области еще в древние времена. Только по-настоящему талантливые творцы добились успеха. Примером может служить стихотворение М.Ю. «Нищий» Лермонтова, который отличается от других стихотворений о романтических переживаниях богатым подтекстом, глубиной философской рефлексии, краткостью изложения и композиционной гармонией.
История создания
М.Ю. Лермонтов в 1830 году совершил паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Там он встретил слепого нищего, просящего милостыню. Современники вспоминают, что, получив милостыню, старик обрадовался звону монет и рассказал злую шутку. Однажды молодые люди попросили камни в его чашу для пожертвований.
В это время молодой поэт познакомился с Е.А. Сушковой. Он влюбляется в девушку, но упрямая красавица жестоко отвергает чувства юноши, называя его ребенком. Стоит сказать, что Лермонтов был на два года младше девушки, которой посвящено стихотворение. Это разочарование послужило толчком к созданию множества стихов, посвященных холодному сердцу любимой. Среди этих работ — Il mendicante».
Пол и размер
Для поэзии романтизма важны гендерные особенности произведений. Им не присуща твердость формы, как в жанрах эпохи Возрождения. Дифференциация в основном основывалась на содержании текстов, но были также технические интонации и нюансы.
Рассматриваемое стихотворение напоминает элегию. Об этом свидетельствуют размеры, использованные автором: тетраметр ямба с многочисленными пирриколами. Так достигается эффект разговорной речи с интонациями печали. Он соответствует этому жанру и образу нищего, обманутого, несчастного и слабого, потому что элегия переводится с греческого как «жалоба». Бедняк созвучен образу лирического героя, чувства которого жестоко отвергаются.
В стихотворении прослеживаются характеристики притчи. Об этом говорит конструкция, а также изложение основной идеи через краткую историю.
Темы
Лермонтова всегда волновали вопросы, касающиеся моральных качеств человека.
Обман происходит в двух ситуациях: с одной стороны, в чашу бедняги насыпали камни, с другой — девушка смеется над любовью юноши. Важно обратить внимание на то, что поэт немного меняет истинную историю нищего: камень кладут ему в руку, а не в чашу. Это придает стихотворению еще больше драматизма и делает обман еще более жестоким.
Любовь к Лермонтову в контексте этого стихотворения не отождествляется с какой-то жизненной потребностью. Но обнаживший свои чувства лирический герой подобен нищему. Их общая черта — абсолютная открытость другому человеку, уязвимость.
Блуждание представлено как полное подчинение судьбе, отказ от гордости и всякого притворства. В глазах нищего — «живая мука». Он не ворчит и не жалуется — обидеть такого человека жалко.
Идея
В тексте параллельно звучат две строки: нищий, получивший камень вопреки ожиданиям, и молодой человек, чувства которого были осмеяны молодой женщиной. Такой прием построения композиции позволяет автору более четко выразить основную идею стихотворения. Поэт действует как красноречивый проповедник: осуждая шутку о бедных, Лермонтов набрасывается на высокомерие барышень, жаждущих в своих гостиных.
Они знают любовь к зарубежным романам, думают только о своей внешности, но духовно молодые женщины пусты. Им нравится играть с чувствами людей, оставаясь при этом холодными и безжалостными. Стоит оговориться: этим текстом автор призывает читателей к милосердию, но Лермонтов вряд ли выступает за замену жалости любовью. Основная цель — подчеркнуть бездушную наглость барышень.
Художественные средства
Лермонтов написал стихотворение «Нищий» в 16 лет, но в то время он был достаточно образованным и культурным молодым человеком. В произведении прослеживаются литературные ассоциации. Например, повод для осуждения бездушных девушек звучит в балладе Шиллера «Перчатка», перевод которой молодой автор исполнил за год до написания «Нищего». Природа проповеди в христианской культуре может вызывать только воспоминания о Библии.
Для создания поэтических образов М.Ю. Лермонтов использует различные художественные средства. Для большей выразительности портрета нищего поэт употребляет эпитеты «засохший, слегка живущий», в его глазах «живая мука». В отношении страданий лирического героя автор использует стойкое выражение «горькие слезы», которое часто употребляется в романтических текстах.
Основной прием этого стихотворения — параллелизм (обманутый нищий — отвергнутый любовник), на нем построено произведение.
Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова (3)
Поэму «Нищий» Лермонтов написал в 1830 году после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании молодежи. Он посвятил ее Екатерине Сушковой, в которую был тогда страстно влюблен.
Многие исследователи считают, что в основе произведения — истинно жестокое поведение легкомысленной возлюбленной поэта. На стенах монастыря Сушкова в шутку подарила нищему камень. Лермонтов был так возмущен этим поступком, что женщина сразу потеряла всякую привлекательность в его глазах. Современники утверждали, что все было так. Сама Сушкова в своей биографии категорически отрицала этот неприятный факт. Как бы то ни было, но именно после этого посещения монастыря Лермонтов заметно охладился к своей возлюбленной, а через несколько лет даже смог ей отомстить. Сама Сушкова полюбила поэта, но его признание восприняла с холодным презрением.
Поэзия — один из лучших примеров любовной лирики. Лермонтов прибегает к очень неожиданному сравнению. Бедняк, просящий милостыню возле святого места, на Руси считался наделенным особой благодатью. Это означало, что он уже побывал во многих местах и в поисках безопасности и защиты прибегал к последнему средству. Отказать в милостыне такому человеку было просто невозможно, так как его душа уже была соединена с Богом, а описанный Лермонтовым обман был совершенно немыслим в религиозной стране. В сознании людей заложивший камень совершит преступление против самого Бога и будет немедленно наказан.
Сравнивая свою безнадежную любовь с положением нищего, Лермонтов подчеркивает ее силу. Он проводит параллели между голодом и мольбой, жаждой и слезами, страданием и желанием. Отвержение возлюбленной он воспринимает как вероломное подношение камня протянутой руке. Такой поступок нельзя простить. Лермонтов боготворил свою избранницу, поэтому обман своих «лучших чувств» сравнивает с духовным преступлением.
Лермонтов не часто обращался к религиозным символам в своем творчестве. Он не был преданным христианином, но в то же время считал, что священную тему нельзя злоупотреблять и использовать при описании повседневных ситуаций. Только невероятно сильное чувство побудило его сделать это в стихотворении «Нищий».
Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова (2)
Поэма М.Ю. Лермонтова «Нищий» изучается на уроках литературы в 9 классе. Это пример любовной лирики, в которой положение нищего, просящего милостыню, сравнивается с безнадежной любовью самого поэта.
Краткий анализ
Повесть о сотворении мира — написана в 1830 году, посвящена Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.
Тема — человеческая бесчувственность, равнодушие, гнев и непонимание.
Композиция состоит из трех строф с четким разделением лирического сюжета.
Жанр — лирическое стихотворение с элементами притчи и элегии.
Поэтический метр — ямбический тетраметр со скрещенной рифмой.
Метафоры — «живая мука”.
Эпитеты — «бедные иссохшие», «лучшие чувства», «горькие слезы”.
Противоположность — «хлеб» и «камень”.
История создания
Поэма написана в 1830 году. Это лето молодой поэт провел в подмосковном имении Середниково, где познакомился с прекрасной Екатериной Сушковой. 16-летний мальчик был на два года младше ее, поэтому к ее вниманию серьезно не относились, девочка высмеивала ее чувства.
Однажды, посещая Троице-Сергиеву Лавру, Лермонтов услышал рассказ о нищем, который жаловался на бесчувственность юности. Вместо того, чтобы подавать ему милостыню, шутники кладут в чашу камни. История настолько впечатлила Лермонтова, что в тот же день он написал стихотворение «Нищий», в котором провел параллель со своим мучительным горем. Девушка произвела на юного Лермонтова такое сильное впечатление, что долгие пять лет ее сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные и душераздирающие отношения. Лермонтов написал целый цикл стихов под названием «Сушковский». К сожалению, он был опубликован только после смерти поэта в журнале «Библиотека для чтения» в 1844 году.
Предмет
Тема — человеческая бесчувственность, равнодушие, гнев и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сочувствие. Поэт описывает эпизод, произошедший у дверей храма: в руку нищего, слепого, голодного нищего, кто-то положил камень. Для юного Лермонтова таким камнем стало безразличие возлюбленной к ее мольбам и признаниям в любви. Камень в ответ на просьбы о подаянии символизирует обман, жестокость. Болезненные безответные чувства, продолжавшиеся пять лет, стали для молодого Лермонтова толчком к написанию цикла прекрасных стихотворений, проникнутых страстью, грустью и надеждой.
Сочинение
Поэма состоит из трех четверостиший. Имеется четкое смысловое разделение на две части. Первые две строки рассказывают историю голодного нищего, обманутого жестоким и бессердечным человеком; последний стих — противостояние личной трагедии поэта, безответной любви, с символическим «камнем» — обманом, на который и оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение представляет собой подробное сравнение человеческого безразличия в целом и в личном плане.
Пол
Жанр оперы — лирическое стихотворение. В нем есть черты притчи: о нем говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. В произведении присутствуют и характерные элегии, учитывая его печальное содержание, поэтичность и ритмичность. Поэма написана ямбическим тетраметром со скрещенной рифмой. Высокий словарный запас поэта придает звуку торжественность, мелодичность, строгость. Второй и третий стих содержат анафору, которая дает мелодию, оттенок отчаяния, отчаяния, сожаления о потерянном.
Инструменты выражения
Эпитеты: «бедный иссохший», «лучшие чувства», «горькие слезы» делают лирическое повествование ярким и образным.
Метафора «живая мука» подчеркивает страдания лирического героя, его мучительные переживания, пережитые им переживания. В смысловом аспекте произведения прослеживается наличие скрытого и подробного сравнения: руки нищего и души лирического героя. Обманутый проситель, стоящий у «дверей святых», получает вместо хлеба камень. Столь же жестоко и бесчеловечно обманываются ожидания лирического героя, его чувства.
Текстуальные антонимы в этом контексте — пара «камень — хлеб», образующая яркую антитезу во втором стихе стихотворения.
Жанр, направление, размер
Жанр М.Ю. «Нищий» Лермонтова — лирическое стихотворение. Стоит отметить, что в нем присутствуют элементы элегии, так как в нем присутствуют мотивы несчастной любви, разочарования и одиночества.
Направление творчества М.Ю. Лермонтов — Романс. Лирический герой страдает безответной любовью и одиночеством, он презираемый обществом странник.
Размер стихотворения — тетраметр ямба. Это двухсложный поэтический метр, в отличие от хореи, подчеркивает второй слог. Писатель также использует простые перекрестные рифмы.
Композиция
Поэма «Нищий» состоит из трех строф.
- В первом стихе поэт рисует картину: старик, сидящий у «дверей святого монастыря». Он очень худой, весь его образ выражает страдания.
- Во втором куплете образ оживает. Бедняк просит хлеба, но вместо этого получает камень.
- В третьем стихе поэт раскрывает, что рассказ о несчастном нищем является метафорой личной истории лирического героя Лермонтова. Обманут нищего, как обманывает самого героя его холодная любовница.
Можно сказать, что стихотворение разделено на две логические части: метафора и ее нагота, что говорит о переживаниях лирического героя.