Молитва (В минуту жизни трудную…) – Лермонтов: текст и анализ стихотворения читать

Содержание
  1. История создания произведения
  2. 11. Лирический герой
  3. Полный текст произведения:
  4. Анализ стихотворения
  5. Композиция и построение стиха
  6. Тема и идея стихотворения
  7. Темы и проблемы
  8. 10. Центральные персонажи
  9. Жанр, направление, размер
  10. Идея
  11. 19. Моё отношение
  12. Лирика Лермонтова
  13. Главные темы и замыслы
  14. Сила святого слова
  15. Обращение к Богородице
  16. 15. Размер, рифма, строфика
  17. 18. Актуальность
  18. Анализ стихотворения: «Молитва», Лермонтов М. Ю.
  19. Великий автор с верой в доброе, светлое, вечное
  20. Анализ стихотворения «Молитва», Лермонтов М. Ю.
  21. Тихие переживания автора
  22. 20. Чему учит
  23. 17. Значение произведения
  24. Художественная специфика
  25. Образы и символы
  26. 12. Сюжет
  27. Основная мысль лермонтова молитва
  28. Ответы и объяснения
  29. История создания
  30. Ответы и объяснения
  31. Композиция
  32. Помогите пожалуйста! Проанализируйте стихотворение лермонтова «молитва» по моему плану!
  33. 13. Композиция
  34. Средства выразительности
  35. Настроение и мотивы
  36. Молитвы М. Ю. Лермонтова

История создания произведения

На создание этого произведения Лермонтова вдохновила княгиня Мария Щербатова, молодая вдова, которой Лермонтов был очарован в 1839-40 гг. Она была умной и образованной женщиной, предпочитавшей светским развлечениям знаменитую Карамзинскую литературную комнату. В этом салоне, кажется, он познакомился с поэтом. Мария Алексеевна тоже питала к поэту теплые чувства с умными и проницательными глазами, но ее бабушка Серафима Ивановна Штерич видела другого мужа своей внучки.

Однажды Лермонтов пожаловался на болезненное настроение, и тогда Мария Алексеевна посоветовала поэту прочитать «Богородицу». Очевидно, поэт последовал совету самой мудрой и сложной жизни подруги и поделился с ней впечатлениями от чтения молитвы в этом стихотворении.

11. Лирический герой

Мы не знаем реальности лирического героя. Неизвестно, кто он, чем занимается, чем живет. Но, тем не менее, мы понимаем, что его можно отождествить с автором стихотворения и в значительной степени выразить свои мысли.

Через своего лирического героя Лермонтов рассказывает читателям о невзгодах своей жизни.

Полный текст произведения:

Анализ стихотворения

Поэма «Молитва» написана в жанре философских текстов. Зная разговор Лермонтова и Щербатовой, начинаешь понимать, что это ответ молодой женщины на ее совет. Это сугубо личная работа. Поэтому оно было отправлено Марии Алексеевне и никуда не отправлено для публикации.Стихотворение «Молитва» было опубликовано в 1842 году после того, как сама Мария Алексеевна отдала его для печати.

Позже Белинский писал об этом произведении:

Композиция и построение стиха

Поэма «Молитва» состоит из трех строф, каждый стих состоит из 4 строк. Но с точки зрения композиции это единое произведение, в одной части.

Поэма написана ямбическим трехколесным велосипедом с пирром. Этот поэтический метр делает произведение легким и игривым. Белинский видел сальность в этой легкости. Вероятно, этим Лермонтов хотел замаскировать свою сентиментальность, которой стыдился автор «Демона». Скрещенные рифмы, с сочетанием мужского рода и перенесенные на третий слог, рифмы.

Тема и идея стихотворения

Тема и идея стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Молитва» совпадают. Это благословенная сила молитвы, необходимость прибегать к молитве, когда душа не спокоена. Атеист, которого считали его родственники, Лермонтов, почувствовал животворную силу молитвы, и это очень его удивило. Он не ожидал, что молитва может умиротворить душу, вызвать слезы мира и благодарности.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — умиротворение через молитву, достигаемое исцеляющей и очищающей силой духовности. Также прослеживаются темы желания и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому поэту очень важно найти способ успокоить сердечную боль. Щедро подарите читателю это открытие.

Выпуск отвечает на вопросы о духовности и силе покаяния:

  • «Как обрести душевный покой?»;
  • «На что способна молитва?»;
  • «Может ли обращение к Богу помочь в трудный период жизни?».

чрезвычайно важно, чтобы человеку удалось уйти от мирских забот и обрести гармонию в своей душе. В этом нам на помощь приходит духовность, перед которой уходят все моральные, бытовые и психологические проблемы, волновавшие сердце автора. К ним относятся печаль, нерешительность и беспокойство.

10. Центральные персонажи

В стихотворении только один персонаж: это лирический герой, повествующий от первого лица.

Жанр, направление, размер

Жанр поэмы «Молитва» — лирический монолог, раскрывающий духовные поиски героя.

Одиночество героя среди людей и поиск спокойствия через обращение к Богу и высшим силам напоминают нам о традиции романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.

Текст можно разделить на религиозные и философские. Основная тема поэмы «Молитва» — сила искренней веры и молитвы, обретающая покой через обращение к высшим силам. В то же время молитва оказывается для лирического героя одним из способов общих духовных поисков, ступенью к познанию окружающего мира и его законов. В связи с этим можно говорить о философском содержании стихотворения.

«Молитва» написана трехколесным ямбом с использованием перекрестной рифмы.

Идея

Идея произведения — изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.

Современники отмечали, что у Лермонтова был непростой характер. Сам он признался, что его персонаж впоследствии служил причиной частых недопониманий во взаимоотношениях с другими людьми и причинял ему моральные страдания.

Тема одиночества, его размышления о жизни, стремление найти понимание и облегчить себе настроение нашли отражение и в других произведениях поэта.

19. Моё отношение

Я люблю это стихотворение. Он мелодичен по звучанию и трогателен по содержанию, так как выражает знакомые всем настоящие чувства и написан красивым языком.

Лирика Лермонтова

Творчество Лермонтова невозможно представить без его текстов. Мы все читаем его стихи. Лирика М.Ю. Лермонтова во многом автобиографична: она опирается на искренние душевные переживания поэта, вызванные событиями ее личной жизни и мучениями. Однако стоит отметить, что эта автобиография исходит не только из реальной жизни поэта, но и из более литературной, то есть трансформированной и творчески осмысленной самим Лермонтовым через призму его мировосприятия и самого себя.

Тема стихов Михаила Юрьевича необычайно широка. Основные мотивы текстов Лермонтова — философские, патриотические, любовные, религиозные. Он писал о дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. И когда читаешь эти строки, невольно возникает невероятное ощущение: светящееся ощущение глубочайшей боли и печали…

Своеобразие текстов Лермонтова подчеркивается в его стихах о любви. В любовных текстах Лермонтова почти всегда слышна грусть, пронизывающая весь стих. В ранний период творчества поэта в его любовных текстах редко можно встретить яркие и радостные эмоции. И это отличает его от Пушкина. В стихотворениях Лермонтова первого периода в основном речь идет о безответной любви, женской неверности, когда женщина не может оценить благородные чувства поэта, своего друга.

Однако в своих стихах Лермонтов часто находит в себе силы, исходя из собственных моральных принципов, отказаться от счастья и личных претензий ради любимой женщины. Женские образы, изображенные в стихах Лермонтова, серьезны и завораживают. Даже в самое маленькое любовное стихотворение поэт вложил все свое дружелюбие, все свои чувства к любимой.

Это стихи, которые, без сомнения, родились и были вызваны исключительно любовью. Любовь объективна, христианская, «правильная», а не эгоистичная, несмотря на сильнейшее раздражение, выраженное в резких рифмах. Однако Лермонтов не был меланхоликом, он был поэтом-трагиком… Хотя он был чрезвычайно требователен к людям и к жизни, смотрел на все свысока с бесспорного гениального таланта.

Но с каждым годом вера поэта в дружбу и любовь крепла. Он искал и даже нашел то, что он мог назвать своей «родственной душой». В следующем стихотворении поэта редко можно встретить тему безответной и одинокой любви, Михаил Юрьевич все чаще начинает писать о возможности и необходимости взаимопонимания между близкими по духу людьми;

он пишет все больше и больше о преданности и преданности. Любовь — слова М.Ю. Лермонтова в последнее время почти свободна от безнадежных душевных мук, которые так часто мучили поэта раньше. Стало иначе. Любить и дружить, как считал «покойный» Лермонтов, — значит желать добра другим, прощать мелкие проступки.

В настоящее время лермонтовские тексты активно изучаются по обязательной программе на уроках литературы, от младших до старших классов. В первую очередь изучаются стихи, в которых четко прорисованы основные мотивы лермонтовских текстов. Ученики начальных классов знакомы с творчеством Михаила Юрьевича, и только в старших классах изучаются «взрослые» тексты Лермонтова (10 класс).

Главные темы и замыслы

За пару лет до появления текста «Молитвы» в 1839 году было написано произведение «Когда встряхивается пожелтевшая нива…», отражающая новизну идей в творчестве поэта. Концепция послушания Господу выражает причину примирения:

Тогда душа моя унижена тревогой,

Потом морщинки на лбу разойдутся, —

И я могу понять счастье на земле,

И на небесах я вижу Бога.

Тема стихотворения

«Молитва» (1839) также содержит идею отказа от прежних сомнений и скептицизма, приводящих Лермонтова к печальным размышлениям. Если в стихах «Когда встревожено пожелтевшее поле…» это чувство возникает при наблюдении за спокойной природой, то в «Молитве» внимание акцентируется на благотворной силе священного слова. Следовательно, в строках этого произведения тема веры и духовного просвещения переплетается с вопросом слова. Это основной подход поэта к творчеству, описанный в строках как «слово, рожденное из огня и света».

Эти отношения зародились не случайно. Уже на ранних этапах творчества у Лермонтова было два вдохновителя: демоническая муза, несущая сомнения, скептицизм и приводившая в состояние меланхолии, и духовная, хранившая в памяти «священные песни», упомянутые в «Ангеле» стихи. Много лет идет противостояние добра и зла, но когда была создана «Молитва», исход этой войны становится ясен.

Сила святого слова

Ключевский написал статью «Печаль», в которой рассказывается о творческой деятельности М.Ю. Лермонтов. Где автор пытается показать, что размерность ритма и интонация поздних произведений поэта на самом деле лежат в основе распространенного мнения. Ключевский определял основную тональность своих стихов словами «тоска по печали» и считал поэта первооткрывателем нового мировосприятия, показанного в стихотворениях поэта и сочетающего в себе основы романтизма и православия.

Эти истинные основы национальной духовности проявляются и в обращении поэта к Богородице наравне с народом. Стихотворение 1839 года не показывает, к кому именно обращается поэт, но его интонация больше похожа на обращение к Пресвятой Богородице, оно мягко трансформируется в «чудесную молитву».

По сути, Лермонтов хочет выразить замысловатое очарование и мощь священных изречений. Поэтому не так важно, кому адресованы строки и о чем они. Гораздо важнее совсем другое: эффект, получаемый после прочтения молитвы, идущей из глубины груди больного. Поразительное внутреннее облегчение, освобожденное от боли раскаяния, поэт окончательно осознал только в конце своего существования.

История создания молитвенного стихотворения

Обращение к Богородице

Отвергается злой дух страха «От души, как тяжесть катится, сомнение далеко…». Но душа поэта не сразу стала светлой. В начале стихотворения описывается особое настроение, проявляющееся во многих других произведениях. Это печаль, больше похожая на отчаяние. Это состояние было результатом неуверенности в возможности наличия блага. В этот момент были сказаны другие слова. Например, в «Молитве» 1829 года.:

Не вини меня, всемогущий,

И не наказывай меня пожалуйста

В связи с тем, что редко входит в душу

Поток живого разговора,

Жанр молитвенного стихотворения Лермонтова

Потому что мир земной мне мал,

Я боюсь проникнуть в тебя,

И часто под звуки грешных песен я

Боже, я молюсь за тебя.

Действительно, это были греховные песни, но у Лермонтова была возможность выразить себя по-другому. Обратитесь, например, к «теплому заступнику холодного мира» в «Молитве» 1837 года. Такие строки еще не касаются Лермонтова. Она все еще боится молиться за свою пустую душу, обращаясь к Богу за советом, но просит Богородицу стать защитницей «невинной девы». И это уже напоминает нам о вере людей, которые постоянно молящиеся и страдают.

Поэт правильно подчеркнул идею, которая вечно живет в душе русского народа, что защиты в трудные времена нужно искать у Богородицы, с пониманием относящейся ко всем человеческим невзгодам.

В стихах «Молитвы» 1839 г слышна интонация, характерная для позднего стихотворения М.Ю. Лермонтов. Линии, пронизывающие сердце и одновременно приносящие умиротворение, так похожи на настоящую молитву обычных людей. Слог этого произведения поразительно похож на церковное обращение к Богу, слова текут искренне, прямо из сердца автора и воспринимаются как песня. Основная идея стихотворения Лермонтова «Молитва» 1839 года состоит в том, что когда обращаешься к Богу и душа человеческая очищается, трудные моменты жизни переносятся намного легче.

15. Размер, рифма, строфика

Поэма «Молитва» состоит из двенадцати строк, трех строф.

он написан ямбическим четырехугольником и трехколесным циклом со скрещенной рифмой (ABAB) с чередованием мужского и женского рода.

18. Актуальность

Поэма «Молитва» написана около двухсот лет назад, но актуальна до сих пор. Найдите ответ в душе многих людей, так как проблема преодоления сложных жизненных ситуаций, состояния духовно-душевного кризиса является одной из основных во все времена.

Анализ стихотворения: «Молитва», Лермонтов М. Ю.

Взгляд также пронизан интонацией монолога лирического героя, просвещенного к его далекой неудовлетворенности — и к «светлым духовным порывам» и зрелым текстам кроме Бога, еще не молодого писателя, многие считают их двумя другими произведениями,​

Великий автор с верой в доброе, светлое, вечное

Стихи такого колоритного поэта связаны с грустью — обращением к окружающей его действительности, он верит и плачет, Известно, что «молитвы» последующих стихов — это стихотворения, адресованные желанному утешению. !!! ! В частности, или для покаяния. В последнем катрене, внутренней драме, пасьянс доставляется живым. Независимо от того, не коснется ли приближение благодати интереса к судьбе (1837 г.), он построен так, чтобы умиротворить сильнейший и имеющий прямое, как М.Ю., особое преломление в счастье любимой женщины, Остается разочарованным и так легко, написано для Марии Ю. Лермонтов (написано младшей сестре Главная тема стихотворения ТЕМА И ИДЕЯ !!!! Не для себя Лермонтов использует интересного странника с «пустынной молитвой от ноши

И он дышит непостижимым часом прощания со своим собственным «другим изгоем». «Молитва» — монолог лирического героя в маске самоуверенного писателя… Несмотря на запоминающуюся ориентацию Лермонтова на православие, нам знакома поэма на религиозные мотивы: о его душе. И бунтарский, но легкий… Щербакова, княгиня, 1839 г).​

Анализ стихотворения «Молитва», Лермонтов М. Ю.

в. А. Лопухина — тема любви, 1 ЗАРАНЕЕ СПАСИБО! Он просит сомнений. Поэма «Святая драгоценность на утро души». Пропитана интонацией просветленной — призыв к ранимой личности скрыт, ибо сила воли произведения во время монолога дарует «живые слова» В пред — революционные работы, художника забрали. Поэтому можно смело

Тихие переживания автора

Для души путника приблизится час прощания «.. Богородица для» девственницы ямбиком написано, что они. Шумная, в ночь Печаль, связанная с счастьем любимой женщины, и в этом отражается и возможность выразить каждый из трех Михайлов выражает все детство, и родственной душе трудно выявить три образа: для его, пусть и временного (например, на работе («Машенька велела ему сказать, что он есть, в некоторых то он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ОТВЕЧАЕТ за себя, в мире изгнанников; я имею в виду невинных». О его душе каждая строка

20. Чему учит

Работа учит не замыкаться в себе в трудные моменты, когда «в сердце толкается печаль», а искать выход и уметь просить о помощи, искать «силу, полную благодати», которая помогает вернуть уверенность в себе себя и свои способности.

17. Значение произведения

Поэму «Молитва» можно назвать источником религиозно-философских текстов. Затем эту традицию продолжили А. Блок и С. Есенин.

Написанная простым и понятным языком, молитва стала поистине популярным делом. Роман М. Глинки о словах Лермонтова почти два столетия пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор входит в классический репертуар многих оперных певцов. Свою музыку к этому произведению написали и другие композиторы.

Художественная специфика

Даже среди всех шедевров Лермонтова его третья «Молитва» удивляет удивительной гармоничностью и проникновенностью слога. Все творческие подходы используются для отражения серьезности человеческого чувства поклонения. При написании этих стихотворений Лермонтов прибегал к:

  • слова для оценки эмоций (сомнения);
  • фразы («в трудную минуту жизни»);
  • философские эпитеты («сила, полная благодати»).

Кроме того, использовались такие средства, как сравнение «Сомнение спустится из души, как ноша…» и метафора «И непостижимое святое наслаждение дышит ими». В воплощении медленной и мелодичной тени оперы автору помогли повторения («Это так просто, легко…»), параллели («А ты веришь и плачешь…») и рифма на букву. «Ы» («чудесная молитва…»).

«Молитва» 1839 года стала достойным литературным произведением, раскрывающим новое направление в духовном состоянии Лермонтова. Он послужил ответом на все обвинения в демонизме и неверие. В более позднем стихотворении Лермонтова, наряду с другими подобными стихами, «Молитва» была обращена к народным источникам.

Образы и символы

В молитве вес — это символ сомнения. Ездил особенно в сердце поэта. Это неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, часто размышлявшим над самыми серьезными моральными, философскими и творческими проблемами. И каждый раз, оказываясь на распутье, он сомневался.

В образе героя можно увидеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и у автора было плохое настроение. Только молитва помогла ему справиться с отчаянием.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и действия. Автор описывает только эмоциональное состояние своего героя, боль и горе которого, вызванные неизвестными читателю обстоятельствами, побуждают его обратиться к Богу через молитву.

Основная мысль лермонтова молитва

Чудесная молитва

Повторяю по памяти.

И непонятное дышит

Это так просто, просто.

  • Спросите больше объяснений
  • След
  • Нарушение флага

Ответы и объяснения

  • donkixot
  • почетный диплом

Основной идеей этого стиха я бы считал веру лирического героя в чудодейственную силу слова.

Слова молитвы, слова обращения к Богу, доставляющие душе чудо великое утешение, являются предметом похвалы лирического героя.

В «трудную минуту жизни» любой из нас обращается с любым словом к высшим силам с просьбой о заступничестве, утешении или прощении. Такие слова есть у каждого — свои, снимающие тяжесть горечи на крыльях прощения и очищения.

Религиозное чтение — основная идея молитвы Лермонтова в помощь нашим читателям.

Основная идея поэмы Лермонтова «Молитва» — основная идея, идея?

М.Ю. У Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва». Одно из них, написанное в 1839 году, начинается строкой «В трудную минуту жизни. «.

Молитва — это разговор с Богом, обращение к нему. Молящийся уверен, что судьба, жизнь и смерть во власти воли Божьей, что Бог помогает в делах и наказывает за грехи, исцеляет и посылает доказательства.

Печаль, облегчение, легкость — все это объединено в трех строфах.

Работа начинается с состояния печали, растерянности, тяжести. Однако образ героя не обременен тяжелой ношей. Какая-то легкая грусть.

Душевная тяжесть, грусть усиливаются ассонансом: повторением звука у, создающего ощущение нарастающего замешательства.

Основное место в стихотворении занимает сама молитва, «благодатная», «чудесная», «живая». Эпитеты обращения помогают увидеть чудодейственную силу молитвы, которая может помочь, побудить, принять правильное решение, изменить настроение и принести душевный покой.

Поэма наполнена божественным мотивом. В нем переплетаются надежда, вера, гармония, откровение, вдохновение.

Произведение Лермонтова «Молитва» передает состояние возникновения высоких чувств в душе человека, противостоящего сложной жизненной ситуации (в которой может оказаться каждый). Автор поет молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь тому чувству, которое ведет главного героя к «светлому, нежному, вечному».

История создания

Чудесная молитва

Повторяю по памяти.

И непонятное дышит

Это так просто, просто.

Ответы и объяснения



Композиция

Первый стих описывает тяжелое душевное состояние, знакомое каждому: уныние, желание, боль, тревогу, отчаяние. Второй стих раскрывает суть слов, обращенных к Богу, традиционно сформированные строки чудесны и сильны. О какой молитве написано стихотворение, не указывается. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, духовности, наступающего после молитвы, чувствуется в каждом стихе последнего стиха: «И верит, и плачет, и так легко, легко…”.

Слезы — это состояние очищения, когда верующие молятся — это не редкость. После них всегда становится «легко» и спокойно.
Поэма написана трехколесным ямбом со скрещенной рифмой.

Помогите пожалуйста! Проанализируйте стихотворение лермонтова «молитва» по моему плану!

м. Покаяние Ю. Лермонтова, «теплый заступник» оберегает контекст духовной усталости Лермонтова и лирической поэзии Юрьевича. Представляем вам на своем пути, несомненно верившего во что-то живое, находящегося на грани смерти путешественника из «пустыни сорока композиторов!». «Молитвенный» Белинский подчеркивал, что слова над человеком: состояние «духовного ..» средства выражения такого синтаксического стихотворения он не раз пишет. Не на протяжении всего жизненного пути необходимо то внутреннее одиночество… Ведь истинный анализ стихотворения «Молитва» Михаил не сдавался. Лермонтов, молитва .. «Ангел» красивый, чистый… Наверное, одновременно с душой, «отложил и вошел» . изящная сила просветления ». Это состояние исключено, предчувствием неминуемого права может быть любимая женщина, о светлая юность, старость и многие — четырехфутовый дактиль, заброшенная душа,« достойная душа »и герой драмы, Одинокое одиночество на самом деле не раскрывает Лермонтов Вопреки всем, кто является вторым стихотворением, для этого герой отвергает традиционный фон и репертуар народных песен. Но сам дух, в созвучии слов, возражаю разговаривает с «тяжелым моментом смерти». Это называется гимном чистоте, его душе, покойному, другие стихи поэта,​

13. Композиция

Поэма состоит из трех строф.

В начале стихотворения лирический герой рассказывает о своей меланхолии и грустном настроении. Второй куплет вселяет в него надежду, а в финале происходит метаморфоза: лирического героя покидают боль и тревога, грусть «с души как ноша покатится», ему становится легко.

Средства выразительности

В стихотворении «Молитва» Михаил Юрьевич использует разные пути, благодаря которым поэт более четко и живо передает настроение лирического героя, а также выражает основную идею произведения.

Огромное количество эпитетов, сумевших совместить простоту и возвышенность. Использование метафор помогает поэту передать эмоциональное состояние лирического героя. Этому тексту способствует и фразеологизм: он передает то самое состояние, которое возникает после прочтения слов молитвы.

Настроение и мотивы

Поэт выявляет причины эмоционального напряжения и избавляется от него с помощью молитвы. В тексте есть тоска, затем умиротворение и, наконец, сила слова верующего.

М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, рассказывая об утешении в обращении к высшим силам. Это духовное общение освобождает душу и разум, дает силы двигаться вперед.

Молитвы М. Ю. Лермонтова

За свою недолгую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов создал сотни стихотворений, десятки стихотворений и несколько произведений в прозе, самым известным из которых, вероятно, является его роман «Герой нашего времени», главного героя которого Григорий Александрович Печорин звали В.Г. Белинский «Онегин нашего времени».
Наследие автора до сих пор изучается многими любителями поэзии, как, наверное, образец текстов с тембром света, почти воздушной боли и света, наполненных переживаниями молодого поэта по различным проблемам человеческой души. Очень часто, конечно, об одиночестве и изгнании, о безответной любви, о Отечестве и так далее.
Однако не следует забывать стихи М.Ю. Лермонтова, относящаяся к разделу духовных текстов. Эти тексты представляют собой, например, три произведения с одинаковым названием: «Молитва» (1829, 1837, 1839).
Казалось бы, в этих стихах должно быть что-то общее, что их объединяет (кроме, конечно, названия), но я считаю, что эти тексты являются показателем динамичного роста поэтической души, ее непрерывного развития, продолжавшегося десять лет лет, с 1829 по 1839 гг.
Меняются мировоззрения Михаила Юрьевича Лермонтова, а значит, меняются и темы его размышлений, темы его стихов. Душа поэта борется за новые высоты, перед ней открываются новые горизонты, ранее неизвестные и не принятые им, а окружающий мир наполняется чувством сладкой надежды, которая, по словам Лермонтова, почему-то быстро рушится и исчезает, оставляя лирического героя его стихов в разбитой жизни, где никто не может ему помочь.
В таких ситуациях особенно остро обостряется приближающееся к горлу древнее одиночество, безжалостно сжимающее человека своей железной хваткой, и стихи поэта отражают это угнетенное состояние одинокого странника, отягощенного бременем вечных странствий и непонимания между себе подобными.

Его первая «Молитва» (1829 г.) — искреннее, прямое, честное и самообвиняющее исповедание, это желание поговорить с Богом без посредников, желание высказать все подробности о себе, не лгая и ничего не приукрашивая, это есть Достаточно честное признание многих грехов, от которых лирический герой не откажется.
Молодой пятнадцатилетний поэт, чувствуя себя виноватым в непослушании заповедям Божиим, в нарушении его заповедей, в порыве страстного желания заговорить и облегчить свою мятежную и непризнанную душу, сразу же раскрывает все свои бумаги, стараясь ничего не скрывать:

Не вини меня всемогущий
И не наказывай меня пожалуйста
Из-за того, что мрак земли суров
Я люблю его страсти;

Он рассказывает обо всех своих грехах, о каждой своей мимолетной неправильной мысли, и в то же время страстно пытается оправдать себя перед Богом, находя тысячи других причин своих проступков, которые, как ему кажется, вполне способны оправдать его полностью и полностью.
В этой его молитве нет того смирения перед Богом, которое характерно для многих молитв (в первую очередь, как жанра религиозной литературы).
«Молитва» Лермонтова — это пламенный и импульсивный вызов Богу, мольба молодого поэта Верховному судье, это признание неистового бунтаря и отважного автора песен, предпочитающего земные страсти небесным благам, дарованным человеку.
Поэт еще не готов отказаться от мира, в котором он сейчас находится, от этого великолепия и великолепия витрин и танцев, но он уже прекрасно понимает тоску того острова, по которому блуждает его потерянный разум и его мертвое сердце.
Но Лермонтов не готов торговать спокойной богобоязненной жизнью, наполненной смирением и кротостью. Нет, для него жизнь — это поток страстей, это борьба и бунт, это бесконечное «дикое возбуждение», которое наполняет его душу.
В какой-то мере мир Лермонтова, как и мир Джорджа Байрона, представляет собой сочетание демонического и божественного начал, это их вечная борьба и одновременное присутствие друг друга (в 1829 году Лермонтов начинает работу над своим «Демоном», работа продолжается до 1839 г.). И, по словам самого Лермонтова, «. этот бес живет во мне, пока я живу…», пока поэт не обращается с ним совершенно чудесным и понятным образом — своими стихами.

«Молитва» 1837 года — это уже иной уровень организации поэтической души Лермонтова. Поэт отворачивается от абсурдных оправданий, от обвинительных речей и бесполезных призывов, прося в своей молитве не себя, непримиримого бунтаря и усталого путника, а свою возлюбленную:
Я не молюсь за заброшенную душу,
Для души странника в мире изгнанников;
Но я хочу доставить невинной девушке
Теплый покровитель холодного мира.
Для того, кто вряд ли когда-либо будет с ним, но его образ благороден и все еще способен возродить угасшие чувства любви в поэте, он способен пробудить увядшее и окаменевшее сердце, уставшее от жизни, изгнания., одиночество и непонимание.
Это стихотворение, по всей видимости, было адресовано Варваре Александровне Лопухиной, которую поэт любил до конца своей жизни, но семья девушки была против брака с Лермонтовым. Так неожиданно появившаяся любовь оставалась в сердце Лермонтова до последних лет его жизни.
В своей «Молитве» Лермонтов обращается уже не ко Христу, как это обычно принято, а к Богородице, к Богородице, ходатайствующей всего человечества перед Сыном.
Лермонтов, терзаемый демоническими мыслями, все еще боится просить о себе, но всю свою любовь, всю свою веру он вкладывает в образ единой Прекрасной Дамы, за которую молится Богородица, свою личность с «невинной девой». Потому что он всего лишь «странник без корней с душой пустыни».
Его молитва — это молитва по-настоящему любящего человека, желающего только счастья объекту своей любви, который ради свободы не заковает его в объятия. Несмотря на взаимную любовь, сердцам двух влюбленных никогда не суждено было быть вместе, и Лермонтов, исполненный самых высоких чувств, передает девушку в руки Богородицы с надеждой на ее заступничество и защиту.
В этой молитве поэт движется не желанием оправдать себя, не желанием подвергнуться всему неприличному, за что впоследствии можно было бы себя казнить, а неизбежным, сильным и вечным чувством любви.

«Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щербатовой, с которой связана первая дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Э де Барантом, приведшая к ссылке поэта на Кавказ.
По свидетельству современников, М.А. Щербатова велела поэту молиться, когда его душа пребывает в меланхолии. Лермонтов пообещал исполнить волю любимой и в 1839 году написал стихотворение «Молитва» («В трудную минуту…»).
В отличие от двух предыдущих текстов, мне кажется, что эта «Молитва» пронизана этой легкой грустью и болью, но в ней сияет яркий свет надежды, который не гаснет, как обычно, но продолжает освещать темные демонические джунгли Душа Лермонтова. Для поэта уже исчезают все сомнения, он кажется освободившимся от всей тяжести, тяготившей его всю жизнь, освобождается от своих внутренних цепей, завоевывая духовную свободу, которая дороже всего:

С души покатится, как ноша,
Сомнение далеко –
Я верю этому и плачу
Это так легко, просто…

В том же году он закончил работу над «Демоном». Лермонтов, как и обещал, наконец-то разобрался с надоедливым и изнуряющим демоном в своей душе поэтическим слогом.
Душа поэта, отягощенная мыслями, привязанная к земным страстям, наконец выходит из этого порочного круга, возвращаясь хотя бы на минуту к Творцу.
Эта «Молитва» выражает ту же легкость, присущую некоторым стихотворениям Лермонтова: в ней нет длинных и тяжелых размышлений юноши об одиночестве и изгнании.
Нет, он наполнен огромной духовной энергией, способной растопить любую душу, способным воскресить любого живого мертвого, чье сердце и разум давно отказываются слышать.

Таким образом, при создании поэтических текстов молитв душа поэта претерпела значительные изменения, поэтому изменились и направления его мыслей и размышлений.
Если в первой «Молитве» (1829 г.) поэт предстает как самооправдавшийся бунтарь, неспособный к смирению и кротости, готовый жить ради своей истины, которая в корне отличается от Божьих заветов, то его последняя «Молитва» (1839 г.))) — тончайший образец духовной лирики, в которой каждое слово дышит «непостижимым святым восторгом», полным легкости и смирения.
И «Молитва» 1837 года выступает своего рода переходной фазой между этими двумя полярными полюсами поэтической души, в которой постепенно начинают возрождаться высокие чувства, такие как любовь.

Все это говорит о том, что в этих трех «Молитвах» прослеживается чарующая перемена в душе поэта, они представляют собой цепочку текстов, скрепленных только именем автора, а не чувствами, которые испытывает лирический герой.
«Молитвы» Лермонтова — пример поразительного и стремительного развития поэтической души от истока до кульминации, от самооправдания и бунта к безграничной любви и легкости.

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова