- Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (1)
- Композиция
- Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (2)
- Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (3)
- Размер, рифма, строфика
- Художественные особенности
- Сочинение по стихотворению Лермонтова Утес (6 класс)
- 2 сочинение
- Система образов
- Основная идея
- Сюжет
- Тема
- Жанр
- Тема произведения
- Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)
- История создания
- Композиция «Туч», настроение лирического героя
- Средства выразительности
Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (1)
Михаил Лермонтов написал стихотворение «Утес» за несколько недель до смерти, на что, конечно, было предчувствие.
История создания
Несмотря на то, что стихотворение «Утес» было написано за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова в 1841 году, в нем нет даже намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения до сих пор тесно связана с его смертью: поэт писал вдохновенные стихи, полные романтической грусти, как раз тогда, когда он постоянно был в поисках ссор с коллегами. Казалось, он знал, что земная жизнь подходит к концу, и хотел выбрать, кто ее прервет.
Поэма была опубликована в журнале «Отечественные записки» — это произошло в 1843 году, то есть через два года после смерти ее автора.
Предмет
Михаил Юрьевич неоднократно поднимал тему человеческого одиночества в своем стихотворении — ему посвящено даже стихотворение «Утес». В нем говорится, что всего на короткое время вы можете встретить кого-то или что-то, что вызовет трепет в вашей душе. Остальное время человек вынужден проводить в «пустыне»: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Основная идея, которую вкладывает автор в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.
Есть и другая интерпретация этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального мира. Следовательно, для души, которая символизируется облаком, тело (то есть утес) является лишь временным убежищем. Но тело без души страдает вечно. Таким образом, в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Сочинение
Этот стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, размышляя о явлении природы, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Истинную духовность он ищет именно в природе, ведь люди, по мнению поэта, издавна были неспособны к высоким чувствам, искренности и истинной духовности.
В первом стихе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотое облако спускается на грудь обрыва, чтобы там отдохнуть, а утром снова бежать, чтобы утром снова бежать. Его беззаботность подчеркивается тем, что он улетает, играя. Второй стих образно выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый обрыв, который понял, что значит не быть одному, но потом потерял это чувство. Он настолько потрясен, что вызывает у него не только глубокую тревогу, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что на теле скалы все еще остается мокрый след, который напоминает ему о посещении ночного облака.
Пол
Поэма «Утес» относится к жанру философских пейзажных текстов: в ней автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью явлений природы и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовный мир. Созданное им произведение поистине многогранно и несет в себе разный смысл.
Для их выражения автор выбирает такой поэтический метр, как пятиметровая хорея. Рифма на поясе сохраняет полноту мысли в каждом стихе.
Инструменты выражения
Хотя по объему это довольно небольшое произведение, автор насыщает его разными тропами, используя:
Эпитеты — «Золотое облако», «Мокрая тропа», «Старая скала”».
Выдачи — «тучка ночевала», «тучка рванулась прочь», «скала думала и плакала”».
Метафоры — «« грудь скалы »,« радостно играющая на синем »,« морщина скалы”».
Они не только делают поэму выразительной, но и помогают поэту раскрыть свой внутренний мир, выразить свое мнение через художественные образы.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс, чтобы сделать звучание «Утеса» слаще, показывая тем самым важность жизни в гармонии с миром и в гармонии с самим собой, к чему он сам всегда стремился, но никогда не достигал.
Ай-Петри, Крым
Композиция
Поэма состоит из трех строф. Написанная машинописным текстом, она имеет приятный ритм, столь характерный для зрелых стихов Лермонтова. В первом катрене лирический герой проводит параллель между «небесными облаками» и собственной жизнью. Второй стих составлен из риторических вопросов-обращений, которые представляют собой попытку угадать причину изгнания небесных путешественников. Автор прослеживает столь характерные для современного общества варианты: зависть, гнев, преступление и клевета. Здесь есть явная аналогия с его личностью, именно эти «явления» преследовали поэта на протяжении всей его недолгой жизни.
Последний стих начинается с восклицательного знака «Нет!» — лирический герой знает ответ. Он завидует свободе облаков, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. «У тебя нет страны, у тебя нет ссылки» — заключительная мысль стихотворения. У поэта есть Родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука его угнетает и печалит.
Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (2)
Поэма «Утес» была написана Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до его трагической гибели. Библиографы поэта уверены, что он предчувствовал его смерть и, более того, искал ее, намеренно разжигая ссоры с коллегами и провоцируя дуэли. Однако в стихотворении «Утес» нет ни единого намека на то, что Лермонтов знает, что его земное путешествие подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и духовностью, которой автор часто наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно разучились испытывать высокие и благородные чувства.
В двух коротких четверостишиях Михаилу Лермонтову удалось не только вставить увлекательный очерк южного пейзажа, но и придать своим работам глубокое ощущение жизни. Во все времена облака в религии и мифологии отождествлялись с чем-то сверхъестественным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся загадкой для людей, внушала им трепет. Утес в данном конкретном случае символизирует что-то мирское и обыденное, что не вызывает удивления или желания преклониться перед тем, к чему можно прикоснуться. Таким образом, в поэме «Утес» пересекаются духовное и материальное начало. Однако союз облака и скалы мимолетен и случайен. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневную жизнь, в которой люди гораздо реже думают о своей душе, чем о теле. Однако автор указывает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух принципов. Безделная душа, по его мнению, может прекрасно существовать и, подобно облаку, «ушедшему рано утром», без боли и страданий возвращается в другой мир. В то же время тело без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Это как скала, которая «стоит в одиночестве, глубоко думает и тихо плачет в пустыне». Эпитеты, которыми автор награждает главных героев поэмы, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного и миром нематериального. Легкое невесомое облако Михаил Лермонтов называет «золотым». Утес кажется читателям старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала доставлять ему радость.
Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим отношениям. Таким образом, «золотое облако» олицетворяет ветреную красоту, полную жизни, силы и счастья. А Клифф ведет себя как респектабельный и мудрый старый джентльмен, который считает, что все прелести жизни для него лично уже в прошлом. Он вполне подходит на роль отца загадочного незнакомца или его случайного знакомого, которому неожиданно очень приятно общение с девушкой. Но затем красавица улетела, предпочтя свою компанию компании небесной «синей» или, попросту, подруг. И еще отчетливее ощущает свое одиночество старец, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на праздновании чужой жизни. Осознание этого заставляет его чувствовать жалость к себе, глубокую печаль и чувство беспомощности. Не исключено, что Михаил Лермонтов изобразил себя пожилым скалодромом. Несмотря на молодость (на момент смерти поэту было всего 28 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с неспособностью реализовать себя в мире, полном противоречий, означали, что Михаил Лермонтов фактически положил конец собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немного моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту оставалось только смириться со своей судьбой и признать, что он был обречен на вечное одиночество и непонимание.
Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (3)
В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два противоположных друг другу образа: старая скала и облако, они также сопоставимы по следующим критериям: юность — старость, запущенность — судьба, радость — печаль. Применительно к обрыву используется эпитет «старый», поэтому название «облако» говорит само за себя, уменьшительный суффикс «k» создает образ молодого облака, беззаботного, к тому же очень похожего на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие разворачивается быстро — облако переночевало — оно улетело — скала осталась одна. Если смотреть шире, то время довольно велико. Таким образом, облако «ночевало на груди гигантской скалы», оказывается, что гигантская скала не просто место жительства, а надежный домовладелец, воспитавший свою подопечную, оказавший ей свою заботу и внимание. Но молодость мимолетна. Старость наступает незаметно. Благодаря созвучию звука «о» мы слышим вой и крик одинокого отшельника… (один, он, глубоко, в тишине). Убегая, облако оставляет «мокрый след в морщине», как живительная влага, облегчающая жизнь верному и мудрому другу. К сожалению, эта влажность быстро испарится, не оставив воспоминаний о молодости, радости, и останутся только слезы — «а он тихо плачет в пустыне».
В первом стихе преобладает порядок слов, что также помогает нам незаметно визуально проследить за облаком. Обратите внимание, как структурная организация строк меняется во втором стихе. Автор использует инверсию, особо выделяя слова «одинокий», «задумчивый», «тихий». А мы сами вместе со скал прощальным взглядом смотрим вслед за мимолетными юношескими облаками. Плач — это тихо, потому что не хочет казаться слабым, беспомощным, прямым. Симпатия автора к «переживаниям» обрыва очевидна, не случайно стихотворение названо «обрывом», а не «облаком». А если изображение облака представлено цветной палитрой (золотой, синий), то при описании скалы мы не найдем ни одной более-менее яркой краски. Здесь важнее другое: автор избегает всего очевидного, поверхностного и сосредотачивается на глубоких внутренних переживаниях.
Ай-Петри, Крым
Геленджик
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактильная рифма (когда ударение приходится на третий слог с конца).
Этот ритм соответствует интонации причитания, связанной с древними традициями погребального обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды молодости, отправляясь в очередную ссылку.
Используется перекрестная рифма (ABAB).
Текст разделен на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.
Художественные особенности
Язык поэзии полон образных определений. Облака поэтизированы и выделены цветом: они устремляются «в голубую степь жемчужной цепью».
Синтаксис продукта характеризуется серией однородных элементов, построений вопрос-ответ. Они передают напряженность авторского монолога, так и не сумевшего превратиться в диалог.
Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая грустное пение, плач. Поэт как бы приветствует лучшие моменты жизни, друзей и родственников, наконец признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим образом.
Сочинение по стихотворению Лермонтова Утес (6 класс)
М.Ю. Лермонтов — поэт с очень чуткой и тонкой душой. Поэзия и природа помогли ему описать свои переживания через скрытые образы. Стихотворение «Утес» он написал в конце своей жизни. Лермонтов лаконично-романтично рассказывает об одиночестве человека в большом мире.
Все действие стихотворения разворачивается в первом катрене. Автор рисует простой природный пейзаж: маленькое облачко упало, ночевало с огромной скалы, а утром убежало. С помощью веселого и игривого образа облака поэт создает у читателя веселое и беззаботное настроение.
Второй катрен передает эмоциональные переживания обрыва: он помнит посещение облака, но теперь он один. Когда вы читаете эту часть, вам становится очень жаль обрыв, и настроение от чтения меняется на грустное и грустное.
Быстрая и внезапная смена настроения в катренах буквально вызывает у читателя симпатию к скале, которая является главным героем стихотворения. С помощью облака поэт описывает только те события, которые волновали внутренний мир его героя. Утес настолько одинок в пустыне, что даже временное пребывание облака может взволновать его и оставить след в его сердце. О чувствах к облаку ничего не известно, поэт даже не создает к нему отрицательного отношения.
Противопоставляя облака и скалы, Лермонтов пытается усилить трагический образ своего героя. На фоне движущегося и жизнерадостного молодого облака статичный плачущий старый гигантский камень вызывает чувство отчаяния. Поэт как бы указывает на то, что скала ничего не может изменить в своей судьбе.
Автор оживляет своих героев, наделяет их человеческими качествами: облако спало и бежало; утес стоит, думает и плачет. Используя персонификации, автор предлагает читателю скрытый смысл стихотворения, проводит параллель с жизнями людей. Пустыня — это огромный мир, где окружающие люди, как облака, заняты своими заботами, и мало кто обращает внимание на впечатления от скал.
Можно предположить, что в образе скалы Лермонтов отразил свои глубокие внутренние переживания. В 26 лет поэт считал себя несчастным и одиноким, ему хотелось почувствовать любовь, тепло, но те редкие моменты счастья, которые вызывали волнение в его душе, не приводили к настоящему чувству. Возможно, поэтому Лермонтов сам спровоцировал дуэль, на которой погиб.
2 сочинение
Лермонтов создал это стихотворение незадолго до своей смерти на дуэли в 1841 году, но он, вероятно, ничего не слышал, потому что в произведении нет признаков ощущения приближения смерти поэта. Но, тем не менее, если более глубоко проанализировать каждую строчку произведения, складывается впечатление, что автор как бы искал смерти, он хотел, чтобы кто-то прервал его работу. Стихотворение вышло в свет благодаря журналу «Отечественные записки», в котором оно было опубликовано в 1843 году, оказывается, через 2 года после смерти автора.
Основная тема произведения — одиночество, именно одиночество человека стало основой этого стихотворения. Лермонтов в этом стихотворении пытается сказать, что люди могут встретить человека только на определенный момент и не только, а потом все остальное время они смотрят, то есть в одиночестве. Если обобщить всю идею автора, то можно сказать, что каждое счастье — это всего лишь миг в жизни.
Стихотворение представляет собой линейную композицию, в которой главный герой произведения размышляет о жизни. Герой обращает внимание на явления природы, именно в природе он пытается разглядеть и найти свой душевный покой, любовь, потому что, по мнению автора, люди давно забыли такие чувства, поэтому искать его в люди.
Творчество Лермонтова можно отнести к такому прекрасному жанру, как философские тексты пейзажа. Лермонтов в первой части стихотворения как бы рисует для своего читателя пейзаж. Именно благодаря природе Лермонтов умеет говорить то, что хочет, благодаря природе он может показывать внутренний мир людей. Это произведение действительно разностороннее и имеет несколько значений.
Это стихотворение совсем небольшое, но Лермонтову удалось насытить его множеством эпитетов, метафор и олицетворений. Например, «мокрый след», «морщинка обрыва» и даже «облако упало» — это далеко не все чудесные слова, использованные в стихотворении. Благодаря этим приемам поэзия автора достаточно выразительна, а автор полностью раскрывает свой внутренний мир.
Система образов
Основное изображение работы — облака, плывущие по голубому небу.
Лермонтов ласково называет их «облаками», жалеет их, восхищается переливчатой игрой света, дизайном их контуров. Поэт ставит под сомнение причины их перемещений, называя облака живыми собеседниками, способными понять его печаль.
Мало кто может разделить его чувства. Только райские жители могут жить вдали от родных и близких, без опоры под ногами, а страдает человек, каким бы высоким он ни был в душе.
Основная идея
Лирический герой подчеркивает разницу между собой и облаками, он страдает, потому что любит свою землю, а они не чувствуют боли, потому что ничего не любят. Облака холодные и онемевшие, им безразлична разлука с прекрасным севером. Они свободны, у них есть право выбора, а лирический герой несвободен и страдает невозможностью оставаться там, где ему комфортно. Значит, основная идея в том, что любовь к чему-либо — это всегда пристрастие, порок, а свобода возможна только при отсутствии эмоций.
Мы также можем понять личный смысл, выраженный Михаилом Лермонтовым. Он винит в изгнании происки верхнего мира и не признает вины за преступление, которого, как известно, он всеми силами старался избежать. Он щадил своего противника, хотя сам рисковал жизнью, потому что противник без колебаний выстрелил в него. Но, увы, друзья поэта оклеветали его, и после этого случая выясняется мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в своих более поздних текстах.
Сюжет
Сюжет стихотворения можно описать следующим образом. Герой обращается к небесным облакам с вопросом, почему они обречены на вечные скитания. Сравните их судьбу с его, потому что он, подобно облакам, скоро последует с севера на юг, в чужие страны.
Отвечая на поставленный сам себе вопрос, поэт заключает, что тучи «наскучили засушливые поля», «им чужды человеческие страдания». Облака лишены чувства родины, лишены каких-либо привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.
Тема
Тема одиночества и ссылки, весьма характерная для лермонтовских текстов. «Лишние люди» поэта подобны облакам, вынужденным прожить свои дни без Родины, не испытывая ни любви, ни ласки. Грустная и глубокая поэма полна ярких образных определений: «вечные странники, голубая степь, жемчужная нить, сладкий север, тайная зависть, ядовитая клевета”.
Помещая это стихотворение в конец своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.
Образы облаков характеризуют образ самого автора и лирического героя: он добровольно не покидает «родной север», обреченный вторично уехать на Кавказ, поэт слышит близкий эпилог.
Основная идея в том, что человеку, лишенному Родины, нечего терять, он свободен, но несчастен. По идее, полноценной жизнью может жить только полноценный свободный человек. Лирический герой отчаялся, что его жизнь будет напоминать существование «облаков», он же «вечный странник», больно ему больно, страдает бессмысленностью жизни.
Жанр
Лирическая поэма (есть особенности элегии). Относится к философским текстам, на что указывают скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырехклавишным шрифтом со скрещенными рифмами. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучших в творчестве поэта.
Тема произведения
Это очень серьезное стихотворение, полное печали. Переживания очень глубокие и касаются тех людей, которые вынуждены постоянно блуждать ни к чему и ни к чему. Действительно, эта тема знакома практически всем людям на каком-то жизненном этапе. Но для одних при изменении обстоятельств это проходит, а для других преследует на всю жизнь.
Безумно глубокие линии полны множества значений. Они заставляют нас думать о тех вещах, которые мы иногда начинаем ценить слишком поздно. Здесь указана цена Родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего необычного, но Лермонтову удается передать всю их невероятную ценность и смысл в жизни человека.
Недаром Лермонтов включил это стихотворение как последнее в сборнике. Затем он дает понять, что устал бороться и это конец. Конец его борьбы, как внутренней, так и с непониманием этого мира.
Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)
Следует отметить, что в этом стихотворении автором использовалось много разных средств выражения. Это, прежде всего, эпитеты: «родной север», «голубая степь», «бесплодные поля», «ядовитая клевета». Также в тексте используются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («жемчужная цепочка», «голубая степь»). Словосочетание «голубая степь» использовано автором в переносном смысле. В конце концов, если задуматься, это синоним безбрежности неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначенными понятиями — бесконечность степи и необъятность неба. Еще одна метафора — «жемчужная цепочка». Мы представляем себе небольшие легкие облака, которые непрозрачно светятся изнутри. Нить их облаков напоминает нитку жемчуга.
В первом стихе нарисована чудесная, почти идиллическая картина. Только одно слово ломает его: «ссыльные». Так поэт сравнивает судьбу облаков со своей незавидной судьбой. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторений в начале каждой строки слова «о» («О вам… / О друзья…»).
История создания
Несмотря на то, что стихотворение «Утес» было написано за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова в 1841 году, в нем нет даже намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения до сих пор тесно связана с его смертью: поэт писал вдохновенные стихи, полные романтической грусти, как раз тогда, когда он постоянно был в поисках ссор с коллегами. Казалось, он знал, что земная жизнь подходит к концу, и хотел выбрать, кто ее прервет.
Поэма была опубликована в журнале «Отечественные записки» — это произошло в 1843 году, то есть через два года после смерти ее автора.
Композиция «Туч», настроение лирического героя
Как показывает анализ стихотворения Лермонтова «Облака», оно состоит из трех строф и двух основных частей, сосуществующих друг с другом на основе развернутого автором сопоставления. Гоняемые ветром тучи, бегущие вперед, сталкиваются в произведении с настроением героя, который, как и они, не знает, куда его заведет судьба. Лирический герой чувствует себя спокойно. В то же время он чувствует себя чуждым всему, что видит вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, но понимает, что покой мнимый и временный.
Средства выразительности
В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с использованием эпитетов: «голубая степь», «жемчужная цепь», «сладкий север», «тайная зависть», «открытый гнев», «ядовитая клевета», «бесплодные поля». Поэт использует олицетворение «вечных путников» по отношению к облакам, оно очень тонкое и очень точное.
Второй куплет состоит из риторических вопросов, которые придают речи лирического героя эмоциональный накал, выдают его отношение к событиям. В стихотворении открытое противостояние: лирический герой сравнивает себя и облака с изгнанниками («бежишь как изгнанник»). Антитеза «с прекрасного севера — на юг» показывает эмоциональное отношение лирического героя к грядущим переменам.