Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана» (1 вариант)
Боевая слава Отечества — одна из основных причин творчества Лермонтова. Размышления автора о героизме и исторической памяти, нашедшие отражение в «Кампо ди Бородин», продолжаются сказочной аллегорией «Два гиганта», появившейся в 1832 году. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетием со дня рождения победа русских войск над французской армией.
Центральная тема поэмы — противостояние двух борцов, символизирующих наполеоновскую Россию и Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Отношение автора к каждому из героев тоже разное.
Русский воин стар, но опытен, силен и невозмутим, как эпос Илья Муромец. Его шляпа напоминает читателю золотые купола русских церквей и, прежде всего, купол колокольни Ивана Великого, символизирующего Москву. Золотой шлем — единственный аспект аспекта, упомянутый автором-рассказчиком.
Противник «русского витязя» был выходцем из «дальнего зарубежья». Он известен, успешен и быстр, но бесцеремонен и дерзок: связанные слова «смелый» и «смелый» подчеркивают отрицательные черты иностранного героя. Издевательское определение «трехнедельного возраста» намекает на некоролевское происхождение и не по годам развитый характер императора Наполеона I.
Рассказчик не скрывает своих оценок: гордость и уважение к русскому гиганту, ирония к его иностранному «коллеге».
Противоположность, на которой основано творчество Лермонтова, моделируется по нескольким причинам: «спокойствие» — «наглый штурм», «следование традициям» — «нарушение старого пути».
Преимущество рыцаря над пришельцем настолько очевидно, что драться незачем. Фактически, никакого боя не происходит. Русский воин отвечает взглядом и «роковой улыбкой» на бесстыдный обман незнакомца, протягивающего руку за «коронной» шляпой. Затем следует движение головой, которого хватило, чтобы напугать соперника и «упасть».
Воспользовавшись организацией художественного пространства фольклорных произведений, рассказчик моментально «перемещает» наглых побежденных в неизведанные края. Молодой поэт ссылается на последние годы Бонапарта, проведенные на удаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает исторический намек в сказочный общий эпический контекст.
Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях повествователя-гуманиста есть благородное чувство снисходительности к побежденным.
Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова (2 вариант)
В августе 1832 года Российская империя отметила 20-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два гиганта», в котором в сказочной аллегорической форме описал столкновение царской России с наполеоновской Францией.
В фигурах двух гигантов легко понять образы Кутузова и Наполеона. Русский великан «стар», на голове у него золотая шляпа, которая символизирует купол православного храма. У него большой опыт и он не торопится с ожиданием соперника. Еще один великан родом «из далеких чужих земель». Слава о его военных достижениях разнеслась по миру. Используя эпитет «три безрассудные недели», Лермонтов иронично намекает на обстоятельства интронизации Наполеона, на незаконность его власти. Иностранного гиганта поэт называет «смелым» с «дерзкой рукой». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав захватническую кампанию в России.
У Лермонтова нет настоящей битвы между гигантами. «Русский витязь» только «покачал головой», что привело к падению вражеского великана. Поэт имеет в виду хитрую тактику Кутузова, старавшегося минимизировать потери русских. После Бородинского сражения он беспрепятственно разрешил Наполеону войти в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Измученная французская армия таяла на глазах. При отступлении он каждый день нес огромные потери из-за действий партизан. Кроме того, «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.
Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал .. в далекое море», то есть на остров Святой Елены. Длительный промежуток времени между поражением французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова особого значения не имеет. До 1812 года французский император считался во всем мире «гигантом», и о Кутузове почти ничего не было известно даже в Европе. Только военное столкновение двух командиров показало, кто из них действительно достоин претендовать на звание «великана».
Слушайте «Два гиганта»: видео
Анализ стихА Лермонтова «Два великана»
Боевая слава Отечества — одна из основных причин творчества Лермонтова. Размышления автора о героизме и исторической памяти, нашедшие отражение в «Кампо ди Бородин», продолжаются сказочной аллегорией «Два гиганта», появившейся в 1832 году. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетием со дня рождения победа русских войск над французской армией.
Центральная тема поэмы — противостояние двух борцов, символизирующих наполеоновскую Россию и Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Отношение автора к каждому из героев тоже разное.
Русский воин стар, но опытен, силен и невозмутим, как эпос Илья Муромец. Его шляпа напоминает читателю золотые купола русских церквей и, прежде всего, купол колокольни Ивана Великого, символизирующего Москву. Золотой шлем — единственный аспект аспекта, упомянутый автором-рассказчиком.
Противник «русского витязя» был выходцем из «дальнего зарубежья». Он известен, успешен и быстр, но бесцеремонен и дерзок: связанные слова «смелый» и «смелый» подчеркивают отрицательные черты иностранного героя. Издевательское определение «трехнедельного возраста» намекает на некоролевское происхождение и не по годам развитый характер императора Наполеона I.
Рассказчик не скрывает своих оценок: гордость и уважение к русскому гиганту, ирония к его иностранному «коллеге».
Противоположность, на которой основано творчество Лермонтова, моделируется по нескольким причинам: «спокойствие» — «наглый штурм», «следование традициям» — «нарушение старого пути».
Преимущество рыцаря над пришельцем настолько очевидно, что драться незачем. Фактически, никакого боя не происходит. Русский воин отвечает взглядом и «роковой улыбкой» на бесстыдный обман незнакомца, протягивающего руку за «коронной» шляпой. Затем следует движение головой, которого хватило, чтобы напугать соперника и «упасть».
Воспользовавшись организацией художественного пространства фольклорных произведений, рассказчик моментально «перемещает» наглых побежденных в неизведанные края. Молодой поэт ссылается на последние годы Бонапарта, проведенные на удаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает исторический намек в сказочный общий эпический контекст.
Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях повествователя-гуманиста есть благородное чувство снисходительности к побежденным.