- История создания
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Смерть поэта» 2 вариант
- Жанр, направление, размер
- Проблематика
- ДУЭЛЬ НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ
- 11. Лирический герой
- Система образов
- Тема
- Образы и символы
- Центральные персонажи
- Сюжет
- Композиция
- Художественные особенности
- Смерть поэта анализ стихотворения по плану (Лермонтов М
- Размер, рифма, строфика
- Композиция, построение стиха
- Текст «Смерть поэта» М.Лермонтов
- Анализ стихотворения №4
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- Вариант №3
- Средства художественной выразительности
- Темы, проблемы и настроение
История создания
Поэма «Смерть поэта» была написана в 1837 году, сразу после трагической гибели Александра Пушкина, и в последующие дни разошлась десятками тысяч экземпляров.
Молодой поэт был потрясен смертью своего кумира и увидел в этом величайшую несправедливость.
Он первым сказал правду о смерти Пушкина, указав как официальную причину (дуэли официально запрещены), так и виновных. Не сразу сделали это даже ближайшие друзья Пушкина.
Поэма разлетелась молнией. О Лермонтове узнала вся Россия.
Когда «революционные» стихи Лермонтова дошли до императора, он решил отправить поэта на Кавказ.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Смерть поэта» 2 вариант
Первым произведением Михаила Лермонтова, принесшим ему широкую известность, было стихотворение «Смерть поэта», хотя оно было опубликовано лишь спустя почти 20 лет после своего создания.
Стихотворение написано сразу после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те времена писалась большая часть стихотворения, за исключением последних 16 строк. Последние строчки были добавлены после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла Дантеса под свою защиту. Многие поэты откликнулись на смерть Пушкина, но в их произведениях не было ни такой злобы, ни столь страстного осуждения.
Стихотворение сразу же разошлось рукописными списками и было доставлено царю со словами «Призыв к революции». И автор крамольного произведения, и его распространители были арестованы: за арестом последовала ссылка.
«Смерть поэта» — яркий образец публицистических гражданских текстов с элементами философской медитации. Основная тема — трагическая судьба Поэта в обществе. В произведении сочетаются характеристики разных жанров: элегии, оды, сатиры и политического памфлета.
По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, каждый из которых имеет свой стиль. С композиционной точки зрения легко выделить три относительно независимых части.
Первая часть — печальная элегия о трагическом событии 1837 года. Уже с первых строк понятен подтекст стихотворения: Михаил Лермонтов называет прямым убийцей Пушкина не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое издевалось над Поэтом и унижало его его. Светское общество не упускало ни одной возможности подразнить и унизить Поэта: это было своеобразное развлечение. Что только одно
император Николай I присвоил ему звание камерного кадета в 1834 году, когда Пушкину было уже 35 лет (это звание обычно присуждали юношам, которым отводились роли придворных пажей). В стихотворении автор доводит до читателя мысль о том, что убийство поэта — неизбежное следствие его долгого и уединенного противостояния «свету».
Во второй части создается образ светского общества как некий порочный круг, из которого нет спасения. В его состав входят подлые и жестокие люди, способные на обман, предательство и обман. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Этот конфликт неразрешим, трагедия неизбежна.
Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Поэта и после его смерти носили маску горя. Есть также предположение, что смерть Пушкина была предопределена: «судьба сбылась». По легенде, прорицатель предсказал Пушкину смерть на дуэли в юности и даже точно описал внешность того, кто произведет смертельный выстрел.
Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что смерть русского поэта-гения остается на его совести. Однако люди, разжигавшие конфликт между Пушкиным и Дантесом, прекрасно понимали, что на карту поставлена жизнь человека, сумевшего прославить русскую литературу. Поэтому Лермонтов считает их настоящими убийцами
Поэт. Вторая часть заметно отличается от первой по настроению и стилю. Главное в нем — боль безвременной кончины Поэта. Лермонтов раскрывает глубоко личное чувство любви и боли.
Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения — гневное обвинение, переходящее в проклятие, перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры и памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — один против всех.
Светская «толпа» осуждается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строчках. Автор обращается к непосредственному убийце только один раз.
Характеризуя убийцу Поэта, Лермонтов дает точные приметы Дантеса:
. издалека,
Как сотни беглецов
Чтобы захватить счастье и звания
брошенная нам волей судьбы …
Незнакомец, не знавший русского языка и презирающий страну, в которой жил, не задумываясь, застрелил Поэта. Лермонтов в технике антитезиса противопоставляет Поэта убийце: у него «пустое сердце», он «как сотни беглецов» — Охотник за счастьем и званиями, презирающий чужую культуру и обычаи.
Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предсказывает гибель палачей поэта и выносит им страшный приговор:
и ты не смышь нужную кровь всей своей черной кровью Поэта!
важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин умер не от пули, а от равнодушия и презрения к обществу. Писая эти строки, Михаил Юрьевич даже не подозревал, что он точно так же погибнет на дуэли, буквально через несколько лет.
Выбранные Лермонтовым средства художественного выражения помогают ему передать пафос стихотворения, выразить негодование и гнев по отношению к убийцам и горечь личной утраты. Вот эпитеты, найденные для этого: дар даровать, мужественный; пустое сердце; замечательный гений; кровавый момент; глухая ревность; черная кровь; жалкое заикание; коварный шепот; никчемные клеветники.
Лермонтов использует сравнения: поэт «погас факелом»; засохла, как «торжественная корона»; умер, «как тот певец . воспетый им…» (сравнение с Ленским — персонажем стихотворного романа «Евгений Онегин»). Также можно отметить перифразы (Угас . миробиль гений, / Торжественная иссохшая корона), метафоры (для улавливания счастья и званий; Свобода, Гений и Глория палачей; жалкий лепет извинений; яростно преследуемый . подарок; И первый сняв венец — Я терновый венец, / Обвитый лаврами, надень его); ассонансы (гордо склоненная голова) и аллитерации
(оклеветанные слухами).
В стихотворении много риторических вопросов. Такие вопросы возникают не для того, чтобы получить на них ответ, а для того, чтобы заострить внимание: «Почему… / Он вошел в этот завистливый и удушающий свет / В сердце свободных и пылких страстей? / Почему он пожал руку ничтожным клеветникам, / Почему верил словам и лживым ласкам, / Тот, кто с юных лет понимал людей?».
В этих строках используется другой стилистический прием: параллельность, то есть одинаковая синтаксическая структура смежных предложений, что придает поэтической речи особую выразительность. Неслучайно слово «почему» повторяется в начале предложения. Эта техника, называемая анафорой, также увеличивает эмоциональность.
Поэма содержит литературные воспоминания. (Воспоминание — это воспроизведение автором изображений, отсылающих читателя к другому известному ему произведению). Так начинается стихотворение Лермонтова: «Поэт мертв! — раб чести… »напоминает читателю строчки из стихотворения Пушкина« Кавказский пленник »:« Когда я умер, невинный, безрадостный, / И услышал со всех сторон шепот клеветы… ». Другой стих «гордо опускает голову») напоминает стихотворение Пушкина «Поэт» «с гордой головой не кланяется»).
Стихотворение написано ямбическим тетраметром, во второй части — свободным ямбом. Используются различные приемы рифмы: крест, кольцо, пара.
Жанр, направление, размер
Жанр поэзии «Смерть поэта» представляет собой сочетание сатиры (эпиграммы) и элегии. Послание произведения грустно и мрачно, затрагивает серьезные философские проблемы, но в то же время автор язвительно и насмешливо критикует светское общество, что больше характерно для эпиграммы, чем для элегии. Присутствуют и характеристики оды: поэт использует множество восклицательных знаков и риторических вопросов, а также использует громовую лексику, характерную для жанра оды.
Творчество Лермонтова традиционно относят к романтизму: как в хронологических рамках, так и по содержанию и тематическому комплексу. Поэма «Смерть поэта» наполнена традиционными для романтизма мотивами: бунт, протест и осуждение общества.
Поэма «Смерть поэта» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет свои размеры: первая часть — четырехметровый ямб, вторая — смешанная — пяти- и шестифутовый ямб.
Проблематика
Поэт со всем пылом негодования борется с проблемой человеческого равнодушия и социального равнодушия.
Сам Лермонтов писал Николаю II в пояснительной записке: «Я защищал честь того, кто уже не мог ее защищать».
Его убило желание части просвещенного общества защитить не Пушкина, а Дантеса, заставить замолчать историю, бросающую тень на жену поэта, его окружение и самого правителя. Лермонтов объясняет миру истинный смысл Пушкина, напоминая его убийцам о справедливости Божьего суда.
ДУЭЛЬ НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ
Все прошло, пролетело, исчезло. Раздался уродливый голос. Запрокинутая голова упала на снег Черной реки…
Антокольский Павел. Черная река.
Глазунов Илья Сергеевич. В ВИДЕ. Пушкин. Накануне. 1994 г
Куртка, в которой Александр Сергеевич Пушкин застрелился на дуэли, хранилась в мемориальной квартире-музее поэта в Санкт-Петербурге. Россия, Санкт-Петербург.
Непринцев Юрий Михайлович. Последняя минута.
Жаренко (Жей) Лаврентий Семенович (Украина, 1899-1977) Перед дуэлью. 1939 гр.
Волков Адриан Маркович. Поединок Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869 г
Чичагов Константин Николаевич. Конец поединка.
Шилов Виктор Викторович. Пушкин А.С. Дуэль.
Горбов Александр Александрович. Дуэль А.С. Пушкина с Я. Дантесом. 1936 г
Соколов Петр Петрович. А.С. Пушкин поединок с Дантесом. 1890 г
11. Лирический герой
Лирического героя в тексте стихотворения нет, но перед нами живая душа Лермонтова, наследника пушкинской славы, его представления о совести и чести.
Сам поэт рассказывает современникам правду о смерти Пушкина и не прячется за ширму красивых слов. В этом его гражданское и человеческое мужество.
Система образов
Образы стихотворения построены через противопоставление «поэт-гангрена», «поэт — его убийцы». Его «правая кровь» противопоставляется «черной крови» злоумышленников.
Лермонтов винит в случившемся не только Дантеса, но и все светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.
Образ Дантеса окутан зимним холодом: «Его хладнокровный убийца получил удар», «Он не мог знать в тот проклятый момент, // Что поднял руку…».
На фоне этого чуждого России, пустого и ничтожного человека Пушкин выглядит святым, получившим терновый венец страданий. В его лице русская культура теряет свой центр, своего творца. Но эта смерть преодолевает саму смерть, потому что поэзия Пушкина бессмертна.
Тема
Основная тема стихотворения — безвременная потеря великого гения, масштаб которой невозможно постичь. Поэт превозносит не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которыми отличился Пушкин. В стихе, посвященном Дантесу, содержится недвусмысленный упрек в его подлости и презрении к чуждой ему культуре России: «Смеясь, он нагло презирал язык и обычаи чужой страны». Брошенный в Россию «для захвата счастья и званий» человек с «пустым сердцем» даже не представлял, с кем он будет драться… «он не мог понять в эту кровавую минуту, зачем он поднял руку!”.
Трагическая случайность, недостойное поведение по отношению к человеку, который, несмотря на свои слабости, был великим гением: все это не оправдывает Дантеса. Он не виновник, а всего лишь инструмент в руках интриганов и завистников. Пушкин не впервые становится на сторону общества, ему не чужд одиночество, но никто не ожидал такой трагедии: слишком высокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в произошедшее, он несколько раз повторяет факт смерти, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять это. В последнем стихе поэт открыто говорит о невозможности справедливого судебного разбирательства и верит в высший неподкупный суд, в котором убийцы и клеветники получат свое в полной мере.
Основная идея в том, что жестокость людей способна на чудовищные ошибки, которые, к сожалению, не исправить. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который тоже невинно пострадал при жизни и был убит. Идея произведения — показать, что великий поэт умер не только в результате дуэли, за его смерть несет ответственность все общество.
Образы и символы
Образ Пушкина в поэме «Смерть поэта» — это образ отвергнутого толпой гения. Его «свободный и мужественный дар» был изгнан, и огонь сердца был зажжен для развлечения. Пушкин, которого изображает Лермонтов, — бунтарь, «восставший против мнения мира». По словам автора, его обманули, а сам создатель напрасно поверил «лживым словам». Ему не следовало вступать в светское общество, потому что его талант того не стоил.
Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди — изображение смерти дуэлянта Пушкина (хотя пуля попала ниже).
Также появляется изображение «незначительных клеветников», то есть тех, кто клеветал на имя Пушкина и его жену и поддерживал его убийцу. Эти лицемерные люди завоевали доверие поэта и сознательно привели его к трагическому исходу. По словам автора, им грозит жестокое наказание, от которого их не спасут от «клеветы». Грозный божественный суд сулит наказание тем, кто осмелится поднять руку на поэта.
Не остается незамеченным даже образ его противника и убийцы Дантеса: «Смеясь, он нагло презирал язык и обычаи чужой страны». Лермонтов охарактеризовал его как человека с пустым сердцем».
Когда Лермонтов говорит об увядшей «торжественной короне», он имеет в виду молодого Пушкина, полного сил и жажды жизни, смерть которого наступила так внезапно. Кроме того, корона символизирует славу и успех поэта. Изображение короны воспроизводится далее. Венец жизни и славы заменен библейским символом, обозначающим несправедливые мучения, принятые Создателем:
В конце стихотворения — антитеза: черная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и гневом.
Центральные персонажи
Центральные персонажи поэмы — поэт и голос».
В записи упоминаются те, кого Лермонтов считал прямо или косвенно виновными в происшествии: жена поэта Н.Н. Гончарова, Жорж Дантес и его дядя барон Геккерн, Госкомцензура, сам государь.
Все эти люди, с точки зрения Лермонтова, — пушкинские убийцы, «приближенные к разврату». В конце стихотворения появляется образ Божий: виновные будут осуждены Богом, и никто из них не будет оправдан.
Сюжет
Сюжет поэмы описывает гибель А.С. Пушкина в результате ранения, полученного на дуэли с гражданином Франции Ж. Дантесом на Черной реке 27 января (8 февраля) 1837 года.
В случившемся автор винит светский круг, разжигающий в Пушкине огонь тщетных страстей, всех тех, кто на словах радостно опозорил свою жену и себя. Лермонтов проклинает убийцу поэта, напыщенного незнакомца, не понимающего, на что он поднимает руку.
Описывает трагедию последних минут Пушкина («Он умер от тщетной жажды мести…», с терновым венцом на лбу), горько сожалеет о том, что уста поэта навсегда останутся безмолвными.
Поэма завершается обращением к потомкам, от поспешного суда которых Лермонтов хочет уберечь умершего поэта. Он опасается возможной клеветы и призывает вспомнить высший суд, для которого будут важны действия Пушкина — его стихи и стихи.
Композиция
Лирический герой ведет монолог, посвященный смерти Пушкина, острый и жесткий взгляд на случившееся показывает весь масштаб трагедии, которую историки оценят позже. Поэма, состоящая из нескольких структурных частей, разных по рифмам, размеру и ритму, была написана в несколько этапов. В первом куплете лирический герой оплакивает смерть товарища по мастеру, это эмоционально и трогательно. Он не может поверить в то, что произошло, он подавлен и заблудился. Он использует различные художественные приемы для достижения цели: донести свое мнение о значении Пушкина в русской литературе.
Следующий стих затрагивает личность Дантеса, характеризуя его как никчемного и беспринципного человека, о котором даже не стоит упоминать. В следующих строфах, меняя поэтический размер, Лермонтов смущенно и эмоционально обсуждает причины трагедии, задает вопросы, ответы на которые известны определенному кругу людей… Он разоблачает общество, ставшее причиной смерти поэта. В последнем стихе Лермонтов обращается к убийцам, вспоминая высший суд, избежать которого никому не удастся.
Художественные особенности
Язык поэзии полон обращений, риторических вопросов, восклицательных предложений.
Глаголы во множественном числе во втором лице усиливают болезненное ощущение всеобщей причастности к смерти Пушкина.
Лермонтов не скупится на прямые и резкие характеристики героев «кровавой» драмы, «приближенных к разврату», «пустых хвалебных хоров», «скорее оправдания», «палачей свободы, гения и славы».
Использование инверсии, именных фраз, гипербол и градаций усиливает обвинительный и обвинительный пафос стихотворения.
В тексте есть слова и выражения из книги, так как трагическое начало стихотворения требует большого словарного запаса.
Смерть поэта анализ стихотворения по плану (Лермонтов М
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
.
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
М.Ю. Лермонтов написал поэму «Смерть поэта» в 23 года, в тот страшный год, когда Россия потеряла своего величайшего гения — А.С. Пушкина (1837).
9 февраля весть о дуэли поэта дошла до Лермонтова, и в тот же день стихотворение, внесенное в списки, разлетелось по Петербургу.
Пушкина оплакивали не только родственники и люди из его окружения, но и обычные люди — все, кто хоть раз читал его произведения.
И поэтому стихи Лермонтова нашли ответ в душах миллионов людей. По словам литературоведа И.И. Панаева, «стихи Лермонтова о смерти поэта были скопированы десятками тысяч экземпляров, перечитаны и запомнены всеми». Естественно, они дошли до властей, которые были глубоко оскорблены обвинениями Лермонтова и, не раздумывая, отправили несчастного поэта в ссылку на Кавказ.
В своем стихотворении Лермонтов искренне выразил все свои переживания и мысли по поводу смерти Александра Сергеевича. Откровенно говоря, Лермонтов считал смерть Пушкина «убийством».
Он винил в трагической смерти поэта не только Дантеса, но и общество, и многое другое. Он упрекал мир в клевете, лицемерии, коварных замыслах и глупой болтовне, погубившей поэта.
«А сняв предыдущий венок — это терновый венец, // увитый лаврами, надень его: // Но тайные иглы суровы // Язвили — чело славное;
Несомненно, есть доля правды во всем, что сказал Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта». Но, тем не менее, это именно точка зрения Лермонтова. Созданный им образ Пушкина не совсем соответствовал действительности.
Лермонтов считал, что Пушкин стал жертвой борьбы с непониманием общества. «Он восстал против мнения мира // Один, как прежде, и убил!» , «Его последние мгновения отравлены // Коварным шепотом невежественных насмешников, // И он умер — с тщетной жаждой мести, // С раздражением тайной обманутых надежд.
«А это уже отсылки к романтизму, от которого сам Пушкин был далек. В этом стихотворении, как и во всех других, прослеживается ненависть Лермонтова к обществу, его романтическое восприятие мира.
Несчастный поэт всю жизнь страдал от неудовлетворенности жизнью, несоответствия своих идеалов действительности, и эти же качества приписывал Пушкину. Фактически AS
он был выше общества, он, в отличие от Лермонтова, умел не замечать «незначительных клеветников», игнорировать озорные насмешки (как гордый лев не обращает внимания на птичек, нагло скачущих у него на спине). Его творческий взор был направлен в будущее, за пределы царившего в обществе хаоса и тщеславия.
Поэма «Смерть поэта» написана в форме лирического монолога, но также содержит элементы оды и элегии. Лермонтов иногда со злостью и жестокостью бросает обвинения в «свет», то предается грустным размышлениям о судьбе А.С.
Пушкин.
Интонация в стихотворении постоянно меняется: мы видим ту яркую, возвышенную, пылкую, декламационную лексику, характерную для жанра оды; это плавная и задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями и сожалениями, характерная элегия.
Размер стихотворения и рифмы также варьируется в зависимости от темы и значения стиха: размер варьируется от 4 до 6, используются ямбическая стопа и все три типа рифмы: крест, пара и обруч.
Словарь стихотворения очень богат эпитетами и метафорами: «мелкие жалобы», «пустые похвалы», «жалкая болтовня», «пустое сердце», «завистливый и удушающий свет» — такими жестокими эпитетами автор награждает тех, кого считает виновен в смерти Пушкина.
Эпитеты, относящиеся к поэту: «гордая голова», «вольный и мужественный дар», «чудесный гений». Видно, что Лермонтов уже тогда относился к Пушкину как к национальному достоянию. Он с негодованием говорит, что Дантес не знал, «для чего поднял руку».
Метафоры: «честь раба», «позор мелких обид», «хвалебный хор», «суд судьбы», «кровавый миг», «взятый из могилы» и т.д.
Сайт предназначен только для информационных и образовательных целей. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же касается иллюстративных материалов. Если вы являетесь правообладателем любого из присланных материалов и не хотите, чтобы они были на этом сайте, они будут немедленно удалены.
Размер, рифма, строфика
Поэма написана в нескольких поэтических измерениях:
- начинается с полюбившегося Пушкина тетраметра ямба;
- вторая часть представляет собой произвольный стих, состоящий из чередующихся строф, написанных шестифутовым ямбом, пентаметром и тетраметром ямба.
В произведении использована перекрестная рифма (АБАВ). Шесть строф стихотворения имеют разную длину.
Своеобразная нерегулярность стиха и внутренняя аритмия передают растерянность автора, неспособность говорить на заданном языке и стиле о проблеме, волновавшей все российское общество. Уникальность послания Лермонтова подчеркивается этими формальными чертами.
Композиция, построение стиха
В этом стихотворении несколько персонажей:
- покойный поэт
- те, кто яростно преследовал дерзкий дар поэта,
- его непосредственный убийца.
Читатель знает, что эти персонажи не абстрактные исторические фигуры, не воображаемые, а реальные: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца Жорж Дантес. И тем, кто возглавил дерзкий подарок: император, шеф жандармов и начальник III отдела той же канцелярии, что и Его Императорское Величество, и другие приближенные к императору люди.
По композиции стихотворение разделено на отдельные части, которые переплетаются между собой:
- первая часть посвящена непосредственно умершему поэту. Лермонтов рассказывает, в каком состоянии оказался Пушкин и почему он умер.
- часть 2 нацелена на людей, которые прямо или косвенно стали ответственными за его смерть.
- часть 3 занимает первое. Фактически, эти 11 строк и являются концом первой части.
- четвертая часть должна была стать последней. Но Лермонтов закончил стихотворение.
- часть 5 — это последние 16 строк, в которых он снова обращается к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он осуждает виновных в смерти Пушкина и напоминает о Божьем суде.
Основная часть стихотворения написана ямбическим тетраметром и рифмованным крестом. В последних 16 строках поэт, так скрупулезно относящийся к ритму своих стихов, позволил себе немного свободы. В этих стихах также есть линии пяти и шести футов. Детские стишки остаются скрещенными, с чередованием женских и мужских стишков.
Может быть, эти строки действительно были написаны в эмоциональном порыве, он не особо задумывался о правильности строк и никому их не показывал. В пояснительной записке к этому произведению Лермонтов писал:
Эти строки, кстати, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.
Текст «Смерть поэта» М.Лермонтов
Месть, сэр, месть!
Я к твоим ногам упаду:
Будьте справедливы и накажите убийцу
Так что его исполнение в последующие века
Я возвестил потомкам твой справедливый приговор,
Чтобы увидеть в ней плохих парней, в качестве примера.
Поэт мертв! — раб чести —
Падший, оклеветанный слухами,
Со свинцом в груди и жаждой мести
Гордо опускает голову.
Душа поэта не выдержала
Позор за мелкие жалобы
Он восстал против взглядов мира
Один, как раньше . и убит!
Убит. Зачем рыдать сейчас,
Пустые похвалы, бесполезные припевы
И жалкий лепет извинений?
Судьба сбылась!
Сначала вы не преследовали так яростно
Его свободный и смелый дар
И раздули для удовольствия
Немного таятся огонь?
Хорошо? наслаждайся . он мучает
Последний не выдержал:
Чудесный гений исчез, как маяк,
Торжественная корона засохла.
Его хладнокровный убийца
Нанес удар . нет спасения:
Пустое сердце бьется ровно
Пистолет в руке не дергался.
А какое чудо? . издалека,
Как сотни беглецов
Чтобы захватить счастье и звания
Брошенный на нас волей судьбы;
Смеясь, он демонстративно презирал
В земле есть иностранный язык и обычаи;
Он не мог пощадить нашей славы;
Я не мог понять в этот проклятый момент,
На что он поднял руку.
И он убит — и взят из могилы,
Как этот певец, неизвестный, но милый,
Поддайтесь глухой ревности,
Воспетый им с такой чудесной силой,
Ударил, как и он, безжалостной рукой.
Потому что от мирных негров и искренней дружбы
Он вошел в этот завистливый и знойный свет
Для сердца свободных и пламенных страстей?
За то, что пожал руку ничтожным клеветникам,
Потому что верил в лживые слова и ласки,
Он с юных лет понимал людей.
А после снятия предыдущего венца — терновый венец,
Обвитые лаврами, возложили на него:
Но иглы строго секретны
Был ранен славный лоб;
Отравил его последние мгновения
Коварным шепотом невежественных насмешников,
И он умер — с тщетной жаждой мести,
С раздражением тайны разочарованных надежд.
Замолчали звуки чудесных песен,
Не раздайте им снова:
Приют певца мрачен и тесен,
И на его губах печать.
_____________________
И вы, высокомерные потомки
Знаменитая подлость прославленных отцов,
Пятый раб наступил на крушение
Играйте в счастье обиженных родов!
Жадная толпа на престоле,
Свобода, Гений и палачи Глории!
Ты прячешься в тени закона,
Перед вами суждение и правда — молчи.
Но есть еще и суд Божий, приближенные к разврату!
Есть грозное суждение: подожди;
Не доступен звук золота,
Он заранее знает и мысли, и действия.
Тогда напрасно будете злословить:
Это тебе снова не поможет
И ты не смываешься всей своей черной кровью
Праведный поэт крови!
Анализ стихотворения №4
Не секрет, что Михаил Лермонтов восхищался творчеством своего современника Александра Пушкина и считал его одним из самых ярких представителей русской литературы. Поэтому смерть кумира произвела на Лермонтова очень сильное впечатление. К тому же он оказался одним из немногих, кто искренне рассказал об этом трагическом событии, посвятив Пушкину одно из самых ярких и ярких своих произведений — стихотворение «Смерть поэта» .
Он состоит из двух частей, разных по размеру и настроению. Первая — грустная элегия, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк понятен подтекст стихотворения, в котором Михаил Лермонтов называет прямым убийцей Пушкина не дуэлянта Дантеса, а светское общество, которая насмехалась над поэтом и унижала его при каждом удобном случае. Действительно, прямое или косвенное оскорбление Пушкина при его жизни было чуть ли не национальным развлечением светского общества, которым потакали не только князья и графы, но и первые люди государства. Что такое простое присвоение звания камерного юнкера царем Николаем I поэту в 1834 году, когда Пушкину было уже 34 года. Чтобы понять всю степень и глубину унижения поэта, необходимо иметь в виду, что, как правило, такое звание присуждали 16-летним подросткам, которым отводилась роль придворных пажей.
В стихотворении «Смерть поэта» Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Пушкина и после его смерти носили маску вселенской боли. «.. почему ты сейчас рыдаешь, пустые хвалы, бесполезные припевы и жалкая болтовня оправдания?» — Лермонтов пытается разоблачить светское общество. А дальше это говорит о том, что смерть Пушкина была неизбежна, так как, по легенде, прорицатель предсказал смерть на дуэли поэту в юности, точно описав появление того, кто произведет смертельный выстрел. Поэтому в стихотворении появляется довольно загадочная строчка о том, что «судьба сбылась».
Лермонтов не оправдывает Дантеса, на совести которого погиб один из самых талантливых русских поэтов. Однако он указывает, что убийца Пушкина «откровенно презирал страну чужого языка и манер». Однако люди, разжигавшие конфликт между Пушкиным и Дантесом, прекрасно понимали, что на карту поставлена жизнь человека, уже прославившего русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает настоящими убийцами поэта.
Вторая часть поэмы, более короткая и емкая, пронизана едким сарказмом и адресована непосредственно всем виновным в смерти поэта. Лермонтов изображает их как «высокомерных потомков», чья заслуга только в том, что они родились от прославленных отцов. Автор убежден, что так называемая «золотая молодежь» надежно защищена «тенью закона», поэтому им удастся избежать наказания за смерть Пушкина. Но в то же время Лермонтов напоминает, что есть еще суд Божий, «недоступный звуку золота». Перед ним все явные и скрытые убийцы поэта рано или поздно все равно должны будут явиться, и тогда справедливость обязательно восторжествует. Не по законам земли, а по законам неба, которые автор считает более честными и справедливыми. «И ты не смышь правильную кровь всей своей кровью черного поэта!» — убежден Лермонтов, не подозревая, что через несколько лет сам станет жертвой дуэли. И так же, как Пушкин, он умрет не от пули, а от презрения и безразличия общества, в котором пророки приравниваются к прокаженным и поэтам — придворным шутам, не имеющим права на собственное мнение.
9 класс
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
Опция 1
Не секрет, что Михаил Лермонтов восхищался творчеством своего современника Александра Пушкина и считал его одним из самых ярких представителей русской литературы. Поэтому смерть кумира произвела на Лермонтова очень сильное впечатление. К тому же он оказался одним из немногих, кто искренне рассказал об этом трагическом событии, посвятив Пушкину одно из самых ярких и ярких своих произведений — стихотворение «Смерть поэта».
Он состоит из двух частей, разных по размеру и настроению. Первая — грустная элегия, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк понятен подтекст стихотворения, в котором Михаил Лермонтов называет прямым убийцей Пушкина не дуэлянта Дантеса, а светское общество, которая насмехалась над поэтом и унижала его при каждом удобном случае.
Действительно, прямое или косвенное оскорбление Пушкина при его жизни было чуть ли не национальным развлечением светского общества, которым потакали не только князья и графы, но и первые люди государства. Что такое простое присвоение звания камерного юнкера царем Николаем I поэту в 1834 году, когда Пушкину было уже 34 года. Чтобы понять всю степень и глубину унижения поэта, необходимо иметь в виду, что, как правило, такое звание присуждали 16-летним подросткам, которым отводилась роль придворных пажей.
В стихотворении «Смерть поэта» Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Пушкина и после его смерти носили маску вселенской боли. «.. почему ты сейчас рыдаешь, пустые хвалы, бесполезные припевы и жалкая болтовня оправдания?» — Лермонтов пытается разоблачить светское общество. А дальше это говорит о том, что смерть Пушкина была неизбежна, так как, по легенде, прорицатель предсказал смерть на дуэли поэту в юности, точно описав появление того, кто произведет смертельный выстрел. Поэтому в стихотворении появляется довольно загадочная строчка о том, что «судьба сбылась».
Лермонтов не оправдывает Дантеса, на совести которого погиб один из самых талантливых русских поэтов. Однако он указывает, что убийца Пушкина «откровенно презирал страну чужого языка и манер». Однако люди, разжигавшие конфликт между Пушкиным и Дантесом, прекрасно понимали, что на карту поставлена жизнь человека, уже прославившего русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает настоящими убийцами поэта.
Вторая часть поэмы, более короткая и емкая, пронизана едким сарказмом и адресована непосредственно всем виновным в смерти поэта. Лермонтов изображает их как «высокомерных потомков», чья заслуга только в том, что они родились от прославленных отцов. Автор убежден, что так называемая «золотая молодежь» надежно защищена «тенью закона», поэтому им удастся избежать наказания за смерть Пушкина. Но в то же время Лермонтов напоминает, что есть еще суд Божий, «недоступный звуку золота». Перед ним все явные и скрытые убийцы поэта рано или поздно все равно должны будут явиться, и тогда справедливость обязательно восторжествует.
Не по законам земли, а по законам неба, которые автор считает более честными и справедливыми. «И ты не смышь правильную кровь всей своей кровью черного поэта!» — убежден Лермонтов, не подозревая, что через несколько лет сам станет жертвой дуэли. И так же, как Пушкин, он умрет не от пули, а от презрения и безразличия общества, в котором пророки приравниваются к прокаженным и поэтам — придворным шутам, не имеющим права на собственное мнение.
Вариант 2
Выстрел, прозвучавший 27 января 1837 года на Черной реке, разнесся сильным эхом по всей России. Убит величайший поэт России. Рожденная вскоре после смерти Пушкина стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» стало обличением как непосредственного убийцы, так и всего светского общества, способствовавшего такому развитию событий. Смерть поэта глубоко потрясла Лермонтова, потому что буквально в эти дни он встретил и лично знал великого поэта.
Стихотворение нашло теплый отклик в сердцах людей, оно было переписано, разошлось сотнями листов. Такая реакция встревожила царя, после чего Лермонтов немедленно изгнал на Кавказ, многие из тех, кто популяризировал эти стихи, были наказаны.
В порыве отчаянного негодования рождается эта работа. Здесь была написана вся правда об истинных причинах смерти Пушкина, той, которой боялись, которую он боялся сказать вслух, и его близких: Дантес был всего лишь орудием в руках хитрого и могущественного мастера. Во всем стихотворении красной нитью проходит тема конфликта поэта и общества.
Как общество Famus отвергает Чацкого с его любовью к истине, отрицанием лести и подобострастия, так и высшее общество отрицает Пушкина. Вынужденный жить по законам ненавидимого им общества, поэт одинок. В этом чужом мире его ждет смерть.
Ссора между Пушкиным и Дантесом, дуэль и смерть поэта — закономерный результат его жизни в обществе. В нескольких коротких предложениях автор дает четкое описание участников драмы. Достаточно пары предложений, и мы видим перед собой образ Дантеса, пустого и хладнокровного убийцы. Фактически, «я не мог понять .. на что он поднял руку». Это правда. И он не понимал до конца своей жизни. По воспоминаниям современников, Дантес до конца своей жизни являлся многим русским гостям из Франции «тем же Дантесом, который убил вашего Пушкина». Большинство людей с возрастом становятся мудрее, для одного и того же человека процесс, по-видимому, пошел в обратном направлении.
Несколько стихов, в которых Лермонтов обращается к тем, кто распространял грязные сплетни о его жене, разжигают непрекращающийся конфликт за поэтом и теперь лицемерно воспевают ему хвалу, полные негодования и презрения. Совершенно не смущаясь, он грозит им грозным судом и неотвратимым наказанием. Удивление и недоумение можно увидеть в стихах о Дантесе. Как, почему русские дворяне, цвет общества, смогли встать на сторону иностранца, не скрывавшего особо своего презрения ко всему русскому, к морали и культуре.
Начало стихотворения указано ямбическим тетраметром. Затем переходите к ямбу длиной 4-6 футов, характерному для текстов Лермонтова. Конструкцию можно назвать сложной и простой одновременно. В форме присутствуют стилистически завершенные фрагменты, подчиненные общей идее. Вы легко можете выделить три независимые части.
Смерть поэта как естественное следствие конфликта со светом — первая часть. Вторая часть немного отличается. Основная тема — элегия, боль раннего ухода гения. Здесь чувствуется личная боль и любовь автора, ярче отображается образ Пушкина. И, наконец, третья часть, последние шестнадцать яростных строк, призывающих к мести.
Основная идея стихотворения — протест автора против позиции общества, которое принимает сторону равнодушного к потере гениальности преступника. Бунт против устаревших представлений о положении всех людей в обществе автор связывает со смертью Пушкина как противника этих взглядов высшего общества.
Вариант 3
Смерть Пушкина в Петербурге вызвала большое возмущение Дантеса и его приемного отца Геккерена и беспрецедентное проявление любви к поэту. Десятки тысяч человек стояли возле дома на Мойке, где умирал Пушкин, бесконечной линией, пересекавшей квартиру мимо гроба убийцы. В те времена столичное общество резко разделилось на два лагеря: высокая аристократия обвиняла во всем Пушкина и оправдывала Дантеса, люди более низкого ранга воспринимали смерть поэта как национальную катастрофу.
Выражения недовольства вынудили правительство Николая I предпринять чрезвычайные меры: дом поэта на момент извлечения тела был оцеплен жандармами, панихида в церкви Святого Исаака отменена и отслужена в церкви придворных, куда они могли войти по специальным билетам. Гроб с телом Пушкина ночью тайно и под конвоем отправили в село Псковское. Друзей Пушкина обвинили в желании организовать политическую демонстрацию у захоронения поэта.
В таких условиях стихотворение Лермонтова (полный текст смотрите на нашем сайте) было воспринято в российском обществе как смелое выражение протеста.
Впоследствии, раскрывая обстоятельства написания стихотворения, арестованный Лермонтов показал, что по болезни он в эти дни не выходил из дома. Однако есть основания полагать, что эти показания были даны для того, чтобы не задавать нежелательные вопросы о том, где он был и с кем встречался в то время. П.П. Семенов-Тян-Шанский, впоследствии известный географ и путешественник, а в то время десятилетний мальчик, пришел в дом Пушкина со своим дядей, цензором В. Н. Мойкой, возле дома, где умирал Пушкин, они увидели Лермонтова.
Есть сведения, что стихотворение было распространено в списках уже 30 января, на следующий день после смерти поэта. Копия прилагается к «Дело о недопустимых стихах…» Однако следует иметь в виду, что слух о смерти Пушкина распространялся несколько раз в течение двух с половиной дней, особенно вечером 28 числа. Судя по всему, в тот вечер Лермонтов написал первую часть «элегии» после бурного обсуждения с друзьями, которые навещали его в квартире, где он жил со своим другом Святославом Раевским.
Позже Раевский писал, что «элегия» (т.е первоначальный текст стихотворения, заканчивающийся словами: «И на устах печать») была отражением взглядов не одного Лермонтова, а «многих». По словам другого очевидца, родственника поэта А. Шан-Гирея, он был написан в течение «нескольких минут». С помощью друзей и коллег Раевского — чиновников Госдепартамента и Управления военных поселений, этот текст был скопирован и разослан по городу многочисленными списками.
Через несколько дней (7 февраля) Лермонтова посетил его родственник, камерный кадет Николай Столыпин, один из ближайших сотрудников министра иностранных дел Нессельроде. Возник спор по поводу Пушкина и Дантеса, в котором Столыпин встал на сторону убийцы поэта. Выражая враждебное отношение светских кругов к Пушкину и к приговорам салона графини Нессельроде, злейшего врага Пушкина, он стал утверждать, что Дантес не мог поступить иначе, чем он, что иностранцы не подлежат суду русские и российские законы. В ответ на эти слова Лермонтов тут же добавил к стихотворению шестнадцать новых, заключительных, строк, начинающихся словами: «А вы, высокомерные потомки // Известная подлость прославленных отцов».
До нас дошел список стихотворений, в которых неизвестный современник Лермонтова, объясняющий, кого имел в виду автор, говоря о «потомках знаменитой мелочности прославленных отцов», излагал имена Орловых: Бобринские, Воронцовы, Графы Завадовские, Князья Барятинские и Васильчиковы, Энгельгардские бароны и Фредерики, чьи отцы и деды добились положения при дворе исследованиями, любовными интригами, закулисными интригами, «топтанием» при этом «фрагментов» обиженного рождения »- то есть тех, чьи предки с давних времен отличились на полях сражений или на государственной арене, а затем — в 1762 году — при воцарении Екатерины II, как и Пушкины, попали в немилость.
В тот вечер стали распространяться копии текста заключительных строк «Смерти поэта», и стихотворение переходило из рук в руки с «добавлением» и без «дополнения». Текст с дополнением, в свою очередь, распространялся в двух вариантах: без эпиграфа и с эпиграфом из трагедии французского драматурга XVII века Жана Ротру «Вацлав» (перевод А. Жандра):
Месть, сэр, месть!
Я к твоим ногам упаду:
Будьте справедливы и накажите убийцу
Так что его исполнение в последующие века
Я возвестил потомкам твой справедливый приговор,
Увидеть в ней плохих парней на примере.
Многие «полные» экземпляры лишены эпиграфа. Отсюда следует, что он был рассчитан отнюдь не для всех, а для определенного круга читателей, связанных с «судом». Копия, сделанная родственниками поэта для А.М. Верещагиной и потому достаточно авторитетная, не содержит эпиграфа. Но в материалах дела есть копия с эпиграфом. Есть основания полагать, что Лермонтов сам стремился привести к третьему разделу полный текст с эпиграфом. Эпиграф должен был смягчить смысл последнего стиха: ведь если поэт обращается к императору с просьбой наказать убийцу, то у Николая нет оснований воспринимать стихи как обвинение против него. При этом стихотворение шло среди широкой публики без эпиграфа.
Эпиграф был задуман как способ ввести правительство в заблуждение, и это усугубляло вину Лермонтова.
После того, как Николай I получил по городской почте список стихотворений с надписью «Призыв к революции» и заключительные строки были квалифицированы как «свободомыслие, а не преступление», Лермонтов, а затем и Раевский были арестованы. Семидневное расследование дела о «недопустимых стихах» привело к ссылке — Лермонтов на Кавказе, в Нижегородском драконьем полку, виновный в распространении стихов Раевский в Олонецкой губернии.
Впервые (без эпиграфа) поэма была опубликована за границей в 1856 году: Герцен поместил ее в свою «Полярную звезду».
Это интересно: Толстой «После бала» — это краткое изложение повести, созданное в 1903 году, но читатели узнали его только в 1911 году, после смерти писателя.
Вариант №3
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта» посвящена великому учителю русского слова, несравненному писателю и поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Смерть поэта произошла на дуэли с Дантесом, который был засчитан в высокие чины, там он получил в тот момент несовместимое ранение, клевета и интриги на писателя, кстати, выходца из аристократии, вызвали глубокое негодование в обществе круг его семьи, знакомых и почитателей творчества Пушкина. Трагическая смерть поэта в самом расцвете сил тронула Лермонтова до глубины души, и он, охваченный горем по поводу потери друга и товарища, решил выбросить свои мысли на листок бумаги. Поэма как бы разделена на две части. Во вступлении указывается факт: «Поэт умер». Кроме того, Михаил Юрьевич, как будто знал, что творится в душе Пушкина, извергает все оскорбления, которые мог бы скрыть писатель.
В своем произведении автор протестует против происшедшего, осуждает лицемеров, которые так свирепо клялись в любви поэту, бросали стрелы за спину и прикрывали совершенное нелепое преступление, высмеивает государство, покорившее творчество Пушкина к бесконечной критике. Основная мораль стихотворения состоит в том, что как бы ни были прекрасны в душе, талантливы, движущая сила — «высокомерные потомки», высшее общество, осудят, разрушат ваше понимание мира, стереотипы, сломают ваш внутренний стержень. К сожалению, Александр Сергеевич в основном этим занимался, чтобы наклеивать на людей ярлыки, из-за чего, по словам автора произведения, он умер.
В заключение Михаил Юрьевич заявляет, что есть суд Божий, от которого никто не скроется и каждый получит по заслугам. Хотя произведение написано в трагическом стиле, в нем есть доля сатиры и сарказма. Он также проникся глубоким уважением и почтением к покойному товарищу М.Ю. Лермонтов.
По плану по 9 классу, по плану по 10 классу, кратко
интересно: 304, Анализ стихотворения М, ю, Лермонтова «Сон
Средства художественной выразительности
В стихотворении много эпитетов: «терновый венец, переплетенный с лаврами», «тщетная жажда мести», «звуки чудесных песен», «коварный шепот насмешливых надежд», «завистливый и знойный свет», «праведная кровь поэт».
Язык произведения полон сравнений: «выдающийся гений погас, как маяк», «как сотни беглецов, за счастьем и званиями»…
Есть метафорические аллегории-символы: терновый венец, переплетенный с лаврами (хвала, приправленная желчью), «его порт темен и узок» (могила), «его печать на устах его» (безмолвие смерти).
Главный прием, на котором основан конфликт, — это антитезис: «чудесный гений — хладнокровный убийца», «правильная кровь с кровью вашего черного поэта».
Эмоциональное напряжение передается аллитерациями: «п», «п», «з». Они напоминают высокий звук выстрела.
Созвучия с «а», «о», «е», «у», «е» соответствуют мучительному плачу, неконтролируемым рыданиям, безнадежной меланхолии и гневу автора.
Темы, проблемы и настроение
- Трагическая судьба поэта в обществе — главная тема произведения Лермонтова «Смерть поэта». Образ поэта уже здесь приравнивается к образу Иисуса, о чем свидетельствуют упомянутые выше короны и противоположность «правой» и «черной» крови. Дар поэта имеет божественный источник, поэтому автор истолковал убийство посланника Бога библейским образом, потому что люди снова подняли руку на того, кто принес им свет, добро и справедливость. Лермонтов показывает, что в гибели творца виноват не только Дантес, но и все светское общество, которое над ним потешалось.
- Тема поэта и поэзии. Лермонтов отмечает в Пушкине и благородство, и свет его души, и его любовь к правде и справедливости. Он ставит поэта высоко над толпой и обозначает место Пушкина в русской культуре, говоря, что его смерть — это потеря национального масштаба.
- Тема русской культуры также становится важной частью стихотворения. Лермонтов указывает, что убийца был иностранцем и не мог понять, насколько важен Пушкин для развития русской литературы.
- Ближе к середине стихотворения в стихотворении «Смерть поэта» вырисовывается главная проблема: жестокость народа, жестокость толпы. Поэта обманывают и используют, и огонь его души развлекает только зрителей. Никто из них не понимает, что Россия проиграла в лице Пушкина.
- Автора волновал и вопрос о справедливости. Он больше не надеется на земной суд, но надеется, что Бог накажет виновных в смерти поэта.
- Настроение стихотворения «Смерть поэта» торжественно и мрачно, особенно в последнем стихе, где автор предвидит наказание разрушителям и мучителям поэта.