- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- Послушать стихотворение Лермонтова Расстались мы
- 3. Род
- 4. Жанр
- Краткий анализ
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- «Расстались мы, но твой портрет…», анализ стихотворения Лермонтова
- 8. Пафос
- «Расстались мы, но твой портрет. », анализ стихотворения Лермонтова
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Размер, рифма, строфика
- Анализ стихотворения «Расстались мы; но твой портрет» Михаила Лермонтова (2)
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- «К портрету» М.Лермонтов
- Анализ стихотворения Лермонтова «К портрету»
- Композиция и построение
- 18. Актуальность
- 19. Мое отношение
- 20. Чему учит
1. История создания
Поэма «Мы разошлись, а твой портрет» написана в 1837 году. Первое издание состоялось в 1840 году в сборнике «Стихи».
Это своеобразная серенада любимой женщине М.Ю. Лермонтова — Екатерина Сушкова. Хотя у Лермонтова были и другие женщины, он долгие годы нес эту юношескую любовь и хранил воспоминания о ней до конца своей жизни.
2. Литературное направление
Поэма написана в период расцвета романтизма.
Послушать стихотворение Лермонтова Расстались мы
3. Род
По своей природе работа относится к любовным текстам.
4. Жанр
Жанр — опера с элементами сообщения.
Краткий анализ
Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением «Мы расстались», но с вашим портретом.
История создания — Поэма написана в 1837 году и опубликована в 1840 году в сборнике «Стихотворения». Посвящается Екатерине Сушковой, чувства к которой поэт пронес через всю жизнь.
Тема стихотворения — не угасшая любовь к бывшей возлюбленной.
Композиция — Композиция состоит из двух частей, по одному стиху в каждой. Первая часть — признание любви лирического героя к девушке, портрет которой он носит на груди, вторая часть — герой пытается забыть старую любовь, но новые страсти не наполняют его душу радостью и светом.
Читайте также: Почему Онегин обречен на одиночество? написать
Жанр — Любовная лирика.
Поэтический метр — ямбический тетраметр с мужской рифмой.
Метафоры — «портрет . душе нравится».
Эпитеты: «побежденный», «брошенный», «новый».
Противоборства — «побежденный идол — все бог», «бледное привидение».
5. Проблематика
Поэт ставит проблему безответной любви.
Чувства Лермонтова к любимой остались безответными. Пятнадцатилетнего мальчика, признавшегося в любви девушке через 4 дня, всерьез не восприняли.
Встрече суждено было повториться через 5 лет. Девушка тепло отзывалась о поэте, призналась, что до сих пор сохраняет свои послания, но отношения не сложились.
6. Тематика
Основная тема — трепетная любовь, которая не проходит с годами.
7. Идея
Лермонтов стремился показать, насколько сильна любовь. Если чувства настоящие, искренние, они навсегда останутся в сердце.
Воспоминания о такой любви как о свете, озаряющем жизнь и наполняющем радостью и теплом.
«Расстались мы, но твой портрет…», анализ стихотворения Лермонтова
Поэма «Мы расстались, но ваш портрет…» написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году на основе его первого стихотворения «Я не люблю вас; страсти». В то же время последние две строки стихотворения 1831 года , посвященная Е. Сушковой, перешла в новую редакцию без изменений. По мнению большинства исследователей, адресатом стихотворения стала Варвара Лопухина-Бахметева — женщина, к которой поэт до конца своих дней питал глубокие чувства впервые была опубликована в 1840 году — вошла в сборник «Стихотворения».
Центральная тема лирической миниатюры — неугасимая любовь к заблудшему возлюбленному, несмотря на «новые страсти». Лермонтов вводит в стихотворение традиционные романтические мотивы разделения и портрета. Благодаря портрету возлюбленной он вновь переживает воспоминания о чувствах лирического героя — «бледный призрак лучших лет» смешивает прошлое и настоящее, напоминая ему о днях, полных счастья и одновременно духовно поддерживая герой в настоящем: «Он радует мою душу».
Композиционно стихотворение включает две строфы, в построении которых четко прослеживается синтаксический параллелизм. Каждая строфа представляет собой сложное пояснительное предложение, которое разбивается на две фразы: первая часть содержит утверждение, а после двоеточия следует его объяснение. Окончание стихотворения восходит к словам французского писателя-романтика Франсуа Шатобриана: «… Бог не погиб, потому что его храм был пуст».
Стихотворение написано ямбическим тетраметром, что придает ему удивительную музыкальность. Мужская рифма и аллитерация «ст» (разлученный, страстный, брошенный) и «пр» (портрет, призрак, преданный) передают всю остроту переживаний поэта, усиливая лирическую напряженность произведения. Драматичность миниатюры подчеркнута контрастирующими парами: «разлучены — сохраняю», «новые увлечения — не могли разлюбить».
Чередование длинных нечетных и более коротких четных строк, созданное разным количеством содержащихся в них фонем, подчеркивает слова, составляющие смысловое ядро текста: ваш портрет и Бог.
Насыщенность миниатюры яркими эпитетами — бледное привидение, заброшенный храм, побежденный идол, новые страсти — подчеркивает глубину волнующих душу автора эмоций. Метафоры (портрет, «радующий душу», сравнение искреннего чувства с храмом), усиленные повторением слова «храм», подтверждают ценность чувства любви.
Лермонтов утверждает, что чувства, подаренные человеку судьбой, навсегда остаются в его душе, а их воспоминания наполняют светом человеческую жизнь.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Облака», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание глав романа Лермонтова
- «Демон», анализ стихотворения Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Фолья», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три ладони», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В трудную минуту…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Я выхожу только на улицу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Мы расстались, но твой портрет»
От писателя: Лермонтов Михаил Юрьевич
8. Пафос
Стихотворение пронизано нотами печали, боли.
В то же время поэт радуется, когда смотрит на портрет девушки и вспоминает ее милое личико: «Это радует мою душу». Любовь Лермонтова к Сушковой — лучшее в ее жизни: «Бледный призрак лучших лет».
«Расстались мы, но твой портрет. », анализ стихотворения Лермонтова
Поэма «Мы разошлись, но твой портрет». Написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году на основе его первого стихотворения «Я не люблю тебя; страсти». 1831 г., посвященный Е. Сушковой, они без изменений перешли в новую редакцию.По мнению большинства исследователей, адресатом стихотворения стала Варвара Лопухина-Бахметева — женщина, к которой поэт до конца своих дней питал глубокие чувства. Впервые оно было опубликовано в 1840 году — вошло в сборник «Стихотворения».
Центральная тема лирической миниатюры — неугасимая любовь к заблудшему возлюбленному, несмотря на «новые страсти». Лермонтов вводит в стихотворение традиционные романтические мотивы разделения и портрета. Благодаря портрету возлюбленной он вновь переживает воспоминания о чувствах лирического героя — «бледный призрак лучших лет» смешивает прошлое и настоящее, напоминая ему о днях, полных счастья и одновременно духовно поддерживая герой в настоящем: «Он радует мою душу» .
С композиционной точки зрения стихотворение включает две строфы, в построении которых четко прослеживается синтаксический параллелизм. Каждая строфа представляет собой сложное пояснительное предложение, которое разбивается на две фразы: первая часть содержит утверждение, а после двоеточия следует его объяснение. Окончание стихотворения восходит к словам французского писателя-романтика Франсуа Шатобриана: «… Бог не погиб, потому что его храм был пуст».
Стихотворение написано ямбическим тетраметром, что придает ему удивительную музыкальность. Мужская рифма и аллитерация «ст» (разлученный, страстный, брошенный) и «пр» (портрет, призрак, преданный) передают всю остроту переживаний поэта, усиливая лирическую напряженность произведения. Драматичность миниатюры подчеркнута контрастными парами: «отдельно — держу». «Я не мог перестать любить новые увлечения» .
Чередование длинных нечетных и более коротких четных строк, созданное разным количеством содержащихся в них фонем, подчеркивает слова, составляющие смысловое ядро текста: ваш портрет и Бог .
Насыщенность миниатюры яркими эпитетами — бледное привидение, заброшенный храм, побежденный идол, новые страсти — подчеркивает глубину волнующих душу автора эмоций. Метафоры (портрет, «радующий душу». Сравнение искреннего чувства с храмом), усиленный повторением слова «храм», подтверждающий ценность чувства любви.
Лермонтов утверждает, что чувства, подаренные человеку судьбой, навсегда остаются в его душе, а их воспоминания наполняют светом человеческую жизнь.
9. Система образов
Портрет — символ спокойствия, тоски и печали. В то же время в нем собраны все воспоминания героя. При виде портрета чувства оживают с новой силой. В романтическом образе девушки кроются самые нежные чувства поэта.
Образ храма теряет в стихотворении религиозную подоплеку. Во-первых, храм — это душа, где любовь пребывает как божество. Во-вторых, этот образ можно разделить на 2 составляющие: божественность — возвышенные чувства; священная обитель — это святость любви, вечная любовь.
10. Центральные персонажи
Здесь два центральных персонажа. Они появляются под местоимениями «Я» (Лермонтов) и «Ты» (Сушкова).
Между ними существуют обстоятельства непреодолимой силы. Глагол «parted» объединяет значение сообщения в одно «мы». Разделение окончательное, но не взаимное. Со стороны поэта бессознательно делается попытка сохранить образ девушки, воспоминания о ней.
11. Лирический герой
Лирический герой — М.Ю. Лермонтов. Тема любви между представителями романтизма тесно связана с личными переживаниями, которые они воплощают в лирическом герое своих произведений.
Признание поэта в прошлой любви пронизано горечью и тоской. Герой пропал, но при этом понимает, что вернуть уже ничего нельзя. Времена меняются, и объект любви тоже. Поэтому поэту остается только беречь светлые воспоминания.
12. Сюжет
Во-первых, поэт рассказывает, что он держит на груди портрет того, кто украл его покой на его груди.
Многие годы он питал к девушке чувства. При жизни Лермонтов носил наперсный крест, а с ним медальон с портретом своей возлюбленной. Он снял его только один раз перед дуэлью, на которой погиб.
Лермонтов признает свою беспомощность, потому что не может забыть девушку. Никакие новые отношения не могут его заменить.
Однако он любит не нынешнюю светскую даму, интересующуюся балами и желанием удачно жениться, а эту беззаботную девушку. Согревают душу воспоминания молодой девушки. Изменившаяся Екатерина Сушкова не имеет ничего общего с той, в которую он влюбился. Это совсем другой человек.
13. Композиция
По композиции стихотворение простое, его можно разделить на 2 части. Каждая часть содержит стих в виде пояснительного предложения.
За первой частью следует высказывание поэта, а потом он сам объясняет. Сердце Лермонтова разбито, он мчится и не знает, что делать дальше: отношения кончаются еще до того, как начнутся, но он продолжает хранить свой портрет.
Вторая часть начинается с внутреннего конфликта лирического героя. Прошлая любовь еще не угасла, и новые эмоции не могут принести удовлетворения. В душе нет радости.
Звонок позволяет вызывать одну и ту же тему несколько раз. Чувства лирического героя переходят из прошлого в настоящее, а затем наоборот: «Мы расстались» (прошлое), «но я храню твой портрет на груди» (настоящее); «Как бледный призрак лучших лет» (прошлое), «Он радует мою душу» (настоящее).
14. Художественное своеобразие произведения
Драматизм текста создается за счет контраста «разлучить — держу», «новые страсти — не разлюбить».
Аллитерация «ст» (разлученный, страстный, брошенный) и «пр» (портрет, привидение, почитатель) показывают, насколько остры чувства поэта, передают лирическую напряженность стихотворения.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение «Мы разошлись, но твой портрет» написано ямбическим тетраметром с использованием мужской рифмы.
Рифма — крест (АБАБ).
Для первого куплета характерен спокойный, размеренный ритм. На фоне теплых воспоминаний поэт испытывает внутреннее чувство радости.
По мере того, как вы переходите ко второму куплету, темп набирает обороты. Здесь бушуют яркие краски и сильные чувства. Эмоциональный фон обогащают слова «страсть», «храм», «идол», «не мог разлюбить».
В поэтическом тексте чередуются длинные нечетные и короткие четные строки. Количество фонем в каждом ряду разное. Смысловое ядро выражается словами: ваш портрет и бог.
Анализ стихотворения «Расстались мы; но твой портрет» Михаила Лермонтова (2)
У Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, но отношения поэта с Екатериной Сушковой оказались самыми долгими и болезненными. Со своим избранником она познакомилась в 15 лет, в гостях у двоюродной сестры Александры Верещагиной, а через несколько дней призналась Сушковой в своих чувствах, что вызвало у молодой женщины шквал насмешек. Однако именно в этот период Лермонтов буквально засыпал возлюбленную поэтическими признаниями, а она при всей неординарности своего характера и склонности постоянно дразнить своего избранника бережно их берегла.
Вновь встретиться им довелось только в 1834 году в Москве. В одном из танцев знаменитый баритон Михаил Яковлев исполнил любовную историю на строчки А.С. Пушкина «Я тебя полюбил, может быть, еще раз полюбил», которая произвела на молодого поэта неизгладимое впечатление. Однако Екатерина Сушкова заверила Лермонтова, что ее стихи о любви не хуже, и даже процитировала несколько строк воспоминаний из оперы «Я не люблю тебя; страсти». Поэт был поражен и обескуражен тем, что девушка, за которую больше всего нежные чувства запоминали его стихи наизусть. В то же время Лермонтову было стыдно, что он сам их совсем забыл. Поэтому он просил Сушкову передать ему стихи, и тогда он сможет их поправить Но — ему отказали, потому что девушка не хотела ничего менять в произведениях, которые запали в самую глубину ее души.
Однако в 1837 году Лермонтов частично восстановил по памяти стихотворение «Я не люблю тебя; страсти» и на его основе создал совершенно другое произведение, которое было опубликовано в 1840 году под названием «Мы расстались, а твой портрет…». В то время в отношениях Сушковой и Лермонтова действительно были расставлены все «i». Поэт сумел преодолеть болезненное и безответное чувство к блестящей светской львице. Кроме того, он жестоко отомстил сове, заставив ее полюбить его, а затем публично заявив, что не испытывает к Сушковой чувств. Однако стихотворение «Мы разошлись, а твой портрет…» все же свидетельствует об обратном. В этом произведении поэт признается, что следует бережно держать на груди портрет того, к кому он много лет испытывал безответную любовь. Ведь, по воспоминаниям очевидцев, Лермонтов вместе с наперсным крестом носил на шее медальон с миниатюрным портретом Сушковой и расстался с этим драгоценным камнем незадолго до своей смерти на дуэли. Для поэта портрет возлюбленной — «бледный призрак лучших дней», греющий душу воспоминаниями о беззаботной юности, когда, казалось, весь мир лежал у его ног.
Более того, автор признается, что «я не мог разлюбить свои новые увлечения, не мог разлюбить его» из Петербурга, а в беззаботную девушку, которой много лет назад была Сушкова. Поэт любит само воспоминание о ней, прекрасно осознавая, что его избранница в ее нынешнем воплощении, увлеченная танцами и поисками богатой супруги, не имеет ничего общего с той кокетливой девушкой, которую он помнит.
Но в то же время Лермонтов отмечает, что «храм заброшен — весь храм, побежденный идол — все есть Бог». Последнее предложение стихотворения означает, что чувства, которые человек испытывает в жизни, навсегда останутся в его душе. И даже если сама любовь умерла и ушла навсегда, ее воспоминания, покрытые легкой грустью, будут продолжать согревать сердце и дарить чувство радости.
16. Средства художественной выразительности
Поэтический текст богат художественными приемами.
Поэт использует яркие эпитеты «заброшенный храм», «бледный призрак», «поверженный идол», «новые страсти». Они передают всю глубину чувств и эмоций, терзающих душу поэта.
В эпитетах есть сравнения: «побежденный идол — все бог», «как бледное привидение». Обе техники дополняют друг друга и улучшают восприятие читателя.
Метафора «портрет .. Мне нравится моя душа» усиливается повторением слова храм. Таким образом, Лермонтов показывает, насколько искренними могут быть чувства, которые он обожает как святая святых.
17. Значение произведения
По мнению исследователей, любовные тексты Лермонтова отличаются тем, что поэт старается не столько воспевать любовь как чувство, сколько показать любовное «Я» и этапы состояния влюбленного человека до и после разлуки.
Стихотворение «Мы расстались, а твоя картина» — яркий тому пример. Поэт передает свои философские размышления, переживания, отношение к окружающей действительности, вызванное ярким ощущением.
Лермонтов вводит новый образец любви: образец невозможности контакта. Со стороны лирического «ты» — это обман, издевательство над чувствами, непонимание.
«К портрету» М.Лермонтов
Как мальчик с вьющимися волосами, игривый, умный, как летняя бабочка; Значение слова пустой. Его уста полны приветствий.
Его нельзя долго любить: невыносимо для привычки, как цепь, он ускользнет, как змея,
Он уплывет и убежит, как птица.
Скрывает молодой лоб. По желанию — и радость, и боль. В его глазах — как свет в небе, В его душе темно, как в море!
Тогда все в ней дышит правдой, Тогда все в ней фальшиво и фальшиво! Это невозможно понять, но нельзя не полюбить.
Анализ стихотворения Лермонтова «К портрету»
Поэма «Навстречу портрету» посвящена графине Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, знакомой Лермонтова. Современники характеризовали ее как изящную, изящную женщину, отличающуюся тонким вкусом, остроумием, альтруизмом. В доме Воронцовых-Дашковых устраивались великолепные танцы, что считалось большой честью. По воспоминаниям писателя Владимира Александровича Соллогуба, представители царской семьи каждую зиму посещали один из таких праздников. 9 февраля 1841 года Лермонтов пришел на такой бал с Воронцовыми-Дашковыми. В то время он недавно вернулся с Кавказа, чтобы провести отпуск в Санкт-Петербурге. На бал пришло около шестисот человек. Однако это заметили члены царской семьи Михаила Юрьевича. Визит Лермонтова они сочли «неприличным и наглым». В результате Александре Кирилловне пришлось вывести поэта из дома через черный ход. Перед великим князем он взял всю вину за неприятную аварию на себя.
Впервые поэма «К портрету» была опубликована в 1840 году в литературном журнале «Отечественные записки». В рассматриваемом тексте лирическая героиня предстает в образе непостоянной женщины («она не может долго вам радовать»), видевшей в жизни и радость, и боль, которая также может произносить общие фразы с необходимой платой за участие («. значения пустого слова в его устах полны приветствия «). Он выделяется из рядов светских дам 19 века. «К портрету» — произведение, предназначенное больше для современников поэта, чем на века. Это стихотворение — эффектная дань уважения представительницам прекрасного пола, которую Лермонтов явно уважал. Литературоведы давно поняли, с каким портретом связан текст. Это литография, сделанная в 1840 году известным французским художником Анри Греведоном. К сожалению, исследователи творчества Михаила Юрьевича до сих пор не смогли его найти. Скорее всего, она безнадежно потеряна.
Графиня Воронцова-Дашкова вдохновляла не только Лермонтова. Именно она послужила прообразом княгини Р в романе «Отцы и дети Тургенева» (1862). Некоторые его черты были заимствованы у Некрасова для создания женского образа в стихотворении «Княжна» (1856). Кстати, Николай Алексеевич также упоминает произведение «Навстречу портрету», перечисляя то, что осталось от умершей героини:… Да, в покоях беспечного русского поэта, Вдохновленного ею, два чудесных двустишия…
Композиция и построение
Основная тема и идея стихотворения — любовь, неугасимая и трепетная, несмотря на постоянное неприятие Сушковой. В состав произведения входят всего две строфы, каждая из которых представляет собой сложное предложение. Одна часть содержит высказывание, а другая — лирическое объяснение.
Лермонтов предпочел рифмовать стих с тетраметром ямба: этот метр придает тексту музыкальную окраску, легкость и мелодичность. Поэт передает лирическое напряжение за счет использования мужской рифмы и аллитерации «ст» (страсти, разлученные, покинутые, а также призрак, портрет, подвижник). Эти слова усиливают остроту и остроту эмоциональных переживаний.
Использование контрастных пар придает произведению особую драматичность (рассталась — сохраняю, новые увлечения — не могла разлюбить). Автор использует выразительные эпитеты (например, бледное привидение, поверженный идол), а также метафоры (в сравнении с искренним и нежным чувством с храмом). По словам великого поэта, любовь, подаренная судьбой человеку, никогда не покидает его души, а воспоминания всегда теплые.
Работа содержит романтический портрет любимой женщины, совмещенный с прощальными нотками. Рассказывая о настоящей любви, автор смешивает воспоминания о прошлом и пронесет свои чувства через все годы своей жизни.
В последнем двухстрочном тексте сказано, что воспоминания о любви в ранней юности и женский образ, вызывавший в нем трепет и нежные чувства, навсегда останутся в сердце поэта. После сильного разочарования он не хотел слышать о других женщинах, он предпочитал блуждать и отвлекаться от переживаний вдали от дома.
18. Актуальность
Люди любили, любили и будут любить, поэтому это стихотворение всегда будет актуально.
Лермонтов хотел показать, что истинное глубокое чувство никогда не уходит.
19. Мое отношение
Чтение стихотворения вызывает только теплые эмоции. Лирическому герою хочется посочувствовать. Несмотря на отказ или разрыв отношений, воспоминания человека оставляют после себя яркие переживания.
20. Чему учит
Мы должны помнить, что любовь — это дар, и его нужно беречь. Это искреннее и вдохновляющее чувство. Любящий человек испытывает радость и наполнен теплом и глубоким смыслом жизни.