Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану

Краткий анализ

Лермонтов написал произведение «Одиночество», когда был один, когда он был один. Эта тема — тема одиночества часто встречается в творчестве Лермонтова. Ведь поэт — в себе, в своем характере — одинок и довольно решителен в этом смысле. У Лермонтова никогда не было близких друзей, которые были бы с ним долгое время. Друзья, знакомые — но увы, не более того. Поэтому Лермонтов решил написать на эту тему.

Это стихотворение начинается с несколько другой темы, все кажется довольно спокойным и даже в какой-то степени строго. Но затем постепенно раскрывается тема — так называется работа. Это первый стих, задающий тон всей остальной истории. Голос лирического главного героя сразу раздается в первых строчках. Говорят, что когда человеку плохо, он просто неизбежно остается один, потому что он один. Потому что одиночество терпимо, но только по-настоящему одинокий человек сможет насладиться одиночеством. Это состояние просто необычно, когда просто хорошо побыть наедине с собой. Лермонтов в какой-то мере не только передал эти ощущения такого состояния, но и сделал это произведение автобиографическим. Это стихотворение, раскрывающее характер поэта.

16. Средства художественной выразительности

Психологическое состояние лирического героя в момент наивысшего одиночества достигается средствами художественного выражения. Этот поэтический текст богат и разнообразен метафорами, сравнениями, эпитетами и т.д.

Инверсия слов «эта жизнь», «мы одни тащить (медведь, медведь)», «разделить печаль», «я здесь один» подчеркивает ключевые слова каждого предложения.

Метафоры: «жизнь — это напряжение», «страдание в сердце вынуждено» передают графическое изображение явлений.

Антонимы — «веселье — печаль», «смерть — рождение», «все готовы — никто не хочет», «пусть — кончено» рисуют статическое электричество. Какие бы изменения ни происходили, ничто не может повлиять на судьбу, настроение поэта.

По словам Лермонтова, его чувства ничего не значат для других людей. Это противопоставляется: «Я как царь воздуха (невидимый, бестелесный)», «они уходят, как сны».

В то же время такие эпитеты, как «царь воздуха», «золотой (позолоченный, выветренный, украшенный), но старый (старый) сон», «гроб (что означает« могила ») уединенный (только)» отражают чушь для планируйте будущее. Ведь его жизнь коротка и смерть не за горами.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно. »

М.Ю. Лермонтов жил и работал в годы жесточайшей политической реакции, последовавшей в России после разгрома восстания декабристов. Утрата матери в раннем возрасте сопровождалась обострением в его сознании трагического несовершенства мира. За свою короткую, но плодотворную жизнь он был один.

Лирический герой Лермонтова — гордая и одинокая личность, противостоящая миру и обществу. Тексты поэта выражали протест против внутреннего внешнего рабства. Одиночество — центральная тема многих его стихов. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни на родине.

В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия обозначены в первой и последней строчках. Мотив одиночества «красной нитью», проходящий через все произведение, ведет к скептическому осознанию хрупкости жизни. Оказывается, это просто «пустая и глупая шутка». Наряду с причиной одиночества есть еще одна причина. Если раньше одиночество романтического героя считалось естественным положением избранного человека, то теперь во внутреннем мире герой не видит никакого идеала:

Люблю . а кому на время — не стоит,

И любить вечно невозможно.

Ты заглянешь в себя? — нет никаких следов прошлого:

И радость, и мучения, и все незначительное…

Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя и, таким образом, обрести смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они ничего не стоят.
Лермонтов экспериментирует и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя помогает раскрыть его противоречия, через которые выражается противоречие жизни в целом. Сочетание конкретного и философского подчеркивается, с одной стороны, разговорной, почти повседневной лексикой («И некому протянуть руку», «Что толку», «Проходят годы — каждый лучший год! »,« Нет и следа прошлого »,« Слишком поздно »,« Такая пустая и глупая шутка »), а с другой — книжная и освященная романтическая традиция (« Во времена невзгод » ментальное »,« вечно желать »,« вечно любить »,« сладкое беспокойство исчезнет при слове разума »,« с холодным вниманием вокруг»).

Жизнь — это не просто стихи, в ней много прозаики. Автор подчеркивает это, используя в стихотворении обе эти формы. К сожалению, прозаическая реальность преобладает над идеальными мечтами героя, слабые отголоски которых все еще видны в строках. Этой же цели служит интонационная структура стиха с его восклицаниями, вопросами, пропусками.
Лермонтов раскрывает противоречия внутреннего мира героя. Выдвинутый тезис сразу подвергается сомнению, скептически переоценивается, мысль становится двусмысленной, противоречивой. Поэт написал это стихотворение «во время душевных затруднений», под влиянием эмоций. Но в нем он говорит о вечных философских темах: любви, страсти, дружбе, потерянных годах.

Душа лирического героя устремляется, ищет смысл существования — и не находит. Герою нет дела до мелочей, ему для жизни нужно высокое оправдание. Предыдущий опыт и размышления приводят к ужасному выводу: жизнь, если отбросить мимолетные эмоции и радости, просто «пустая и глупая шутка». Усталость, разочарование, одиночество захлестывают поэта. Его душа больше не разрывается, и он не плачет, но с «холодным вниманием» говорит о своем бесцельном существовании.

Поэзия Лермонтова — это тонкий лиризм, беспрецедентно глубокое проникновение во внутренний мир человека и жизнь общества, протест и гармонию, нежность и силу. Страстная, завораживающая, побеждающая сила творчества Лермонтова заключается в том, что, обращаясь к сердцу, внутреннему миру человека, пробуждает мысль, открывает все новые стороны жизни и искусства, новые идеи и истины.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйтесь или войдите в систему и узнайте, сколько людей из вашей школы уже скопировали это эссе.

18. Актуальность

Выразив в столь грустном произведении свои личные переживания, Лермонтов показал, насколько глубокими и серьезными могут быть чувства подростков.

Поэзия не теряет актуальности и по сей день. Многие молодые люди хотят избавиться от чувства одиночества, печали и стать счастливыми.

«Поэт совсем другой эпохи»

Так Белинский называл поэта, сравнивая его с А.С. Пушкиным. Уже в первых текстах Лермонтова проявляются основные причины его творчества: поэтический выбор, предполагающий уединенное существование. Но он понимает, что ничего не может изменить, поэтому добровольно принимает какое-то изгнание. «Я привык к одиночеству», — признается лирический герой, так похожий на самого Лермонтова.

На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и работал. Война с Наполеоном, восстание декабристов: эти события остались в памяти не только Лермонтова, но и всех его современников. Таким образом, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой — усталый, многолюдный, но одинокий человек. Его беспокоит бездействие, равнодушие людей к общественной жизни.

Жанр, направление, размер

Поэма «Одиночество» написана в жанре элегии, занимающей значительное место в творчестве поэта. Как и во многих ранних элегиях Лермонтова под влиянием школы Карамзина-Жуковского, в «Одиночестве» слышны меланхолические и мечтательные мотивы печали, разочарования и утраты.

Направление, которому принадлежит произведение «Одиночество», — романтизм, в котором даже отражено название стихотворения, характерное для элегий раннего романтизма. Творческое мышление поэта вобрало в себя черты многих романтических школ и течений, как отечественных, так и зарубежных. Из авторов-соотечественников большое влияние на творчество Лермонтова оказали произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского, а из зарубежных авторов это, прежде всего, Дж. Байрон, А. Ламартин, В. Гюго и др многие другие.

Метр стихотворения «Solitudine» — ямбический тетраметр со скрещенными рифмами (abab) и чередованием женских и мужских рифм.

14. Художественное своеобразие произведения

Из художественных приемов поэт использует синтаксический параллелизм «и я вижу .. как они уходят…», «а они возвращаются…», «а я вижу гроб…», «и они будут развлекайся…».

Благодаря этому получается ощущение однообразия жизни. В образе жизни поэта нет никаких изменений. Такая ситуация, скорее всего, сохранится и после его смерти.

Также обращает на себя внимание количество оборотов. «Никто не обернется»: никого не волнует, не будет пытаться прервать ход событий и предотвратить летальный исход, утешить. Фраза «обитать на земле» — подчеркивает мысль о том, что в дальнейшем нет смысла продлевать земное существование.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Таким образом, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу своему древнему предку, пророческому и демоническому Фоме Рифму, с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойным существованием и роковым концом» — как Владимир Соловьев. И философ связывает этот факт с проявлением крайнего субъективизма, а отчасти и эгоизма в лермонтовских текстах на фоне русской безличности.

Романтизм, западноевропейский феномен, не мог родиться без чувства субъективности. Лермонтов же — поэт-романтик, воплощающий гениальность, творческое начало. «Наедине с шумом народа», с гордо зрелым творческим мышлением поэт понимает свое предназначение и судьбу: «Ни счастья, ни славы. Не найду на свете »(« Не смейтесь над моей вещей тоской », 1837). Гений всегда одинок, революционен, идет против традиций, общества, а иногда и всего мира: «Как пламя, падающее в звездную ночь, я не нужен миру» (1832). Поэт говорит о своей покинутой душе, которая является безродным странником по миру (Молитва, 1837). Почему-то романтический выбор, почему-то образ «лишнего человека», почему-то философская отстраненность, гениальность и пророческий дар мешают поэту везде находить что-то свое: его выбирают и обрекают на уединение.

Часто сам герой своей лирики вызывает в своей жизни страдания и боль: «Что такое жизнь поэта без страданий? А что такое безбрежный океан? »(1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым тяжелого бремени поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он принимает его.

В стихах о природе, в текстах «философских пейзажей», если это можно так назвать, слышны и причины одиночества: и грустная скала, и дубовый лист, и пораженные людьми пальмы в пустыне, и блуждающие облака, и свободная волна, свободная жить и умирать, когда ей заблагорассудится («Почему я не родился. Эта синяя волна?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Одинокий корабль мчится, Едет под всеми парусами» («Дирижабль», 1840 г.). Как-то все они близки поэту, он сам хочет быть рядом с кем-то: «Потому что я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831 г.). Поиск природы, первозданности, экзотики — там, где нет норм, правил, устоявшихся и устоявшихся представлений о мире, человеке — это тоже романтическая черта. Такие места часто пустынны, необитаемы, поэтому, прожив несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Пожелтевшее кукурузное поле все еще тревожится», поэт возвращается в уединение. Человек стихии, воспевающий морскую волну, устремляющийся к небесному эфиру, осознает недостижимость этих высот: «.. земной мир мне мал, Господи Я боюсь проникнуть» (« Молитва », 1829 г).

Композиция и конфликт

Поэму «Одиночество» можно разделить на 4 смысловые части по строфам.

  1. Так, в первом куплете оперы лирический герой рассказывает о том, насколько болезненно для человека одинокое существование, и сразу же аргументирует его неизбежность: окружающие кажутся герою настолько поверхностными, что разделяют только радость, но не печаль.
  2. В следующем стихе герой обращается к собственным переживаниям, к тому, как он лично переживает состояние одиночества. Герой видит себя брошенным мечтателем, днями проводящим в фантастическом мире, в котором, как во сне, проходят годы его жизни.
  3. Третий куплет наследует предыдущий мотив грядущих лет: герой осознает, что годы идут и что его мечтам об искреннем понимании не суждено сбыться, и поэтому он больше не видит смысла в «промедлении на земле».
  4. В заключительной строфе лирический герой еще раз подчеркивает нечувствительное безразличие окружающего его мира к своей персоне, заявляя, что его смерть встретят гораздо сердечнее, чем рождение.

Поскольку стихотворение Лермонтова «Одиночество» относится к романтическому направлению, оно выражает главный конфликт романтических произведений — конфликт человека и мира. На первый план выходит личность лирического героя, его переживания. Он чувствует себя изгнанником, он противопоставляет свое «Я» всему миру, восставая против его приказов.

Вариант 3

В жизни каждого человека бывают моменты одиночества. Разница лишь в том, что у одних они кратковременные, которые быстро сменяются наличием рядом близких людей, а у других — долговременными. В паре одиночество — спутник человека на протяжении всей его земной жизни. И это оставляет след в сознании, влияет на ход мыслей и поведения человека.

Тема одиночества стала поводом для написания стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Одиночество». Ведь одиночество тронуло его как ничто другое в прямом смысле этого слова. Жизнь заставила его повзрослеть рано, потому что он рано потерял родителей. Точно так же и в личной жизни поэта не все складывалось гладко и благополучно. Поэтому это стихотворение можно считать отчасти автобиографическим. Автор пишет самостоятельно, на протяжении всего текста употребляет местоимение «Я». Когда читаешь стихотворение, создается впечатление, что рядом с тобой поэт.

Он рассказывает слушателю, что его беспокоит, что ранит его душу и сердце. А причина всего в одиночестве, от которого он устал, ему сложно пройти по жизни с этой тяжелой ношей. Одиночество особенно болезненно в сложных жизненных ситуациях, в моменты печали и разочарования из-за неудовлетворенности своих желаний. Автор подтверждает это строками: «Все готовы поделиться весельем. Никто не хочет делиться грустью ». Ведь очень хочется, чтобы рядом был любимый человек в трудную минуту жизни, который выслушает, посоветует и поддержит. Но человеческая психология такова, что чужая боль никого не интересует нет ли друзей в беде Убедившись на собственном опыте Герой поэзии прекрасно это понимает.

Поэт позиционирует себя как король воздуха. Он, словно невидимый, поднялся на вершину, наблюдает за происходящим со стороны. Что ты видишь? И он видит то, что чувствует: как годы проходят безвозвратно, как сны, и остаются только мечты, которые остаются мечтами. Свои несбывшиеся мечты поэт называет из года в год. Он понимает, что время не вернется назад и жизнь не повторится дважды, но волею судьбы остается один. Поэтому улетучивается самоуверенность, вера и надежда, что все изменится к лучшему, Страдание еще больше угнетает сердце. На фоне этого отчаяния поэт видит ожидающий его укромный гроб. Голос вселенной говорит ему, что из-за того, что он колеблется, никто не будет жаловаться на его смерть. Люди получат больше удовольствия, если он умрёт, чем будут радоваться его рождению. Видимо, моральное состояние поэта было настолько тяжелым, что он выбирает смерть, а не жизнь в постоянных душевных муках.

Чувство одиночества всегда было для человека очень тяжелым переживанием. Ведь когда рядом нет собеседника, человек, который думает так же, как и вы, вы открываете свое сердце, затем человек закрывается, замыкается на себя, изолирован от окружающего мира. Некоторые, конечно, берут лист бумаги и отдают ему свои чувства и душу. Именно так поступил поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, благодаря которому мы теперь можем читать эти строки, чтобы ценить и защищать близких нам людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Одиночество», конечно же, синонимична его названию: это одиночество. Это похоже на тюремный срок, от которого может освободиться только смерть.

  1. Тема смерти, которая также возникает в стихотворении, перекликается с темой времени, в неукротимом потоке которого «годы проходят, как сны».
  2. В элегиях звучит и тема изгнания: лирического героя по праву можно назвать еще одним человеком, непонятым, отвергнутым светом. Сам ссыльный романтический герой не видит причин искать его расположения, так как общество, по его словам, не ценит его личность и будет счастливым только с его смертью.
  3. Также в произведении читается тема двойного мира, мечты о недостижимом идеале на фоне отягчающей реальности, когда смерть кажется единственным выходом из сложившейся ситуации.
  4. Основная проблема работы заключается в том, можно ли найти истинное понимание соучастия окружающих? Стоит ли жить в обществе, где все будут отвернуться от вас в самые трудные времена, когда поддержка станет абсолютно необходимой?

Атмосфера поэмы «Одиночество» глубоко трагична. Он чувствует отчаяние и горечь, желание исчезнуть, сдаться и больше не пытаться найти свое место в бесстрастном мире. Мы чувствуем боль и разочарование, живущие в душе лирического героя, а также своеобразную обиду на мир, который не хочет его слушать, разделять его боли.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»

М.Ю. Лермонтов остался без матери в раннем детстве, его воспитывала бабушка. Она позаботилась о том, чтобы у ее внука было отличное образование, поэтому у нее были няня и опекун. Они не были русскими, и благодаря им Лермонтов с детства знал несколько языков.

Читая произведения Михаила Юрьевича, возникает ощущение, что он очень рано повзрослел. Когда он был еще подростком, он писал стихи, полные печали и отчаяния, как будто они были написаны взрослым, мудрым по опыту. Так оно и в «Солитьюде», написанном в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет.

Поэт пишет, что чувствует себя одиноким и никому не нужен. Он говорит, что трудно жить одному, трудно переносить жизненные трудности. Окружение готово разделить с ним радость, но грусть никого не интересует. В 16 лет поэт думает о смерти, веря, что, когда он умрет, все будут счастливы. Непонятно, откуда у такого молодого человека такие мрачные мысли.

Лермонтов пишет, что годы идут, но о каких годах мы говорим, если жизнь только началась? Мне кажется, он чувствовал себя намного старше, чем был на самом деле. У него было ощущение, что ему, как и Пушкину, суждена недолгая жизнь. Может поэтому он пытался жить.

Основная тема — одиночество человека. Поэзия относится к лирической медитации. Он состоит из четырех строф, каждая из которых состоит из четырех строк. «Одиночество» Лермонтова написано ямбическим тетраметром. При написании автор использует перекрестную рифму.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно. » (восприятие, истолкование, оценка)

Страниц: 1 2 (эссе разбито на страницы)

Поэма М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно. Написано в 1840 году. Его основные темы включают темы одиночества и поиска любви. Поэма представляет собой размышления лирического героя о смысле жизни и является ярким образцом интимной лирики. Монолог лирического героя, его муки чрезвычайно искренний, он разочарован и пытается разрешить свои чувства.

Многие современники Лермонтова и, прежде всего, он сам были людьми, остро ощущавшими окружающую пустоту и, как следствие, одиночество. Образ лирического героя воплотил характерные черты молодежи 1830-х годов. Ощущение беспризорности, скуки, грусти, мысли о бесплодии существования — вот основные характеристики лермонтовского героя. Поэт сумел точно передать атмосферу своего времени.

В стихотворении «И скучно, и грустно». Герой остро осознает не только потребность в общении, но, прежде всего, теплое чувство любви. Его мучает осознание невозможности что-либо изменить в этом. В своих размышлениях лирический герой приходит к выводу, что жизнь — это «пустая и глупая шутка».

Перед нами как отрывок из дневника человека, своего рода исповедь. Герой Лермонтова очень искренен в анализе своих переживаний и переживаний. Это настоящее художественное открытие поэта. События духовной жизни интересуют автора в момент их становления. Его беспокоит сам процесс внутреннего движения. Важно отметить, что лирический герой чрезвычайно близок поэту, его портрет содержит все важнейшие конфликты бытия, все, что не случайно в жизни Лермонтова. Герой недоволен жизнью, которая ему кажется несущественной. Однако он недоволен собой:

Ты заглянешь в себя? — нет никаких следов прошлого:

И радость, и мучения, и все бессмысленно.

Герой не пытается сломить это одиночество, но ему небезразлична жизнь. В поэзии нет полного отчаяния. Хочется верить, что когда «момент душевных невзгод» пройдет, герой по-новому взглянет на мир.

С первых же строк стихотворения Лермонтов просто, но очень тонко раскрывает свое душевное состояние. Скука и грусть подталкивают героя «в минуты душевных невзгод» задуматься о своей жизни. После вступительных строк, умело характеризующих настроение лирического героя, идут его аргументы на этот счет. По смыслу их можно разделить на четыре части, четыре мысли. Идея первой части напрасна, чего-то желать от жизни бесполезно. Вторая часть привлекает внимание читателя к возможности любви:

Чтобы быть влюбленным, но в кого? на время — не стоит,

И любить вечно невозможно.

В третьей части взгляд лирического героя обращен внутрь. Однако оказывается, что в душе человека не осталось и следа прошлых переживаний. Лермонтовскому герою все кажется несущественным. И радость, и мучения: прошлое никуда не денется. Четвертая часть — заключительное четверостишие; здесь мысль героя идет в другом направлении: он говорит о человеческих страстях. Однако он также считает это напрасным и мимолетным.

Что такое страсть? — потому что рано или поздно их сладкое горе

Исчезни по слову разума.

В последних строчках стихотворения можно услышать пессимистический вывод о том, что жизнь пуста и глупа. Лирический сюжет подчеркивает, что смотрит на мир холодным вниманием.

Поэма основана на конфликте сердца и разума. В душе одного человека идет острая борьба между разумом и страстью. Не находя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой не верит в них. Его окружает глубокое одиночество, которое встречается в интимных человеческих отношениях. Такое состояние ума усугубляется тем, что все чувства в мире перевернуты.

В отличие от других опер Лермонтова, стихотворение «И скучно, и грустно». Тема одиночества звучит особенно горько и грустно, и поэт не может преодолеть это всепоглощающее чувство. Его лирический герой в минуты душевного замешательства стоит, пытаясь найти выход спасение души. Он обращается к вечным ценностям, составляющим радость и смысл жизни. Он пытается найти опору в идеалах, которые раньше были для него драгоценны, но в конце концов отвергает саму жизнь.

17. Значение

Поэма «Одиночество» — психологический портрет одинокого человека. Позволяет понять настроение поэта.

М. Ю. Лермонтов, как и в других работах, уделяет внимание личности в процессе самопознания и развития. Работа относится к первому периоду творчества. В эти годы поэт писал стихи в виде лирических зарисовок, извлеченных из дневника под названиями «исповедь», «монолог».

Предметом изучения лермонтовских текстов является человеческая душа. Поскольку невозможно заглянуть в чужую душу, поэт изливает свою.

Тексты Лермонтова — это исповедь, душевное становление, искренность. Эти направления стали художественным открытием для всей русской литературы.

Основная идея

Смысл стихотворения Лермонтова «Одиночество» — в неизбежности одиночества, в невозможности найти родственную душу в мире, полном безразличия к чувствам других.

Лирический герой, осознавая свою оторванность от других, отрешенность от своего мира, начинает видеть уход от жизни как наиболее логичный результат, потому что в любом случае его жизнь никому не дорога. В этом основная идея поэмы «Одиночество»:

«Никто не сломается на этом,
И будет (я уверен)
Веселей со смертью,
Моего рождения…»

Мотивы одиночества в любовной лирике

Возможно, он найдет прибежище в самом прекрасном человеческом чувстве: любви? Но нет, причины одиночества и любви, как это ни парадоксально, тесно переплетены, мы находим множество авторских любовных текстов, но прежде всего он посвящен разочарованиям и неудачам. Любопытно, что в повседневной жизни Лермонтов прославился скептиком и, в частности, любил развлекаться, расстраивая чужие браки: признался будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть с ним помолвку, после чего со спокойствием покинул ее. «Пусть плачет… / Для нее это ничего не значит!» («Завет») — образ безразличной женщины с «пустым сердцем», свойственный ее лирике, и, конечно, такая любовь не спасает от одиночества, а только усугубляет его. Поэт остается непонятным даже в любви, и это хорошо видно на примере стихотворения «Спасибо», где он с горькой иронией благодарит возлюбленную за все нанесенные ему оскорбления:

«Даже если ты не понимаешь моих увлечений, но спасибо за фальшивое внимание!» (1830 г).

Таким образом, популярное в русской литературе доказательство любви подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не раскрывать своих желаний» («В альбом»), винит судьбу в том, что его возлюбленная «скоро изменилась» («Не ты, а судьба виновата. «) и приходит к печальному естественному выводу:

«Никто, никто, никто не смягчил эту мятежную меланхолию в изгнании! Быть влюбленным? — Я трижды любил, трижды любил без надежды »(« Никто, никто, никто не любил »1830).

Истоки мотива одиночества

Причина одиночества появляется в текстах Лермонтова в основном из-за приверженности романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порой переплетаются романтические и реалистические традиции, исследователи тем не менее уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже более того говорят о новом, синтетическом », Романтизм Лермонтова — представляет собой, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой — подражание романтизму Байрона (а затем и его трансформацию).

именно из Байрона появляется романтический герой Лермонтова, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, непонятен и отвергнут миром, он борется за бунт и единство с природой, а не с людьми:

«… Всегда один, темный властелин Высокой Башни, все провозглашает миру, но сам Он чужд всему, земле и небу» (1831).

Лирический герой Байрона преисполнен презрения к сытой и бездушной толпе, добровольно изолируется от нее и не ищет материальных ценностей и тем более моральных компромиссов. Подражая ему, Лермонтов первым выводит в своих стихах такого ссыльного героя, который мечтает уединиться, бросить мир, так как для него «весь мир и пуст, и скучен»:

«О! Если бы мои дни текли в сладкой груди мира и забвения, свободную от суеты земной и вдали от мирских волнений…» (1829).

Однако в дальнейшем мотив одиночества начинает меняться, отходя от подражания и превращаясь в нечто свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, свойственное романтизму в целом, доведено до крайности, подчеркнуто всеми возможными методами. Даже с Байроном, его учителем литературы и отчасти одиноким товарищем, Лермонтов больше не хочет видеть ничего общего. Возьмем для примера известные стихи поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».

Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвой страстей, Мне суждено волочить терновый венец» (1830), то во втором мотив полной индивидуальности уже ясно ощущается: Нет, я не Байрон, я другой, / Неизвестный избранный »(1832), и слышно мрачное предсказание его собственной судьбы, судьбы, которая кажется его лирическому герою вполне естественной: «Я начал первым, я залечу рану, / Мой разум сделает немного…» (1832).

так родилась причина одиночества Лермонтова. Рассмотрим, как это осуществляется в контексте всего его творчества, и, прежде всего, отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может проявляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от имени какого-либо человека романтический герой, или переплетенный с другими причинами: любовью, природой, Родиной.

Анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» — лучшее сочинение

Основная тема всего творчества Лермонтова М.Ю это личность, ее развитие, самопознание и самореализация в жизни. В этом можно убедиться, изучив его ранние стихи, они наиболее показательны. В основном это зарисовки лирического характера, а также отрывки из дневника (дневниковые записи), которые точнее описывают не только все творчество поэта, но и его понимание действительности в целом.

Абсолютная искренность человека — основа текстов Лермонтова, хроника становления души, его истинного искусства личности. Чувства, духовная жизнь и происходящие в ней события интересуют поэта в момент их формирования (осознания). Для Лермонтова важен сам процесс формирования внутреннего мира человека и его изменение в зависимости от внешней среды. Герой всего лирического творчества автора максимально приближен к самому поэту, он — образ человека, в котором заключены основные конфликты существования всего жизненного.

Весь внутренний мир Лермонтова и его героя соответствует бунтарскому образу с его культом скрытой сущности персонажа, борьбой с судьбой и стремлением к миру, а также неприятием людей, что проявляется во многих его произведения, в том числе стихотворение «Одиночество».

Тема одиночества ярко проявляется во всех творчестве М.Ю. Лермонтова («И скучно и грустно, и некому выручить в минуту душевного затруднения»). Все попытки героя поэта что-то изменить в этой жизни заканчиваются неудачей и наступает момент разочарования («Я ничего не жду от жизни и нисколько не жалею о прошлом”).

Сам поэт в своей жизни был одиноким человеком и в своем творчестве проявлял себя с детства, как показывают его творения. В его стихах также есть сосна, которая одна растет в дикой природе на севере, мечтает о дикой пальме и гигантской скале, которая остается одна в его стихотворении «Утес».

В своих произведениях он называет своего героя отвергнутым миром странником, но это отвержение — свобода. Всю жизнь Лермонтов подражал Байрону, который был очень похож на поэта в целом.

Как ни странно, но одиночество лермонтовскому герою не навязывается миром, это добровольное решение самого персонажа и, по мнению поэта, это единственно возможное душевное состояние. Ни родина, ни искренний друг не помогут избежать этого «вечного чувства.

Здесь начинается новое (т. Е. Лермонтовское) толкование одиночества, что означает отвержение, изгнание, блуждание. Это особое уединение, выбранное путешественником добровольно.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Одиночество» представлены в следующем списке:

  1. 1. Обреченный на одиночество лирический герой чувствует себя несчастным узником, заключенным жизнью в свои «цепи». Жизнь без возможности искреннего понимания со стороны другого человека кажется ему суровым наказанием: тюремным заключением.
  2. 2. «Король воздуха» — образ мечтателя, который царит в своем воздушном замке, отгороженный с помощью фантазий от безразличия окружающего мира. Этот образ также отражает эгоцентричную позицию лирического героя, его чувство собственной исключительности, выбора.
  3. 3. «Годы проходят, как мечты» — образ быстротечности времени, эфемерности жизни.
  4. 4. «Одинокий гроб» — изображение, символизирующее одинокую смерть, которую герой предпочитает жизни среди равнодушных людей.

Смерть как следствие разочарования в жизни

Наверное, каждое второе стихотворение Лермонтова содержит слова гроб / могила, смерть / кончина и т.д.: «Умирать веселее. Конец, как звучно это слово… »(1832 г.). В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» — выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: жизнь — пустая и глупая шутка», а он ждал смерти: «Но я без страха жду преждевременного конца приди за мной, чтобы увидеть новый мир »(« Не смейся над моими вещими тосками », 1837). Но что такое смерть, как не одиночество? Позже С. Фрейд скажет: «Мы входим в мир одни и оставляем его в покое». И Михаил Юрьевич прожил свою жизнь один, ожидая смерти, как начала чего-то нового, может быть, лучшего, и потерял в молодости надежду на существование добра на земле. Как поэт во всем потерял веру и стал таковым, он пишет в стихотворении «Я со страхом смотрю в будущее» 1838 г:

«И мою усталую душу объяты тьма и холод; Как скороспелый плод, лишенный сока, он исчез в штормах судьбы Под знойным солнцем бытия».

Разочарование поражает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он сталкивается с непоследовательностью: в любви его ждет измена, в дружбе он не находит человека, который его понимает. Затем он разочаровывается в обществе, в его устоях, в пошлых мирских развлечениях, в пустом существовании людей. Он не приемлет государственного строя, политики, уничтожающей гения, вольнодумца. То есть поэт не верит во все земное. Только природа представляет собой хотя бы своего рода центр гармонии, но даже здесь его поражает разочарование после убеждения в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако в небесном мире он не находит себе убежища, так как с юных лет был отравлен ядом своего демона: «И часто под звуки греховных песен. Боже, я не молюсь Тебе »(« Молитва », 1829 г.). Поэтому демон, обреченный на вечные странствия и одиночество, сопровождает поэта, никогда не покидая его.


Лирический герой и общество: осознание одиночества

Герой Лермонтова противостоит обществу и поэтому рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, а если временами подходит к нему, желая «быть шумной толпой», то только для того, чтобы делать неутешительные выводы: в каждом он видит «тупого льстец» и «Иуда», и почему «А потрудитесь подумать — / Умереть веселее» («Что хорошего в жизни! .. Без приключений»). Конечно, такая компания не может угодить герою и, наоборот, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушных людей», «маски, связанные с порядочностью» — поэт не скупится на нелестные черты лица, стараясь максимально подчеркнуть свою внешность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить их жизнерадостность», И смело пускает железный клич, / Пропитанный горечью и гневом! .. »(« Сколько раз в разнородной толпе »). Неудивительно, что почти во всех текстах, посвященных так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, присутствует горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет равных поэту, и поэтому он «грустно» смотрит на нынешнее поколение: «Мы и ненавидим, и любим случайно, / ничем не жертвуем ради злобы или любви», — сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти у него не останется его потомки, все здесь, в том числе и он сам, будет высмеян и забыт: «Мы проедем мир без шума и бесследно» (Дума). И в смерти, в жизни, в толпе и наедине с собой герой Лермонтова одинок.

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова