- История создания
- Краткий анализ
- помогите написать анализ стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал». С. Пушкина «Кинжал»
- Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова 2 вариант
- Размер и рифма
- Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 19. Мое отношение
- Сопоставительный анализ со стихотворением Пушкина
- Текст «Кинжал» М.Лермонтов
- Центральные персонажи
- Литературные приемы, используемые автором
- Главная тема стихотворения
- Сюжет
- Александр Пушкин — Лемносский бог тебя сковал (Кинжал)
- Жанр, направление и размер
- 14. Художественные особенности
- Анализ стихотворения «Кинжал» Михаила Юрьевича Лермонтова
- Лирика в стихотворении «Кинжал»
- 15. Размер, рифма, строфика
- 18. Актуальность
- Композиция
- Анализ №4
- Образ кинжала в творчестве Лермонтова
- Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»
- Здесь искали:
- 11. Лирический герой
- 17. Значение произведения
- История написания стихотворения
- Анализ содержания
- Средства художественной выразительности
История создания
Поэма М.Ю. Лермонтовский «Кинжал» был написан поэтом в 1837 году.
Поводом для его создания стал подарок вдовы А.С. Грибоедова Нины Чавчавадзе, за что М.Ю. Лермонтов питал глубокое уважение и нежные дружеские чувства. Находясь в Грузии, поэт часто бывал в доме этой необыкновенной женщины, посещая вместе с ней могилу ее мужа.
Перед отъездом Лермонтова в Петербург Нина Чавчавадзе подарила ему великолепный кинжал, принадлежавший Грибоедову. На следующий день родилось знаменитое стихотворение.
Краткий анализ
Перед чтением этого анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кинжал.
История создания — стихотворение было написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда начался прорыв в творчестве писателя. Станьте частью сборника стихов под названием «Гирланда». Однако впервые он был опубликован не в нем, а в журнале «Новый путь» в 1904 году.
Тема стихотворения — место поэта в современном обществе.
Композиция связная, Брюсов от первого до последнего стиха развивает идею о том, что поэт должен быть с народом и поддерживать революцию. Но в то же время вечная жертва — это не то, что от него требуется.
Жанр — гражданские тексты.
Поэтический метр — ямб четырех и шести футов.
Эпитеты — «прошедшие дни», «загадочно прошедшие века», «робкие звонки», «родной зов», «кровавый свет», «верная сталь», «огненные флаги”.
Метафоры: «шумит буря», «молча кланяются под иго», «зов трубы», «кинжал поэзии», «молния вспыхивает”.
помогите написать анализ стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал». С. Пушкина «Кинжал»
Молодой Пушкин часто высказывал свои антимонархические убеждения, а Александр I говорил, что поэт «наводнил всю Россию эпатажными стихами: вся молодежь читала их наизусть». А Пушкина сослали на юг России. Таким образом, поэт, не являясь членом тайного политического общества, первым подвергся гонениям за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и их идейным лидером Пестелем. К этому периоду относятся его свободолюбивые стихи: «Кинжал», «Узник», «Давыдову». Поэма «Кинжал» — одно из самых трогательных политических произведений. Вскоре она стала известна всей России, хотя нигде не публиковалась. Гневные строки читались наизусть.
Поэма «Кинжал» — свободолюбивый стих, одно из самых трогательных политических произведений.
Свобода — это тайный страж, карательный кинжал, высший судья стыда и негодования.
Пушкин превозносит кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала здесь никак не связан с идеей поэта, поэзией.
В годы южной ссылки Пушкин сблизился с Орловым, Раевским и другими кишиневскими декабристами и стал выразителем их идей. В стихотворении 1821 года «Кинжал» Пушкин четко определяет себя как сторонник тираноубийства. По задумке Пушкина, на каждого тирана найдется кинжал:
Как луч ада, как молния от богов, немой клинок сияет в глазах нечестивых, И, оглядываясь, трепещет Среди его празднеств.
Цезарь хочет стать императором Рима, но Брут убивает его. Марат становится палачом революции, свободы, и его убивает Шарлотта Корде. «Угроза позора преступной власти» кинжал становится символом мести для каждого тирана.
Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова 2 вариант
Лермонтов считал Пушкина своим непосредственным предшественником и учителем. Во многих стихотворениях он обращается к темам и образам, созданным великим поэтом. Поэма «Кинжал» (1837) также отсылает читателя к одноименному произведению Пушкина. Но версия Лермонтова гораздо более «земная», в ней нет горячего гражданского обращения. Поводом для написания послужил реальный случай: во время кавказской ссылки поэт получил кинжал в подарок от одной из дочерей князя Чавчавадзе. Эта история описана в произведении.
Поэма напоминает пушкинский «Кинжал» только по форме. Это также монолог лирического героя, превращенного в грозное оружие. Для Лермонтова кинжал — не символ сопротивления и непримиримой борьбы за свободу. Он был создан как орудие убийства. Кроме того, поэт указывает, что первоначальный процесс ковки был связан с обычной местью «задумчивого грузина». Только окончательная заточка должна была привести его «в грозную битву».
Лермонтов лишь косвенно упоминает, что когда-то кинжал выполнил свою прямую функцию («кровь . по тебе пробежала»). Для поэта это прежде всего дорогой сувенир о красивой девушке. Расставание, видимо, далось нелегко, так как впервые в жизни по кинжалу потекла слеза. Лермонтов очень поэтично сравнивает слезу с «жемчужиной страдания». Поэт продолжает череду противостояний. Стальной отблеск кинжала напоминает ему глаза девушки, которые от волнения «то .. потускнели, то светились».
Подарок руки подруги приобретает для Лермонтова символическое значение. Он перестает быть просто орудием убийства. Он как бы стал оживленным спутником поэта, к которому в трудную минуту можно обратиться за поддержкой. Кинжал — это «знак любви», единственный его недостаток в том, что он не может говорить. Но это не так уж важно. Кинжал будет постоянным напоминанием автору о девушке, любовно сопровождавшей его. Это станет невидимой связью, связывающей две души вместе.
В последних строках Лермонтов заявляет, что он сам будет кинжалом в крепости. Можно предположить, что поэт также имеет в виду свою верность любимой, которая подобна верности кинжала своему хозяину.
Размер и рифма
При анализе «Кинжала» Лермонтова по плану следующим пунктом является определение поэтического метра и метода рифмы. Произведение было написано несколькими стоячими ямбами, которые часто использовались для написания стихов на гражданскую тематику. Поперечная форма рифмы придает произведению еще больше лиризма, а линиям — эмоционально приподнятую окраску.
Поэзии не хватает вычурности образов, напыщенности слога. Все линии органично связаны между собой, что придает композиции целостность. Последние написаны возвышенным слогом, потому что поэт в них воспевает высшее достоинство человека: его стойкость и нравственность духа.
Система образов
В поэме Лермонтова «Кинжал» два основных образа: булатный кинжал и лирический герой. Их окружают невидимые второстепенные персонажи.
Над изготовлением кинжала работали «угрюмый грузин» и «вольный черкес». Славное оружие должно было участвовать в «грозной битве», чтобы стать орудием мести.
Но кинжалу уготована иная судьба. Лирический герой получает ее из рук некой женщины, с которой у него нежные отношения. Поэт не называет имен, не рассказывает о конкретных событиях, поэтому завораживающая сторона неизведанного окутана тайной.
10. Центральные персонажи
Главные герои поэмы — лирический герой и кинжал.
Образ лирического героя возникает из его монолога. Читатель понимает, что перед ним мужчина с честной и благородной душой, который мучительно говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет ее имя, опасаясь оскорбить ее своими чувствами.
Он клянется быть твердым и непреклонным, не менять своих принципов и убеждений. Дамасский кинжал ему не только друг, но и «пример не бесполезен».
Изображение кинжала символично. Поэт олицетворяет холодное оружие, наделяя его человеческими чертами. Именно с кинжалом лирический герой ведет задушевную беседу, называет его «светлым и холодным товарищем» и признается ему в любви.
Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего владельца А.С. Грибоедова.
19. Мое отношение
Строки стихотворения великого поэта заставляют сопереживать лирическому герою, трогать душу. Читая произведение, я почувствовал боль разлуки, я мечтал стать лучше и сильнее, я понял, как важно оставаться верным своим убеждениям.
Сопоставительный анализ со стихотворением Пушкина
известно, что у Пушкина было и стихотворение «Кинжал», написанное в 1821 году.
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина кинжал — карательное оружие. Прочитав, многие современники сделали вывод о требовании свержения нынешнего режима, основываясь на анализе исторических фактов. Клинок Пушкина закован богами, чтобы сохранить свободу. В творчестве Лермонтова он создан руками человека, хотя предназначен для кровопролития.
Как и Пушкин, Михаил Юрьевич использует монолог лирического героя, рассказывающий историю кинжала. Первый стих также перекликается с соответствующим произведением великого поэта. Однако, в отличие от призыва Пушкина к свержению нынешнего режима, кинжал Лермонтова является символом мужественности, любви, разлуки и верности. При этом Пушкин использует возвышенные образы, стихи Лермонтова написаны простыми и понятными словами.
Текст «Кинжал» М.Лермонтов
Я люблю тебя, мой дамасский кинжал, светлый и холодный товарищ. Вдумчивый грузин сковал тебя в отместку, резкий вольный черкес — за грозную битву.
Рука лилии поднесла тебя ко мне В знак памяти при разлуке, И впервые кровь не текла по тебе, Но светящаяся слеза — жемчужина страдания.
И черные глаза, задержавшиеся надо мной, наполненные таинственной грустью, как твоя сталь в мерцающем огне, то внезапно потускнели, то засверкали.
Ты мне дан в товарищ, в знак безмолвной любви, И путник в тебе не бесполезный пример: Да, я не изменюсь и буду стойким духом, Как ты, как ты, мой железный друг.
Центральные персонажи
Главные герои поэмы — лирический герой и кинжал.
Образ лирического героя возникает из его монолога. Читатель понимает, что перед ним мужчина с честной и благородной душой, который мучительно говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет ее имя, опасаясь оскорбить ее своими чувствами.
Он клянется быть твердым и непреклонным, не менять своих принципов и убеждений. Дамасский кинжал ему не только друг, но и «пример не бесполезен».
Изображение кинжала символично. Поэт олицетворяет холодное оружие, наделяя его человеческими чертами. Именно с кинжалом лирический герой ведет задушевную беседу, называет его «светлым и холодным товарищем» и признается ему в любви.
Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего владельца А.С. Грибоедова.
Литературные приемы, используемые автором
Основная отличительная черта работы — обобщение. Лермонтов широко использует этот прием в своей работе, чтобы дистанцироваться от конкретного человека, места и обстоятельств. При этом читателю предоставляется возможность дать свободу фантазии, поразмышлять, пофилософствовать. Например, не зная предыстории написания стихотворения «Кинжал», невозможно сделать вывод о том, кто подарил лирическому герою столь драгоценный и неожиданный подарок. То, что это женщина, подсказывают читателю слова «черные глаза», «рука лилии». Однако описание настолько общее, что многие грузинские девушки подходят под него.
Техника персонификации, использованная автором, помогает «оживить» кинжал, придавая ему характеристики, уважаемые поэтом. Ссылаясь на «ты» ламу, автор позиционирует его как своего вечного спутника, друга и соратника. В то же время кинжал для Лермонтова — пример для подражания. Противодействуя холодному оружию, лирический герой стремится к такой же духовной стойкости. Эпитеты, используемые для усиления впечатления, подчеркивают мужественность оружия. Михаил Юрьевич использует такие слова, как «свет», «холод».
Поэма написана с ямбическими разветвлениями. Это измерение присуще произведениям русской литературы патриотической направленности. Лиричность и возвышенно-эмоциональное настроение «Кинжала» подчеркнута перекрещенной рифмой.
Главная тема стихотворения
Анализируя «Кинжал» Лермонтова, следует отметить, что кинжал представлен в нем не как символ оружия, а как символ силы духа, верности долгу. Подобно тому, как Нина Чавчавадзе долгие годы хранила светлую память о муже, Михаил Юрьевич в каждом своем творении показал свою верность избранному им пути поэта.
Все образы в этом стихотворении лишены специфики, читатель может только догадываться, о ком идет речь. Образ женщины, предъявившей кинжал, описан расплывчато, неясно. Когда-то у воинов был обычай называть свое оружие. Для Лермонтова кинжал — товарищ по оружию, и он восхищается его стойкостью, обещая не менять себя и сохранять стойкость.
Сюжет
Простой сюжет имеет глубокий смысл.
В начале стихотворения читатель знает дорогой сердцу поэта дамасский кинжал. Откройте для себя историю его создания. «Ради мести», «на грозную битву» ковали и точили славное оружие.
Затем кинжал попадает в руки поэта «в знак памяти». И это не кровь, которая течет через него, а «светящаяся слеза — жемчужина страдания».
Заключительный стих стихотворения — торжественное обещание автора под стать драгоценному подарку. «Я не изменюсь и буду тверд духом», — говорит поэт.
Прошлое, настоящее и будущее органично слились в единое целое, выражая главную идею стихотворения.
Александр Пушкин — Лемносский бог тебя сковал (Кинжал)
Бог Лемнос связал тебя Руками бессмертной Немезиды, Свободы, тайной стражи, карающего кинжала, № 4. Окончательный судья стыда и негодования.
Где Зевс молчит гром, где дремлет меч закона, Ты исполнитель проклятий и надежд, Ты прячешься в тени престола, п. 8 Под блеском праздничных нарядов.
Как луч ада, как молния от богов, немой клинок сияет в глазах нечестивых, И, оглядываясь вокруг, трепещет, № 12 Среди своих пира.
Где бы он ни встретил ваш неожиданный удар: На суше, на море, в храме, под шатрами, За скрытыми замками, N. 16 На ложе сна, в семье.
Милый Рубикон шелестит при Цезаре, пал суверенный Рим, пал вершиной закон; Но возмутился Брут любитель свободного: №20 Ты убил Цезаря — и, мертвый, обнимает гордый мрамор Помпея.
Дьявол мятежей издает гневный крик: презренный, темный и кровожадный, n. 24 Над обезглавленным телом свободы поднялся уродливый палач.
Апостол разрушения усталому Аиду своим перстом установил жертвоприношения, No. 28 Но высший суд послал к нему тебя и деву Евмениду.
О праведный юноша, роковой избранник, о песок, твой век замер на пне; № 32 Но добродетели святого Остался голос в казненном пепле.
В своей Германии ты превратился в вечную тень, Угрожающую бедой преступной власти — № 36 И на торжественной могиле Горит кинжал без надписи.
Жанр, направление и размер
это произведение сложно отнести к какому-либо жанру: его можно рассматривать как послание (обращение к конкретному человеку или группе людей).
Поэзия принадлежит к философским текстам. Он высказывает свое мнение о судьбе поэта и каждый решает сам, соглашаться с ним или нет.
Композиционно произведение разделено на две части с определенным союзом в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая — из пяти), написанных перекрещенными рифмами с чередованием шестифутового и четырехфутового ямба.
14. Художественные особенности
Стихотворение представляет собой монологическое высказывание лирического героя, обращенное не к человеку, а к холодному кинжалу.
Отличительной чертой произведения является обобщенное универсальное символическое значение. Конкретная жизненная ситуация волей поэта выходит за его пределы.
С помощью удачно подобранных эпитетов и сравнений поэт акцентирует внимание читателя не на внешних деталях, а на внутреннем содержании образов.
Анализ стихотворения «Кинжал» Михаила Юрьевича Лермонтова
Александр Сергеевич Пушкин всегда был образцом и наставником для Михаила Юрьевича. Чаще всего Лермонтов обращался к произведениям, написанным Пушкиным, после чего составлял собственную интерпретацию образов или продолжал тему, выраженную самим Александром Сергеевичем — это произошло со стихотворением «Пророк». «Кинжал» Лермонтова также является отсылкой к «Кинжалу» Пушкина 1821 года. Оба произведения написаны одинаково: монолог лирического героя с холодным оружием. Тот же «Кинжал» был написан в
1837 г
год, под впечатлениями от поездки поэта в Грузию. Лермонтов часто бывал на могиле своего партнера Александра Сергеевича Грибоедова, и в результате одного из таких посещений последовала встреча с женой Грибоедова Ниной Чавчавадзе. Михаил Юрьевич поддерживал вдову, восхищался ее стойкостью. Некоторые считают, что Лермонтов испытывал к ней более глубокие чувства. Однажды поэт, вернувшийся на родину, получил из рук Нины памятный подарок — кинжал, которым владел сам Грибоедов. Тронутый в глубине души драматург сразу же приступает к написанию стихотворения. Главный литературный прием, к которому обращался Лермонтов при создании стихотворения, — персонификация: на протяжении всего произведения герой говорит кинжалом, приписывает ему человеческие качества. Первый куплет описывает отношения между лирическим героем и его кинжалом. Оружие для него своего рода товарищ. В конце стиха рассказывается история кинжала: его выковал грузин для мести и сражения. Во втором стихе поэт описывает, как он получил своего «друга». Именно в этих строках Лермонтов пишет о том, как и по какой причине Нина Чавчавадзе дает ему кинжал. Кроме того, указано, что это впервые для кинжала, когда по нему текла слеза, а не кровь, то есть сейчас оружие не служит своему назначению, теперь это сувенир, хранящий в себе яркие воспоминания сам. Дама с кинжалом упоминается в начале третьего стиха. Его печальные темные глаза смотрят на героя. Зная историю письма, легко понять, почему она чувствует грусть: вдова общается с другом мужа, вспоминает счастливые моменты семейной жизни. У поэта отошли от нее меланхолия и одиночество, но в момент разлуки она понимает, что снова наедине с собой. Отныне кинжал становится спутником жизни лирического героя. Герой готов открыться ему, поговорить, зная, что получит поддержку в трудную жизненную минуту. Память, содержащаяся в кинжале, является наиболее важной, потому что благодаря ей связь сохраняется даже на расстоянии. В последних строках LG решает стать такой же «сильной душой», как и ее «железный друг». Под описанной стойкостью духа, которой автор наделяет кинжал, еще раз стоит понять силу и стойкость, которыми обладала вдова. Возможно, Лермонтов имел в виду, что его духовные силы передавались через инструмент, а через него их получал сам поэт. Лирический герой обещает и дальше придерживаться своих идеалов и жизненных принципов. Поэзия относится к жанру философских текстов. Лермонтов использовал много литературных приемов, в первую очередь персонификацию и эпитеты. Есть сравнение: «Яркая слеза — жемчужина страдания». Примеры эпитетов: «мерцающий огонь», «таинственная печаль», «вольный черкес» и другие. «Кинжал» написан ямбическими красками. Он также использовал перекрестную рифму, которую Михаил Юрьевич использовал для эмоционального усиления.
Лирика в стихотворении «Кинжал»
Короткая, но такая сильная любовь Нины Чавчавадзе и Грибоедова поразила умы многих творческих людей того времени. К тому же красота и ум Нины не могли остаться незамеченными. Однако не меньшее внимание сильного пола привлекла вторая дочь Александра Чавчавадзе, красавица Екатерина. Лермонтов во время своего пребывания в Грузии в 1837 году посвятил ей два стихотворения.
При этом современники различали двух девушек. Екатерина была воплощением красоты, веселья и жизнерадостности. Нина же отличалась спокойным нравом, рассудительностью и сдержанностью. К моменту знакомства юного Лермонтова с обеими девушками Нина уже потеряла мужа на 8 лет, ему было 25 лет. Кате 21 год. Девочки вызвали у Михаила Юрьевича разные чувства. Для Екатерины она испытала нечто вроде пылающей любви. Нина вызывала безмерное изумление и уважение.
15. Размер, рифма, строфика
Поэма написана с ямбическими разветвлениями.
Тип рифмы — крест (АБАВ).
Это позволяет автору изменить высоту повествования от тихой сказки к торжественным обещаниям и теплым воспоминаниям о «руке лилии», «черных очах», но при этом сохраняет целостность содержания и звучания, мелодичность.
Каждый стих поэмы состоит из четырех полных по значению строк.
18. Актуальность
Поэма «Кинжал» — произведение, которое звучит актуально в каждую эпоху. Фактически в нем поэт говорит об общечеловеческих проблемах бытия. Такие понятия, как любовь и верность, отвага и сила духа, всегда остаются значимыми для каждого человека.
Композиция
Композиция стихотворения линейна. События следуют в хронологическом порядке.
Произведение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три смысловые части:
- 1 стих представляет собой вступление, в котором автор признается в любви к кинжалу и рассказывает историю создания грозного оружия: «Вдумчивый грузин выковал тебя в отместку».
- 2, 3 стих — развитие действия. «Рука лилии привела тебя ко мне», — говорит поэт.
- стих 4 содержит клятву верности «железному другу».
Дорогой подарок говорит сам за себя.
Анализ №4
«Кинжал» — не редкий пример произведения из наследия Лермонтова, в котором автор использовал своеобразный прием «кодирования», который исследователи должны «расшифровать», чтобы раскрыть его фундаментальный жизненный принцип.
Часто в таких произведениях Лермонтов «убирает» точные обозначения места и времени представленных событий, опускает или меняет имена их участников. Устраняя детали и детали, связывающие то или иное стихотворение с определенной и определенной средой, в которую помещено «зерно» сюжета (события), поэт придает произведению общечеловеческий смысл, общераспространенный и, в большей степени, значимый другие корпуса, универсальные. Кинжал Лермонтова, который он унес из своей первой ссылки на Кавказе, сохранился до наших дней. Бесконечно дорогая реликвия всем поклонникам поэта! Но как бы мы сузили смысл чудесного стихотворения Лермонтова, если бы свели его к некому целительному тосту в честь дамасского «спутника» поэта, как он сам называл его. Да, мы не забыли, когда, кем и с каким «смыслом» это было преподнесено Лермонтову. В первом издании стихотворение называлось «Дар», в финале — поэма приобрела глубокий смысл и новое название «Кинжал». Стихи 1838 года «Кинжал» и «Поэт» являются программными в творчестве Лермонтова.
В «Поэте» Лермонтов вернулся к теме «Кинжала», посвятив ей больше половины стихотворения. А вот теме «кинжала» придан совершенно другой поворот: «он сияет, как золотая игрушка на стене», теперь «бесславный и безобидный».
Ни со знакомой и заботливой рукой
Не чистит, не ласкает,
И его надписи, молящиеся перед рассветом,
Никто не читает с усердием…
И тут с лермонтовской страстью звучит самый главный вопрос для художника: в нашу эпоху изнеженный, ты не поэт, поэт растерялся, приняв за золото ту силу, которую свет слушал с безмолвным почтением. Здесь Лермонтов предстал перед своими читателями как великий поэт, отстаивающий идеи гражданственности и национальности искусства, гневно осуждающий тех своих «священников», которые для развлечения праздной толпы обманывают блеском » боец, поэт-трибун должен звенеть «как колокол на башне, дни праздников и людские бедствия». Даже Белинский, знавший силу слова Лермонтова, был поражен в «Поэте» бурным оживлением. «, от» трепещущей страсти, истощенной своей полнотой «и пламенной мысли, содержащейся в его стихах.
Образ кинжала в творчестве Лермонтова
Используя своеобразную «кодировку» образов, Лермонтов представляет вниманию читателя диалог с представленным ему оружием. Если не смотреть на стихотворение с точки зрения истории написания, не зная, кто стал прототипом дарителя, это больше похоже на заявление о восхищении подарком. Однако присущий ему глубокий смысл позволяет восхищаться кинжалом, преподносить его как символ светлого и смелого будущего.
Использование изображения кинжала в стихотворении «Поэт» имеет противоположную цель. Вот здесь и приходит в негодность красивое мерцающее лезвие. Он стоит у стены, пылится: «Никто его не чистит и не ласкает его обычной заботливой рукой». Здесь клинок также сравнивают с творчеством поэта. Однако если в «Кинжале» автор клянется ему в верности, он делает его своим постоянным спутником, основная миссия которого — помнить о верности своей миссии, в «Поэте» клинок ни к чему. Созданный для славных сражений и отважных сражений, выкованный рукой славного альпиниста, кинжал потерял своего владельца, а значит, стал бесславной игрушкой в чужих руках.
Так, в стихотворении «Кинжал» Лермонтов клянется поставить творчество на службу людям. Разочарование характерно для произведения «Il Poeta». Роль литературы в жизни общества уже не так значительна, она не несет в себе того побуждающего и божественного начала, как прежде.
Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»
Стихотворение «Иль поэта» («Мой кинжал сияет золотыми украшениями…»). Восприятие, интерпретация, оценка
Стихотворение «Иль поэта» («Мой кинжал сияет золотой отделкой…») написал М.Ю. Лермонтова в 1838 году. В 1839 году он был опубликован в журнале «Отечественные записки». В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии в постпушкинский период. И в этом плане стихотворение является литературным высказыванием Лермонтова.
Произведение можно отнести к гражданской лирике. Его основная тема — гражданская миссия поэта.
Стихотворение построено на основе детального сравнения. Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом, который некогда верно служил своему владельцу, а затем стал бесполезной и бесславной игрушкой. С этим противопоставлением лирического героя с кинжалом мы уже встречались в поэме Лермонтова «Кинжал». Только в этом стихотворении это сопоставление приобрело положительный оттенок: герой обещал сохранить свою духовную стойкость, как своего «светлого и холодного товарища». В стихотворении «Il поэта» это сопоставление имеет более пессимистический оттенок.
Композиционно можно выделить две части произведения, каждая из которых построена на основе противоположности. В первой части рассказывается о славной военной судьбе кинжала:
Он служил рыцарем в горах много лет,
Не зная стоимости услуги,
Страшный след он оставил не на груди И порвал не одну кольчугу.
Теперь верным спутником героя стала золотая игрушка, которая сияет на стене. Такова, по мнению автора, судьба поэта в современном мире:
В наш век избалованный, настоящий поэт,
Он потерял свое предназначение
Приняв за золото силу, которую свет слушал с молчаливым благоговением?
Исследователи отметили здесь перекрестную связь тем первой и второй частей: «Он сияет золотой игрушкой на стене» — «Променяв эту силу на золото…»; «Молитесь между рассветом» — «как ладан в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как более образному сравнению двух частей стихотворения, так и более резкой противоположности внутри каждой из них. Во второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и настоящем. В прошлом поэт был носителем истины, вестником народных мыслей:
Стих твой, как дух божий, над толпой витал,
И отзвук благородных мыслей Звенел, как колокол на старой башне В дни праздников и народных бедствий.
Сама поэзия приравнивалась к священному обряду: людям это было нужно, как «благовоние во время молитвенных часов». В современном мире миссия поэта представляется сокращенной, упрощенной и пошлой:
Но мы устали от вашего простого и гордого языка,
Нас развлекают блеск и обман;
Как дряхлая красавица, наш дряхлый мир привык скрывать морщинки под покраснением…
М.Ю. Здесь Лермонтов резко осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Привычная для романтизма противоположность «поэт и толпа» уступает место противоположному решению: поэт — учитель общества, выразитель народной мысли, находится в гармоничном единстве со своим народом (О. Миллер).
В финале стихотворения с кинжалом сталкивается не сам поэт, а стихотворение. М.Ю. Лермонтов предлагает современникам возродить высокую роль искусства:
Ты снова проснешься, насмехающийся пророк!
Или никогда, голосом мести,
Не хочешь ли ты вырвать свой клинок из золотых ножен, Покрытых ржавчиной презрения?..
Стихотворение написано с использованием чередования шестифутового и четырехфутового ямба. Поэт использует различные средства художественного выражения: эпитеты («загадочный персонаж», «избалованный в наш век», «могущественные слова»), противостояние («Толпа нуждалась в нем, как чаша для вечеринок, как ладан в часы молитвы. »), метафора (« Твой стих . витал над толпой »), риторический возглас и риторический вопрос (последний стих).
Поэма имеет программное значение для всего творчества поэта. Мы можем рассматривать это в контексте работы М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни общества — стихи «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».
Здесь искали:
- анализ поэта Лермонтова
- золотая отделка заставляет мой анализ кинжала сиять
- анализ стихотворения поэта Лермонтова по плану
11. Лирический герой
Мысли о чувствах лирического героя созвучны переживаниям поэта. На протяжении всего текста образ лирического героя пересекается с изображением кинжала.
Воплощая оружие, он называет его своим товарищем, которому хочет подражать. «Ваш пример не напрасен», — говорит он кинжалу. Не менять себя, быть сильным и несгибаемым, как его «железный друг» — главная задача лирического героя.
17. Значение произведения
Значение этого небольшого стихотворения нельзя недооценивать. Лирический герой оперы воспринимался современниками как образец для подражания.
Его торжественное обещание: «Да, я не изменюсь и буду тверд духом» прозвучало как приглашение продолжить дело бывшего обладателя славного оружия А.С. Грибоедова: мужественно бороться с несправедливостью и беззаконием, быть верным идеалам мира правда и добро.
История написания стихотворения
Поездка на Кавказ привлекла Лермонтова. Однако самым привлекательным регионом всегда оставалась Грузия. Каждый раз, оказываясь в тех местах, молодой поэт посещал могилу трагически погибшего дипломата и писателя, автора блестящего произведения «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. Загадочная смерть дипмиссии в Персии потрясла все светское общество. Однако не меньше поразило поведение его вдовы Нины Чавчавадзе. Юная красавица проявила такую настойчивость и отвагу, что вызвала уважение у всех поклонников творчества мужа. По настоянию вдовы на Мтацминде установлен памятник Грибоедову. Горько рыдающая на коленях женщина — это сама скорбящая вдова. Поэтому творческие люди и художники каждый раз не только посещали могилу Грибоедова, но и навещали Нину.
Лермонтов, как и многие другие, очень уважал вдову. История его жизни, беззаветная любовь к великому драматургу волновала поэта. Поэтому, проезжая мимо Тифлиса, он навещал Чавчавадзе, вел с ней долгие философские беседы.
В 1837 году во время одного из таких визитов вдова писателя подарила Лермонтову и Одоевскому кинжалы, ранее принадлежавшие Грибоедову. Молодой поэт был так взволнован и потрясен таким подарком, что, вернувшись домой, написал стихотворение, в котором поклялся быть стойким и верным судьбе поэта. Уже к вечеру следующего дня Лермонтов читает Николозу Бараташвили строки своего «Кинжала» и получает самые положительные отзывы. В 1838 году стихотворение было переработано.
Присягу, взятую в произведении, Лермонтов свято хранил всю свою жизнь, как и дар великой, по его мнению, женщины. Подобно тому, как Нина Чавчавадзе оставалась верной своему покойному мужу в течение тридцати лет, поэт с честью нес бремя своего таланта все свои короткие годы жизни. Он никогда не выдавал своего литературного дара. Даже с военной службы он собирался закончить и полностью посвятить себя поэтическому служению народу. Однако в силу обстоятельств не успел.
Анализ содержания
Четыре строфы поэмы наполнены особым смыслом. В первых четырех строчках автор признается в безмерной любви к кинжалу, называя его своим «светлым и холодным» товарищем, Лермонтов понимает, что этот дар станет его вечным спутником. Особое внимание уделяется происхождению и назначению кинжала:
— грузин подделал его для кровной мести; — Черкес — за освободительную битву.
Во втором стихе автор говорит, что кинжал ему дала женщина. Это становится ясно из слов «рука лилии». Кроме того, подарок не предназначался ни для использования во время боевых действий, ни для защиты или убийства. Женщина подарила его на память, в знак глубокого уважения.
О самой доноре автор говорит, что у нее сильный характер. Его черные глаза тоскуют или тускнеют под тяжестью воспоминаний, а затем вспыхивают яростным пламенем. Лермонтов сравнивает женскую природу со сталью клинка, который нельзя сломать. В четвертой строфе автор торжественно клянется хранить кинжал вечно, оставаться верным его несгибаемым принципам, долгу поэта.
Средства художественной выразительности
Средства художественного выражения, которые использует поэт в поэзии, помогают выразить главную мысль, донести до читателя переживания и переживания автора.
- Главный прием в произведении — персонификация. Дамасский кинжал оживает под пером Лермонтова, приобретает человеческие черты. Станьте другом, товарищем, образцом для подражания.
- Необычные эпитеты наполняют стихотворение лиризмом: глаза, полные «таинственной боли», кинжал «светлый и свободный товарищ», «мерцающий огонь»;
- Антитезис, включающий метонимию, передает накал страстей: «не кровь текла по тебе, а светящаяся слеза — жемчужина печали»;
- Сравнительные повороты создают яркие визуальные образы: глаза «как сталь».