- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- Стиль
- «Ангел». Анализ стихотворения Лермонтова
- Анализ вариант для 7 класса
- 6. Тематика
- 7. Идея
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Ангел» – анализ по плану
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- В старинны годы жили-были… Три пальмы. Ангел смерти. Спор. М.Ю. Лермонтов
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
1. История создания
Поэма Лермонтова «Ангел» завораживает с первых строк. Все в нем дышит тайной. Шестнадцатилетний мальчик, слушавший песню ангела: этот образ заслуживает того, чтобы его запомнили, чтобы потом сравнить его с бунтом и бунтом будущих лет жизни поэта.
По мнению большинства литературоведов, основой стихотворения, написанного в 1831 году, стала память о матери поэта, Марии Михайловне Лермонтовой, которую она потеряла в раннем детстве.
Материнская колыбельная стала для поэта образом потерянного рая. Отсюда выросли самые трогательные стихи Лермонтова о Боге и Вселенной. Одновременно с «Ангелом» поэт создал стихотворение «Душа моя, я помню, с детства // Искал чудесное…».
Эти два произведения объединяет тема потустороннего мира, духовных поисков, жажды чудес.
2. Литературное направление
Поэма «Анджело» написана поэтом-романтиком. Типичный образ романтической двойственности проявляется в образах земного и небесного, прошлого и настоящего.
Литературное направление — романтизм.
3. Род
«Ангел» — это пример духовных текстов. Лирическое начало связано с образом лирического героя, передачей самых сокровенных ощущений его детства через образы неба.
4. Жанр
«Ангел» — лирическое стихотворение, но по содержанию и стилю оно близко к притче. Рассказ о странствиях ангела в аллегорической форме описывает путь каждой человеческой души.
5. Проблематика
Поэт затрагивает важнейшие проблемы человеческого существования: тайну рождения и смерти.
Песня ангела говорит о небесном блаженстве и не может сравниться с скучными песнями земли.
Стиль
Жанр поэзии — поэтическая миниатюра, стиль возвышенный, его можно отнести к философской поэзии.
Произведение создано на основе противостояния неба и земли. Мы можем разделить его на две части по структуре. Первая часть состоит из трех оригинальных катренов. Представляет собой небесный мир. Он размеренный, веселый, безупречный, аутентичный. Мы слушаем чудесную «тихую песню» ангела, в которой внимательно слушаем луну, звезды, облака. Ангел возносит искреннюю и горячую хвалу Богу, невинным душам, и его песня навсегда живет в его сердце.
«Ангел». Анализ стихотворения Лермонтова
Поэма Лермонтова «Ангел» (1831 г.) некоторыми исследователями считается ключом ко всей его поэзии. И сам поэт, видимо, придавал этому особое значение: ведь это одно из немногих ранних стихотворений, которое он включил в сборник произведений 1839 года, и Лермонтов очень строго подходил к их отбору. Так что «Ангел» ему дорог. Действительно, в этом стихотворении много «знаков» мировоззрения и мировоззрения Лермонтова.
Его действие происходит на бескрайних просторах Вселенной и особенно на небесах, хотя оно направлено к Земле. Участники акции: месяц, звезды, облака, ангел, духи, душа. За ними угадывается Творец, их объединяет ангельская «тихая и святая» песня «о великом Боге» и «о блаженстве безгрешных духов / Под кустами райских садов». В этой песне — вся суть жизни, она определяет вершину совершенства, к которой человеческая душа должна стремиться. Отсюда его томление в «мире боли и слез».
Выступления художников, в том числе замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, неоднократно обращались к образу ангела. Этот образ появляется во многих его произведениях, но мы обратимся к одному из самых ранних ранних стихотворений, созданному в 1831 году. Поэту еще не было семнадцати лет… Некоторые считают, что в нем — ключ ко всей поэзии Лермонтова. Поэтому понимание этого очень важно и для нас.
Рассказ о создании поэмы «Анджело».
Никто не знает точной истории создания этого стихотворения, но многие связывают его с воспоминаниями поэта о его преждевременно скончавшейся матери. Лермонтов не запомнил его внешнего вида: ему было всего три года, когда он умер. Но он помнил свой голос и колыбельную, которую она пела поверх него. «Когда мне было три года, — вспоминал поэт, — была песня, которая заставила меня плакать .. ее мне пела мертвая мать». Это воспоминание согревало его в дни одиночества и печали.
А теперь познакомимся со стихотворением «Ангел». (Учитель выразительно читает стихотворение.)
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?
Детям нравятся стихи за их мелодичность. Они понимают, что его настроение меняется от начала до конца работы: если вначале он радостный, безмятежный, легкий, то в конце он становится грустным, в чем-то даже отчаявшимся.
Какие образы вы видели, когда читали и слушали стихотворение? Каким вам видится «полуночное небо»?
Сравните фразу полуночное небо с возможным полуночным небом. Некоторые ученики седьмого класса представляют себе райские сады, где ангел, играя на арфе или лире, поет сладкие песни. Но большинство рисуют звездное небо, сквозь которое плывет легкое белое облако; приближаясь, она все больше принимает очертания изящной фигуры ангела с ребенком на руках… Голова наклонена к ребенку, локоны касаются его щеки.
«Полночное небо» кажется ученикам праздничным, сияющим мириадами звезд, которые, как процессия, сопровождают посланника Бога, а месяц готовит ему тропу, похожую на муслиновое одеяло. Небо не темное, оно не черное, наоборот напоминает темно-синий бархат, в котором, как корона, сияет золотой месяц. Небеса исполнены благоговейного внимания к песне ангела. Полночное небо, вероятно, выглядело бы иначе: непредсказуемым, тревожным, полным ужасных тайн и снов.
Почему ангел так ясно и ясно виден в ночном небе?
он светлый и поэтому особенно выделяется в темноте ночи и становится еще ярче в свете звезд и луны.
Куда и куда идет ангел? Какова его цель?
Ангел спускается с небес на землю, где уносит «юную душу». Обратите внимание на первые и последние слова стихотворения. (Небо и земля.). Эти слова расширяют пространство произведения до космического, универсального и ясно обозначают небесный и земной миры.
От кого мы узнаем о небесном мире? Каким ты видишь небесный мир?
Постарайтесь показать, что это воплощение гармонии. Ангел поет о мире небесном. Со своей стороны, этот мир предстает перед нами прекрасным и гармоничным — в нем, под небесными кустами, блаженны безгрешные духи, и Бог смотрит на них с радостью. Вся вселенная слушает эту песню.
Какие эпитеты к песне ангела? (Тихо, свято.)
Найдите контекстный синоним песни в стихах. (Хвалить). Это означает, что песня хвалебная, а хвалебная песня, как известно, является гимном или, возможно, одой. Гимн — песня торжественная, поэтому обычно достаточно сильная, величественная.
Но Лермонтов спокоен. Почему? Для кого это поется и почему?
Песня поется для «юной души», которую ангел приносит на землю. Поэтому песня тихая, как колыбельная для ребенка, и в то же время святая, потому что в ней говорится о «великом Боге» и «блаженстве безгрешных духов» на небесах: «юная душа» должна знать, где пришло, к чему стремиться и куда возвращаться… Песня «хвала». Объясните слова «И его похвала / это не было фальшивкой». Песня ангела искренняя, полная любви к небу и Богу, ее слышит не только «юная душа», но и с неба.
Каким словом Лермонтов подчеркивает особое внимание неба к песне ангела? (Они слушали.)
Что ты имеешь в виду? В чем разница между этим словом и словом слушать? Слушать — внимательно слушать, слушать, охотно вслушиваться в слух; усвоить услышанное или прочитанное, направить на это свою волю. То есть «месяц, звезды и толпа облаков» не просто слушают, а впитывают каждое слово ангельской песни. Это важно не только для «юной души», но и для всех. Почему? Это песня о небесном совершенстве, гармонии, блаженстве, о котором мечтает и к чему стремится каждый.
Обратите внимание, что в одном стихе душа сначала называется молодой, а затем молодой. Почему? На первый взгляд, это одно и то же слово, но первое взято из старославянского, второе — из современного.
Какой оттенок звука приобретает слово с одинаковым лексическим значением в каждом случае? Старославянский язык — церковный язык. В первом случае используется слово молодой: ведь в этот момент душа находится в объятиях ангела, а значит, она еще чиста и невинна. Она уже стала молодой, приземленной на земле, в «мире боли и слез», где ею могут овладеть многие искушения, вместе с которыми приходят и грех, и боль …
Что осталось от неба в этой душе?
Звук ангельской песни. Нет слов — есть только одна мелодия. Кстати, поэты-романтики, к которым Лермонтов принадлежал на начальном этапе своего творчества, придавали музыке особое значение и считали, что только она может полностью выразить душу человека.
Какие ощущения вызывает песня в душе? Почему?
Песня возвращает душу туда, откуда она спустилась на землю: на небеса, в мир гармонии и блаженства. Это заставляет ее хотеть этой утраченной гармонии, дает ей «чудесное желание» вернуться к своим истокам.
Слушай, ты слышишь звук прекрасной песни ангела? Какая у него мелодия? Что помогает его создать?
Да, мы слышим эту песню в удивительном сочетании гласных (a, o, e, i, y), звонких согласных (l, m, n), глухих звуков (n, t, x, s), которые создают ощущение из плавных переливов тихих песен: Ангел летел по полуночному небу И спел тихую песню; И месяц, и звезды, и облака в толпе услышали ту святую песню. Лермонтов использовал здесь приемы аллитерации и ассонанса. Пение мучает душу, противопоставляя земному миру небесную гармонию.
Как он предстает перед нами? Какими глазами мы это видим? Какие детали помогают вам это увидеть?
В земном мире нет гармонии и счастья, мир «боли и слез» называется, пребывание там кажется невероятно долгим (И давно томится в мире), песни земные «скучные», Мы видим это мир глазами «юной души» Я забыл ангельские песни о прекрасном Поднебесном.
Почему Лермонтов так скупо описывает мир земной, а мир небесный так подробно?
Ведь земной, наверное, лучше всех знает. Селеста — воплощение мечты, идеала, стремления души к Богу, чего так не хватает душе на земле, и что она есть, «полная чудесных желаний», с восторгом в своих мечтах. А земля просто заставляет ее плакать и томиться.
Сравните земные и небесные песни. В чем разница?
Земное — скучно, небесное — свято, земное мучает душу, небесное — забирает в рай. Изначально стихотворение называлось «Ангельская песня», поэтому Лермонтов изменил название. Литературный критик Розанов считает, что название было более точным. Ты с ним согласен?
Первое, что говорят седьмые классы: да, Розанов прав, потому что в стихотворении все внимание автора сосредоточено на песне: в стихотворении рассказывается содержание песни, о том, как ее слушают «и луна, звезды и толпа облаков », И« юная душа », как песня согревает душу на земле.
Так почему же автор сам изменил фамилию? Были ли у него причины?
Итак, перечитав стихотворение и подумав, ребята говорят, что главное в стихотворении — это еще не песня, а душа, ее путь с небес на землю и мечта вернуться, а там ангел сопровождает вас в этом путешествии, помогая не забыть идеал и совершенство. Именно он возвращается и возносит душу на небеса.
Поэма «Ангел» вызвала и вызывает большой отклик в сердцах россиян. На его слова написали музыку более 30 композиторов, в том числе А. Варламов, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн и многие другие.
Послушаем одно из таких музыкальных чтений. (Историю любви А. Варламова играет Олег Погудин.)
Им нравится романтика своей нежностью, мелодичностью. Они считают, что и композитор, и исполнитель смогли проникнуться духом и атмосферой оперы.
Удивительно, но почти все музыкальные чтения этого стихотворения особенно проникновенны и трогательны. Может быть, потому, что Лермонтов тонко и психологически точно отразил в нем стремление человеческой души к идеалу, к небу. Это желание становится особенно острым во время разочарований или тяжелых испытаний.
Анализ вариант для 7 класса
Произведение «Ангел» относится к первому периоду творчества Лермонтова. Дата его написания — 1831 год. В основе произведения лежит колыбельная, которую Михаил Юрьевич помнил с детства, как часто ее пела мама. Хотя, по сути, от детской песни остался только метр, но суть изменилась. Стихотворение «Анджело» можно выделить как одно из самых романтических произведений, оно основано на четырех четверостиший.
Сюжет состоит из истории зарождения новой человеческой жизни, ангелу велено нести душу ребенка, чтобы связать ее с телом. Показан путь ангела, во время которого он поет песню и передает мирную жизнь будущему ребенку. Но, к сожалению, на самом деле родившийся малыш окажется не таким милым, как предсказывал ангел. Мальчика ждут обида, слезы и унижение. Единственной радостью этого человека на всю оставшуюся жизнь будет песня ангела, которая останется в его душе и будет сопровождать его до последних дней.
Это стихотворение Лермонтова отличается от других мелодией, оно звучит как песня, которую хочется пройти самостоятельно. Такая мелодия может быть связана с определенным набором шипящих и шипящих звуков.
6. Тематика
Тема произведения — песня ангела.
Все остальные темы творчества Лермонтова вытекают из этой темы: одиночество, изоляция от мира, внутренний бунт, стремление мира к подлинным ценностям.
7. Идея
Идея произведения заключается в том, что душа, рождаясь в мире, теряет знание о небесной родине и забывает, как она общалась с ангелами. Вся земная жизнь — это попытка вернуться в райское прошлое, тоска по небесной музыке.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Ангел» – анализ по плану
Опция 1
История создания произведения
Поэма «Ангел» была написана в 1831 году и стала одним из немногих ранних произведений, опубликованных еще при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесский альманах». Любой, кто анализирует стихотворение Лермонтова «Ангел» — маститый литературовед или студент филологического факультета, соглашается, что оно написано в память о его умершей матери — Марии Михайловне и вдохновлено воспоминаниями о колыбельной, которую она спела его сыну.
Но вполне возможно, что это предчувствие скорой смерти его отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил почти не контактировал, но, несомненно, очень любил, потому что его отец был один из немногих, кто очень рано осознал, насколько одарен его сын.
Тема и идея стихотворения
Поэма, состоящая из четырех четверостиший, описывает полет ангела, несущего «молодую душу» перед его рождением в этот мир «боли и слез». Путешествие сопровождается мирной ангельской песней, прославляющей безгрешные души, небо и Бога, который слушает и понимает не только душу, но «месяц, звезды и облака…».
Эта песня, которую невозможно выразить человеку, остается в душе, принесенной на землю, постоянно терзает ее в земном существовании необъяснимым «чудесным желанием» услышать ее снова.
В конце концов, ангельская песня — это музыка небес, которую обычная жизнь не может затмить: «И звуки небес не могли заменить / Его скучные песни земли». Рассказ о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, ожидающих невинную душу, делят стихотворение поровну.
Художественные средства
Как вам удалось создать такое мелодичное стихотворение, которое напоминает песню ангела и погружает в мысли о вечном? Если вы обратите внимание на синтаксис, то увидите, что все катрены — это независимые, взаимосвязанные предложения, оканчивающиеся точкой. Чтобы передать торжество момента перехода души из одного мира в другой, Лермонтов дает ангельской песне эпитеты «тихий» и «святой».
Земное существование человека противопоставляется небесным «хижинам райских садов», и для этого использовались последние строки второго четверостиший: «… и его хвала не симулировалась». Эти строчки словно меняют настроение, торжество сменяется грустью и судьбой из-за утраченной близости к божественному. Метр представляет собой трехногий амфибрако, в котором ударные слоги в сопровождении безударных звучат очень мягко, придавая мягкость всему тексту.
В поэме Лермонтова «Ангел» также необходимо проанализировать звуковую сторону, поскольку аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими свистящими и свистящими звуками передают ощущение воздуха, рассеченного крыльями ангела.
Образ лирического героя
Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в поэме «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние текстов Байрона. Ощущение избранности, противостояния окружающему миру, одиночества характерно для всех ранних текстов Лермонтова. И этот небольшой романтический очерк был одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, прежде всего самому себе, почему он чувствует себя таким одиноким и непонятым среди окружающих его людей. Стремление к бессознательному, к тому, чего нельзя увидеть и услышать, прочной нитью объединит все произведения Михаила Юрьевича.
Вариант 2
История создания
Основные темы и мотивы текстов Лермонтова — гражданские, личные и философские идеи, но поэма «Ангел» отличается от всех остальных. Точно неизвестно, чем руководствовался автор поэмы «Ангел». По одной из версий, Лермонтов связывает образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны, умершей, когда ребенку было три года. Свою колыбельную, чистые и светлые воспоминания, нежность и тепло поэт помнил на всю жизнь.
Стихотворение, написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 г.), поэт выбрал для публикации в своем единственном сборнике стихов. Это было очень значимо для автора, имело особое значение и характер для всего творчества поэта. Впервые оно было опубликовано в 1839 году. Образ матери, приносящей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.
Предмет
Поэма затрагивает несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всем творчестве Лермонтова: поэт, талант, ссылка — он всегда один; непонимание и осуждение, зависть и презрение — удел талантливого человека. В стихотворении говорится, что «юная душа» ждет «мира боли и слез», «песни земли» ей неинтересны, она иная.
Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю жизнь тосковала с желанием создать те чудесные мотивы, которые когда-то слышала, человеческое счастье невозможно найти с высокой и непостижимой для простых людей целью. Тема веры особенно ярка в стихотворении.
Ангел воспевает живого Бога «не фальшивыми» хвалами, он чувствует иную, лучшую реальность, скрытую от человека. Лирический герой смиренно отдает душу миру, где его ждет земная жизнь, понимая, насколько сложной будет его судьба. Он исполняет волю Всевышнего, таков приказ. Основная идея поэмы — показать рождение новой души, задачей которой будет описывать красоту и величие мира, который когда-то показал ей ангел.
Сочинение
Поэма состоит из четырех строф, объединенных общим сюжетным движением. В первом куплете лирический герой передает образ неба, где ангел летит, поет песню, его «слышат» луна, звезды и облака. Второй стих рассказывает о содержании ангельских песен. Третий создает образ, в котором ангел приносит новую душу в земную жизнь, которая вот-вот начнется. Заключительный стих посвящен неразрешимой проблеме: этот человек всю жизнь будет томиться в поисках: «и звуки неба не могли заменить его скучные песни земли». Стихотворение написано в типичной для романтического направления форме.
Пол
Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, схожей лексики, написания песен и общего пафоса стиха. Поэтическое измерение — это амфибраки различных ступней, в основном трициклических. Рима — турецкая баня (ААВВ).
Это сочетание рифмы и метра очень музыкальное, плавное и песенное. Недаром оперу положили на музыку многие композиторы.
Инструменты выражения
Для Лермонтова характерны образные и живые эпитеты: «чудесное желание», «юная душа», «священная песня», «безгрешные души», «райские сады», «неправда хвала», «скучные песни». Интересная метафора, объединяющая небесные объекты в «толпу», так на небе располагаются луна, звезды и облака. В первом и последнем стихах стихотворения анафора наделяет его музыкальностью и элегией: «Пел тихую песню, и месяц, и звезды и облака с толпой…» Неужели она скучные песни земли…”.
Инверсия предложений делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделить мысли государственной важности: «Великий Бог пел, и хвала Ему не притворялась». Антитезис, подчиненный общей идее поэмы, подчеркивает контраст между «священной песней» ангела и «скучными песнями земли». Само описание «небесного блаженства» контрастирует с миром «боли и слез», что придает элегии философское направление, связанное с библейскими мотивами.
Вариант 3
Михаил Лермонтов вскоре начал писать свои первые произведения. «Ангел» был написан в 1831 году и выпадает на шестнадцатый день рождения поэта. В детстве мама пела ему колыбельную, от которой мало что осталось в его памяти, но легло в основу «Ангела». Все остальное молодой поэт написал заново, именно в память об усопшей Марии Михайловне.
Основная тема поэмы «Анджело»
Это романтическая и эпическая история о рождении нового жителя земли. Ангел уносит свою душу к месту рождения, для воссоединения с телом. Душа, переносимая ангелом, слушает его чудесную красоту песнь о еще более чудесных и удивительных красотах неба. Безгрешная душа учится познавать вечный рай, и это знание бессознательно сопровождает всю ее земную жизнь.
Сама земная жизнь показала мало общего с райским блаженством, реалии оказались такими, что слезы и печаль, унижение и боль стали знакомы ребенку с детства. Но всю свою богатую жизнь в душе он пронес мелодию чудесного ангельского песнопения.
В стихотворении «Анджело» есть контрастная линия противопоставления земной и небесной жизни. Лермонтову это удалось очень легко и красиво: две противоположности разделены четкой линией между двумя мирами, и пересечение происходит только в моменты рождения и смерти человека.
Основная тема всего произведения — мысль о том, что все песни земли скучны по сравнению со звуками неба. Это ясно показывает, что молодой Михаил Лермонтов был идеалистом. Поэма «Ангел» — это песня о песне, которая остается в памяти человека, чтобы он не терял тяги к райскому раю и постоянного чувства радости.
Структурный анализ стихотворения
Жанр оперы, состоящей из четырех четверостиший, эпической и романтической. Поэт сумел добиться удивительной нежности и мелодичности с уникальным подбором слов с преобладанием свистящих и шипящих звуков. Они словно создают эффект дуновения ветерка от легкого хлопания крыльев ангела. В качестве фона они подчеркивают благодать ангельского песнопения, содержание которого не упоминается. О чем эта песня, можно только догадываться. Это гимн божественному миру, который приготовлен для раскаявшихся и светлых людей.
Каждое четверостишие заканчивается своего рода припевом, напоминающим временность оболочки земного тела. Требуется беспечное и бесстрашное отношение к смерти.
В произведении использованы эпитет «святой», «безгрешные души», «тихая песня», «райские сады», «чудесное желание», «юная душа». Метафоры: я нес свою душу, тучи слушали, моя душа томилась.
Синтаксис произведения предельно прост, все предложения простые, они самостоятельны, связаны между собой и оканчиваются точкой. Размер стиха — трехногий амфибракс, поток текста задается акцентированными слогами, сопровождаемыми безударными. Используется непрерывная рифма стихотворения.
Одиночество и смутные воспоминания о прошлом
Все тексты молодого М. Лермонтова характеризуются противопоставлением окружающему миру и ощущением избранности. Именно в «Ангеле» поэт впервые пытается понять для себя, почему он чувствует себя одиноким среди людей. Все написанное Михаилом Лермонтовым пронизано ностальгией по странному бессознательному.
8. Пафос
Пафос поэмы — это стремление к миру, не знающему греха, крик о несовершенстве земли.
Небесные создания не знают лжи и вымыслов, песня ангела кристально чиста и чиста. Спустившись в мир людей, ангел скорбит, не находя покоя.
9. Система образов
Образы в стихотворении соответствуют традиционной христианской символике. К ним добавлены естественные изображения неба: месяц, звезды, облака.
Два мира, земной и небесный, противоположны друг другу. В одном вы слышите «боль и слезы», в другом — песни «о блаженстве безгрешных духов».
Человеческая душа, посланная в мир, является жертвой высшей воли. Она обречена страдать в земном мире, и ангел скорбит заранее, какие испытания ждут ее.
10. Центральные персонажи
В стихотворении описаны или косвенно названы следующие персонажи: Ангел, безгрешные духи, великий Бог, человеческая душа.
Несомненно, важнейшим звеном в этой цепочке для Лермонтова является человек, судьба которого не так завидна, как судьба ангелов. Душа, рожденная в мире, временно отделяется от божественного блаженства и отправляется в мир страданий.
11. Лирический герой
Проводя аналогию с материнской колыбельной, Д.С. Мережковский в статье о Лермонтове высказал предположение, что душа, которую несет ангел, есть душа самого поэта. В нем живы воспоминания детства, звуки небес.
Ангел уносит душу в далекий и странный мир людей, где она всегда будет чувствовать себя одинокой.
12. Сюжет
Сюжет поэмы описывает путь ангела, несущего душу рожденного с неба ребенка на землю. Полет сопровождается чудесной песней, в которой ангел говорит о блаженстве и любви, о Боге и его святых.
Чем ближе ангел к земле, тем больше слышны стоны и слезы людей. Ангелу жаль новорожденную душу, ведь она не скоро воссоединится с небом. «Скучные земные песни» не заменят небесную музыку.
В старинны годы жили-были… Три пальмы. Ангел смерти. Спор. М.Ю. Лермонтов
Тебе — тебе мой скромный дар, моя работа неизвестна и проста, но пылка, но вдохновлена памятью и — тебе!
Я провожу свои дни в тоске И в моем сердце храню твой образ, Но я прошу тебя об одном: будь для меня ангелом смерти.
Явись ко мне в страшный час страданий, и пусть твой поцелуй станет твоим знаком близкого свидания В стране любви, в другой стране!
Золотой Восток, страна чудес, земля любви и сладострастия, где сияет роза — дочь неба, где все изобилие, кроме счастья; Где река течет чище, Облака бегут свободнее, Великолепный вечер изнашивается, И мир сохраняет все очарование тех дней, когда души людей волей судьбы не опозорились печатью зла, Я люблю тебя, страна востока! Тот, кто знал вас, забыл свою страну; Кто бы ни видел ваших красавиц, не забудет великолепное пламя его глаз и, несомненно, поверит моей печальной истории.
Есть ангел смерти; в страшный час Последних мучений и разлуки Он нас крепко обнимает, Но поцелуй его холоден, И взгляд его страшен для глаз беспомощной жертвы; и непроизвольно заставляет трепетать, а часто сердце болит, больно до последнего вздоха отдать его. Но для людей эти встречи казались сладкой судьбой. Он знал загадочные речи, Он умел утешать глазами, И он унижал бурю страстей,
И в его силах было хоть на мгновение обмануть больную душу!
Точно так же во всех краях вселенной был молодой ангел; Он смотрел на все, что есть лишь прах земной, с нескончаемым презрением. Его блаженное прибытие вдохнуло небесную тишину. Сияя безмолвными лучами, Как полуночная звезда, Манил временами смертоносен, И водит толпы освобожденных душ к вратам небесным, И сам он был счастлив. Почему его объятия теперь преследуют его И его поцелуй — проклятие? ………..
Недалеко от берегов и волн ревущего океана, под теплым индийским небом, длинная линия холмов становится синей. Последний холм высокий и страшный, украшен серыми скалами и уходил в море, а на нем гнездятся орлы и коршуны, и рыбаки боятся добраться до него в темноте по ночам. Покрытая дикими кустами пещера над ним — Жилище змей — холодное, темное, Как разум, обманутый сновидениями, Как жизнь, у которой нет цели, Как лукавое приветствие, невысказанное глазами Убийцы. Ее светильник — целый месяц, Волны морские говорят с ней, И у входа в линию выстроились часовые пальмы.
Давным-давно жил изгнанник, пришелец, молодой Зораим.
Он был просто странником по земле, его преследовали люди и небо, он мог быть счастлив, но он искал блаженства в пустых развлечениях, он искал совершенства в людях, а сам он был не лучше их; Я искал великого в незначительном, Боясь надеяться, Я сожалел о том, что было ложным счастьем, И, сделавшись благоразумным без пользы, не осмелился никому верить. Он любил ночь, свободу, горы и все в природе и людях, но избегал их. С ранних дней Её глаза привыкли к презрению, Но она не могла сделать горящее сердце таким холодным: Любовь не боится насилия, Она, хоть и презренна, — весь Бог. Сокровище, святилище, которое у нее было под небом ; Я поклонялся пустыне вместе с ним… Но тогда? всегда ли мечта сбыться?..
На величественных высотах Ливана растет густой кипарис, и ветви плюща оплетают его прямую стоянку. Пусть вихрь носится и шуршит И ломает высокий кипарис — Вокруг кипариса плющ оплетен: в одиночестве он не погибнет! .. Значит, незнакомец с миром, Зораим совсем не бедный — черт с ним! Она живая, как степная лань, Мила, как душистый рай; В ней все страстно: и грудь, и поле, Глаза только две южные страны. И девчонка вся развеселилась, Пока изгнанник не явился бледной, величественной, С холодной наглостью глаз; И тут к ней пришло желание: огонь в глазах родил
И в мертвом сердце возбудить безумную страдающую Любовь, И ему это удалось. Зораим Амато — так как его любили. Судьба соединила их и разлучила — могила!
В голубом небе далекими звездами сияет луна, лучом поражает пещеру; И волна беспокойная, Ночь прохлады полна, Скала, белеющая, обнимает. Помню — как раз в этот час раздался обыкновенно ласковый голос в сопровождении игры, заблудившись за горой: он выходил из пещеры. Какой демон качал этими звуками магической силой?..
Почти без чувств, без мыслей, без сил Лежит на ложе смертных мучений юного ада. Ветерок не остудит ее щеки, И томный взор, полуоткрытый, напрасно смотрит на восток, и напрасно ждет утра: не увидит прекрасного рассвета, он будет там до утра, где мы уже не нуждаемся солнце. У изголовья кровати, пораженный Страхом тайны, стоит Зораим — на коленях, томный от тоски до отчаяния. В руке ссыльной девушки белеет холодная рука, И тепло ее не согревает жизни. «Но смерть, — думает он, — не рядом! Рука — это не жизнь; болезнь простая — это не смертельный исход! «Так иногда свет надежды показывает то, чего больше нет. И даже если у нас нет
Для утешения ничто, Он смеется над своим сердцем, не исчезая из него.
В момент смерти нежный ангел пролетел по южному небу, Вдруг он слышит мятежный ропот, И крик любви, и слабый стон, И, стремительно, как мгновение полета, летит к пещере. Дух смерти хотел смягчить меланхолию последней пытки. И на устах скромной Ады он напечатал свой поцелуй: он не мог дать другого утешения! А может быть, Зораима он еще не заметил… Но скоро при свете лампы, неподвижной, потухшей, встречаясь с ним взглядом, в нем читался упрек; И ангел смерти почувствовал сожаление в душе святого, я вам говорю? — даже в преступлении он иногда винил себя. Он взял у Зораима все: только одного любил он, любовь его была сильнее всех помыслов и всех прочих страстей. И он не плакал — но это ясно По цвету его бледного лба, Что мучения победили смерть, Даже если проиграли безвозвратно. И ангел знал — а как не знать? — Какой отпечаток отчаяния В спокойной холодной тишине, Что легче плакать, чем страдать Без всяких признаков страдания.
И ангела поражает мысль: «Достойный Неба»: он хочет вознаградить страдающих. Неужели Творец запрещает несчастным утешать людей?
И он воскрешает труп девы своей ангельской Душой. Это чудо! кровь в груди холодна, Снова она возбуждена, горячая, И взгляд, полный магической силы, В тени его ресниц он горит. Таким образом ангел смерти соединил все, что только жизнь сладка, но разум подчинялся границам, а сила уже не та, что была раньше, и только в туманной памяти сохраняются мысли прошлых лет; Их внешний вид чужд Аде, Как метеоритный свет ночью, И нелепа ее беспечность, И ее будущее мрачно, И чувства, вечные, как вечность, Все сливаются в одно. Все свои радости она посвятила желанию подруги, Как будто смерть не погасила теплоту любви в невинном сердце!..
Однажды на прибрежной скале, задумчиво слушая плеск морской волны, рядом с ласковой Адой сидел молодой изгнанник. Вечерние лучи золотили безбрежный голубой океан, и сквозь туман его паруса дрейфовали вдалеке. Большие черные глаза Девушка смотрела на подругу, Но в диком сердце она бушевала, Это было похоже на тайную бурю. Иногда рассеянные взгляды На запад красный, он внезапно бросал Е, тихо взяв Аду за руку и, повернувшись к ней, сказал: «Нет! Я не могу в пустыне однообразно тащить дни; Я свободен — но душа пленница: она должна разорвать цепи… Что такое жизнь? — дай мне чашу славы,
По крайней мере, в нем был смертельный яд, не вздрагивай — я счастлива выпить: не все ли счастье просто яд? Однажды мне придется оставить всю тяжесть бытия… Скажи мне, действительно ли есть могила В этом мире останется незначительный след Того, чье сердце столько лет мучила мысль о ничтожестве? И я буду в мире — о нет! .. Смотри: за этими горами С могучей армией под шатрами Два грозных царя; А завтра только рассвет успеет проснуться в облаках, В нашей пустыне прозвучит труба войны и звук мечей. И к одному из этих королей я решил пойти как воин, но не ждите, пока он вернется побежденным. Нет, скорее Волна, толкаемая волнами Через бесконечность морей, Возвращается в убежище дорогих камышей. Но если Победа с нами, я принесу тебе жемчуг и золото, я оставлю себе честь… И я буду счастлив, и тогда мы будем жить с тобой богато… Я знаю: любовь никогда не презирала меч Героя, Но даже если бы я хотел… Друг мой, я должен увидеть кровь! Поверьте: для меня ничто не является коварной и слепой угрозой судьбе. В виде? ты бледнешь? слезы? слезы? Почему мы должны плакать, мой ангел? »И ангел-дева отвечает:« Ты видел, как сложенный цветок отражается в ручье? Когда вода не движется, Он смотрит на тебя неподвижно, Но если прохладный ветерок
Зеленая волна встревожится, И волна задрожит, Неужели тень цветка не может так дрожать? Моя судьба с твоей судьбой Так точно связана с судьбой, Волна — твой образ, моя — цветок. Тебе грустно — мне грустно с тобой. Откуда вы знаете? — может, это последний счастливый час для нас!..»
Почему вы вдыхаете аромат мирта в самой глубокой долине? Так как? .. Правители Вселенной люди осквернят Природу. Мятый цветок будет запятнан Их кровью, и стрела устремится к месту птицы в небе, И солнце затемнит пыль. Крик победителей, стон убитых заставят мирных соловьев искать в далеких других долинах, других кустах, где день красный, как ночь, спокойствие, где их царица, их любовь, мрачный воин заставляет не останавливать розу, и кровь не оставляет пятен.
Чу! топать . пыль клубится облаком, И вот звучит труба войны, И первый свист летящей стрелы Зазвучал со всех сторон! Новорожденное светило С голубого неба высот доспехи военных бойцов засветились кровавым великолепием. Между тем войска приближались еще ближе, ближе — и сражались, И треск копий и щитов, казалось, сами удивились. Но месть король в душе народа И удивление сильнее.
Эта встреча была ужасной, как встреча двух громов во время грозы среди клубов дыма. С одинаковым успехом продолжалась бойня, и все было переполнено. Кровь текла повсюду, как река, мечи сверкали, как тени знамен бродили по каждой темной толпе, и с роковым предсмертным криком трупы падали на трупы .. но в конце концов толпа отступает, и побежденный боец не сопротивляется, и испуганный беглец поскользнулся на окровавленной траве. Только воин, окруженный вражеской армией, еще не хотел бежать. Из трупов Его окружала забором… А потом он остался один. Он не был королем или сыном короля, хотя был наделен силой взгляда и гордым значением чела. Но вдруг коварная стрела пронзила молодого рыцаря, и он с шумом упал навзничь, и потекла кровь .. и он не сказал ни слова, падая, когда победный клич, как похоронный клич, раздался над ним, и Храбрый противник промчался мимо, пылая боевым огнем.
Наблюдая за битвой издалека С крутой кремнистой горы, Была юная Ада, В одиночестве, возбужденная желанием, Поднимала высокого перса, Ужасное сердце билось в ней, Каждый час слезы текли в ее глаза, полные боли… О боже! — За такие глаза Кто не пожертвовал бы славой? Но Зораим был добрее
Кровавый образ девичьей ласки! Сумасшедший! вы не знали цены Всего, всего, чем вы обладали, вы не знали, что кроткий ангел покинул ваш мирный рай, чтобы оживить сердце Ады; Которая лишила многих утешения В последний момент, чтобы порадовать свои страдания. Бедная Ада холодно отвергла молитву: — Может, а? ангел красоты тебе, изгнанник, не дороже высокомерной и пустой мечты? .. Она смотрит и ждет . а что тогда? Уже давно в поле тишины Враги устремились вслед за врагами, Лишь искореженные тела, Долина битвы усыпана… Увы! где ангел утешения? Где молодой вестник небес? Мучает земная страсть И не послушает их молитв… Солнце уже низко — Ад ждет… Все вокруг молчит .. Все не найдет!..
Он спускается в долину и видит ужасную картину. Ходить среди трупов, еле дыша; Подобно невиновному перед казнью, надежда смешана со страхом, его душа взволнована. Она боится предчувствия, и на каждом шагу ей хотелось вернуться, но любовь снова преодолела в ней ужас; Милые девушки бледны, Голова склонена на груди… А теперь неподвижна! Такой была лилия на могиле! Где Зораим? Что, если его убьют? — Но чей стон был слышен? Кто эта рана от стрелы У ног прекрасных? Чей голос так потряс в ней душу?
он окружен хребтом мертвых, Но час смерти и над ним… Кто это? — Это сделано! — Зораим.
«Ты здесь? Сейчас? — а ты, Ада? О! Я не рад твоему приезду! За что? — На ужасы войны твои глаза не сделаны, смерть не должна им подчиняться. Твоя чрезмерная любовь принесла ты здесь — какая в этом польза? . только я хотел увидеть кровь и увидеть . и наступление момента, когда я засыпаю без сна никого — я сам виноват в этом . я умирает Первая звезда Объявит нам судьбу разлуки. Не бойся крови, дай мне руку: Я виноват перед тобой… Прости меня! Ты будешь сиротой, не найдешь родственников, нет кров, а также — на чужом сундуке счастливее будешь: кто может познать счастье дважды?
Мой друг! Почему твои поцелуи сейчас так полны огня? Они не оживят меня, а только усугубят страдания, напоминая мне, как я был счастлив. Ах, если бы только, если бы я забыл, Что в мире есть воспоминания! Чувствую, в груди Смертельный холод приближается, приближается. Ой, кто бы мог подумать, как я молод! Сколько дней я провел бы с тобой, в глубокой тишине, В тени прибрежных пальм, Если бы сегодня жестокая судьба не обманула мои надежды! Совершу подвиг,
И голос голоса произнесет Мое имя торжествующе, Но… «Здесь, как арфы далекого звука, его слова стали нечеткими, его глаза потеряли все свое великолепие, и он был значительно ослаблен…
Он не слушал страждущую ада, Только молча крепко обнял ее, Забывая, что она уже не обладала чудесной силой прошлых лет; То, что его поцелуй беспомощен, незначителен, как незначительный звук, не освещает мрак могилы, не избавляет от последних мучений. Между тем, на дальнем своде явилась в неизменном великолепии алмазная звезда, чистая, прекрасная, как всегда, и я мечтал: ее луч не знал, что на земле он светит: так игриво сошёл на жертву разложения и могилы. И Зораим напрасно хотел ответить на последние ласки. Все, что он может сказать — Печально, мрачно, но не страстно! Уже пламя ее слез не обжигает Ланиту, холодную как лед, Уже тихо капает кровь из раны. И с криком, как ночной дух, над ослабленной головой пролетает стервятник, незваный гость. И грустный юноша посмотрел в дальний свет, посмотрел милой девушке в глаза, встал — и вздрогнул — и вздохнул — и умер. С синими губами И белыми глазами Лицо — некогда доброе — было страшнее Всего страшного для людей.
Чья тень окутана прозрачной дымкой, Как потерянный луч света,
С земли восходит, где сияет первая звезда? Серебряная корона играет Над мирным и радостным челом, И огненный след давно виден За ней во мраке ночи… Это ангел смерти, освобожденный от оков земли! Там все, кто любил земное, снова встретятся и полюбят!..
он все тот же, а его мощность — Ничего не изменилось; Печаль в нем пересилила возбуждение, Как призрак сна улетает, И только холодное презрение К земле он оставил: Ибо смерть друга в нем осталась Желание, чтобы мир отомстил всему; И ненависть к другим, казалось, была для него любовью, всегда одна и та же — и бесконечность, как мысль, может летать и может измерять своим взором лето, века и даже вечность. Но юный ангел смерти попрощался со своей былой добротой; Он узнавал людей: «Сострадания они не заслуживают; Не награда — наказание Их последний момент должен быть. Они коварны и жестоки, их достоинства — пороки, а жизнь им с юных лет обузой… »Так он подумал — а почему бы и нет?..
Отныне все опасаются его неизбежной встречи; Как меч — взгляд пронзает его; Его приветственные речи преследуют нас, как злой укор, И его объятия холоднее льда, И его поцелуй — проклятие!..
4 сентября 1831 г
13. Композиция
Композиция произведения линейна.
- Первое четверостишие содержит сюжет: начинает звучать ангельская песня.
- Во втором следует развитие темы: поэт перечисляет, о чем поет ангел.
- В третьем катрене рассказывается о молодой душе, перенесенной в человеческий мир. Вот и кульминация: звук ангельской песни остался в душе навсегда, теперь он принесет это воспоминание миру.
- Поэма заканчивается мотивом тоски по потерянному раю.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения сочетает в себе общую литературную лексику и церковнославянскую лексику. Есть литературные слова и выражения: «безгрешные духи», «райские садовые домики».
Автор усиливает художественный эффект с помощью анафор («пел»), рядов однородных элементов, повторов, перевертышей.
Цветовой контраст черного полуночного неба и светлой фигуры ангела обостряет звучание основной мелодии и привлекает внимание с первого взгляда.
15. Размер, рифма, строфика
Поэма написана на трехколесном велосипеде из анфибрахия.
Поэт использует только мужские рифмы.
Рифма — соединенная или параллельная: AABB.
Поэма состоит из четырех четверостиший или четверостиший.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие образы:
- эпитеты: «песни священные», «звучат .. без слов, но живые», «скучные песни земли»;
- олицетворения: «И месяц, и звезды, и облака в толпе // Слушал я ту святую песню»;
- метафора: «мир боли и слез», «звуки неба».
Аллитерации на «п», «л», «н» передают плавные движения ангела, нежность его голоса, легкость полета. Кажется, что он держит «юную душу» нежностью и теплотой.
Обилие ассоциаций с «y» отсылает читателя к глубоким смыслам жизни; по насыщенности звучания напоминает церковное пение. Переходы на стойкую «е» расширяют перспективу изображения, вызывают чувство досадной печали.
17. Значение произведения
Поэма «Ангел» — это вспышка гения Лермонтова, озарившая весь XIX и XX века, трогательное свидетельство существования другого мира. Поэт коснулся небесных сфер, подарив миру непередаваемый опыт путешествия с небес на землю и обратно.
18. Актуальность
Поэзия Лермонтова остается в душе каждого человека и приходит на ум в те редкие моменты, когда мы вспоминаем тех, кого уже нет, думаем о прошлом и будущем своей души, думаем о жизни после смерти. Это главные вопросы человеческого существования, главная загадка мироздания. Поэтому «Ангел» Лермонтова будет актуален всегда.
19. Моё отношение
Каждая строчка поэмы «Ангел» — живая магия. Музыка, которой исполнено это произведение, на самом деле похожа на песню ангела.
Я очень люблю это стихотворение Лермонтова за искренность и нежность. Поэт говорит о самом сокровенном: о своем желании матери, о вечном одиночестве на земле. Когда читаешь «Ангела», понимаешь, насколько одинок каждый человек в мире.
20. Чему учит
Поэма «Анджело» учит умственной чувствительности. Память о прошлом напоминает нам о детстве человеческой души, о ее близости к небу. Чтобы не потерять эту связь, нужно защитить свою душу от лжи и других соблазнов. Тогда можно будет услышать ангелов на земле.