- Кавказ в жизни Лермонтова
- Первое пребывание на Кавказе
- Готовые работы на аналогичную тему
- Кавказ в стихах Лермонтова
- Кавказ в прозе Лермонтова
- Природа региона в творчестве автора
- Реферат по литературе » Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова»
- Кавказские народы в творчестве Лермонтова
- «Кавказ», анализ стихотворения Лермонтова
- Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова
- Событие, изменившее всю жизнь
- Реакция света на роковую дуэль
- Лермонтовское стихотворение о гибели Пушкина
- Изображение Кавказа в живописи М. Ю. Лермонтова
- Вторая ссылка на Кавказ
- Взросление и первые проблемы
- Отвага во времена второй ссылки Лермонтова на Кавказ
- Картины Лермонтова
- Царский гнев и наказание
- Первая ссылка — короткая
- Суровое наказание
Кавказ в жизни Лермонтова
С раннего детства край стал играть важную роль в судьбе писателя. Михаил Юрьевич Лермонтов родился очень болезненным ребенком, требовавшим постоянного ухода. Тема Кавказа стала ему так близка, потому что он проводил здесь много времени. Впервые поэт посетил край в 4 года, потом в 6, в 10, а потом на протяжении всей жизни постоянно приезжал сюда. Именно на склонах этих величественных гор талантливый мальчик впервые ощутил силу любви.
Так сложилась судьба поэта, которому довелось работать в горах Кавказа. В 1837 году писатель был сослан служить на Кавказ за произведение «На смерть поэта». Однако пребывание в этих горах не было наказанием для поэта, напротив, оно дало ему новый творческий импульс. У него была возможность пообщаться с местным населением, погрузиться в легенды и предания, посетить танцы, послушать песни, поучаствовать в качестве гостя в свадьбах и посетить дома жителей. Именно в ссылке были написаны или начаты величайшие произведения Лермонтова. Он вернулся из ссылки в 1838 году. В 1840 году Лермонтов снова был сослан в горы Кавказа, где шли активные боевые действия.
случилось так, что за свою жизнь писатель побывал практически во всех уголках этого края, поэтому описания разных мест в его произведениях настолько точны. Недаром Лермонтов сказал, что эти горы — его родина.
В 1841 году, когда ему было всего 26 лет, великий писатель был убит на дуэли. Можно сказать, что это была просто абсурдная случайность, потому что он пошел на дуэль с другом по имени Мартынов. Писатель не воспринимал это всерьез и даже не думал о съемках, в отличие от своего друга.
Так закончилась жизнь писателя на Кавказе. Его прах сейчас находится в имении Лермонтово Пензенской губернии.
Первое пребывание на Кавказе
Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова не только сыграл важную роль, но и стал основной темой, пронизывающей всю судьбу поэта. Интерес к влиянию Кавказа на творчество поэта объясняется несколькими причинами. Лермонтов был на Кавказе несколько раз, начиная с детства. На Кавказе поэт дважды был в ссылке, и здесь его короткая жизнь трагически оборвалась.
Михаил Юрьевич Лермонтов впервые побывал на Кавказе шестилетним мальчиком. Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, отвела внука в воду, чтобы поправить здоровье. Первая поездка на Кавказ оставила неизгладимый след в памяти маленького Лермонтова.
Но самым главным был его визит на Кавказ в 1825 году. На тот момент поэту было 11 лет. Самое яркое воспоминание об этой поездке — первая любовь Лермонтова, которую мальчик хранил в глубокой тайне.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсы Влияние Кавказа на творчество Лермонтова 450 руб.
- Аннотация Влияние Кавказа на творчество Лермонтова 230 руб.
- Тест Влияние Кавказа на творчество Лермонтова 220 руб.
Получите выполненную работу или получите консультацию специалиста по учебному проекту Узнать стоимость
Повзрослев, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и эти поездки всегда совершались против их воли. Кавказ был местом первой ссылки Лермонтова, куда он был отправлен в 1837 году за поэму «Смерть поэта», посвященную смерти Александра Пушкина».
До этого времени о поэтических способностях Лермонтова знали только в официальных и светских кругах. Стихотворение «Смерть поэта» стало чрезвычайно популярным и быстро разошлось по спискам. Когда эта работа дошла до императора, Лермонтов был арестован. Сам император был свидетелем происходящего. Друзья Пушкина, особенно Жуковский, который был близок к императорской семье, а также бабушка Лермонтова, имевшая связи в мире, пошли на все, чтобы смягчить судьбу Лермонтова. Поэта перевели в Нижегородский драконий полк, действовавший в то время на Кавказе. Лермонтов отправился в ссылку, сопровождаемый повышенным вниманием общества, одни симпатизировали ему, другие питали вражду.
Первое пребывание на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Несмотря на недолгое пребывание на Кавказе, поэт сильно изменился в моральном плане.
Вам нужен совет учителя в этом вопросе? Задайте вопрос учителю и получите ответ за 15 минут! Задайте вопрос
Первый период пребывания Лермонтова на Кавказе имел исключительное значение для творчества Михаила Юрьевича. Во время пребывания в Пятигорске и Кисловодске Лермонтов заканчивает работу над романом «Герой нашего времени», который отражает огромную любовь поэта к Кавказу и личные наблюдения поэта.
Изначально произведение существовало только в виде нескольких отдельных глав, которые были опубликованы как самостоятельные рассказы в журнале «Отечественные записки». Однако вскоре роман пополнился новыми главами и вышел полностью, получив завершенность.
Первое издание романа было раскуплено практически сразу. Критика сразу же появилась в его адрес. Почти все, кроме Белинского, считали, что Лермонтов изображает себя в образе главного героя произведения, и считали, что такой герой не может претендовать на роль героя своего времени, поэтому во втором издании романа Лермонтов в «Предисловие» провело грань между Печориным и самим собой, обозначив основную идею его творчества.
По возвращении из ссылки Лермонтов опубликовал много новых произведений и стал одним из самых популярных писателей. В петербургском обществе Лермонтов тоже воспринимается совершенно иначе: он пользуется популярностью у любителей героев и знаменитостей. Пребывание на Кавказе повлияло на написание произведений «Мцыри» и «Демон».
Кавказ в стихах Лермонтова
Тонкий умственный ум писателя позволил ему всей душой ощутить и полюбить очарование скалистых гор, благодаря чему родился невероятный творческий союз — Лермонтова и Кавказа. Реферат-рассуждение на эту тему часто просят написать школьникам в рамках программы, поскольку это позволяет им лучше понять все грани авторского творчества.
Свое первое стихотворение «Кавказ» Лермонтов посвятил горам в 15 лет, и это до сих пор поражает читателей. Однако поэт хвалил не только великолепную природу. Он искренне любил жителей тех мест, несмотря на все перипетии своей судьбы.
Михаил Юрьевич Лермонтов за свою недолгую жизнь написал много стихов и стихов о Кавказе. «Демон», «Мцыри», «Кавказский пленник» — это только его самые известные стихотворения.
Кавказ в прозе Лермонтова
Подавляющее большинство творческих работ по произведениям писателя посвящено теме «Лермонтов и Кавказ». Эссе-рассуждение на эту тему наверняка будет неполным без обложки романов писателя.
Лермонтов провел большую часть своей жизни в этом регионе, поэтому действие прозаических произведений также происходит в основном на Кавказе. Поскольку в то время шла война, писатель отражает нюансы поведения российских военных и местных жителей.
«Герой нашего времени» — его самое известное произведение. Лермонтов и Кавказ получил возможность еще раз увековечить свое бессмертное произведение.
Природа региона в творчестве автора
Лермонтов всегда изображает кавказскую природу в самых красивых красках и почти всегда говорит о ней как о живом существе. Например, в произведении «Спор» Шат-Гора и река Казбек предстают непокорными и обнаруживают, кто сильнее, как сами горцы. Природа в его произведениях всегда динамична, полна энергии. Действительно красивые образы могли воплотить Лермонтов и Кавказ.
Эссе-рассуждение о сходстве природы Кавказа и его народов — тема, которая позволит глубже вникнуть в суть произведений писателя.
Реферат по литературе » Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Горноправдинская средняя школа
Кавказские народы в творчестве Лермонтова
Недаром школьников просят написать сочинение на тему произведений писателя. Лермонтов и Кавказ — идеальное сочетание в этом смысле. Писатель смог в полной мере прочувствовать душу высокогорья и донести эти знания до читателей.
В произведениях Лермонтова народы Кавказа кажутся похожими на природу этих мест. Красивые, высокие, сильные люди с закаленным характером, причем не только мужчины, но и женщины. Гордые, но не высокомерные, очень живые, искренние и страстно любящие — такими их видит Лермонтов. Они упрямы до безумия и в порыве эмоций легко убивают. Обитатели гор в произведениях автора кажутся очень религиозными людьми, но они могут совершать преступления, независимо от заповедей церкви.
Пожалуй, можно сказать, что странные взаимоотношения в их семьях остаются непонятными только нам: у них есть такие традиции, как, например, кража девушек, они сложились веками и не считаются чем-то необычным.
Во время службы в полку Лермонтов воспринимал Кавказ как убежище простоты и свободы, противостоящий многовековым обычаям и правилам Петербурга.
«Кавказ», анализ стихотворения Лермонтова
Первое стихотворение «Кавказ», созданное шестнадцатилетним М. Лермонтовым в 1830 году, — одно из первых обращений поэта на кавказскую тему. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этой земле: он трижды ездил туда отдыхать с бабушкой Е.А. Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе ему особенно запомнилось знакомство с девятилетней девочкой летом 1825 года. Впервые стихотворение «Кавказ» было опубликовано уже после смерти поэта — в 1845 году оно было опубликовано в журнал «Библиотека для чтения».
Поэма состоит из трех строф — пяти строк, каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему: первый стих посвящен теме отделения от Кавказа, второй стих поэт посвятил воспоминаниям матери, а третий — воспоминания о своей первой детской любви. Основная идея стихотворения — раскрыть мир души поэта и проявить искреннюю любовь к Кавказу.
В основе композиции — передача внутреннего настроения автора, поэтому повествование ведется от первого лица. Воспоминания о красоте кавказской природы оживляют в душе поэта самые сокровенные переживания, связанные со смертью его матери и первым детским и трогательным чувством. Поэтому стихотворение глубоко лирично и очень нежно, а медленный темп и мелодичные интонации придают ему удивительную музыкальность.
Южная природа приносит Лермонтову образ матери, которую она практически не знала:
В детстве я потеряла маму, но казалось, что в розовый вечерний час та степь повторила мне памятный голос
Поэтический метр — амфибрахиальный тетраметр — подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; мужская рифма придает эластичность произведению.
Изобразительные средства в стихотворении помогают понять настроение лирического героя: произведение наполнено метафорами («на заре дней моих», «прошло пять лет»), персонификациями («повторяющаяся степь», «Сердце» заикания »), эпитеты (« розовый час »,« сладкая песня »,« божественные очи »), сравнения (« как сладкая песня моей родины»).
Лермонтов использует припев «Я люблю Кавказ!», Усиленный восклицанием, чтобы выразить свое восхищение красотой этой необычайно красивой страны. Введение в стихотворение призывов («Я был счастлив с тобой, ущелья гор», «О монти дель суд») свидетельствует об истинной любви поэта к Кавказу. Использование инверсии («Patria mia», «Amo», «Ora Evening rosa») усиливает выразительность произведения.
Восприятие величественной природы Кавказских гор отражается в романтическом видении и переживаниях Лермонтова, становясь фактом его личной биографии и порождая строки, полные искренних чувств: «Чтобы запомнить их навсегда, нужно побывать там один раз».
Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова
Кавказ в жизни поэта
невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток сыграл в его жизни. Поэтому прежде всего хотелось бы обратиться к биографии поэта.
Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Молодой поэт отдавал дань уважения волшебной стране, поразившей его поэтическую душу самыми лучшими и благородными впечатлениями. «Кавказ был колыбелью его поэзии, так же как он был колыбелью поэзии Пушкина, и со времен Пушкина никто так поэтически не благодарил Кавказ за чудесные впечатления от его величественной девственной природы, как Лермонтов», — писал критик Белинский.
За свою недолгую жизнь М. Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (ее бабушка) несколько раз приезжала из Тархана (ныне город Лермонтово) Пензенской губернии навестить свою сестру Екатерину Арсеньевну Столыпину. И каждый раз, чтобы поправить здоровье (а эти места тогда славились минеральными источниками), она привозила с собой маленького Мишу, которого сама вырастила после смерти матери. Впервые будущий поэт посетил эти места, когда ему было 4 года в 1818 году, второй раз — в 1820 году, третий — в 1825 году.
Неудивительно, что самые яркие впечатления от детства поэта оставила экзотическая и запоминающаяся природа Кавказа. Первое сильное детское увлечение Лермонтова было связано с его пребыванием на Кавказе летом 1825 года. Когда мальчику было 10 лет, он встретил здесь девятилетнюю девочку и впервые испытал чувство любви, которое она оставила позади память на всю жизнь.
Пробуждение первого чувства («О! Сию минуту первого смущения страстей у могилы будет терзать мой разум!») Сочеталось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов: «Голубые горы Кавказа . вы вырастили мое детство, вы научили меня небу, и с тех пор я мечтаю о вас и небе…». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт определяет себя как «сын Кавказа»:
С раннего возраста это кипит в моей крови
Твоя жара и бури твоего мятежного порыва;
На севере, в чужой тебе стране, Я твое сердце, —
В любое время и в любом месте!
Знание Кавказа не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение о смерти Пушкина 25 февраля 1837 года по царскому повелению Лермонтов был отправлен маршалом в действовавший на Кавказе Нижегородский драконий полк. Любимая поэтом земля возродила Лермонтова, позволила ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.
Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциировался с «простой обителью свободы», в отличие от «страны рабов, страны господ», «синей униформы» и «заточения удушающих городов».
Заболевший по дороге в полк, Лермонтов поехал в Пятигорск и до осени лечился на воде. В Пятигорске и Ставрополе он знакомится со многими необычными или просто интересными людьми: доктором Н. В. Майером (прообраз доктора Вернера в «Княжине Марье»); знает декабристов в изгнании (С. И. Кривцов, В. М. Голицын, В. Н. Лихарев, М. А. Назимов) и близко сходится с А. И. Одоевским.
После лечения отряд Лермонтов едет на Тамань, а в октябре по военно-грузинской дороге едет в Грузию, где его полк дислоцируется в Караагаче.
Во время своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился со своим двоюродным братом, Акимом Акимовичем Хастатовым, лейтенантом Семеновского лейб-гвардии. Аким Акимович часто брал поэта с собой на кумыкские вечеринки и свадьбы. Лермонтов умел наблюдать за искрометными танцами, слушать завораживающие душу песни, легенды, сказки абреков и казаков. Молодой человек восхищался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, истории стремительных рыцарей запечатлелись в его памяти. Впоследствии все это запечатлелось в творчестве поэта: Привет, седой Кавказ! Я не новичок в твоих горах. Они забрали меня в детство и в небеса пустыни
Они учили…
В конце 1837 г стараниями бабушки Лермонтова передаются в Гродненский гусарский полк в Новгород. Назад в Россию, полную удивительных творческих идей: «Герой нашего времени», кавказское издание «Демон», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная», » Тамара »,« Свидание »,« Кинжал »,« Прощание »,« Хаджи Абрек »- все это результат его странствий по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что« В своих могущественных стихах полный стихов, Лермонтов представлял весь Кавказ и, в частности, Грузию ». Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов оказался в Малой Чечне после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием было переводом в тот же чин (лейтенанта) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию самого поэта. «Если, по его словам, их перебросят в армию, он попросит поехать на Кавказ», — передал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт принимал участие в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.
Во время службы на Кавказе М.Ю. Лермонтов не расстался со своими записными книжками; он вставил отдельные сюжеты своих будущих произведений, услышанные из уст кавказцев, видевших их в своей жизни.
его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; во многих своих произведениях он затрагивает проблемы «восточного мировоззрения» («Тамара», «Диспута»). 14 апреля 1841 года, не получив передышки после двухмесячных каникул в Петербурге, Лермонтов вернулся на Кавказ. В мае того же года он прибыл в Пятигорск и получил разрешение остаться на лечение в минеральных водах. Здесь он пишет цикл стихов: «Сон», «Утес», «Любили друг друга…», «Тамара», «Свидание», «Лист», «Выхожу один в дорогу…» , «Принцесса моря», «Пророк». Кавказскому городу Пятигорску суждено было сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, помимо старых знакомых, Лермонтов воссоединяется со своим другом Мартыновым из юнкерской школы. В один из вечеров в семье Верзилиных в Пятигорске шутки Лермонтова тронули Мартынова. Ссора привела к вызову; не придавая значения ссорам, Лермонтов принял это, не имея намерения стрелять в товарища, и был убит на месте.
Кавказ в произведениях искусства и живописи
Михаил Юрьевич Лермонтов.
1. Кавказская природа в стихах и стихах М.Ю. Лермонтов.
Иннокентий Анненский в статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет, что развитию у Лермонтова чувства природы способствовало множество причин. Природа Кавказа повлияла на него в раннем детстве, когда его духовный мир еще только формировался; об этом он научился мечтать и думать настолько, что потом, в последующих поездках на Кавказ, останавливался не на новом, а как бы углублял свои первые впечатления.
Образы кавказской природы у Лермонтова необычайно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Кавказский художник сказал мне, что очень часто поэзия Лермонтова служила ему ключом к кавказской природе».
По словам Анненского, на природе Лермонтов особенно любит движение: вспоминает своих чудесных лошадей в Измаил-беке, Казбиче или Печорине, вспоминает свои горные реки:
Воет Терек, дикий и свирепый,
Среди каменистых валунов,
Его крик подобен буре,
Слезы льются.
облака, змеи, танец, завиток, разлученные с братьями в вихре вальсов. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, как Гете (у него нет этого подробного описания), ни охотником, как Тургенев и Сергей Аксаков (в его описаниях нет ни ожидания, ни исследования, а что-то открытое, бескорыстное).
Из поэтических образов кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше, чем ночь, любил голубое небо, золотое солнце, солнечный воздух. «Если из 43 описаний в его стихах дневных меньше, чем ночных и вечерних — 18 и 25, то это лишь дань романтическому содержанию», — пишет Анненский. Голубой цвет неба заставляет Печорина, познавшего чувство вампира, забыть обо всем на свете. Если говорить об утренних описаниях Лермонтова, достаточно вспомнить утро перед дуэлью, голубое и свежее («Княжна Марья»):
Я не помню более голубого и прохладного утра! Солнце было едва видно из-за зеленых пиков, и слияние первого тепла его луча с умирающей прохладой ночи вызывало во всех смыслах некую сладкую истомку; радостный луч молодого дня еще не проник в глотку; он позолотил только вершины утесов, которые нависали над нами по обе стороны; лиственные кусты, росшие в своих глубоких расщелинах, при малейшем порыве ветра залили нас серебряным дождем. Помню, что в этот раз я любил природу больше, чем когда-либо.
Но удовольствие было не только мгновенное: голубой цвет неба переносил мысль о Лермонтове и его герое в мир высший. Потому что здесь страсти, желания, сомнения… Небо породило в поэте небесные видения (Мцыри видит ангела
Событие, изменившее всю жизнь
Так прошло 3 года. И вдруг случилось нечто ужасное и непоправимое: в феврале 1837 года великий Пушкин был убит на дуэли с Дантесом.
Реакция света на роковую дуэль
Мораль, которая царила в мире, была очень особенной. В столичных салонах часто сплетничали и были совершенно уверены, что в собственной смерти виноват сам Пушкин, и хвалили приятнее Дантеса, не подружившегося даже с декабристами.
Прозвучал один из самых убедительных аргументов: потомок Ганнибала Петра отнюдь не был Аполлоном. А вот его соперник, преследовавший Наталью Пушкину, напротив, был весьма привлекателен.
Красивая жена, по поверью светских львиц, вполне могла оказать услугу стойкому джентльмену.
А любящий муж и семейный отец, оказывается, не должен был ревновать, он не имел права рассчитывать на супружескую верность. И вообще по любви.
Лермонтовское стихотворение о гибели Пушкина
Это произведение поэт написал практически сразу после страшной новости. Михаила Юрьевича охватили такие сильные эмоции, что перо, видимо, вложило в буквы всю бурю чувств:
- боль и гнев;
- горечь от осознания невосполнимой утраты;
- презрение к лицемерам, поведение которых лишь приближалось к роковому часу дуэли на Черной реке.
Эффект от стихотворения, переписанного и немедленно отправленного в столицу, был впечатляющим. Враги Пушкина, а теперь и Лермонтова, возмутились дерзостью:
- 23-летний Михаил практически осмелился организовать публичную порку светского общества за его двойные стандарты;
- открыто обвиняется в сокрытых вокруг королевского престола и в тени закона палачей чести и свободы;
- он также угрожал наказанием в Небесном Суде.
Кстати, своего родственника поэт просто выгнал из семьи Столыпиных. Причина — он пытался склонить Лермонтова к менее жестким нападкам на убийцу, мол, Дантес — очень достойный человек и джентльмен.
Изображение Кавказа в живописи М. Ю. Лермонтова
Лермонтов — писателю ассистировал художник Лермонтов. Особенно интересны его масляные пейзажи — «Кавказский вид с саклей», «Вид на Пятигорск», «Вид на Тифлис», «Вид на Крестовую гору», «Окрестности села Карагач» и др.
Каждая кавказская панорама Лермонтова — небольшой фрагмент мироздания. Он пишет руины, монастыри, храмы, представляя зрителю природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигуры людей — пастухов и верблюдов, грузинских всадников — изначально подчиняются определенному ритму. А небольшой масштаб их изображений подчеркивает космическую необъятность целого. Однако, несмотря на романтические нотки, изображенные поэтом виды во многом совпадают с реальной топографией запечатленных мест и с описанием этих мест в его произведениях.
Вторая ссылка на Кавказ
Однако пребывание Лермонтова в мире обернулось для поэта большими неприятностями. Ухаживая за княгиней Щербатовой, Лермонтов встретил соперника, которым был Эрнест де Барант, сын французского посла. Это противостояние закончилось поединком, который, к счастью, закончился хорошо. Однако Лермонтова снова отправили в ссылку на Кавказ, на этот раз в Тенгинский пехотный полк.
Второе звено существенно отличалось от первого. Если первое звено было для Лермонтова приятной прогулкой, позволившей поэту познакомиться с восточными традициями, фольклором и разрешившей путешествовать по Кавказу, то второе звено сопровождалось личным императорским приказом, согласно которому запрещалось пускать Лермонтова уйти с линии фронта и получил приказ вовлечь его в боевые действия.
В середине 1840-х годов Лермонтов принимал участие в походе А. В. Галафеева против чеченцев. Затем он описал это путешествие в своем стихотворении: «Я пишу вам случайно; Правильно…».
Лермонтов работал над поэмой «Демон» на протяжении всей своей творческой жизни. Этот образ не давал покоя Михаилу Юрьевичу с четырнадцати лет. Поэма несколько раз перерабатывалась, и с каждым новым изданием произведение становилось все более художественным по содержанию и форме.
документально подтверждено, что Лермонтов закончил работу над оперой в начале 1839 года.
Взросление и первые проблемы
Во время учебы в Московском университете с октября 1830 г по июнь 1832 г. Михаил Лермонтов сначала был студентом «морально-политического» факультета, затем — «словесного» факультета. На этот раз в биографии поэта был период всплеска творческой энергии и активного участия в светской жизни северной столицы.
Он с удовольствием посещал танцы, в светских салонах, наслаждался маскарадами, предавался насмешкам и эпиграммам. Современники отмечали несоответствие такого поведения характеру поэтических творений Лермонтова: многие шедевры были наполнены бурной и гордой силой, бунтовавшей у основ. Конечно, молодой поэт создавал и оперы.
В то же время очень талантливые поклонники увидели стихи с явно кавказской тематикой: «Измаил-бей», «Калла». Лермонтов приступил к работе над «Демоном» (поэт будет писать это произведение почти 9 лет). Вскоре появились «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».
Михаил в 1831 году принял участие в скандальной истории противостояния студентов Московского университета и профессора Малова. Через год Лермонтов подал заявление и был отчислен из учебного заведения. Планировалось продолжить учебу в Санкт-Петербурге, но там ему снова предложили поступить на первый курс. Такие условия молодого человека не устраивали.
А потом к нам присоединилась бабушка, влиятельная семья Столыпиных по материнской линии. Вряд ли можно сказать наверняка, кто повлиял сильнее всего, но Михаил попал в Школу стандартной гвардии. Настроение молодого дворянина накануне поступления в это учебное заведение красноречиво подчеркивает его «Вела».
Гуманист вопреки своим планам стал военным. Там Лермонтов познакомился с Мартыновым, который через 10 лет вызовет поэта на роковую дуэль.
После двух лет «злополучной» школы Лермонтов стал корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Теперь его жизнь снова наполнена увлечениями и обвинениями совести. Кажется, что поэт находится на подъеме: то его одолевают страстные порывы, то терзают сомнения, то порой близкие к отчаянию.
Отвага во времена второй ссылки Лермонтова на Кавказ
В конце лета 1840 года поэт был зачислен в кавалерийский отряд Галафеева. Это можно считать еще одним знаменательным событием периода ссылки Лермонтова на Кавказ в 1840 году.
С августа было много боев с горцами. И в одном из таких боев 10 октября 1840 г был ранен Р.И. Дорохов, возглавлявший отряд казаков, низложенных офицеров и других добровольцев. Недолго думая, он передал управление Лермонтову как достойному, хладнокровному и храброму человеку.
Благодаря мужеству и чести Михаила Юрьевича на полях сражений его не раз хотели перевести в караул и вручить призы, но все это безуспешно. Он не получил ни одного заказа, потому что у него был плохой счет с Николаем I. Воспоминания о его подвигах дошли до нас через многочисленные письма.
Картины Лермонтова
Мало что известно о том, что Лермонтов на самом деле был не только талантливым писателем и поэтом, но и художником. Так, свою первую фотографию он написал еще до стихотворения — в 13 лет. Кавказ в творчестве Лермонтова представлен не только текстами, но и любовными образами. Если посмотреть на его картины, становится понятно, что писатель обладал даром создавать художественные полотна, ведь они исполнены мастерски.
Его иллюстрации прекрасно отражают суть его стихов: Кавказ в творчестве Лермонтова полон прекрасных гор и гордых людей.
Царский гнев и наказание
Самый могущественный человек в империи, когда до него донесли весть о вольнодумце и мятежнике, он сначала усомнился, что автор такого стихотворения был в его уме. Он также назначил обследование. Шутка ли: такие сочинения пишет гвардеец! Но гвардия считалась военной элитой и верной опорой императора.
Первая ссылка — короткая
Но как только выяснилось, что Лермонтов вменяемый, сразу последовали суд и наказание. Корнет был понижен в звании до прапорщика и переведен из элитного гвардейского подразделения в драконий полк, воевавший на Кавказе.
Это было первое изгнание сомнительного дворянина. Суровое наказание было нанесено, несмотря на старания Василия Жуковского и бабушки поэта, которые использовали все связи и знания, чтобы помочь своему внуку.
Однако по дороге Михаил Лермонтов заболел. Весенняя грязь и влажность привели к тому, что в один из первых дней мая 1837 года поэт добрался до Ставрополя, заработав себе сильную простуду. С разрешения врачей пониженный в должности и сосланный офицер отправился на лечение.
В Пятигорске и Кисловодске он пробыл почти 4 месяца. Здесь поэт смотрел на пришедших к воде зрителей, много писал, но сейчас Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова совсем другой: суровый, грозный. И совершенно не вызывает ассоциаций с милой песней, какой вспоминал в детстве.
Вскоре бабушке поэта удалось добиться, чтобы Лермонтов был сначала переведен в Новгородскую губернию, где тогда дислоцировались части Гродненского гусарского полка. Затем, в апреле следующего, 1838 года, произошло возвращение в Северную столицу и службу в лейб-гусарском полку.
Наблюдения, накопленные за время связи, и первые впечатления сформировали намерение написать роман о молодом офицере и об отношениях с людьми, волею судеб оказавшихся рядом с ним. Конечно, действие происходит на Кавказе. На создание рассказов о Печорине ушло почти 2 года, а в 1840 году был закончен роман «Герой нашего времени.
Во всех произведениях Лермонтова Кавказ присутствует, но уже как фон, на котором происходят события. В стихах и прозе все меньше упор делается на описание природы, на переднем плане: людей, их чувств и их поступков.
Суровое наказание
Современники в своих воспоминаниях о молодом поэте писали, что, вернувшись из кавказской ссылки, он снова вошел в салоны столичной знати. Ему оказывали знаки внимания светские любители героев и знаменитостей.
Но случилось так, что в 1849 году произошел конфликт между Лермонтовым и сыном французского дипломата. Поединок между соперниками закончился царапиной на поэте, Эрнест де Барант нисколько не пострадал.
Эта драка стала поводом для издевательских шуток в свете. Но краткое изложение происшествия императором вызвало гневную реакцию. Последовали арест, гауптвахта, затем перевод и служба в Тенгинском пехотном полку.
Лермонтову было приказано отправлять не первую строчку. Для чего — в принципе понятно. Отважный и целеустремленный молодой офицер в операциях и столкновениях с высокогорьем не раз совершал подвиги, за которые другим прощали, восстанавливали в звании и даже награждали. Кто угодно, кроме лейтенанта. Даже вручение Лермонтовым награды не учитывало даже личной просьбы генерал-губернатора Галафеева о переводе отличного офицера в Гвардейский полк.
Начало 1839 года. Поэт завершил поэму «Демон». Это была безжалостная характеристика быта и обычаев российского общества:
- истинное счастье и непреходящая красота невозможны;
- нет места бездумной любви и бесстрашной ненависти.
Но маленькие страсти прекрасно выживают. Поэт подчеркивает устрашающую сущность жизни в такой среде, «где только преступления и казни».
Современникам было совершенно ясно, что история прекрасной Тамары, ангела-изгоя, — всего лишь холст, само стихотворение направлено против существующих устоев общества и деспотизма. Пьеса призывала к освобождению, и это было очевидно. Публикаций, конечно, быть не могло, стихотворение ходило в читательских кругах в рукописном виде, но по популярности «Демон» был сравним с «Горе от ума» Грибоедова. Еще одно совпадение (или нет?) — авторы этих шедевров умерли молодыми, и оба находятся очень далеко от столицы.
В том же году списки читателей были обнародованы «Мцыри». Это было еще одно творение поэта, которого так ненавидел император.