Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?

История создания

Поэма «Фолья» — одно из лучших произведений позднего периода творчества поэта.

Созданный в 1841 году, он отразил душевные страдания М.Ю. Лермонтов, который после короткого отпуска в Петербурге был вынужден вернуться в ссылку на Кавказ.

Поэма вышла в свет после трагической смерти поэта в 1843 году.

Образ бездомного одинокого листика М. Ю. Лермонтов позаимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.

Главные герои

Главные герои стихотворения противопоставлены друг другу. Лирический герой — дубовый лист, представленный слабым, немощным. Его изображение может вызвать симпатию у читателя, но не у жестокого и беспощадного платана. Она думает, что она королева, ее окружает все самое прекрасное, о чем может только мечтать этот бедный незнакомец. Лист похож на нищего, просящего убежища, как милостыню, но платан холоден, как море, которое его омывает. Странник «бледно-желтый», он определяет себя как «бедный», в то время как у платана «зеленые ветви», его «любит солнце», для него цветет ее красота, а лист не имеет смысла. Гордая красавица с презрением относится к истерзанному путнику, капризно игнорирует все его мольбы и просьбы.

Система образов

Основные изображения работы противопоставлены друг другу. Это листья дуба и платана. Страдания листа, разорванного бездомным ветром, становятся более явными на фоне солнечного мира зеленого чинара.

Читатель встречает эпизодических персонажей, завершающих образный цикл стихотворения. В первых строчках изображена жестокая буря, заставившая блуждать по свету дубовый лист. Избалованный платан окружен ласковым ветром и райскими птицами.

Вариант №2

Лермонтов был великим поэтом и писателем, хотя и прожил недолго. Если бы жизнь дала ему шанс снова жить в этом мире, то, вероятно, он написал бы много других замечательных произведений.

В последние годы жизни Лермонтов написал стихотворение «Лист». Здесь появляются два изображения: лист и платан. Старый лист, уже упавший с дерева и унесенный ветром, бродил по миру с небольшой надеждой найти новый дом. Это образ путешественника, который покинул свою землю не по собственной воле. Важные и жестокие обстоятельства заставили его броситься в странствия. И теперь, после долгих путешествий по холодной и влажной местности и, прежде всего, по чужой земле, поток его судьбы привел его в новый уголок рая, где он мог обрести покой.

Но чудесный новый мир только на первый взгляд оказывается таким красивым и гостеприимным. Но молодой и нежный платан не думает, что такой старый и грязный лист может остаться здесь с ними. Зачем он здесь? Его молодые зеленые листья не будут заинтересованы в рассказах старого листа о жизни. Чинара не понимает, что именно она может им дать, и не хочет, чтобы он оставался с ней надолго. Ведь здесь хорошо, его корни омывают воды моря, тёплое солнце освещает зелёные листья, а компания старого ветхого листа не нравится. Для развлечения у нее есть разноцветные птички, сидящие на ее ветвях и поющие ей веселые песни. И несмотря на молитву листовки о теплом уголке и капельке любви в чужом мире, у Черного моря.

Образ Черного моря усиливает впечатление еще большей удаленности от Родины. И последнее слово остается за платаном, после его отказа просить укрытия уже не имеет смысла. И все сладкие сны листа рассыпались в одно мгновение. В конце концов, теперь ему нужно снова отправиться в путь, и никто не знает, когда он сможет найти место, чтобы почувствовать себя на своей родине. С помощью этого перевоплощения себя в лист автор пытается в художественной форме передать свои ощущения изгнания. А образ платана — это новое общество, новые земли, все, что относится ко всему новому с презрением и отчуждением, в том числе.

20. Чему учит

Элегия М. Ю. Лермонтова делает нас добрее и милосерднее. Нельзя уподобиться равнодушному самовлюбленному чинару, гордому молодостью и красотой. Пройдет время, и изумрудные листья засохнут. От нее подует легкий ветерок, райские птицы улетят, а платан останется один. В конце концов, он не дает другим добра, а значит, не получит его обратно.

Образная система текста

При написании сочинения как на уроке, так и дома важно раскрыть образную систему стихотворения, поскольку именно на противостоянии двух ключевых персонажей строятся основной сюжет и задачи. Главный герой — сорванный с ветки дубовый лист — символизирует странника, преследуемого всеми, никому не нужным. Иссохший от жары и лишений, он не может найти себе приюта, вынужден скитаться по негостеприимным землям. И кажется, что судьба наконец его сжалилась, он очутился у Черного моря, где светит ласковое солнышко, дует теплый ветерок, журчат ручьи.

Флаер поэтической идеи

Но разочарование поэта настолько велико, что он не завершает текст в позитивном ключе — даже в этой райской стране, где все есть, несчастный путник оказывается один, ни в ком нет нужды. Основная идея, которую романтик передает в этом образе, трагична: все люди одиноки в этом мире, понимания и сострадания невозможно достичь. Текст предполагает, что в его несчастье каждый остался один на один с собой.

Противоположный образ, гордый и красивый платан, растущий в тепле и уюте, счастлив, имеет все, поэтому одиночество ему не грозит. Ее уши восхищают райские птицы, ее зеленые листья согревают жарким солнцем, кажется, от нее требуется совсем немного — дать временное пристанище несчастному путешественнику. Но красивое дерево не готово к милосердию. Уверенный в своих силах, он презрительно отталкивает несчастных, говоря: «Зачем ты мне нужен!».

19. Мое отношение

Поэма М. Ю. Лермонтова пробудила во мне желание делать добро другим. Хотелось вмешаться в сюжет, тщательно и бережно окружить забытый дубовый лист.

11. Лирический герой

Поэзия автобиографична. Автор отождествляет себя с лирическим героем. Рассказывая историю жизни дубового листа, лирический герой рассказывает о собственных переживаниях, переживаниях и проблемах.

Судьба М.Ю. Лермонтов отражается в судьбе беспомощной листовки. Поэт, насильно лишенный дома, друзей и родственников, был сослан. Он чувствует себя одиноким, как главный герой стихотворения.

Краткая справка

Первый шаг в анализе стихотворения — это краткое изложение автора и истории написания. Не стоит углубляться в биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, достаточно написать, что он великий поэт-романтик 19 века, автор многочисленных стихотворений, в которых размышляет о смысле жизни и судьбе человека, поэт. Многие тексты Лермонтова дышат трагедией, пронизанной чувством отчаяния.

Поэма «Лист» создана в мае-июне 1841 года, при жизни автора читатель не мог ознакомиться с текстом, так как он не был опубликован. Впервые опубликовано в 1843 году на страницах журнала «Отечественные записки».

Литературные критики относят «Фолью» к позднему периоду текстов поэта, поскольку текст написан в последние месяцы жизни Лермонтова и является своеобразным поэтическим завещанием. Основная причина, несмотря на близость к автору, — заимствование одноименной элегии Арно, которую русский читатель смог изучить благодаря переводам Жуковского и Давыдова.

Часто даже стихотворный текст самого Лермонтова называют вольным переводом, поскольку ключевой образ баллады — сорванный с родного дерева лист и безжалостно брошенный в бездну жизни — полностью ушел из творчества Арно. Однако русский поэт меняет размер и ритм стиха, а также вводит дополнительный образ.

Поэтому большинство исследователей сходятся во мнении, что это самостоятельная работа, которая стоит на одном уровне с «Три пальмы» и «Выхожу на улицу один». Эти тексты способны произвести удручающее впечатление, помочь понять разочарование и боль поэта, могут побудить читателя сопереживать его лирическому герою.

Сюжет

Сюжет поэмы связан с главными героями.

Сначала читателю предлагается дубовый лист, который не выдерживает сильной бури. Он странствует по миру, ищет убежища, терпит невзгоды.

Оказавшись на берегу Черного моря, лист надеется, что наконец-то отдохнет и согреется «среди .. изумрудных листьев» прекрасного платана.

Однако его мечтам не суждено было сбыться. Молодой платан не хочет видеть рядом с собой убогий сухой лист. «Иди дальше, о бродяга! Я тебя не знаю! », — отвечает на просьбы о помощи и сострадании.

Открытый финал повествования передает ощущение судьбы дубового листа. Последние слова произносит платан, не желающий тревожить свой гостеприимный мир. Дубовый лист по-прежнему остается одиноким.

Тема

Поэзия может восприниматься как буквально, так и образно. Таким образом, в нем можно выделить две темы: приключения листка, сорванного с дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноким в чуждом ему обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что сложно найти понимание в обществе, где вы не такие, как все. Автор также показывает, что высшее общество не принимает людей с более низким статусом или с меньшим доходом.

В центре работы — изображения блуждающего листа и роскошного платана. Лирический герой выступает в роли рассказчика. Видно, что он знает ситуацию с листом не понаслышке, но своих эмоций герой не выдает.

Облако (Пушкин) — краткий разбор стихотворения

В первом стихе поэмы рассказывается, как дубовый лист оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки возлюбленной» и не успел оглянуться, как шторм утащил его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел платан с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило своей красотой лист. Он стал умолять платан принять это. Новичок рассказывает о своей печальной судьбе, но прекрасное дерево безразлично к его прошлому.

Поэма заканчивается надменным ответом молодого платана. Он признает, что инопланетянин много видел, но все это не имеет значения, потому что лист пыльный и желтый. Из-за своей непривлекательной внешности он не может быть так хорош, как его «дети».

15. Размер, рифма, строфика

Размер трехсложного стиха (пятифутовый амфибрахий) придает стихотворению неповторимое своеобразие).

Разные виды рифм (парные и скрещенные) соответствуют смене высоты тона и настроения при описании героев оперы.

Использование женских рифм делает произведение мелодичным и мелодичным.

2. Литературное направление

Литературное направление — романтизм.

Эпоха романтизма нашла отражение в творчестве великого поэта. В стихотворении присутствует мотив одиночества и меланхолии. Однако за символическим изображением дубового листа читатель отчетливо видит судьбу несчастного человека, вынужденного покинуть родину.

Стихотворение имеет романтическую окраску, но довольно реалистичное содержание.

Проведение анализа

Чтобы хорошо и грамотно написать эссе по анализу стихотворения, важно разработать план работы, это позволит последовательно излагать свои мысли и избегать повторений. Первый пункт плана — это краткое вступление, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано. Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя. Лучше читать выразительно, интонационно, стараясь одним голосом передать все нюансы и оттенки, образы и события.

Напишите письменный план

Вы можете составить письменный синопсис источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно изучили характеристики стихотворения, основные мысли и идеи могут быть записаны и использованы в будущем в их собственной работе. Главное правило — писать кратко, лаконично, не злоупотреблять цитатами, их должно быть мало, следует выделять значимые.

При выборе образных средств на первом месте тоже должно быть качество, а не количество, необязательно писать все прилагательные в строках, принимая их за эпитеты, 2-3 наиболее интересных и иллюстративных идеи автора гораздо значительнее, чем простой список.

важно не только опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и выражать свои мысли, размышления о прочитанном тексте, своем понимании. Так что композиция получится отличной.

17. Значение произведения

Поэма М.Ю. Лермонтов заставляет читателя не только пожалеть участь несчастного дубового листа, но и задуматься над общечеловеческими проблемами одиночества, эгоизма и жестокости. Читатель понимает, что человек не может быть счастлив вдали от родины и близких.

Стихотворение Лермонтова «Листок» – анализ по плану

Опция 1

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. Листовка была написана летом 1841 года, когда Михаил Юрьевич вернулся из отпуска в Кавказский край. В этот период поэт часто задумывался о смысле жизни, в строках стихов оставались глубокие мысли.

Стоит отметить, что Лермонтов заимствовал мотивы «Листа» из французской литературы, точнее из одноименного произведения А.В. Арно. Русский поэт по-своему интерпретировал творчество своего французского коллеги: он вводил новые образы, добавлял линии, вносил изменения в ритмическую организацию.

Через два года в «Отечественных записках» была опубликована «Листовка» Лермонтова».

Предмет

Поэзия может восприниматься как буквально, так и образно. Таким образом, в нем можно выделить две темы: приключения листка, сорванного с дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноким в чуждом ему обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что сложно найти понимание в обществе, где вы не такие, как все. Автор также показывает, что высшее общество не принимает людей с более низким статусом или с меньшим доходом.

В центре работы — изображения блуждающего листа и роскошного платана. Лирический герой выступает в роли рассказчика. Видно, что он знает ситуацию с листом не понаслышке, но своих эмоций герой не выдает.

В первом стихе поэмы рассказывается, как дубовый лист оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки возлюбленной» и не успел оглянуться, как шторм утащил его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел платан с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило своей красотой лист. Он стал умолять платан принять это. Новичок рассказывает о своей печальной судьбе, но прекрасное дерево безразлично к его прошлому.

Поэма заканчивается надменным ответом молодого платана. Он признает, что инопланетянин много видел, но все это не имеет значения, потому что лист пыльный и желтый. Из-за своей непривлекательной внешности он не может быть так хорош, как его «дети».

Сочинение

Поэзия условно делится на смысловые части: рассказ о начале пути листа, разговор листа с платанами. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести четверостиший. Содержание произведения требовало от поэта синтаксического разнообразия. Рассказ автора и реплики главных героев переплетаются в тексте, поэтому автор использует прямую речь.

Пол

Жанр стихотворения — элегия, поскольку в стихах преобладает грустное настроение и разочарование. В стихе также присутствуют текстовые элементы сюжета, так как в нем можно выделить изложение, начало, развитие событий, кульминацию и эпилог. Поэтическое измерение — пятиметровая амфибия. М. Лермонтов использовал параллельную рифму AABB. Текст содержит мужские и женские рифмы.

Инструменты выражения

В тексте произведения автор использует выразительные средства. Это основные инструменты раскрытия темы и воплощения идеи через образы природы.

Ключевую роль играет метафора: «ветер шепчет с ней, лаская зеленые ветки», «поют песни о славе царско-девичьего моря», «ты пыльный и желтый — а мои свежие дети не пара.» Завершают образы эпитеты: «родная ветка», «свирепая буря», «молодой платан», «райские птицы», «высокий платан», «твердая родина», «изумрудные листья». В тексте нет сравнений.

Интонация играет важную роль в поэзии. Делает речь персонажей более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние персонажей передается с помощью аллитерации, например смятение и одиночество листа описываются словами с согласной «р».

Вариант 2

Последний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его гибели на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над причинами его действий и общим подведением итогов земное существование.

именно к этому периоду относится созданное в 1841 году стихотворение Лермонтова «Лист», написанное им, когда он вернулся на Кавказ под впечатлением от двухмесячного пребывания в Петербурге во время отпуска. Он был опубликован после смерти поэта в литературном журнале «Отечественные записки» в 1843 году.

Основная тема стихотворения

В основе поэтической сказки — непростая судьба человека, вынужденного скитаться в чужой стране в поисках счастья, образ которого автор умело передает, описывая желтый и увядший дубовый лист, унесенный ветром, выжженный солнцем и холодно. В эпоху романтизма у писателей и поэтов того времени сорванный с дерева лист очень часто служил символом бездомной, странствующей, лишенной и изгнанной жизни

По характеру литературы это произведение относится к философским текстам, его основная тема — стремление одинокой и несчастной души наконец обрести покой и получить хоть какую-то человеческую любовь и понимание. По жанру это автобиографическая элегия, здесь отчетливо видны переживания лирического героя, его боль, тоска и острое чувство одиночества.

Отсылкой к биографии самого автора является упоминание о том, что лист дошел до Черного моря, то есть на юг (Лермонтов был отправлен служить на Кавказ), и расплывчатое, потому что это не его желание, а «движимое жестоким штурм »(поэт был сослан на Кавказ за стихотворение« На смерть поэта»).

В основе развития сюжета произведения лежит композиция, состоящая из противостояния двух центральных иносказательных персонажей: бездомного странника дубового листа, засохшего и пожелтевшего от жестокости и равнодушия окружающего его враждебного мира, и молодого и красивый платан, который живет в полной гармонии с ветром и солнцем, является их фаворитом, а потому полон сил и энергии. На просьбу о госпитализации бедной и преследуемой путаницы платан отвечает гордым отказом, она живет в своем маленьком мирке, вдали от чуждых ей проблем и не желает ничего менять в своей жизни.

В своих ранних произведениях, например, таких как стихотворение «Парус», герои Лермонтова отрицали покой и беззаботное времяпрепровождение, жаждали бури и тревог, теперь в стадии позднего творчества блуждающий лист мечтает избавиться от меланхолии и одиночества, найти мирное уединение, чтобы отдохнуть от напряжения вашей тяжелой жизни.

Однако после того, как он попросил о помощи, его отверг жестокий и эгоистичный платан, который является ярким представителем мира, в котором нет места жалости и состраданию, где забота о собственном благе, эгоизм и пресыщение земными благословениями Царства . Финал стихотворения остается открытым, хотя все же ясно, что дубовый лист обречен на смерть или бесконечное блуждание, полное мучений и преследований.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано довольно редким для русской поэзии размером, в пятифутовых амфибрахиях двумя способами рифмы: смежным и перекрещивающимся. Особая мелодия и ритмичность поэтического повествования достигается за счет включения парных женских рифм.

Образ дубового листа передан в первых трех строфах с использованием сложных несоединенных предложений, образ платана передан в последних двух строфах, состоящих из пяти предложений в восклицательной и вопросительной формах, чтобы передать его гнев и негодование.

Произведение пропитано такими средствами художественного выражения, как эпитеты (холодное море, суровая родина, молодой платан), метафоры (молодым детям я засох без сна, я засох без тени), олицетворение (я катился к Черному морю, клянчат крова, ветер шепчет, изумрудные листья ласкают). Использование ассонанса (периодическое чередование гласных «о» и «а») придает стихотворению грустную, незначительную гармонию и приятную мелодию.

Судьба бедного дуболистного странника, преследуемого и никем не принимаемого, во многом созвучна судьбе Михаила Лермонтова, считавшегося в обществе закрытым и нелюдимым человеком. Его богатый внутренний мир никого не интересовал, а его работы при жизни не пользовались особой популярностью.

Обладая гордым и независимым характером, острым чувством одиночества, Лермонтов так и не смог найти место, которое он мог бы назвать своим домом, где его приняли бы и полюбили таким, какой он есть. Свое трагическое положение во враждебном мире он сумел с удивительной точностью и поэтическим мастерством передать в своем бессмертном шедевре русской поэзии — стихотворении «Лист».

Вариант 3

Восприятие, интерпретация, оценка

Поэма «Лист» написана М.Ю. Лермонтова в 1841 году. Образ листа, ведомого бурей, получил широкое распространение в русской и европейской литературе, получил развитие в произведениях А. Арно, В. А. Жуковского, И. И. Козлова.

Тема стихотворения — бездомность одинокой души в жестоком и враждебном мире. Мы можем отнести поэзию к философским текстам с элементами пейзажа.

Поэма несет в себе символическую аллегорию. Судьба оторвавшегося от «родной ветки» листа — судьба путешественника, потерявшего родину. Мотив странствия, ссылки всегда был характерен для творчества Лермонтова (стихотворения «Облака», «Ветвь Палестины», «Вела»). Образы природы в этих произведениях аллегорически и символичны, с их помощью раскрывается внутренний мир лирического героя. То же самое мы видим в стихотворении «Фолья».

Дубовый лист Лермонтова отломился «от ветки», стал жертвой жестокого шторма, испытал много боли на своем пути и в конце концов достиг Черного моря.Он видит красивый молодой платан, пытается найти укрытие и укрытие, но все его попытки тщетны. Чинара пресыщена впечатлениями от жизни, она очень ценит свой покой, ее пронизывает чувство собственного превосходства, полное нарциссизма.

Судьба несчастного листочка оставляет ее равнодушной. В его сердце нет места жалости, состраданию. Рассказ листовки о его нелегкой родине, о беспокойной судьбе и чудесных странствиях по свету не вызывает в его душе ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно относится к усталому путешественнику:

Иди дальше, бродяга! Я тебя не знаю!

Меня любит солнце, я цвету им и сияю;

Я раскидываю ветки в небе здесь под открытым небом,

И мои корни смыты холодным морем.

Образы листа и платана в этой работе противоположны. В аллегорической форме, используя технику персонификации, М.Ю. Лермонтов передает основную идею стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не может найти пристанище, благополучие и счастье глухи к проблемам, боли и одиночеству.

Поэма написана пентаметровым амфибрахием. Поэт использует различные средства художественного выражения: эпитеты («с глубоким желанием», «среди его изумрудных листьев», «обманчивые и чудесные истории»), персонификация («ветер шепчет с ней»), инверсия («только и без цель Я бегаю по миру, которой занимаюсь уже давно «). На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («Молодой платан у Черного моря») и ассонанс («Дубовый лист отломился от ветки моей матери»).

Вариант 4

Образ листа — символа изгнания — распространился среди произведений европейской и русской литературы еще в XVIII веке, в эпоху романтизма.

Тема одинокого странника в поисках тепла и укрытия отражена и в других произведениях Лермонтова: «Облака», «Вела», «Риф», «Ветвь Палестины», «Мцыри», «Выхожу на улицу» в одиночестве ». Однако наиболее ярко мотив одинокого странника отражен в образе дубового листа в стихотворении« Лист»

Поэма «Лист» была написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в последний год его жизни, в 1841 году. Ее смело можно отнести к произведениям философских текстов с элементами пейзажа.

Особенности оформления стихотворения Лермонтовский лист

Конструктивными особенностями произведения являются: пять строф, из которых четыре четверостишие, а последняя строфа представлена ​​в виде восьми строк. Трехсложное измерение, используемое Лермонтовым, очень редко и представляет собой пентаметровый амфибрахий. При этом в стихотворении используются два вида рифм: смежные и перекрещивающиеся.

Работа автобиографическая. Это также видно из последних строк первого стиха стихотворения. Через изображение листа показана судьба самого автора, который в свое время оказался ссыльным с Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. В Черном море растет молодой и красивый платан, корни которого он надеется найти.

В основе стихотворения лежит противопоставление внешнего и внутреннего (антитезиса) качеств дубового листа и зеленого чинара. Молодой платан привык жить в радости и умиротворении, не зная хлопот и неудобств. Он имеет хорошие отношения с морем, солнцем и окружающим его ветром, в то время как они враждебны листу: палящее солнце высушило его, ветер, превратившись в шторм, подтолкнул его к самому Черному морю, и само море не оставляло шансов на спасение.

В то время, когда платан наслаждался миром и гармонией, лист подвергался всевозможным испытаниям судьбы. Он готов поделиться с платаном интересными историями, которые произошли с ним во время его странствий и странствий. Однако «Дева Царя Морского» остается равнодушной, не интересуется и не переживает за неизвестную ей судьбу листа. Она очень капризна и избалована, ей не знакомо чувство жалости и сострадания. Поэтому платан решает отогнать лист. Этот момент является кульминацией, поскольку здесь полностью рушатся надежды листа на светлое будущее, и он остается отвергнутым и одиноким.

Такая же ситуация была и с самим Лермонтовым: на его родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автора любили и почитали, у него были поклонники и соратники. На Кавказе его работы не востребованы из-за разницы в менталитете. Лермонтов остается непонятным и чуждым местному населению, испытывает меланхолию, одиночество и растерянность.

Средства художественного выражения в стихотворении Листок Лермонтов

Произведение содержит ряд средств художественного выражения: эпитет, метафора, персонификация, инверсия, аллитерация, ассонанс.

Эпитеты используются для более выразительного описания явлений: «лютый шторм», «зеленые ветки», «глубокая меланхолия», «изумрудные листья», «бедный лист». При этом важно отметить трезвость в описании листа и богатство описания платана.

Изображение в стихотворении

Техника изображения применена к изображению дубового листа. Лист действует как странник, иссохший и увядший от боли, обрушившейся на его удел. Переворот в произведении — момент отрыва листа «от любимой ветки». Это усиливает чувство одиночества и враждебного окружения.

Если вы обратите внимание, в работе нет четкого описания того, что дальше происходит с листом после того, как платан откажется от него. Также нет ярко выраженной морали труда.

Лермонтов заставляет читателей задуматься о судьбе того, какой персонаж им ближе всего: лист, прошедший череду тяжелых испытаний, получивший полезный жизненный опыт и познавший смысл жизни, или незначительное существование прекрасного платана, которая по-своему счастлива, но внутри совершенно пуста. На протяжении всего стихотворения автор направляет читателя, чтобы каждый мог сделать вывод для себя.

Поэма «Лист» — это своеобразный крик души Михаила Юрьевича Лермонтова. В текстах Лермонтова автор пишет о том, что одинокому изгнаннику с родины сложно найти другое пристанище в этом жестоком мире. Мало кто согласится отойти от привычного образа жизни, проявить сочувствие и поддержать незнакомца.

Поэтому не следует полагаться на помощь других, нужно полагаться только на себя. При этом единственное место, где человек может чувствовать себя защищенным и счастливым, — это его Родина, как бы тяжело это ни было в данный момент.

Художественное своеобразие произведения

Синтаксический номер стихотворения необычен. Несиндицированные предложения описывают страдания дубового листа в первых строках произведения. Восклицательные знаки помогают почувствовать негодование платана. Диалог делает образы персонажей более четкими и реалистичными.

Размер трехсложного стиха (пятиметровый амфибрахий) придает стихотворению неповторимую оригинальность. Разные виды рифм (парные и скрещенные) соответствуют смене высоты тона и настроения при описании героев оперы. Использование женских рифм делает произведение мелодичным и мелодичным.

Жанровая специфика, особенности

Идея стихотворения «Лист» раскрывается не только системой образов, но и используемым автором размером, жанром и тропами. Текст принадлежит к элегии, мелодичному и во многом трагическому жанру, которым поэты XIX века выражали свои самые сокровенные мысли. Об этом говорят следующие ключевые характеристики:

В чем принцип сюжета листа стихотворения

  1. Размер стихотворения Лермонтова «Лист» — пятифутовый амфибрак. Помогает сделать звук мелодичным, плавным.
  2. Само слово «элегия» в переводе с греческого означает «печаль», «желание». И тема поэтического текста идеально подходит под это определение, стихотворение очень грустное, пронизанное отчаянием автора, его герой приговорен к смертной казни, несмотря на то, что Михаил Юрьевич оставляет финал открытым и прямо не говорит о чем случилось с листом после диалога с платаном, который его отверг.
  3. Он вызывает уныние, пробуждает мысли читателя о хрупкости и бессмысленности существования.

Однако если внимательно прочитать текст или послушать его, можно найти уникальные характеристики, которые отличают его от классических элегий. Тема не имеет ничего общего с безответной любовью или разлукой влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого человека в мире.

Сама композиция поэтического текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ путешественника, лист, оторвавшийся от родной ветви и отправившийся в путь. Для его создания используется особая живописная и выразительная лексика:

Дубовые листья

  1. Эпитет (свирепая буря).
  2. Метафоры (увядшие и увядшие).

Но при описании ключевого изображения есть несколько приемов, гораздо важнее настроение, которое он вызывает во время чтения. Присутствует грустное настроение, симпатия, сопереживание.

А после этого Лермонтов рисует изображение роскошного платана, сама часть текста, посвященная этому дереву, большая и насыщенная:

  • эпитеты (молодой платан, зеленые ветки, изумрудные листья);
  • подражания (ветер шепчет).

Для характеристики экзотического дерева используется своеобразная, богатая и образная лексика. И автор уверен, что гордый и высокомерный платан вовсе не виноват в том, что судьба несчастного бродяги ей совсем не интересна.

У него есть все для счастья, и он просто не может до конца понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она потеряла способность к сочувствию и состраданию.

Средства художественной выразительности

Маленькое стихотворение имеет глубокий смысл. Многочисленные пути помогают понять мысли и чувства автора.

Необычные эпитеты позволяют понять характеры персонажей. «Бедный дубовый лист» «с глубоким желанием» просит о помощи платан. Он, пытаясь вызвать сочувствие, рассказывает ей о «тяжелой родине», о «жестокой буре».

При описании платанов мира эпитеты меняют цвет и настроение. Его ветви покрыты «изумрудными» листьями, блестящими в лучах яркого солнца.

Ту же роль играют и метафоры. Дубовый лист засыхает «без сна и отдыха», а корни платана «унесены холодным морем».

Текст стихотворения полон персонификаций. Герои становятся живыми и одухотворенными существами. Ветер «шепчет» платан, который «ласкает зеленые ветки». Она, любимая солнцем, любит пение райских птиц. Дубовый лист гнездится у корня платана, просит укрытия, страдает от холода и жары.

Поэзия — это аллегория. Человеческие судьбы скрыты под образами листа и платана.

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова (3 вариант)

Последние произведения Лермонтова часто подписываются и посвящены его нелегкой судьбе. Таким же было стихотворение «Фолья», написанное поэтом за несколько месяцев до смерти. Образ разорванного бурей листа был очень популярен в европейской и русской поэзии начала XIX века. Непосредственным источником Лермонтова было одноименное стихотворение французского поэта Арно. Существенным отличием было добавление к сюжету запроса листка приюта и отказ в этом. Благодаря этому творчество Лермонтова приобретает гражданское значение, а лист символизирует изгнание по политическим мотивам.

В изображении листа отчетливо прорисована судьба самого Лермонтова, особенно его двух кавказских ссылок. Поэт отправился на Кавказ не по собственному желанию. К этому его вынудила царская власть («преследовала жестокая буря»). В самой России автор тоже не нашел понимания, поэтому вся его жизнь была сочетанием «холода, тепла и боли». Устав от долгих странствий и странствий в поисках покоя, автор находит временное пристанище у «Черного моря».

Во время первой ссылки Лермонтов был очарован своеобразной красотой Кавказа. «Неизвестная страна» привлекла творческую душу поэта, в которой он желал обрести покой и новый источник вдохновения. Лермонтов восхищался богатым культурным наследием Востока, которое еще мало было известно европейцам.

Обращение к платану в листовке символизирует попытку Лермонтова найти убежище на Кавказе и защиту от жестокой царской воли. Лист, как и поэт, утомлен своим беспокойным положением. «Тяжелая страна» отказалась от его поэтического дара, лишившего его жизни цели и смысла. Лермонтов чувствовал в себе огромный резервуар творческих сил, но не мог полностью осознать его. Поэтому в листовке написано, что он знает много «сложных и чудесных историй», которыми готов поделиться с платаном. Но гордое южное дерево также отвергает пришельца. Его «сказки» никому не нужны. Они несут с собой горечь и боль всех пережитых страданий.

Лермонтов считался человеком закрытым и не очень общительным в обществе. Эта репутация была заслуженной. Богатый внутренний мир поэта никого не интересовал, а его произведения не пользовались популярностью. Такое отношение усугубляло одиночество поэта. Сам он невольно приспособился к преобладающему мнению и уже не мог изменить себя. Во время своего первого изгнания он попытался влиться в местную общину. Но были свои законы. Русское общество, окруженное кавказцами, сумело приспособиться к восточной культуре, и поэту было уже поздно менять характер. Его воспринимали как странного незнакомца.

Гордый и независимый характер Лермонтова привел к тому, что он больше нигде не мог чувствовать себя как дома. Поэтический образ сорванного с бури листа удивительно точно описал трагическое положение поэта.

10. Центральные персонажи

Основную роль в раскрытии идейного содержания стихотворения играют два образа.

Дубовый лист — символ странствующего преследуемого, лишенного дома. Он, измученный страданиями, «иссохший и иссохший .. от холода, тепла и боли».

«Платан Млада» — олицетворение счастья, благополучия и любви. Люди, как дерево, уютно греются, упиваются восхищением окружающих. Они не умеют сочувствовать и сострадать.

Поэтический язык стихотворения Жуковского

Все языковые средства стихотворения работают на раскрытие лирического образа. Читает с юмором. Такой эффект достигается благодаря многочисленным открытым гласным звукам: «о», «а», «у». Жуковский умело использует вопросы и риторические моменты. Благодаря тому, что произведение не разделено на отдельные строфы, оно читается на одном дыхании и воспринимается как единый звуковой и смысловой поток.

Автор написал ямбическое стихотворение на тетраметре, которое было так популярно в то время, и использовал разные виды рифм.

Чинара

Южнее лист встречается с молодым платаном. На дереве растут красивые зеленые ветки, на которых сидят райские птицы и поют чудесные песни. Я хочу расположить свой природный прототип возле такого красивого чинара Михаил Юрьевич Лермонтов. Лист прилип к корням дерева и просит платан на время поправить его. Он объясняет ей, что дома он повзрослел раньше, чем ожидалось, и вырос в довольно жестком мире. Скорее всего, в этих строках поэт имеет в виду свое поколение, которое тоже преждевременно созрело и ведет бессмысленную жизнь.

Жанр

Жанр стихотворения — элегия, поскольку в стихах преобладает грустное настроение и разочарование. В тексте также присутствуют сюжетные элементы, поскольку можно определить экспозицию, сеттинг, развитие событий, кульминацию и эпилог. Поэтическое измерение — пятиметровая амфибия. М. Лермонтов использовал парную рифму AABB. В тексте присутствуют женские рифмы.

18. Актуальность

Одиночество — это неестественное состояние человека. Поэтому поэзия сегодня не потеряла своей актуальности. В современном обществе люди перестают общаться с другом, теряют связь с родственниками, с отчимным домом и становятся бездомными, как дубовый лист из стихотворения М.Ю. Лермонтов.

Композиция

Поэзия условно делится на смысловые части: рассказ о начале пути листа, разговор листа с платанами. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести четверостиший. Содержание произведения требовало от поэта синтаксического разнообразия. Рассказ автора и реплики главных героев переплетаются в тексте, поэтому автор использует прямую речь.

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова