«И скучно, и грустно» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – смыл, история создания и тема

Краткий анализ

Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно, и грустно.

История создания — написана в 1840 году, когда 27-летний Лермонтов переживал кризис карьеры и личной жизни.

Тема стихотворения — одиночество, размышления о сути человеческой жизни.

Композиция — Опера представляет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желании, любви и страсти. В заключение автор предлагает лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трех четверостиший, что соответствует содержанию.

Жанр — элегия.

Поэтический метр — трех-, четырех- и пятифутовые амфибии, крестовая рифма ABAB.

Метафоры — «минута душевных невзгод», «вечная тоска», «проходят годы», «их сладкая болезнь исчезнет по слову разума».

Эпитеты — «лучшие годы», «и радость, и мучения, и все там ничтожное».

История создания

Сегодня трудно представить русскую литературу без творчества М.Ю. Лермонтов. Однако сам поэт несколько разочаровался в своем таланте. Он считал, что никогда не станет таким великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся военачальником также рухнули, поскольку война закончилась в 1812 году, и теперь проявить себя было негде.

Михаил Юрьевич вскоре потерял мать. Поэт не раз влюблялся, но отношения продлились недолго. До самой смерти она питала нежные чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было жить вместе. Неудивительно, что всю жизнь поэт чувствовал себя одиноким. В его поздних стихах все чаще и чаще появляются проблемы одиночества и пустоты бытия. От его творчества веет пессимизмом и отчаянием. Это история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 году.

Тема

В центре внимания автора тема одиночества, к которой постепенно смешиваются проблемы разочарования в жизни, сути жизни. Главный образ стихотворения — лирический герой. При чтении стихотворения воображение рисует человека, успевшего выпить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строчках звучит причина одиночества: «некому подать руку». Особенно обременительна для человека в трудную минуту. Лирическому герою уже удалось осуществить не все желания, поэтому желать можно вечно, но безуспешно.

Во втором стихе он переходит к еще большему откровению, начиная разговор о любви. Видно, что его личный опыт был печальным, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Даже герою невыносимо оставаться наедине с собой, так как все внутри него незначительно.

Лирический герой уже созрел до того, что страсть есть иллюзия, легко рассеиваемая под действием разума. Поэтому предаваться им и даже серьезно относиться к увлечениям не стоит. Заключительный аккорд в мыслях — вывод о том, что жизнь — всего лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, мы помним слова У. Шекспира: «Вся наша жизнь — игра».

Раскрытие мысли поэта

В первых двух строках Лермонтов выражает сожаление по поводу отсутствия родственной души. Человек, которому это может быть полезно, помогает развеять его тоску и грусть. Второй стих со вздохом поэта останавливается на многоточии. Значение простых слов и фраз раскрывает духовный мир поэта во всем его богатстве и человечности.

Следует восклицание: «Пожелания!» Неслучайно он напыщенно останавливается на этом слове, выражая свою хрупкость и тщетность стремлений. За многоточием следует вопрос: «Какой смысл в тщетном и вечном желании?» В этих строках перекликаются несбыточные мечты поэта.

лермонтов-рисунок

Он видел мир не таким, каким он представлял его раньше, вдохновленный мечтами и целями. На смену вдохновению пришли серые туманные будни и бессмысленность.

Следующее четверостишие, наполненное лирическим содержанием, перекликается с болью за мимолетную любовь. Иметь пылкие чувства несложно, невозможно сохранить яркость моментов, которые они дарят. Причина переосмыслить свою жизнь.

Оглядываясь назад, Михаил Лермонтов видит пустоту. Все, к чему он стремился, чем он восхищался, было одержимым, увядшим, не оставляя следов даже в его душе. Осуждая свои действия, он бросает вызов всему обществу, в котором ему приходилось жить и творить. Вот что сделало это таким, оно уничтожило все лучшие качества, стерло их за ненадобностью.

В последнем катрене эхо душевной тоски из-за преобладания разума над чувствами. Первые строчки отражают отголоски неудачной личной жизни со вспышками неудержимой страсти. Все его увлечения растворились в серых буднях. В заключение поэт свел свои размышления к ощущению бытия. Он не находит ответа на вопросы жизни, которые его преследуют, и видит в этом пессимистическую пустоту.

Жанр, настроение, размер

Это произведение относится к жанру элегии, оно пропитано грустью. Поэма «И скучно, и грустно…» напоминает голос в дневнике, душевный порыв, который автор отражает на бумаге. Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, он теряет уверенность в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний.

Текст относится к направлению романтизма. Мы находим его черты в меланхолическом тоне, поводом для одиночества и разочарования, а также в гордости лирического героя, который, несмотря на все свои несчастья, не нуждается в жалости.

Поэтический метр — четырех и трехфутовые амфибии, крестовая рифма ABAB.

Композиция

Анализируемое стихотворение представляет собой монолог-рассуждение автора. Он разделен на множество небольших частей, посвященных различным аспектам человеческого существования: желаниям, любви, страстям. Наконец, в последних двух строчках автор проводит границу сказанного. Формально произведение разделено на три четверостиший.

Поэма написана стихами, состоящими из нескольких футов: трех-, четырех- и пятифутового амфибрака. М. Лермонтов использовал перекрестную рифму ABAB, мужскую и женскую рифмы.

Тема, идея произведения

Поэзия относится к жанру элегий, философских текстов. В ней собраны авторские переживания, размышления о жизни, о людях. Тема стихотворения — одиночество — прослеживается во многих произведениях Лермонтова. В этом стихотворении оно выражено острее, без олицетворений и аллегорий. Идея — заключается в опыте автора, что нет человека, рядом с которым можно было бы любить всем сердцем, вечно, нет друга, с которым можно было бы пожать руку, зная, что в трудную для автора минуту друг будет повторяй.

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)

История создания
Михаил Юрьевич вскоре потерял мать. Мужчина влюблялся не раз, но отношения длились недолго. До самой смерти она питала нежные чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было жить вместе. Неудивительно, что всю жизнь поэт чувствовал себя одиноким. В его поздних стихах все чаще и чаще появляются проблемы одиночества и пустоты бытия. От его творчества веет пессимизмом и отчаянием. Это история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 году.

Предмет
В центре внимания автора тема одиночества, к которой постепенно смешиваются проблемы разочарования в жизни, сути жизни. Главный образ стихотворения — лирический герой. Во время чтения стиха воображение рисует человека, успевшего выпить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит причина одиночества: «Некому подать руку». Особенно обременительна для человека в трудную минуту. Лирическому герою уже удалось осуществить не все желания, поэтому желать можно вечно, но безуспешно.

Во втором стихе он переходит к еще большему откровению, начиная разговор о любви. Видно, что его личный опыт был печальным, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Также невыносимо мужчине быть наедине с собой, так как все внутри него незначительно.

Лирический герой уже созрел до того, что страсть есть иллюзия, легко рассеиваемая под действием разума. Поэтому предаваться им и даже серьезно относиться к увлечениям не стоит. Заключительный аккорд в мыслях — вывод о том, что жизнь — всего лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, мы помним слова У. Шекспира: «Вся наша жизнь — игра».

Сочинение
Анализируемый стих представляет собой монолог-рассуждение автора. Он разделен на множество небольших частей, посвященных различным аспектам человеческого существования: желаниям, любви, страстям. Наконец, в последних двух строчках автор проводит границу сказанного. Формально произведение разделено на три четверостиший.

Пол
Произведения можно определить как элегии, это грустные размышления о насущной для человека проблеме. Стих яростно выражает причину разочарования. Он написан линиями разных ног: четырехфутовых и трехфутовых земноводных. Михаил Лермонтов использовал перекрестные рифмы ABAB, мужские и женские рифмы.

Инструменты выражения
Поэзия не полна выразительных средств. Однако они играют важную роль в создании образа лирического героя, визуализации его внутреннего мира и воспроизведении эмоционального состояния.

В тексте присутствуют метафоры: «минута душевных невзгод», «вечная тоска», «годы пройдут», «их сладкая болезнь исчезнет при слове разума», «холодное внимание», «пустая и глупая шутка»; «Эпитеты -« лучшие годы »,« и радость, и мучения, и все там бессмысленно ». «В поэзии нет сравнений. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные пути, так и те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставлены с помощью интонации. Поэт использует разные типы синтаксических конструкций: восклицательные и риторические вопросы, отрывочные предложения. Аллитерация придает выразительность некоторым линиям. Например, в первом стихе автор складывает слова с согласными «ш», «з», «с», «ч»: «Желания!». Что толку желать напрасно и навсегда?..».»

Михаил Лермонтов

Жанр

Произведение можно назвать элегией: это грустные размышления о насущной для человека проблеме. Причина разочарования четко выражена в стихотворении.

«И скучно и грустно»: анализ стихотворения (подробный)

В стихотворении «И скучно, и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из проблесков, в совокупности которых возникает образ душевной жизни. Лирический герой пытается «с холодным вниманием» всматриваться в глубины своей совести, сохраняя философскую и рациональную объективность, но эмоции захватывают его. Вспышка включает риторические вопросы, восклицания, внезапные прерывания признаний, переданные эллипсами. Соотнося психологический конкрет с вечным, нетленным, на первый план выходят субъективные переживания.

Во многом напряжение в них связано с мучениями, беспорядком, вызванным страстью. Во всех трех строфах стихотворения (четверостишие амфибрахиального дифференциала; первая и третья строки — пентаметры, вторая — три фута, четвертая — четыре фута) упоминаются разные проявления чувств, и каждый раз успокаивающий тон нарушается восклицаниями, риторическими вопросами.

Три вспышки высвечивают фазы единого рассуждения о любви, приводя к полному отчаянию от вывода, что человеческое существование ничтожно, высшие силы сыграли с ним «пустую и глупую шутку», вложив в его душу тоску по «вечному». (желать вечно, любить вечно), и в то же время обрекая его на изоляцию в тупике времени («. на время — не стоит…»).

Осознание отчаяния приводит к чувству душевной боли, усугубляемой пониманием того, что на ее преодоление тратятся силы молодых и лучших лет:

И это скучно и грустно, и некому помочь

В момент душевных невзгод…

Пожелания! .. Что толку желать напрасно и навсегда?..

И идут годы, все лучшие годы!

Признание лирического героя стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно» содержит не только особенность его внутреннего состояния, но и объяснение его причины. Если в первом стихе упоминание о непрекращающемся бросании души имеет оттенок абстрактного вывода, то во втором четверостишии оно полно субъективной достоверности, поскольку речь идет о глубоких переживаниях. Подобно стихотворению «Сколько раз в пестрой толпе…», элегии «И скучно и грустно» (с жанровыми характеристиками элегии к этому стихотворению примыкает медитация, лирический всплеск от первого лица, свободная композиция, основанная на ассоциативности) построена на противопоставлении прошлого, где были «и радость, и мучения, и все», настоящему.

Лирический герой не находит в себе ничего значимого («там все незначительно»), погас свет, озаривший его душевную жизнь. Реальность противоречит высоким, безусловным требованиям мира, что выражается в антитезе времени и вечности. Напрасно ждать его появления, а также надеяться, что пламя никогда не погаснет. Психологические особенности делают умозрительные рассуждения заметными, дисгармония в мировоззрении проявляется как болезненный опыт, как безответная любовь.

Любить . а кого? . какое-то время не стоит,

И любить вечно невозможно.

Ты заглянешь в себя? — нет никаких следов прошлого:

И радость, и мучения, и все такое незначительное…

Романтический максимализм проявляется также в необходимости встретить идеального любовника. Любовь — такое обширное чувство, что его нельзя посвятить земному существу («Любить . а кого? ..»). В воспоминаниях можно найти следы эйфории, но, возможно, это была иллюзия. Даже в своем внутреннем мире лирический герой видит основу для принижения действительности.

В третьем стихе поэмы «И скучно и грустно», анализ которой нас интересует, идея человеческого несовершенства развивается в связи с рассмотрением глубокого противоречия между страстями и разумом. Они проживают только некоторое время; когда все кончено, сладкие эмоции утихают, сердце остывает. Холодность жизни — образ метафорический, выражающий пессимизм лирического героя. То, что это закон Вселенной, доказывается разумом:

Что такое страсть? — потому что рано или поздно их сладкое горе

Исчезают по слову разума…

Отражения суммированы в последних строках. Жизнь рассматривается как бессмысленное, скучное и пустое существование. В осознании подчеркивается отчаяние, больше нет и следа чудесного прошлого, юность летит бесследно, цветение сменяется увяданием и прежде, чем это будет вечное повторение ошибок настоящего. По сравнению с будущим он тоже выглядит «лучшими годами».

Мрачность и мрачность эмоциональной окраски стихотворения обусловлены звуковыми характеристиками. Согласный звук «у» появляется уже в первом стихе (четыре раза по сильным и слабым сторонам), во втором — безударное «у» входит в рифмованное слово («работа»), а в третьем — в обоих рифмах построены об этом (болезнь — вокруг, причина — шутка). Его грусть становится отчетливо слышной в суставах и соседних словах:

Комбинация обоих повторов в последней строке определяет минорный тон (от латинского minor — «минор», музыкальный лад, устойчивые звуки которого имеют грустную, мрачную или меланхоличную окраску, в переносном смысле — грустное настроение) конец стихотворения

Последнее слово, однако, нарушает созданное настроение: жизнь воспринимается как глупость, издевательство, а шутка, издевательство. Человек обижен, больно осознавать, что это смешно для судьбы, вызвавшей чувства лирического героя, но романтическая ирония не позволяет рассматривать происходящее с односторонней серьезностью. Земное существование настолько пусто, скучно и повседневно, что в освобождении от него можно увидеть моменты не радостные, а положительные. Более того, мысль о комической позиции человека, в жизни которого все так ничтожно, напрасно, мгновенно, превращается в другую часть антитезиса, потому что так его существование рассматривается по отношению к идеальной идее смысл и содержание бытия.

В анализируемом стихотворении Лермонтова можно увидеть и эмоциональные акценты с обратным знаком: крупные мелодические мелодические ходы. Они обусловлены появлением повторений сочетаний гласных со звучными «л», «н», «м». Эти строки касаются способности человека окунуться в глубины своей души, жить во внутреннем мире. Уже в начале стихотворения инструментирование текста завершает впечатление о его смысловой плоскости (от греч. «Обозначать» — смысловая сторона высказывания). Лирический герой грустен, одинок, будущее предстает в черном свете и поэтические звуки, вырывающиеся из глубины души, сливаются в гармоничные аккорды мироздания:…

На этой основе возникает подсознание человека, глубокие корни его жизни, которые скрываются за «словом разума», «холодным вниманием». Богатство и многогранность душевной структуры очевидны для лирического героя, который без страха падает в пучину переживаний, находя даже в самых темных следах прекрасного замысла Создателя, что заставляет задуматься о вине тех, кто превратили чудо жизни в «пустую и глупую шутку». На этом завершается анализ стихотворения Лермонтова «Скучно и грустно.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует разные средства выражения. Они играют важную роль в создании образа лирического героя, визуализации его внутреннего мира и воспроизведении эмоционального состояния.

В тексте присутствуют метафоры — «минута душевных невзгод», «вечное желание», «проходят годы», «их сладкая болезнь исчезнет по слову разума», эпитеты — «холодное внимание», «лучшие годы», «то и другое» радость и мучения, а там все незначительное ». «Пустая и глупая шутка»; Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные пути, так и те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставлены с помощью интонации. Поэт использует разные типы синтаксических конструкций: восклицательные и риторические вопросы, несоответствия. Аллитерация придает выразительность некоторым линиям. Например, в первом стихе автор складывает слова с согласными «ш», «з», «с», «ч»: «Пожелания!». Что толку желать напрасно и навсегда?..».

Краткий анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтов

Опция 1

Это стихотворение было написано почти за год до его смерти. Это своего рода результат пережитого, но не в форме утверждения. Это философские размышления на тему любви и одиночества, дружбы и смысла жизни в целом.

Лирический герой стихотворения разочарован тем, что, прожив почти всю свою жизнь, у него нет любимого человека, с которым можно было бы поговорить и рассказать о своих переживаниях. Состояние лирического героя можно охарактеризовать как равнодушие. Он равнодушен к окружающим, не верит в любовь: «Любить, но кого? Какое-то время — это не стоит работы, а любить вечно невозможно ». У него нет желания, исполнение которого может подтолкнуть его к какому-то действию и шагу вперед:« Желания. Что напрасно и вечное желать блага. И идут годы, все лучшие годы!».

Помимо абсолютного отсутствия желаний, острого чувства одиночества и безразличия к жизни лирический герой испытывает еще и определенное презрение к себе, своему прошлому: «Сможешь заглянуть в себя? — От прошлого не осталось и следа: и радость, и мучения, и все там бессмысленно. ».

Даже лирический герой не верит в силу страстей, считая их стремительным и ненадежным явлением. Страсти разрушает разум, то есть они исчезают, как только им становится скучно, и разум берет гору: «Что такое страсти? «Ведь рано или поздно их сладкая болезнь исчезнет по слову разума».

Лирический герой считает жизнь «пустой и глупой шуткой», если смотреть на нее трезвым и объективным взглядом, отбросив бесполезные надежды и иллюзии. То есть строго оценивать по факту совершенного и совершенного.

Интересна и форма написания стиха. Каждый стих содержит два риторических вопроса, на которые дается короткий и циничный ответ. Кроме того, размер стиха не одинаков в каждой строке, а чередуется по одному. Если первая линия — пятиметровый анапест. Измерение, предполагающее регулярность, беглость чтения, принято писать размышления, медитативные тексты. Каждый второй ряд представляет собой анапический трехколесный велосипед, который звучит резко, категорично, как будто прерывает рефлексы.

Вообще, главный мотив стихотворения — одиночество и ненужность жизни, бессмысленность ее. Лирический герой — одинокий человек, разочаровавшийся в жизни. Поэма пронизана экзистенциальными чувствами, отчасти нигилистическими.

Вариант 2

Поэма Лермонтова «И скучно, и грустно» начинается с описания кратковременного состояния душевной депрессии («в минуту душевной невзгоды») и заканчивается обобщением, оценкой всей своей жизни: поэт называет ее «пустой и глупая «шутка». Между начальной линией и финальным обобщением восемь строк, каждая из которых называет ценности человеческой жизни: желания, любовь, прошлое и страсти. Рассуждения о них строятся по принципу диалога: вопрос есть ответ и передает «внутренний разговор» лирического героя. Эта структура напоминает первое стихотворение Лермонтова «Парус», которое также состоит из трех строф, разделенных, в свою очередь, на группы по две строки (куплеты). Лермонтов использует такую ​​четкую организацию текста, чтобы ясно и последовательно излагать свои мысли.

Каждый куплет показывает невозможность достижения идеала на земле. Поэма передает настроение депрессивного лирического героя, говорит о ничтожности человеческого существования. Многие критики осудили Лермонтова за пессимизм стихотворения, назвав его «мгновенным плодом .. темного блюза» (С.П. Шевырев). Однако В.Г. Белинский утверждал, что «это не момент духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни».

Между тем в этой философской элегии можно найти и противоположные мотивы. Хотя лирический герой с горечью говорит о невозможности счастья на земле, в его душе сохраняется идеал истинной жизни, позволяющий герою «с холодным вниманием» увидеть пустоту недостойной жизни и осудить ее. Это значит, что вне зависимости от жизни человек всегда будет чувствовать потребность в идеале и бороться за его воплощение. Поэма представляет собой типичный образец мироощущения Лермонтова и представляет в высшей степени романтичный тип мышления.

Поэма «И скучно, и грустно» использует один стих, сочетает в себе разные оттенки чувств лирического героя: грустное настроение, грустные размышления и горькие концовки. Лермонтов создает особую ритмико-мелодическую схему стиха, в которой чередуются трех-, четырех- и пятифутовые трехсложные амфибраки. Лермонтов использует это измерение в стихотворениях, передающих глубокие внутренние переживания героя. Например, анфибрахиум был использован в первом стихотворении «Ангел» (1831 г.), повествующем о появлении души на земле. Четыре центральных куплета построены по принципу контраста, противоположности реальной жизни и мечты. Строгий афористический стиль стихотворения прерывается паузами, риторическими вопросами, восклицаниями, что выражает богатство и сложность духовной жизни лирического героя.

Вариант 3

Поэма «И скучно, и грустно» написана за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог всей своей жизни. Поговорите об одиночестве и смысле жизни, о которых идет речь в стихотворении.

Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, болезненно реагирующего на его ситуацию. Сожалеет, что рядом с ним нет человека, который сочувствовал бы ему, поделился своей горечью:

И это скучно и грустно, и некому помочь

В момент душевных невзгод…

Его охватывает уныние: ему скучно в настоящем, он ни к чему не стремится в будущем. Он чувствует, как быстро проходит время, что «проходят все лучшие годы» и он не может противостоять судьбе.

Даже любовь кажется ему немыслимой,

Любить . а кого? . какое-то время не стоит,

И любить вечно невозможно!

Лирический герой ни в чем не видит счастья жизни. Для него она просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания бессмысленны.

Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкая тошнота, холодное внимание, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: любить . а кого?, что толку желать напрасно и навсегда?; сравнение: жизнь — пустая и глупая шутка.

Это стихотворение — признание одного человека, который не может смириться с тем, что человеку сложно достичь гармонии с окружающим миром.

Композиция, построение стиха

Поэма состоит из трех-четырех крохотных строф — четверостиший, написанных в поэтическом измерении пятифутового амфибрака. Перекрестная рифма с чередованием мужских и женских слогов. Сочинение стихотворения состоит из одной части. Вся работа подчинена главной идее: ничтожеству бытия. За это против Лермонтова ополчились тогдашние критики:

  • А. Никитенко в «Сыне Отечества» — за «образцы траура.
  • С. Бурачок, разговаривавший с «Маяком» — недоверчиво;
  • «Москвитянин» критик С. Шевырев за то, что он случайный, «мгновенный плод .. темного блюза»;

По этому поводу В.Г. Белинский писал:

Луца Анастасия, 10 класс. «И скучно, и грустно…»: как работает приём антитезы

«И скучно, и грустно…»: как работает техника антитезисов

«И скучно, и грустно…» Михаил Лермонтов

И скучно и грустно, и помочь некому Во время душевных невзгод… Пожелания! .. Что толку желать напрасно и навсегда? .. А годы идут — все лучшие годы!

Любить . а кого? . какое-то время не стоит работы, И невозможно любить вечно. Ты заглянешь в себя? — от прошлого не осталось и следа: и радость, и мучения, и все незначительно…

Что такое страсть? — ведь рано или поздно их сладкий недуг исчезнет по слову разума; А жизнь, когда с холодным вниманием оглядываешься — Такая пустая и глупая шутка…

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому под пером поэта есть произведения, в которых он как бы резюмирует собственную жизнь. Безрадостный, по его мнению, и совершенно несовместимый с надеждами и мечтами, которые хотел осуществить автор. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и к тому же разочарованным в жизни. Он хотел быть выдающимся полководцем, но родился в то время, когда в России уже закончилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по словам Лермонтова, также не принесло значительных результатов. Поэт признался, что не стал вторым Пушкиным. К тому же резкие и довольно критические стихи Лермонтова на протяжении всей жизни снискали ему дурную репутацию. Представители лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга отвернулись от потомственного дворянина, власти не одобрили его, считая, что творчество поэта вносит смятение и разлад в обществе. В результате последний год своей жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою неминуемую смерть, но и бессознательно боролся за смерть.

Единственное, что его действительно беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, почему он родился и почему его жизнь была такой мрачной и, как он считал, бесполезной. Именно в это время, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором провел черту ниже творчества и ниже пояса. В этом произведении автор открыто признает, что страдает от одиночества, поскольку «нет никого, кто мог бы помочь в минуту душевного затруднения». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него практически нет желаний, поскольку «какой толк зря и вечно желать?» Если им все равно не суждено сбыться.

Одним из наиболее характерных взглядов Лермонтова является стихотворение «И скучно, и грустно…» Похоже, близкое дневнику сиюминутного настроения, имитирующее свободное движение мысленных ассоциаций, оно имеет внутреннюю завершенность, отграничивающую беспорядочный фрагмент душевной жизни, «живое» перенесено на бумагу, по целостности произведения. Полнота создается прежде всего центростремительным тяготением всех мыслимых «срезов» к некоему единому принципу, обусловленному лермонтовским типом романтического мышления — принципом контраста, противоположности. Именно противоположность определяет упругое напряжение всей конструкции стиха.

Контраст «сейчас» первой пары с «всегда» последней действует одновременно как контраст чувства («минута душевных невзгод») и мыслей («с холодным вниманием вокруг») — смысловая разница уравновешены (а потому особенно подчеркнуты!) их общим мелодическим началом. Поэт не представлял свой опыт, а передавал его концептуально («голое слово»); чувство, изложенное вначале, используется только как эмоциональный импульс к размышлениям. С этим связан и ритмический узор стихотворения. Элегически-мелодичное начало с третьей строки уходит (вернуться к последнему двустишию), так как правильное измерение (анфибрахиальное) накладывается на остатки, продиктованные смыслом («Любить . а кто? Беда») принцип противопоставляет и подчиняется логике. Наконец, следует отметить противоположность простого слова «прозаический» и «высота» трагического одиночества лирического героя.

Лирический герой М.Ю. Лермонтов характеризует свое видение как романтическое. Лирический герой — образ поэта в текстах, вырастающий из текста лирических произведений, один из способов раскрытия авторской совести, художественный «двойник» автора-поэта (И.Б. Роднянская). Чтобы углубить это изложение, очень важно проанализировать стихотворение «И скучно, и грустно…». Внимательно читаем стихотворение и обращаем внимание на то, что в нем много слов и выражений, имеющих антонимическое значение: какое-то время — навсегда, радость — мучение, страсть — разум, жизнь — годы проходят, жизнь — шутка

Казалось бы, поэт использует прием антитезиса, но возникает странный эффект: эти слова и выражения не противоречат своим значениям, создавая эффект резкого контраста, а, завершая их, раскрывают новые оттенки друг друга. Почему это происходит? Поэма, несмотря на то, что лирический герой в ней рассказывает о своих болезненных переживаниях, о душевных страданиях, кажется очень структурированной. Откуда взялась эта унизительная холодность, убивающая жизнь в душе лирического героя?

Кажется, что разрешение этого впечатления находится в последних двух строчках стихотворения: «А жизнь, когда ты с холодным вниманием оглядываешься, — такая пустая и глупая шутка…» это впечатление усиливается использованием фраза «с холодным вниманием». Именно при таком условии — при «холодно-внимательном» взгляде на жизнь — противоположные понятия не сталкиваются, а соединяются в единое целое, жизнь превращается в «пустую и глупую шутку»: на время и навсегда — она не стоит усилий и невозможного, мучений и радости — все ничтожно, страсти, «их сладкое беспокойство исчезнет при слове разума»… «Холодное внимание», с которым лирический герой смотрит на мир, а сам — взор разочарованного романтика, для которого слово «жизнь» перестает быть наполненным смыслами: «Некому протянуть руку», «невозможно любить», «сладкое волнение (страстей) исчезнет» . Жизнь, не имеющая смысла, пуста. Но в поэзии он называет столько, что может наполнить смыслом: желания, осознание того, что пора юности — лучшие годы, любовь, радость, страсти. Ведь жизнь — это не просто моменты радости и счастья, а минуты «душевных затруднений». Мы помним стихи А.С. Пушкина: «Я хочу жить, думать и страдать…”

Это означает, что самая главная противоположность — это жизнь человека с возможностями, которые она предлагает, и отношение к ней. Ведь лирический герой этого стихотворения не ценит минут нынешней жизни и не хранит прошлого: «Заглянешь в себя? — от прошлого нет и следа…”

Образы, темы и проблематика

Главный герой оперы — лирический герой. Автор изобразил себя, вложив в уста персонажа собственные слова. Рассказчик — молодой человек, который считает себя достаточно взрослым. Это типичный представитель образованного дворянского сословия. Вот как можно кратко охарактеризовать героя:

  • разумный;
  • талантливый;
  • издевательство;
  • разочаровался в себе и в жизни;
  • находясь в поиске;
  • измученный;
  • высокомерный;
  • гордый;
  • эгоистичный.

Рассказчик чувствует себя одинаково избыточным среди людей всех социальных слоев. Это далеко и от людей, и от Родины. Этому человеку кажется, что его талант не ценится по достоинству, а иногда собственные способности просто вызывают у него улыбку.

Такое отношение к жизни может показаться странным. Однако герой приводит веские доводы: сначала называет сторону жизни, затем лаконично пытается объяснить, почему он не заслуживает внимания. Оказывается, чувства, стремления, надежды, радость — все проходит бесследно в душе поэта. Такая жизнь, по мнению автора, не имеет смысла и с ним трудно не согласиться.

В сюжете несколько основных тем:

  1. Одиночество. Герой разочаровался в своих друзьях и любимых женщинах. Отсюда и убеждение, что страсти бесполезны. Временно любить бессмысленно, и нет вечных чувств. Все преходяще, и у героя больше нет душевных сил на будущую жизнь. То, чем он обычно руководствуется, для Лермонтова не имеет значения.
  2. Ищите смысл жизни. Очевидно, рассказчик искал то, ради чего живет человек. Он перебирает важные вещи одно за другим и понимает, что все пусто. Незначительность бытия приводит к меланхолии.
  3. Мимолетность лет. Автор очень молод, но понимает, что лучшие годы уже позади. Он сожалеет о том, что жизнь пролетела так быстро, словно в ожидании неминуемой смерти.

Атмосфера этого стиха мрачная, грустная, с оттенком отчаяния.

Художественные приемы

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно» включает подробный анализ текста. Композиция работы состоит из 3-х частей, каждая из которых представлена ​​в виде отдельных размышлений. Автор размышляет о том, что такое любовь, желания, страсти.

Жанр поэзии — элегия. Поэт делится своими философскими переживаниями. Причина разочарования явно ощущается в тексте, он становится основной идеей произведения. Сюжет предельно прост: монолог лирического героя, в котором он рассказывает о своих переживаниях.

В строчке «И скучно, и грустно, и помочь некому» Лермонтов отражает состояние лирического героя. Он чувствует себя пустым, бесполезным, бесполезным. Он хочет не только быть счастливым, получать удовольствие, но и быть полезным. Но поддерживать некого.

При написании стихотворения использовались следующие выразительные средства:

  • метафоры: поэт представляет живые душевные трудности, прошедшие годы и холодное внимание;
  • эпитеты — автор описывает годы как лучшие, радости и мучения незначительными, жизнь пуста;
  • аллитерация: повторение звуков W, F, H, S позволяет улучшить эмоциональную окраску стихотворений.

Стих «И скучно, и грустно»

Настроение героя передается через интонацию. В тексте можно встретить риторические вопросы, восклицания, отрывочные предложения. Все это позволяет передать размышления, мысленный запуск человека.

В стихотворении Лермонтов сделал основные мотивы:

  • одиночество;
  • бессмысленность жизни;
  • власть разума над чувствами.

Это одно из самых грустных и трогательных стихотворений поэта. Он не злится, не проклинает судьбу, не спорит с ней. Разочарование, которое Лермонтов принимает как должное.

 

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова