- История жизненного пути юноши
- Проблемы
- Главные герои
- Мцыри
- Темы
- Смысл названия
- Жанр, направление и размер
- Чему учит?
- Образ Мцыри
- Проблематика
- Суть: о чём поэма?
- Главные герои и их характеристика
- Основная идея
- Композиция и конфликт
- Идея произведения
- Роль природы
- Второстепенные герои поэмы Лермонтова «Мцыри»
- Другие герои поэмы
- От главного героя до упоминаемых персонажей
- Главный герой
- Персонажи второго плана
- Персонажи третьего плана
- Остальные действующие лица
История жизненного пути юноши
Одиночество и изоляция застали его врасплох, как и горячее желание жить в своем доме. Дни, проведенные в его монастыре, были тяжелыми для души и тела, для Мцыри монастырь был настоящей тюрьмой. Сладкий вкус свободы был последней мечтой молодого человека, и однажды ночью мальчик решает бежать.
В художественной биографии героя рассказывается, как Мцыри три дня бродит в надежде найти отцовский дом. Для мальчика голод и опасные хищники не становятся препятствием, он даже вступает в драку с одним из них (леопардом). Жажда свободы переполняет его душу, отбрасывая в сторону весь смертный страх.
Юноша вбирает в себя все очарование и красоту природы, наслаждаясь пением птиц и свежим воздухом. Именно тогда он ощущает вкус настоящей жизни, а не жалкого существования. Мцыри был готов на все, на любые смертельные испытания, лишь бы достичь желанной цели — свободы. Но, с большим сожалением, мечта мальчика разбивается на миллион фрагментов, потому что ему так и не посчастливилось сбыться. Он не находит своего дома, а вместо этого его находят в поле без сознания и забирают обратно в монастырь.
Болезнь поражает юношу и объявляет о его скорой смерти, он решает признаться. В своем признании он говорит, что, не считая всех болезненных испытаний, через которые ему пришлось пройти, он чувствовал себя счастливым в течение этих трех дней. За это время он понимает смысл жизни.
Мцыри нисколько не жалеет о своих радикальных действиях, он был готов жить в постоянных опасностях и невзгодах, но не в плену. В монастыре он задыхается, ему нужно свежее дыхание свободы. Герой просит перенести его в пышный сад, вид из которого так согревал его сердце: его родина. В конце жизни единственным желанием молодого человека было еще раз насладиться эстетикой природы и в последний раз ощутить вкус свободы.
Проблемы
Не менее интересны проблемы поэмы «Мцыри». Его также можно дополнить, попросив Many Wise Lytrecon продолжить в комментариях.
- Одиночество — главная проблема поэзии. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: темным, но безопасным монастырем и красивым, но смертоносным Кавказом. Следовательно, ему нет места ни в одном из этих миров. Самое главное, что в своем признании Мцыри сетует на то, что его лишили семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сознательно сделали выбор в пользу отречения, все решали обстоятельства за героя.
- Побег Мцыри и восстание против тюрьмы — борьба главного героя против системы и его собственная судьба заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правильный, и человек, если он действительно человек, а не животное , выберет это.
- Отчаяние: всю жизнь юный альпинист находился на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место заточения. Однако в конце концов сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть не может его поколебать.
- Война — по примеру своего героя поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не приносит ничего, кроме невезения — не только отдельным людям, но и целым народам. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как военные действия влияют на жизнь мирного населения. В плен попадают и дети, которые не воевали.
- Смысл жизни: герой Лермонтова искал смысл своего существования. В результате он понял, что он боролся всю свою жизнь за свободу и свою родину и перед смертью обрел покой.
Главные герои
Мцыри
В переводе с грузинского «мцыри» означает новичок. Это молодой кавказец, в раннем возрасте попавший в плен к русскому генералу. С тяжелой болезнью в пути и неспособной продолжить путь, шестилетний мальчик был оставлен генералом в одном из монастырей.
Оказавшись в незнакомом городе, среди чужих, Мцыри замкнулся в себе. Он будет вынужден жить по совершенно чуждым ему законам — между непрекращающимися молитвами, в условиях послушания и смирения перед Господом. Привыкший к свободе мальчик, настоящее имя которого было предано забвению, не мог справиться с тем, что он был пленником.
Оказавшись на свободе, Мцыри впервые за много лет ощутил вкус жизни. Его восхищало и волновало все: молодая грузинка, набирающая воду из реки, бурный горный ручей, красивая породистая лошадь, свергнувшая неумелого всадника. И даже встреча с грозным противником — снежным барсом — обрадовала несчастного юношу.
Мцыри, так страстно желавший найти свой путь в родной аул, заблудился в чужих краях и все время ходил кругами. Совершенно измученный, он снова оказался у стен монастыря, из которого бежал. Он поделился своими путешествиями со старым монахом, но не для того, чтобы исповедоваться и раскаяться. В своем рассказе он еще раз испытал те чудесные ощущения, которые он испытал на свободе. Фактически, только эти три дня были самыми счастливыми в его жизни.
Молодой Мцыри оказался живым воплощением безграничной воли, безумной жажды свободы. Его характер не сломался в стенах монастыря, но слабое здоровье не позволило ему осуществить заветную мечту.
Темы
Более подробно можно описать тему поэмы «Мцыри». При необходимости напишите о Many Wise Lytrecon в комментариях.
- Свобода — главная тема стихотворения. Независимость и борьба за нее провозглашены Лермонтовым истинными общечеловеческими ценностями. Только тот, кто борется за свободу, может считаться настоящим человеком, живущим не зря. Этот идеал возвышает душу.
- Любовь к Родине: искренняя любовь юного альпиниста к родной земле, где он родился и вырос, восхищает Лермонтова. По его словам, патриотизм — это самое прекрасное и искреннее чувство, которое не может преодолеть даже смерть.
- Гордость — Лермонтов приводит в пример гордость своего героя, который много лет не забывает, кто он такой. Даже находясь на грани смерти, герой не раскаялся и достойно встретил свой конец. Особенно удивительно, что Мцыри гордится с детства, потому что, уже будучи заключенным с генералом, он отказался от еды и «умер тихо, с гордостью».
- Природа — мир кавказской глуши в стихотворении противопоставляется мрачному монастырю. Лермонтов осуждает цивилизацию, которая сковывает человека, превращает его в раба. Каждый из нас должен выйти из порочного круга повседневной жизни и вернуться к своим корням.
- Надежда — всю свою недолгую жизнь юноша надеялся вернуться домой, снова почувствовать себя частью своей Родины. Только надежда помогла ему не рухнуть окончательно и окончательно бросить вызов судьбе. Это источник огромной силы и моральной поддержки.
- Вера-Лермонтова очень сочувствовала церкви, ведь именно монастырь стал для его героя тюрьмой на всю жизнь, из которой ему удалось бежать, заплатив собственной жизнью. Поэт был верующим, но все же считал, что никто не может навязать свою культуру другим народам. Да и смирение подходит пожилым людям, которые все в своей жизни прожили и видели, но не молодым, которые еще ничего не видели.
- Мечта — герой Лермонтова всю жизнь мечтал о свободе и шел к своему идеалу, несмотря ни на что. Он осуществил свою мечту, но он заплатил за это своей жизнью. Однако, по словам героя и поэта, оно того стоило.
Смысл названия
В названии своего стихотворения Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», что переводится как новичок, поэтому писатель сразу обозначает главного героя произведения, которому читатель должен следовать. У главного героя даже нет имени, он назван в честь статуса, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы пленники цивилизации, навязанной нам с рождения.
Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них — иностранное. Поэтому поэт еще раз подчеркивает свою главную идею, обозначая отчуждение и потерю своего героя в чуждом ему мире.
Жанр, направление и размер
Художественную направленность произведения «Мцыри» можно назвать романтизмом. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть характеристики романтики в книге:
- Конфликт. Сюжет романтической поэмы основан на конфликте полноценного идеального героя и несовершенного мира.
- Место действия. Порочная цивилизация контрастирует с экзотическими южными регионами, где живут простые и искренние люди.
- Сюжет. Герой вступает в безнадежное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
- Роль природы. Мцыри находит долгожданную свободу в мире природы и реализует себя. Только в лесу за монастырскими стенами он находит радость жизни. К тому же природа Кавказа манит его детскими воспоминаниями. Он олицетворяет идеал красоты и свободы.
Жанр творчества Лермонтова «Мцыри» можно определить как стихотворение. Это объемное произведение, имеющее поэтическую форму. Персонаж стихотворения лирико-эпический, потому что основан на сюжете, а не только на описании. Текст обогащен яркими выразительными средствами.
Размерность «Мцыри» — тетраметр ямба.
Чему учит?
В стихотворении говорится, что у каждой военной победы есть обратная сторона: Грузия была аннексирована Россией в 1801 году, но пострадала не только армия, но и мирные жители, невинные дети, как и главный герой «Мцыри». Основная идея поэмы «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повторяться снова.
Лермонтов призывает бороться и сопротивляться судьбе до конца, чтобы не терять надежды. И даже в случае неудачи не ропщите на жизнь, а смело принимайте все доказательства. Поскольку всеми этими качествами поэт наделил своего персонажа, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и стихийный побег, не как несчастную жертву, а как настоящего героя.
Образ Мцыри
Перед тем, как приступить к анализу стихотворения, стоит задуматься над именем героя. «Мцыри» переводится с грузинского языка несколькими способами. В основном звучат следующие трактовки:
- «нуб»;
- «Нестандартно»;
- «Пришелец».
Все эти слова важны априори. Если кратко охарактеризовать Мцыри и описать его жизненный путь, то он потерял семью и дом, он был учеником в монастыре, который казался ему тюрьмой. То есть эта трещина изначально появляется внутри персонажа: мальчик с горящей кавказской кровью и моралью, с патриотической тоской по семье вынужден смириться с жизнью раба и послушника в нелюбимом, далеком месте .. от дома.
Мцыри предстает идеальным романтическим героем, к которому автор проявляет крайнюю симпатию. Это не соответствует реальному миру вокруг него. Повествование вначале представлено от третьего лица, но в основном это разговоры и признания о прошлом героя «Мцыри», которое переполняет его настроение. У нее теплый нрав и задор чувств, блеск в глазах и чувственность души — она жаждет по-настоящему свободной жизни.
Характер Мцыри весьма противоречивый. В детстве он преследовал две взаимоисключающие цели: сила духа, но слабое тело. Он физически слаб, но это не помешало молодому человеку с героизмом столкнуться с страданиями.
Мцыри показан Лермонтовым как бунтующий герой, у которого хватило мужества и неповиновения восстать против общества. Эту деталь можно проследить, прочитав стихотворение. Оказавшись на свободе, как ребенок, он жадно наблюдает за диковинками природы: деревьями, свежей росой на листве и даже обычными тенями.
Детали этих сцен автора указывают на чистоту души Мцыри. Герой не просто чудаковатый альпинист, в нем живут философия и поэзия, и все это он находит в проявлении рвения героя к свободе. Мцыри тоже не чужда любовь, ему присуща способность любить. Он с большой болью вспоминает свою семью: своего отца и своих сестер, которые были для него самым драгоценным и святым. Также не менее важна для него встреча с привлекательной грузинкой, которая надолго запомнилась ему.
Проблематика
Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт очень любил Кавказ, он был там ребенком, его несколько раз отправляли туда на войну. Выполняя свой долг перед Родиной, писатель мужественно боролся и боролся, но в то же время в глубине души сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти чувства Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя стихотворения. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, потому что по его милости он не умер в детстве, но свое пребывание в монастыре он не может назвать. Таким образом, описывая жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-другому взглянуть на войны на Кавказе. Поэтому создатель затронул как политические, так и социальные проблемы, возникающие в результате любых насильственных действий со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но на самом деле в кровавый цикл вовлечены мирные жители, чьи семьи и судьбы являются козырем для реализации масштабных планов Ее Величества.
Суть: о чём поэма?
Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал перевозил мальчика с захваченных им гор. Мальчик заболел, и генерал был вынужден оставить его на попечение монахов.
Монахи оставили героя и оставили его в монастыре. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой среде, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в красивого юношу и, судя по всему, уже был готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды бесследно исчез.
Через три дня героя находят в лесу раненым и больным. Собственно, на грани смерти молодой человек рассказывает о тех трех днях, которые он провел в горах, и в конце концов приходит к выводу, что эти три дня свободы были для него гораздо дороже, чем жизнь в неволе. Впоследствии главный герой умирает.
Вы можете узнать больше о содержании стихотворения в аннотации. Там же вы найдете обзор дневника читателя,
Главные герои и их характеристика
Характеристики героев и система отражены в таблице Lytrecon Many sages:
Герой | Характеристика |
Мцыри | Юный послушник — альпинист, пойманный в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасна и душой, и телом. Гордый, любитель свободы и принципов. Я готов умереть за свои идеалы, но никогда не приму чужие. Он любит свою родину и жаждет своей семьи. Он тягостен своим одиночеством. Он хочет отдохнуть на родине. Всю жизнь его мучили сомнения, где ему лучше всего: в монастыре или дома. В результате молодой человек решает эту проблему в одиночку и умирает счастливым, хотя сожалеет, что не приехал на родину, чтобы обрести покой среди своих могил. |
Монах | Перед смертью молодой человек исповедуется спокойным, терпеливым и молчаливым старейшиной. В отличие от пылкой и страстной молодежи. Облик монаха передает атмосферу монастыря — родную для пожилых людей, но чуждую юному сердцу. Там спокойно и умиротворенно, но это не то, что нужно молодому человеку от жизни. |
Общий | Мы не знаем генерала и не знаем, зачем ему был нужен мальчик. Однако очевидно, что довольно легкомысленный и эгоистичный герой вырвал птенца из гнезда и отправился в рискованное путешествие, во время которого заболел и ребенок. Одним словом, генерала нельзя назвать дальновидным и симпатичным генералом. |
Грузинский | Красивая, худая и жизнерадостная девушка в бедном платье, с которой Мцыри познакомился в своем путешествии. |
Основная идея
Символическое значение судьбы Мцыри интерпретируется в том, что три дня побега героя аллегорически отражают всю жизнь человека. В течение первого дня вы можете наслаждаться природой, мыслями о семье и доме, как в раннем детстве. Он ложится на траву и вдыхает запах земли. На второй день он замечает красивую грузинку, любовь пронзает его сердце. Это время отрочества и юности, когда человек выбирает спутницу жизни и создает свою семью. На третий день Мцыри борется с леопардом, то есть отвечает на вызовы взрослого и зрелого периода, когда человек становится домохозяином и идет в бой. В одном из таких столкновений он обнаруживает свою смерть. Итак, за три дня свободы герой действительно прожил целую жизнь во всех смыслах. Но его растительность в монастыре — чистое рабство без начала и без конца, без любви и завоеваний. В этом автор видит превосходство первобытной и естественной жизни над скучным существованием в рамках цивилизации «на все готово», где человек лишен своей природной сущности.
Лермонтов выступал против безопасной, но свирепой цивилизации, превращающей людей в рабов, дикой, но красивой природе, освобождающей человека от лжи и иллюзий. Поэт провозглашает идею свободы, которая стоит любых жертв. В этом смысл поэмы «Мцыри». Мы не должны мириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за нас.
Не менее важным посланием в книге является идея национальной идентичности героя и его народа. История Мцыри наглядно свидетельствует о том, что ни один генерал Ермолов не может навязывать свой приказ иностранному народу. Мцыри даже в детстве отказывался принимать от него еду и предпочитал смерть заточению. А как насчет взрослого населения? Значит, основная идея поэмы «Мцыри» — войны на Кавказе разрушительны и бессмысленны.
Композиция и конфликт
Поэма «Мцыри» разделена на две неравные части.
- Первая часть включает в себя выставку, где нам представляется сцена действия и рассказывается судьба главного героя, а также сюжет, в котором нам рассказывают о возникновении конфликта между ним и абсолютно чуждой окружающей средой.
- Вторая часть содержит кульминацию, когда побег героя приводит его к битве с диким леопардом, эпилог, в котором Мцыри на грани смерти продолжает отстаивать идею свободы, и, наконец, финал в в котором герой умирает, а его сюжет достигает своего логического завершения.
Конфликт, лежащий в основе сюжета стихотворения, — противостояние героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольного раба и смертью свободного человека.
Идея произведения
Поэма построена на антитезе свободы и заточения, но в контексте эпохи, в которой жил и работал Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкий смысл. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт объявил себя автономно и удалил некоторые фрагменты. Неудачный побег молодого человека можно рассматривать как аллегорию декабрьского восстания: заточение монастыря — гнет самодержавия, неудавшаяся попытка освободиться — выступления декабристов. Поэтому основная идея в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели могли найти ее между строк.
так Лермонтов отвечает в стихотворении не только на проблему завоевания кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только мужеством, выдержкой и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на его печальная судьба, ни на кого не держит зла. В этом смысл слова «мцыри» — показать бунт души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, которым был бунт декабристов.
Роль природы
Природа завораживает и завораживает тонкую душевную организацию Мцыри. Этот момент наедине с совершенством природы был очень важным моментом в тяжелой судьбе молодого человека.
В предсмертном забвении Мцыри видит золотую рыбку, которая сулит ему покой, если он останется с ней. Но желал ли герой Лермонтова подобной участи, вырвавшись из тесноты? Ему все чуждо:
- принятие канонов другой религии и послушание;
- аморальное заверение;
- жизнь в рабстве.
Мцыри борется за свою Родину, взгляд, от которого его горящее сердце билось и билось быстрее; к изображениям незнакомцев, в которых он увидел потенциальную семью.
Второстепенные герои поэмы Лермонтова «Мцыри»
Старый монах. Она кормила Мцыри, когда была больным младенцем, и выслушала ее исповедь перед смертью. Видно, что он добр и заботится о своем ученике.
Молодая грузинка — стройная и красивая девушка, за которой наблюдала Мцыри. У него плохая одежда, он живет в шакле. Песня, которую он спел, не оставила героя. Возможно, он любил бы ее со всей своей юношеской страстью, но остался верен мечте попасть в класс.
Леопард — дикий зверь, которого встретил Мцыри. Вступив в бой с этим грозным противником, юноша вышел победителем. Исход борьбы доставил ему удовлетворение: дома он не был бы одним из последних смельчаков.
Другие герои поэмы
Хотя Лермонтов в своем произведении четко выделяет характер Мцыри, второстепенные персонажи описаны достаточно красочно. Их образы и то, как с ними взаимодействует главный герой, дают более полное представление о Мцыри. Второстепенные персонажи:
- Монах — нееврейский старик, который дал убежище ослабленному мальчику, но так и не смог заменить своего отца. Именно он услышал последнее признание умирающего Мцыри.
- Генерал — один из русских командиров на Кавказе, задиристый и жестокий.
- Отец Мцыри — храбрый, гордый и непреклонный воин.
- Грузинка — красивая черноглазая девушка из бедной крестьянской семьи, веселая и жизнерадостная. Своими песнями и внешностью он произвел на Мцыри неизгладимое впечатление, напомнив ему о доме.
- Сестры — Мцыри помнит их только по песням, которые они ему пели в кроватке.
- Леопард — свирепый и грозный зверь, с которым Мцыри пришлось сразиться и выйти победителем из этой битвы.
Хочу провести сравнение между «Мцыри» и поэмой «Кавказский пленник», поскольку в обоих произведениях красной нитью проходит мечта о свободе, жажда любви и жизни на свободе. Обобщая кратко эти книги, можно увидеть, что оба героя, находясь в физическом и духовном заточении, мечтают освободиться от цепей, обрести свободу, «расправить крылья», вернуться домой и ощутить простор жизни.
Свобода — это возможность выразить себя, свою волю. Это одна из важнейших духовных потребностей, потому что человек, как и любое живое существо, создан быть свободным.
От главного героя до упоминаемых персонажей
Персонажи могут привести автора к победе или поражению в глазах читателей. Они могут стать яркими, запоминающимися или плоскими, шаблонными. Они могут быть очень важны для истории и не очень важны, в зависимости от роли, которую они играют, являются ли они главными героями или просто упомянутыми персонажами.
В литературно-художественном произведении есть целая система персонажей, о которой мы говорили ЗДЕСЬ.
Персонаж (фр. Personnage, от лат. Person — человек, лицо, маска) — это тип художественного образа, предмет действия, опыта, выражения в произведении. Древние римляне использовали слово «человек» для обозначения маски, которую носил актер, а позднее — лица, изображенного на произведении искусства.
Сегодня мы рассмотрим следующие категории персонажей:
- главные (герои литературного произведения);
- второстепенные (второстепенные персонажи);
- эпизодический (персонажи третьего этажа);
- вне сцены (отсылочные персонажи).
Главный герой
Он носит самостоятельный характер. Может быть один, а может быть несколько. Но даже если в вашем рассказе есть, например, 2–3 главных героя, один из них должен быть «более важным», чем другие. Главный герой находится в центре сюжета, с ним связан основной сюжет.
В великих произведениях, в романах могут быть разные сюжеты и, следовательно, разные главные герои. Но когда они пересекутся на «перекрестке» сюжета, среди всех главных героев все равно найдется тот, кто «важнее» всех остальных.
Персонажи второго плана
Они тоже активно участвуют в сюжете, у них есть свои персонажи. И хотя они получают меньше внимания со стороны автора, такие персонажи не менее важны для творчества героя. Потому что они — ближайшее окружение, которое «делает» нашего героя, влияет на его поведение и, как следствие, на его судьбу. Это родственники, любимые, друзья и враги, коллеги, знакомые. В произведении их основная задача — раскрыть образы главных героев.
Сюжеты, связанные со второстепенными персонажами, длинные и могут распространяться на всю книгу. Все не заканчивается, а заканчивается: мы знаем, что происходит с персонажами: кто умирает, кто рожает ребенка, кто уезжает в другую страну…
Михаил Ахманов в своей книге «Литературный талант» пишет:
Если говорить о романе, то из пятидесяти страниц его следует упомянуть два-три раза. И не просто быть упомянутым, он должен что-то сказать, что-то сделать…
Я не знаю, где Михаил Сергеевич скопировал такие цифры, но нет никаких оснований не верить автору более 50 книг, общий тираж которых превышает 2 миллиона экземпляров.
Персонажи третьего плана
Или эпизодический. У таких персонажей обычно нет собственного характера. Мы встречаемся с ними не так часто, как со второстепенными персонажами. Эпизодические сюжеты короткие и неровные. Читатель не знает, что будет дальше. Обратимся еще раз к опыту М. Ахманова:
На каких-то страницах появляются третьесортные персонажи, участвуют в одной-двух сериях и бесследно исчезают…
Нет смысла приводить персонажей в действие таким образом. Так что эпизодическим персонажам предстоит сыграть отведенную им роль. Как правило, их основная задача — подтолкнуть сюжетное действие в нужный момент, иногда даже трансформация сюжета создает фон, на котором герой живет и действует. Например, направить мысли героя в другую сторону и тем самым повлиять на сюжет. Персонажи третьего этажа также призваны выявить необходимые черты героев и второстепенных персонажей.
Остальные действующие лица
В монастыре живет старый монах. Вот куда русский генерал привозит Мцыри. Старец заботится о нем, когда он болеет, испытывая к нему отеческие чувства. Именно этот человек становится единственным, кому главный герой решает рассказать свои переживания на свободе. Старик — безмолвный и покорный слушатель. Монах давно справился со своими эмоциями, а потому получить абсолютное спокойствие ему несложно. При чтении произведения особенно чувствуется этот контраст, который возникает между стариком и Мцыри.
Еще один интересный персонаж — грузинка. Главный герой встречает ее на бегу. Он предстает перед ним у источника, расположенного в степи, и очаровывает юношу своей красотой. Этот образ можно охарактеризовать как полный любви и романтики. Именно этих чувств не хватало молодому человеку при исполнении роли монарха.
Кроме того, в течение трех дней, проведенных на свободе, Мцыри борется с леопардом. Это животное отличается силой и гордостью. Через него автор воплотил многочисленные трудности и препятствия, с которыми каждый сталкивается в жизни. Поединок завершается победой юноши. Для лучшего понимания характеристик главных героев можно изучить таблицу:
Главные герои | Особенности |
Мцыри | В нем воплощены противоречия, жажда свободы, стремление обрести гармонию внутри себя. |
Монах | Спокойствие, сдержанность и готовность к самопожертвованию передаются через этот образ. |
Грузинская девушка | Образ олицетворяет любовь, красоту, чистоту. |
Леопард | Через этого персонажа передаются трудности, без которых не может обойтись настоящая жизнь. |