- История создания и публикации
- Расположение глав, хронология и общая композиция
- Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению
- Характеристика главных героев
- «Фаталист»
- Направление и жанр
- Сочинение №3
- Сюжет и композиция
- Судьба поколения
- Тема
- Тематика и проблематика
- Основные герои
- Проблемы
- Реализм как литературное направление
- Готовые работы на аналогичную тему
- Смысл названия
- Часть вторая
- Княжна Мери
- «Фаталист»
- Действующие лица
- Часть первая
- I. Бэла
- II. Максим Максимыч
- Журнал Печорина
- I.Тамань
- Часть вторая
- (окончание журнала Печорина)
- II.Княжна Мери
- III.Фаталист
- Художественное своеобразие
История создания и публикации
Михаил Юрьевич Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год (кроме того, осенью 1837 года были сделаны эскизы к «Тамани» и «Фаталист»). Это единственный законченный роман поэта. Он начал писать его после изгнания из Петербурга на Кавказ.
Сначала публиковались не романы, а рассказы, которые потом вошли в него. В журнале «Отечественные записки» опубликованы следующие рассказы:
- «Бэла» с подзаголовком «Из офицерских записок о Кавказе» (март 1839 г);
- «Фаталист» (ноябрь 1839 г);
- «Тамань» (февраль 1840 г).
Весь роман, состоящий из 2 частей и 5 глав, был опубликован в «Отечественных записках» в апрельском номере 1840 года.
Сначала Лермонтов назвал роман «Один из героев рубежа веков» — это имя фигурирует в рукописях (некоторые литературоведы предлагают читать название как «Один из героев нашего века»). Он напоминал название романа А. Мюссе «Признания сына века», поэтому по рекомендации редактора журнала «Отечественные записки» А. Краевский назвал свой роман «Герой нашего времени».
Расположение глав, хронология и общая композиция
Первые две главы «Белла» и «Максим Максимыч» были вступительными, предвосхищающими непосредственное знакомство с дневниками Печорина.
Вторая часть продолжает заметки Печорина. В эту часть вставлены два рассказа: «Княгиня Мария» и «Фаталист». Печорин написал рассказ о княгине Марии, когда она была в крепости, где вместе с Максимом Максимычем прослужила год. Через Тамань Печорин он отправился на Кавказ. Таким образом, в хронологическом порядке события развивались следующим образом:
- «Тамань», г»,
- «Княгиня Мария»,
- «Красивый»,
- «Фаталист»
- «Максим Максимыч».
Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению
Характеристика главных героев
- Княжна Марья — девушка не лишенная красоты, завидная невеста, любит мужское внимание, хотя и не предает этого желания, в меру горда. Он приезжает с мамой в Пятигорск, где знакомится с Печориным. Он влюбляется в Григория, но безответно.
- Бела — черкеска, дочь князя. Ее красота не похожа на красоту светских девушек, это что-то дикое и дикое. Печорин замечает красавицу Белу на свадьбе князя и тайно похищает ее из дома. Она горда, но после долгих ухаживаний Грегори ее сердце растаяло, позволив любви овладеть им. Но ему было все равно, потому что по-настоящему сладок только запретный плод. Он умирает от руки Казбича. В очерке мы описали женские образы в романе «Герой нашего времени.
- Вера — единственный человек, который любит Печорина таким, какой он есть, со всеми недостатками и причудами. Однажды Григорий полюбил ее в Санкт-Петербурге, а встретившись снова в Пятигорске, она снова испытывает к Вере теплые и сильные чувства. У нее также есть сын, она была дважды замужем. Второму мужу в порыве эмоций на фоне дуэли Печорина с Грушницами она рассказывает о своих отношениях с Григорием. Муж уводит Веру, и любовник изнемогает в тщетных попытках достучаться до любимой.
- Печорин — молодой знатный офицер. Григорий получил прекрасное образование и воспитание. Он эгоистичен, холоден сердцем и разумом, он анализирует каждое действие, умный, красивый и богатый. Доверяет только себе, разочаровывается в дружбе и браке. Несчастный. Более подробно его образ Печорина анализируется в очерке на эту тему.
- Грушницкий — молодой кадет; эмоциональный, страстный, обидчивый, глупый, тщеславный. Его знакомство с Печориным происходит на Кавказе, подробности этого в романе умалчиваются. В Пятигорске он снова встречает старого друга, на этот раз у молодых людей узкая улочка, которую кому-то придется покинуть. Причиной ненависти Грушницкого к Григорию стала княжна Марья. Даже трусливый план с незаряженным ружьем не помогает курсанту избавиться от противника, и он умирает сам.
- Максим Максимыч — капитан штаба; очень добрый, открытый и интеллигентный. Он познакомился с Печориным во время службы на Кавказе и искренне полюбил Григория, хотя и не понимал его причуд. Ему 50 лет, холостяк.
«Фаталист»
Действие главы происходит в одной из казачьих деревень, куда судьба забросила Печорина. В один из вечеров произошел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел на его лице посмертную маску. Вулич взял первое найденное им ружье и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии на курок пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.
Офицеры разошлись, а утром Печорин узнал, что одного из офицеров застрелил пьяный казак. Погибший — Вулич. Казак заперся в хате и пригрозил. Только Печорин осмелился войти в дом. Он хотел, как и Вулич, попытать счастья. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.
Этот случай заставил Печорина надолго подумать, что он фаталист.
Кадр из фильма «Герой нашего времени»: UGC
Направление и жанр
«Герой нашего времени» — первый реалистический русский социально-психологический и морально-философский роман о трагедии сложной и рефлексивной личности в условиях России 30-х годов XIX века.
В этом произведении есть и романтические черты:
- лиризм истории;
- много внимания к внутреннему миру человека;
- неясность прошлого главного героя;
- уникальность характера героя и множество ситуаций;
- близость сюжета Белы к романтической поэме «Демон»;
- большая выразительность стиля (особенно это касается «Тамани»).
Герой нашего времени — реалистичное произведение. Роман демонстрирует следующие признаки реализма:
- объективность позиции автора по отношению к герою;
- создание образа «лишнего человека» — типичного представителя того времени;
- стремление автора объяснить черты личности героя с точки зрения психологии с учетом условий окружающей жизни;
- типичность и второстепенные персонажи романа;
- реконструкция сложных и противоречивых отношений между людьми и обществом;
- показаны разные сферы действительности, разные персонажи и типы жизни.
Гендерная специфика романа «Герой нашего времени» была новой для того времени. Автор создал синтез повествовательных жанров:
- путевые заметки;
- экспонат;
- короткий рассказ;
- психологические и философские истории;
- дневники;
- признание.
«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, в котором автор показал «историю человеческой души», внутреннюю жизнь главного героя. Для этого использовались различные средства:
- диалоги;
- монологи (в том числе внутренние);
- пейзаж;
- психологическая картина;
- композиция самого романа.
Сочинение №3
Почему некоторые люди нарушают нормы морали и совершают преступления? Иногда человек считает, что любой поступок можно оправдать доброй целью. Он находится в плену широко распространенного заблуждения, что любые средства хороши для достижения цели. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не осознавая того, что они делают. Конечно, всегда бывают ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть много. Рассмотрим некоторые из них на примере художественных произведений.
Главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Ф.М хочет совершить как можно больше благородных поступков ценой своей жизни. Родион Раскольников, по сути, обманывает самого себя: совершив преступление, он ни разу не смог воспользоваться деньгами старого ростовщика. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую разделить людей на «трепещущих существ» и «быть правыми». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, насколько он бред. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников понимает, насколько важно нести ответственность за каждый сделанный выбор.
Иногда человека контролируют чувства и он перестает контролировать себя. Затем главный герой романа Толстого «Соната Крейцера» убивает свою жену в припадке ревности. После свадьбы надеждам Позднышева на семейное счастье не суждено было сбыться и он с трудом мог назвать свою избранницу родственной душой. Герой все чаще замечал на лице жены выражение какой-то неприязни и даже презрения. Рождение детей не сближало супругов, они постоянно ссорились и со временем отвернулись друг от друга так, что стали говорить только о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал симпатию к этой женщине, но, узнав об измене, не смог совладать с ее чувствами. Им двигали ненависть и раздражение, разочарование в разбитых надеждах. Герой хладнокровно совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть действия, которые легче предотвратить, чем исправить. Отнимая жизнь другого человека, человек теряет себя и уже ничего не может изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные действия, забывают христианские заповеди и теряют самую главную, человеческую, которой каждый из нас наделен от рождения. Есть много причин, по которым люди совершают преступление, но все же никакие такие действия не могут быть оправданы. Вот почему так важно думать о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая черта, которую ни в коем случае нельзя переходить.
Сюжет и композиция
В «Герое нашего времени» нет сквозного сюжета с розыгрышем и эпилогом. Каждая часть этого романа имеет свой сюжет и персонажей. Но это солидная работа, части которой объединяет главный герой, общая идея и проблемы. Все персонажи романа подчинены задаче раскрыть характер главного героя.
Раскрытию личности Печорина подчинена и другая особенность композиции: части романа расположены с нарушением хронологической последовательности событий.
Во-первых, в повести «Бела» читатель узнает Печорина от офицера Максима Максимыча, человека, совершенно отличного от него по воспитанию и духу. Максим Максимыч обращал внимание лишь на особенности поведения «чужого человека», которые оставались загадкой для него (и для читателя.
В повести «Максим Максимыч» рассказчик (попутчик Максима Максимыча, более близкий по развитию и возрасту к Печорину) пытается объяснить особенности главного героя романа.
Наконец, читатель узнает из дневника Печорина, своего рода признания.
Такое построение романа помогает понять особенности персонажа главного героя. Если бы Лермонтов организовал части этого произведения, основываясь на биографии Печорина, они были бы расположены следующим образом:
- «Тамань»;
- «Княгиня Мария»;
- Бела»;
- «Фаталист»;
- «Максим Максимыч»;
- Предисловие к «Дневнику Печорина».
Но тогда роман не вышел бы разовым произведением.
Автор выбрал такую композицию романа, которая помогает читателю постепенно познавать духовный мир героя. Лермонтов построил не биографию Печорина, а историю развития его души. История такой сложной и противоречивой личности не поддается последовательному изложению. Следовательно, порядок глав романа не соответствует последовательности событий в жизни героя.
Поэтому композиция романа играет важную роль в раскрытии образа Печорина, поскольку ее общий принцип — движение от загадки к разгадке.
интересно, что в «Герое нашего времени» есть «композиционная связь»: действие романа заканчивается в той же крепости, в которой он начался («Фаталист», «Бэла»). Именно в рассказе «Фаталист» возникает вопрос, предопределено ли назначение человека божественной волей или он сам определяет его по своей воле.
Судьба поколения
Роман был написан в период «безвременья». Так что светлые идеалы активных и активных людей, мечтавших изменить страну к лучшему, потеряли смысл. В ответ государство возмутило эти благие намерения и показательно наказало декабристов, поэтому за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении Родине и пресытившееся вековыми развлечениями. Их не могли удовлетворить врожденные привилегии, но они очень хорошо видели, что все другие классы прозябали в невежестве и бедности. Но знать не могла им помочь, их мнение не принималось во внимание. А в лице его героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи, не случайно роман назван «Герой нашего времени».
Мальчики и девочки получали адекватное образование и подготовку, но реализовать их потенциал было невозможно. По этой причине их молодость проходит не через удовлетворение амбиций достижением целей, а через постоянное веселье, с которого начинается пресыщение. Но Лермонтов не винит своего героя в своих действиях, задача произведения иная: писатель пытается показать, как Григорий пришел к такому положению вещей, пытается показать психологические причины того, почему персонаж так или иначе действует. Конечно, ответ на вопрос — эпоха. После неудач декабристов, расстрелов лучших представителей общества молодые люди, на глазах у которых это происходило, никому не верили. Его учили быть холодным в уме и чувствах, во всем сомневаться. Люди живут, глядя по сторонам, но в то же время не показывая своего взгляда. Эти качества вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтов — Пекорин.
Тема
Автор выбрал название книги, о которой говорит — «Герой нашего времени». Ее идейно-сюжетный центр — не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека, его душевная и душевная жизнь, взятые изнутри как процесс. В образе Григория Печорина Лермонтов хотел передать мысли и чувства своего поколения, собрав в себе черты молодежи той эпохи: таково значение названия книги.
Основная тема «Героя нашего времени» — известная в русской литературе тема «лишнего человека». Печорин намного умнее и дальновиднее других, но это его проблема. Окружающие его люди могут быть не такими мудрыми и проницательными, но они живут настоящими чувствами: любят, страдают, проявляют милосердие или неприязнь. Печорин считает себя превыше всего: это холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подверженный эмоциям.
Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» создано в эпоху «вневременного». Социально-политическая подоплека этого романа состоит в том, что государство, уничтожившее активных и прогрессивных молодых людей, стремившихся изменить устаревший образ жизни, убило все чаяния следующего поколения.
На смену активным декабристам, апеллировавшим к блестящим идеалам, пришло новое потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких устремлениях и пресыщенное светской жизнью.
Значение «Герой нашего времени» — это отражение эпохи, предупреждение следующему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.
Проблема взаимоотношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатию, так и симпатию к его личности. Анализ действий и внутренних мотивов героя выявил психологизм всего произведения в целом.
Тематика и проблематика
Основная тема «Героя нашего времени» — процесс самопознания личности, изучение духовного мира человека. Лермонтов обратил внимание на проблему личности, которая находится в конфликте с обществом.
В романе также прослеживаются следующие темы:
- личная свобода и предопределение («Фаталист»);
- истинный и ложный романтизм (столкновение истинного романтика Печорина с героями, обладающими лишь внешними атрибутами романтизма: горцами, контрабандистами, Вернером, Грусницким);
- взаимосвязь исключительной личности и инертной среды (Печорин и «водное общество»);
- отношения между людьми разных поколений (Печорин — Максим Максимыч);
- истинная и ложная дружба (Печорин и Максим Максимыч; Печорин и Грусницкий);
- любовь (героини раскрывают разные грани любви и помогают выявить отношение Печорина к любви и морально-философским проблемам).
Общая морально-философская проблема романа «Герой нашего времени» — поиск смысла жизни, стремление личности познать самого себя. В рамках этой проблемы роман поднимает самые сложные вопросы:
- В чем смысл жизни?
- Что есть добро и зло?
- Предопределена судьба человека или она свободна?
- Несет ли человек моральную ответственность за свои действия?
- Вправе ли человек играть душой, судьбой и жизнью других людей?
Благодаря постановке этих задач полностью раскрывается тема личности.
В своем романе Лермонтов выдвинул на первый план главную проблему: возможность действия человека в эпоху «безвременья».
Основные герои
В романе «Герой нашего времени» есть главный герой: Печорин. Он жаждет активности, но занимается мелкими и бесполезными делами. Не найдя нигде реальной жизни, Печорин настроен скептически. По мнению автора, причина тому — несовершенство российского общества 30-х годов XIX века.
Скептическое отношение Печорина к моральным и социальным ценностям, его индивидуализм, эгоцентризм в сочетании с безжалостной самооценкой позволяет применить к нему понятие «еще один человек». Печорин настроен на деятельность, но у него нет цели в жизни. Печорин — герой своего времени, так как он относится к социально-психологическому типу личности 30-х годов XIX века, недовольному существующей жизнью. Именно эта неудовлетворенность, скептицизм позволяет нам начать пересмотр старого мировоззрения.
Для Печорина также характерны пороки своего века. Но, хотя он приносит страдания другим, он также несчастен. Одна из основных характеристик Печорина — рефлексия (наблюдение за собой, понимание своих ощущений, чувств, действий). Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, присущие всему его поколению. Эгоизм главного героя, его стремление сделать из других людей игрушку в руках, презрение к их чувствам — все это отразилось на его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Белы и Грусницкого, страданиям Веры и княгини Марии.
Противоречие его природы наиболее очевидно в любовных делах. В глазах женщин Печорин часто предстает романтическим героем, но он не осчастливил ни одну из них, хотя сам разочаровывается в любви, рассматривая ее как способ развеять скуку и однообразие жизни.
Женщины, с которыми их соединила судьба Печорина, оказались натурой жертвенной, покорной его воле:
- для него Бела смиряется с тем, что его семья разрушена, его отец мертв;
- Вера нарушает святость брачных уз;
- Мария готова презирать светскую порядочность.
Печорин одинок, он не может вступать в гармоничные отношения с людьми. Это проявляется в его скептическом отношении к дружбе. У него нет друзей, только друзья: доктор Вернер, Грушницы.
Доктор Вернер тоже обладает скептицизмом и аналитическим складом ума, но он, в отличие от Печорина, не приемлет активного проявления зла, поэтому дистанцировался от своего друга, убившего Грушницкого.
Грушницкий — противоположность Печорину. Его псевдоромантизм контрастирует с истинным романтизмом Печорина.
Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.
По сравнению с горцами и контрабандистами Печорин выглядит незаурядным и даже демоническим человеком. В его отношении к «водному обществу» раскрывается тема противостояния «героя времени» с людьми того круга, к которому он принадлежит.
Поэтому все персонажи романа служат для раскрытия личностных качеств главного героя.
Проблемы
- Проблема обретения смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на жизненные вопросы. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но возникает вопрос: почему? Он пытается наполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, чтобы испытать весь спектр своих возможностей, и в этом стремлении к самопознанию он уничтожает других людей, поэтому он теряет ценность своего собственного существования и тратит отведенное на это время впустую неумелый.
- Проблема счастья. Печорин пишет в дневнике, что удовольствие и настоящее счастье — это пропитанная гордость. Он не приемлет легкую доступность. Несмотря на то, что у него есть все аспекты, способные утолить его гордость, он несчастен, поэтому герой отправляется на всевозможные приключения, надеясь хотя бы на этот раз развлечь свою гордость и стать счастливым. Но он просто наслаждается, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий оторван от обстоятельств творческой деятельностью и не видит ценности в жизни, а также возможности проявить себя, принести пользу обществу.
- Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком циничен и эгоистичен, чтобы перестать играть с человеческими жизнями. Мы видим постоянные рефлексы героя, анализируем каждое действие. Но он обнаруживает, что не может любить счастье или крепкую долгую дружбу. Его душа наполнена неверием, нигилизмом и усталостью.
- Социальные вопросы. Например, очевидна проблема несправедливой политической системы. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важное сообщение: личность не развивается в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотической власти. Писатель не осуждает Печорина, его цель — доказать, что он стал таковым под влиянием времени своего рождения. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов подобные явления не редкость.
Реализм как литературное направление
Литература — это постоянно меняющееся и постоянно меняющееся явление. Говоря об изменениях в русской литературе на протяжении веков, нельзя обойти вниманием тему последующих литературных течений.
Определение 1
Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
Есть много литературных направлений. Это классицизм, романтика и сентиментальность. Отдельная глава в истории развития литературных течений — реализм.
Определение 2
Реализм — это литературное движение, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.
Реализм стремится изобразить реальность без искажений и преувеличений.
Бытует мнение, что на самом деле реализм зародился в период античности и был характерен для произведений древнеримских и греческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.
Готовые работы на аналогичную тему
- Реализм курсов русской литературы 400 руб.
- Абстрактный реализм в русской литературе 240 руб.
- Доказательство реализма в русской литературе 250 руб.
Получите выполненную работу или получите консультацию специалиста по учебному проекту Узнать стоимость
Реализм достиг высшей точки как в Европе, так и в России в середине XIX века.
Смысл названия
Многие литературоведы выдвинули различные теории происхождения этого имени. Краеугольный камень всех дискуссий — собственное отношение Лермонтова к своему персонажу.
- Некоторые считают, что слово «герой» подразумевается в его прямом значении, а главный герой для Лермонтова является настоящим образцом для подражания в дворянском обществе XIX века. В поддержку этой теории Lytrecon Multisaggio написал эссе, в котором доказал свою непротиворечивость.
- Другие высказывают мысль о том, что слово «герой» употребляется в смысле литературного персонажа, что подчеркивает типичность происходящего в романе.
Часть вторая
Княжна Мери
История княгини Марии — самая обширная и разносторонняя в романе. В нем прослеживаются несколько тесно связанных и переплетенных сюжетов: Печорин и Вера, княжны Марья и Грусницкие, Печорин и Грусницы, отношения Печорина и Вернера.
Состав главы структурирован следующим образом:
- Экспозиция романа описывает город Пятигорск, куда приехал Лермонтов.
- Сюжет начинается у источника, откуда родом местная и приезжая аристократия. Печорин знакомится с Грушницким, который заочно знакомит его с семьей Лиговских. Печорин представляет своего друга доктора Вернера. Печорин обнаруживает, что не исключено, что Вера тоже здесь.
- Развитие сюжета: встреча Печорина с Маем, Печорин защищает княжну на балу, Грушницы и ревность Мая, заговор против Печорина.
- Кульминация — дуэль, убийство Грушницкого, болезнь княгини Мары и отъезд Веры.
- Эпилог — отъезд Веры, объяснение Печорина с Марией, прощание с доктором Вернером.
За дуэль с Грушницким Печорин был сослан в крепость.
«Фаталист»
«Фаталист» — небольшая и, пожалуй, самая мистическая глава, в которой рассказывается, как Печорин предсказал смерть одного из своих коллег.
- Галстук — игральные карты
- Развитие событий — авантюра и неправильный выстрел;
- Кульминация — Печорин узнает о смерти Вулича. Местный казак застрелил его из сабли; Печорин принимает участие в опасном событии: поимка пьяного и разъяренного казака обезоруживает его.
- Эпилог — Печорин в крепости рассказывает о произошедших событиях, но не до конца понимает это.
Таким образом, жанр «Героя нашего времени» — это роман, охватывающий жизнь главного героя — Григория Печорина на Кавказе с момента его появления в Тамани и до его отъезда в Персию, где он умирает.
Действующие лица
Григорий Александрович Печорин — одаренный человек, не нашедший применения в жизни и откровенно скучающий — «еще один человек».
«Лишними людьми» тоже можно считать Чацкого («Гуай да Вит») и Онегина («Евгения Онегина»)
Максим Максимыч — штабс-капитан, несколько ограниченный человек, полная противоположность Печорину.
Бела — черкесская принцесса, которую похитили для Печорина.
Казбич — черкес, похож на вора, убийцу княгини Белы.
Азамат — сын черкесского князя, подросток. Несдерживаемый, стремительный. Он хочет быть похожим на Казбича. Помогите похитить Белу.
Мария Лиговская — княгиня из Москвы, влюбленная в Печорина.
Вера — человек светский, возлюбленная Печорина.
Грушницкий — молодой кадет, который прикидывается пониженным офицером. Люблю пафос, зрелищные действия. Он интерпретирует пациента. Это пародия на Печорина.
Доктор Вернер — друг Печорина.
Вулич — очаровательный лейтенант, который совершает безумные поступки и любит игру больше всего на свете.
Ундина — безымянный контрабандист. Ундина — русалка, этим прозвищем Печорин окрестил девушку.
Янко — контрабандист, сообщник Ундины.
Слепой мальчик — помощник Ундины.
Часть первая
I. Бэла
Рассказчик-офицер — друг пожилого штабс-капитана Максима Максимыча. Наступает буря, и, чтобы скоротать время, друзья рассказывают друг другу истории из жизни. Максим Максимыч рассказал о молодом офицере Григории Печорине, с которым познакомился более четырех лет назад.
Он был странным человеком. Красивый, умный, но временами он капризничал и жаловался на глупости, а временами сходил с ума и проявлял невероятное мужество. Максим Максимыч в то время был командиром военной крепости, и Печорин служил под его командованием.
Максим Максимыч заметил, что Печорину скучно, и пригласил его повеселиться — поехать на свадьбу старшей дочери черкесского князя. Там Пекорину понравилась младшая дочь князя Бэла.
Максим Максимыч подслушивает разговор Азамата, младшего сына черкесского князя, с Казбичем. У Казбича был чудесный конь, и Азамат предлагал за него все, даже сестру. Казбич помахал ему рукой.
Максим Максимыч передал этот разговор Печорину. Позже выяснилось, что Печорин пошел к Азамату и предложил ему лошадь Казбича для Белы.
Азамат отвел Белу в крепость. А Печорин отвлек Казбича, когда тот привел барана в крепость, чтобы Азамат мог легко украсть коня. Казбич пообещал отомстить. Впоследствии стало известно, что Казбич убил черкесского князя, заподозрив его в причастности к похищению лошади.
Пекорин был внимателен к Беле, ухаживал за ней, даже нанял для нее слугу. Но когда девушка полюбила его, Печорин остыл. Бела очень страдала. Максим Максимыч посочувствовал девушке.
Однажды Печорин и Максим Максимыч отсутствовали в крепости и, вернувшись, увидели Казбича с мешком. Офицеры погнались за Казбичем, который открыл сумку, в которой находилась Бэла, ударил девушку кинжалом, бросил ее и ушел.
Бела прожила еще два дня. В бреду он хотел встретить Печорина на небесах. После смерти Белы Максим Максимыч перестал разговаривать с Печориным Белы. А сам Печорин уехал в Грузию, чтобы продолжить службу.
II. Максим Максимыч
Официальный диктор и Максим Максимыч некоторое время не виделись. На новой встрече Максим Максимыч сказал, что снова видел Печорина. Григорий Печорин удалился и направлялся в Персию. Максим Максимыч хотел поговорить со старым другом, но Печорин встретил его холодно и очень обиделся.
Максим Максимыч снова пытается поговорить с Печориным, но снова встречает холодность и равнодушие.
Рассказчик лично знакомится с Печориным, замечает его красивое выразительное лицо и холодный взгляд. Встреча была недолгой: Печорин быстро уехал.
Максим Максимыч, видя интерес рассказчика к Печорину, передает ему дневник (в книге — журнал), который ведет Печорин. Спустя время известие о смерти Печорина доходит до рассказчика: по дороге в Персию он заболел и умер. Рассказчик решил опубликовать отрывки из своего журнала, заранее прося прощения за пороки Печорина и апеллируя, что это хотя бы честно и искренне.
Журнал Печорина
I.Тамань
Печорин рассказывает забавную историю, случившуюся с Таманью. Приехав туда, он заподозрил, что слепой мальчик, который дал ему место для сна, что-то скрывает. Пройдя за ним, Печорин обнаруживает, что мальчик знакомится с некой девушкой (Печорин называет ее Ундиной) и вместе они ждут человека по имени Янко, который несет мешки.
Печорин пытается выяснить, что это за мешки, но слепой молчит. Печорин встречает Ундину и притворяется влюбленным в нее.
Вечером идет со знакомым казаком узнать, что и как. Печорин садится в лодку за Ундиной, они плывут, но через некоторое время Ундина, почувствовав, что Печорин добрался до дна контрабандистов, пытается вытолкнуть его из лодки. Печорин не умеет плавать, но в схватке с девушкой побеждает и сама выталкивает ее из лодки. Ундина уплывает к Янко и Печорину и, вернувшись, обнаруживает, что его вещи украл слепой мальчик.
Утром Печорин навсегда уезжает из Тамани.
Часть вторая
(окончание журнала Печорина)
II.Княжна Мери
Печорин рассказывает о своей жизни в Кисловодске.
Там он познакомился с Грушницким, который был влюблен в княжну Марью Лиговскую. Печорин смеется, слушая рассказ Грушницкого о достоинствах и недостатках Марии (как будто лошадь оценивает). Печорин также любит злить Марию, перехватывая у нее желанные покупки (ковер) и выпуская бороды.
Печорин уверяет Грушницкого, что Мария — одна из тех девушек, которые со всеми флиртуют, но выходят замуж за того, кого ей скажет мать.
Печорин также знакомится с доктором Вернером, местным Мефистофелем, незаурядным человеком. Вернер предсказывает трагедию, которая случится между Печориным, Грушницами и Марией.
Родственница Марии Вера приезжает к ней в гости. Оказывается, когда-то Печорин страстно любил эту женщину. После встречи с Верой Печорин не может успокоиться, садится на коня и скачет по горам до полного изнеможения. Маша, случайно встретившая Печорина в таком состоянии, испугалась.
Грушницкий заявляет, что Печорина больше никогда не будут принимать Лиговские. Они вступают в дискуссию. Печорин приходит на бал и заботится о Марии, как образцовый кавалер: танцует с ней, защищает от нападок пьяницы. Печорин начинает навещать Лиговских. Его интересует Мэри, но его главная цель — Вера. Вера сообщает Печорину, что она неизлечимо больна, просит пощадить ее репутацию, добавляя, что Печорин всегда понимал.
Пекорин влюбился в Марию. Это расстроило Веру: она попросила Пекорина не жениться на Марии, пообещав взамен ночную встречу.
Пекорин снискал расположение Марии. Однако вскоре он устал от Марии, и Грушницкий возмутился ею. Он стал вести себя с ними вызывающе и смело, но Марию он все больше привлекал. Весь город ждал, когда Пекорин сделает предложение Марии. Во время одной из прогулок Мария сама признается Печорину в любви, и он холодно отвечает, что не испытывает к ней нежных чувств. Мария расстроена.
Печорин в своем дневнике размышляет, почему он так поступил с Марией. Однажды гадалка сказала его матери, что Грегори умрет из-за злой жены, поэтому жениться он вообще не собирался. Печорин отмечает, что превыше всего ценит свободу и не может стать ничьим счастьем.
В город приехал известный фокусник, и все пошли на представление. А Печорин искал свидания с Верой, поэтому отправился в дом Лиговских. Там его выследил Грушницкий, который ревновал Марию. Грушницкий вызвал Печорина на дуэль.
Перед дуэлью Печорин долго размышляет, делая записи в дневнике. Он убил многих: кого-то словом, кого-то поступком. А теперь, возможно, он сам погибнет. И после этого уже ничего не останется.
На следующий день Вернер попытался помирить соперников, но Грушницкий настоял на дуэли. В результате Пекорин убил Грушницкого. Чтобы скрыть дуэль, все свидетельствуют, что Грушницкого убили черкесы.
Вера предположила, что Грушницкий погиб от руки Пехорина. Она призналась мужу в чувствах к Григорию, и муж увел Веру. Печорин погнался за ней, загнал коня до смерти, но не догнал ее.
Вернувшись в город, Печорин узнал, что рота была осведомлена о его дуэли и была переведена на новую заправку. Печорин идет здороваться с Лиговскими. Мать Марии предлагает ему руку и сердце дочери, но Пекорин отказывается.
III.Фаталист
По долгу службы Печорин оказывается в казачьей станице. Возникает спор: судьба человека предопределена или он сам кузнец своей судьбы. Серб Вулич говорит, что он фаталист (он верит в предопределение) и считает, что если ему не суждено умереть сегодня вечером, он не умрет. Печорин сказал Вуличу, что сегодня умрет. Затем Вулич выстрелил себе в голову, но пистолет сильно разорвался. Второй выстрел — сбоку — был боевой. Все начали обсуждать случившееся, но Печорин настаивал на том, что Вулич умрет сегодня.
Вернувшись домой, Печорин увидел разрезанную пополам свинью. По словам очевидцев, это были «шалости» пьяного казака.
Утром Пекорину сказали, что пьяница, резавший свинью, ночью убил Вулича.
Пекорин хотел попытать счастья и пошел с другими казаками на насильственные действия. Он заперся в хижине и угрожал убить любого, кто войдет. Печорин подошел к избе через окно, и скандалист был связан.
Печорин говорит, что после всего этого ему следовало стать фаталистом, но он не хочет торопиться с выводами. А Максим Максимыч, которому Печорин рассказал эту историю, сказал, что всякое бывает и часто заклинивает.
Художественное своеобразие
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов по-новому использовал традиционные средства романа. Он первым обнаружил в русской прозе психологический портрет, связывающий внешность героя с его чертами характера, его внутренним миром. Читатель обращает внимание на то, что детали внешности несут информацию о чувствах, мыслях, настроении и переживаниях героя.
Такой портрет Печорина приведен в главе «Максим Максимыч»:
- его стройный рост, широкие плечи свидетельствовали о том, что он мог выдержать тяготы кочевой жизни;
- тот факт, что он не размахивал руками при ходьбе, указывал на сдержанный характер;
- его глаза «не смеялись, когда он смеялся» — это признак постоянной печали или злого нрава.
Психологический портрет главного героя построен на антитезах и оксюморонах, подчеркивающих противоречивость и сложность личности Печорина:
- черные брови и светлые волосы;
- крепкое телосложение и нежность бледной кожи;
- пыльный сюртук и «ослепительно чистое белье» под ним.
Особенности пейзажа в каждой из глав романа связаны с его жанром:
- Природа описана с документальной точностью в главе «Бэла», написанной в виде путевых заметок.
- В приключенческом романе «Тамань» пейзаж окружен таинственным ореолом героев. Разъяренные элементы показывают свое мужество.
- В главе «Княжна Марья» природа настраивает людей на определенное настроение.
- В «Фаталисте» звездное небо — символ гармонии, которой Печорину не хватает в его жизни.
Пейзаж помогает понять самобытность и глубину личности Печорина. Например, в «Дневнике Печорина» зарисовки пейзажа раскрывают тонкую душевную организацию главного героя, дающего поэтические описания пейзажа.
Особенности языка романа свидетельствуют о художественных способностях Лермонтова. Высшую оценку этому мастерству дали Д. В. Григорович, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, назвавшие прозу Лермонтова правильной, красивой и ароматной.