Философские мотивы лирики М

Сочинение

Любое из произведений Лермонтова проникнуто глубокой философией. Ее искренне пламенная душа постоянно рвется, но она не может найти чем-нибудь, чтобы утолить свою боль. Поэт страдает желанием найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники ожесточились, чистота отношений и глубокая привязанность недосягаемы. Следовательно, автор не может встретить вторую половину. Это может говорить только о смысле любви. Наблюдайте за этим со стороны, мечтайте, но никогда не трогайте это чувство. Этому исследованию посвящено множество стихотворений.

Лермонтов делит свою родину на простолюдинов и дворян. Он не может найти себе места ни с одним, ни с другим. Поэтому он всех презирает. И считает себя изгоем. В стихотворении «Пророк» это отношение хорошо просматривается. Автор видит все пороки общества, старается показать их окружающим. Но они его не узнают, над ним смеются. Поэтому, склонив голову, он вынужден продлевать свое земное существование. Связь поэта с этим стихотворением четко прослеживается. В образе пророка отчетливо видно, что Лермонтов говорит о себе.

он заброшенный странник. В его произведениях отчетливо видны страдания и муки одиночества. В то время как другие писатели посвящают свои произведения поиску смысла жизни, размышляя о том, что было создано человеком и миром в целом, Лермонтов ищет ответы на другие вопросы. Он обращается к себе точно, он хочет знать не судьбу человечества, а свою жизнь. Для него весь мир слишком мал, в нем нет места такому человеку, как автор. К такому выводу он приходит в стихотворении «Монолог». Подчеркните, что душа очень склонна к порокам, что в мире нет места любви и дружбе.

Поэт часто обращает взор к Богу, высшим силам. В его «Благодарности» видно, что он недоволен подарком жизни. Это существование угнетает его. Что Всевышний виноват в человеческих пороках. Также в некоторых своих работах автор восхищается своими творениями.

Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но он не может стать его частью. Он чувствовал себя отвергнутым всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо говорит, что умереть будет веселее, чем жить. Он вечный путешественник, униженный и отвергнутый всеми. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Тексты Михаила Лермонтова из раннего и позднего периодов творчества существенно различаются: если в юности поэт писал восторженные стихи, воспевая красоту родных полей, лугов, лесов и рек, то в последние годы жизни там автор редко обращался к этой теме. Лермонтова больше интересовали социальные и политические вопросы, за что он был признан нарушителем спокойствия и прославился как поэт, который своими произведениями наносит вред царскому режиму.

В 1837 году Лермонтов был арестован и провел несколько недель в петербургской тюрьме, пока шло производство его стихотворения «Смерть поэта», посвященного смерти Пушкина. Жесткий тон, который позволил себе Лермонтов по отношению к высшему свету, фактически убившему Пушкина, вызвал недовольство многих чиновников. Следовательно, пока не выяснилась степень революционности стихотворения «Смерть поэта», было решено взять Лермонтова под стражу. Именно в тюрьме, без чернил и бумаги, поэт написал одно из своих последних лирических стихотворений под названием «Когда встревожено пожелтевшее поле кукурузы…». По воспоминаниям очевидцев, поэт использовал обугленные спички как ручку, а бумага представляла собой обертку от еды, которую старый слуга каждый день сажал в тюрьму. Почему автор в довольно сложный период своей жизни решил обратиться именно к теме природы?

Следует отметить, что в 24 года Михаил Лермонтов был известен как скептик и реалист, прекрасно понимавший, что старые устои общества полностью изжили себя. Однако поэт осознавал и то, что само общество еще не готово к переменам. Примером этого было восстание декабристов, которое было жестоко подавлено из-за того, что народ не поддержал горстку дворян, выступавших за отмену крепостного права и ниспровержение самодержавия. Поэтому Лермонтов прекрасно понимал, что за время его жизни в России практически ничего не изменится, а ситуация будет только ухудшаться, увеличивая разрыв между объектами недвижимости. Поэтому, чувствуя свою беспомощность и невозможность что-либо изменить, поэт в последние годы жизни очень часто попадал в плохое настроение. Он знал, что своими стихами он не сможет вдохновить блестящие умы своей Родины на повторение подвига декабристов, но он также был неспособен вынести окружающую действительность.

Поэма «Когда встревожена пожелтевшая нива…», на первый взгляд, посвящена красотам родной земли, которую Лермонтов воспевает с присущей ему нежностью и восхищением. Однако последний стих этого произведения полностью раскрывает замыслы автора. В нем он признается: когда есть общение с природой, «тогда душа унижается тревогой, поэтому морщинки на лбу разойдутся». И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, считая, что его творчество не зря и в будущем будет оценено потомками.

примечательно, что стихотворение «Когда встряхивается пожелтевшая нива» имеет весьма необычную структуру. Содержит четыре строфы, написанные одним предложением. Столь нетипичная для поэта техника создает ощущение, что автор написал это произведение за один присест, опасаясь, что не сможет правильно и максимально точно передать свои мысли и чувства читателям. Поэтому я не заморачивался такой ерундой, как разбиение предложений на предложения. Кроме того, такая структура стихотворения придает ему особую целостность и мелодичность, характерные для многих песен образного и яркого содержания. Такие произведения очень часто встречаются в русском фольклоре, который поэт знал и любил с детства.

«Я не для ангелов и рая…»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Они не для ангелов и небес
Всемогущий Бог был создан;
Но почему я живу страдая,
Он знает больше.

Как мой демон, я избранный зла,
Как демон с гордой душой
Я странник беззаботный среди людей,
Незнакомец с миром и небом;

5… Категории: Ранние стихи Лермонтова Образ демона в русской поэзии Философские тексты Лермонтова

«Как часто, пёстрою толпою окружен…»

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1 января)

3… Категории: Стихи-воспоминания Следующее произведение Лермонтова Стихи о толпе Философские тексты Лермонтова Новогодние стихи из школьной программы

К другу

Михаил Юрьевич Лермонтов

Взращенный в лоне вдохновения
Душою активную и пылкую,
Я не очарован небесной красотой;
Но я ищу земного восторга.
Любовь пройдет, как тень пустой мечты.
Я не буду счастлив рядом с прекрасным;
Но не спрашивайте меня напрасно:

3… Категории: Стихи на ранние небесные и земные стихи Лермонтова Философские тексты Лермонтова Стихи-обращения

Зрелый период творчества поэта

Уже в ранних произведениях Лермонтова прогрессивная критика увидела страстное желание дать оценку происходящим историческим событиям, понять истинное предназначение поэта в обществе и с силой его проницательности угадать путь, ведущий к «полному блаженству» и добру. Период с 1836 года до дня его смерти считается периодом зрелого творчества Лермонтова. Философия политической ситуации в современной России выражена в стихотворениях «Смерть поэта» и «Прощай, немытая Россия».

«Прощай, немытая Россия»

Россия, по словам поэта, — страна «рабства и хозяев», где задушено всякое прогрессивное мышление. Мучительно переживая смерть своего учителя поэзии, Лермонтов грозит «божественным судом» «сподвижникам разврата», убившим Пушкина. Это справедливый и неподкупный суд, который вынесет справедливое наказание за «свободу, гениальность и славу палачей».

В других стихотворениях поэт одухотворяет мир природы, советуется с ней, как с верным другом, передает ее душевную боль:

Лермонтов пишет стихи

Поэма «Выхожу на улицу одна» звучит глубоко и искренне. Он воплотил в себе как особенности своего мировоззрения, так и смелую поэтическую фантазию. Поэт хочет хоть на минуту избавиться от душевных страданий, но при этом страстно хочет жить по-другому. Забвение изображено в виде сна, где слышны человеческие голоса и хочется отправиться туда, где чудесная природа, мир и любовь. Поэма ясно выражает мечту о счастье человечества. Зрелые тексты Лермонтова говорят о грусти, одиночестве и никчемности человеческой жизни:

  1. Настроение многих прогрессивных людей, современников поэта выражено в стихотворении «И скучно, и грустно».
  2. Воображение Лермонтова занимают образы пленника, пленного рыцаря «Узник», «Я с желанием смотрю в прошлое», «Благодарность».

Лермонтов восхищается человеческой нежностью и состраданием, дружбой и красотой женщины: «Соглашение», «Памяти Одоевского», «Бегущий на север издалека». В женщине, в отличие от своих современников-поэтов, поэт видит личность, способность к нежности и заботе, богатство внутреннего мира: «Дальше», «Я слышу твой голос» и другие стихотворения.

Сочинение на тему философские мотивы лирики лермонтова

Философские тексты в творчестве М.Ю. Лермонтов

Философские тексты играют особую роль в развитии литературы. Философские тексты включают работы, основанные на размышлениях о смысле жизни или вечных человеческих ценностях. Размышления о будущем и прошлом, о смерти и вражде, несчастьях и радостях часто встречаются в произведениях различных поэтов и писателей. Мы находим философию не только в литературе, но и в повседневной жизни. Каждый из нас очень часто задает вопросы, на которые нет ответов. Что такое жизнь? Почему они рождаются и умирают? Почему одиночество губит человеческую душу? Это вопросы, которые человек задает себе перед собой и теряется в своих мыслях. Обсуждая философию, человек замыкается на себе, ищет выходы, дает определенную самооценку. Философские тексты имеют иное понимание реальности и самой сути жизни. Каждый воспринимает жизнь по-своему, именно на этой основе многие поэты пишут стихи на философские тексты, чтобы выявить определенный стандарт в философии. Если говорить о философских текстах, то такой поэт, как М.Ю. Лермонтов. М.Ю. Лермонтов, как пишут в различных литературных источниках, — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, которого часто называют луной русской поэзии, его произведения очень загадочны, мрачны, и именно эти характеристики глубоко проникли в его творчество. Поэт, оставивший очень незначительное литературное наследие, до сих пор остается нерешенной и не до конца понятой личностью. Его работы часто открыты для критики и похвалы. В.Г. Белинский писал о М.Ю. Лермонтова: «Лермонтов — поэт из совершенно другой эпохи и что его поэзия — совершенно новое звено» в цепи исторического развития нашего общества. «В.Г. Белинский увидел в Лермонтове то, чего многие раньше не замечали. В своих статьях он часто сравнивал А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, называя Михаила Юрьевича продолжателем творчества А.С. Пушкина и утверждая, что Лермонтов — один из« »самых необычные явления русской литературы. Ах, такие тождественные, но в то же время разные, Пушкин и Лермонтов, солнце и луна, главное различие в их поэзии состоит в том, что в творчестве Михаила Лермонтова, как писал Белинский, «из ниоткуда» пушкинский разгул на вечеринке жизни; но везде вопросы, омрачающие душу, леденящие сердце… ». Почему большинство работ Лермонтова ассоциируется с грустью и одиночеством? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся во времена юности поэта. Вся жизнь поэта прошла в полном одиночестве, мальчик рос без отца и матери, в окружении бабушки. Он страдал от неизлечимой болезни, которая называлась «запрет на свободу слова». Просто нет возможности «излить кому-то душу», бесстрашно заявить о своих идеалах, помыслах и желаниях. Философские тексты М.Ю. Лермонтов проникнут национальным духом и характером. Соедините философские тексты с патриотическими, выделите два общества русской жизни: дворянское и крестьянское. Проанализировав стихотворение «Родина», мы понимаем, что поэт открыто заявляет, что его не волнуют различные победы и награды, его сердце радует созерцание русской природы и скучные, обычные крестьянские праздники. В этом истинная ценность поэта:
«А в отпуске, в росистый вечер, Смотри до полуночи, Для пляски с топтанием и свистом Под разговоры пьяных мужиков».
М.Ю. Лермонтов — поэт, который не только возвышает свою страну, но и открыто заявляет о ее скудости и скудости, но в нем говорит не душа, а глубоко скрытая боль:
«Прощай, немытая Россия, Странарабов, властелин страны, и ты, синие мундиры, и ты, их верный народ».
В своем стихотворении Михаил Юрьевич обвиняет страну в какой-то неразберихе, в отсутствии человеческого равенства, классового разделения, которое создает именно тот хаос, вселяет в души человеческие эгоизм и превосходство. Работа Лермонов, как бы глупо это ни казалось, имеет некоторое сходство с учением древнекитайского мыслителя Лао-цзы, который раскрыл фундаментальные идеи даосизма, согласно его учению, Дао — это путь размышлений и созерцаний, которые он должен принести человек в гармонии с самим собой. Так же М.Ю. Лермонтов в своих текстах ищет свое «Я», входит в гармонию с самим собой и раскрывает свою душу в стихах. Проходят годы, поэт все глубже погружается в себя, в свои размышления. Лермонтов начинает писать о мучениях и страданиях, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Жизнь во всем своем величии не особо радовала поэта, он вскоре лишился матери, потерял отца и вырос в этом очень благородном обществе, в его судьбе не было тех обычных человеческих радостей. Его жизнь остановилась в 26 лет, но это так мало, что он находит уникальное чувство жизни в мучениях и страданиях: «Я здесь один, как царь воздуха,
Страдания в душе стеснены, и я вижу покорную судьбу, годы летят, как мечты».
Говоря о любви, можно сказать, что на протяжении всей своей жизни Лермонтов искал в возлюбленной той душевной чистоты, которая редко встречалась в обществе того времени. Чувство одиночества не покидало молодого поэта, даже когда он был влюблен. Вы скажете, что любить человека забывают, он становится счастливым, он парит в облаках и мечтает, но с Лермонтовым все совсем иначе. Он был тогда, когда был безумно влюблен, но обстоятельства сложились так, что его отношения с ней были разрушены тяжелыми чувствами. Как жаль, что первая любовь Лермонтова не была наполнена светлыми и яркими чувствами: философские тексты Лермонтова «Дай полюбить кого-нибудь:
Любовь не окрашивает мою жизнь
«. В основе философских текстов Лермонтова — проблема поэта и общества. В его произведениях такая тема очень часто принимает тень не только враждебных, но и ненавистных отношений между творческой личностью и всем человеческим сообществом. Ярчайшим примером борьбы с несправедливостью в обществе является стихотворение «Пророк». Всегда склонный к меланхолии Лермонтов в этом стихотворении ярко выражает неверие в лучший мир на земле. Лермонтов ставит себя в роли пророка, считает своим долгом просвещать людей, но чувство отверженности от общества не покидает его на всю оставшуюся жизнь и впоследствии предписывает недопонимание между людьми. Он по-прежнему уверен, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь. «Пророк» Лермонтова начинается именно с той строчки, на которой А.С. Пушкин в своем «Пророке»: «Поскольку вечный судья дал мне всеведение пророка…». Пушкин показывает нам процесс создания Пророка Творцом, а Лермонтов использует другой метод, он раскрывает уже созданный результат деятельности Пророка. Лермонтов — один из писателей-реалистов, который, не опасаясь реакции общества и власти, пишет правду, не приукрашивая действительность, свободно выражает свои мысли. Многие скажут, что глупо рисковать своей жизнью и репутацией, чтобы люди знали всю реальность, но согласитесь, что легче жить с чистой душой и совестью, чем притворяться и существовать с «закрытыми глазами», несмотря на хаос, который творится вокруг, сказать, что все хорошо, но осознавать полный хаос, который имеет место. Лермонтов — создатель трагической концепции человека, обреченного на вечный и непоправимый конфликт с обществом; сравнивает человека с самым маленьким существом, настолько маленьким, что он не имеет права говорить в таком огромном мире. Михаил Юрьевич понимает, что человеку предназначены не только радостные впечатления, но и сознание боли. Людям не свойственен вечный оптимизм, сама судьба доставляет нам трудности, которые необходимо преодолеть, пройдя этап одиночества, меланхолии, мы становимся еще сильнее, мы осознаем это, мы понимаем всю суть прожитой жизни. Философские тексты Лермонтова об одиноком страннике, которые общество не могло до конца понять, но, тем не менее, готово сложить голову за это самое общество. Что касается современности, Лермонтов не замечает ничего, что могло бы исцелить его беспокойную душу. Поколения современников вызывают у него только горькую улыбку. Спустя столетия человечество увидело и начало чтить творчество М.Ю. Лермонтова многие стали подражать его лирике и встали на путь истины, ища верный жизненный путь. Опубликовано на Allbest.ru …

План

  1. Библейские философские тексты М.Ю. Лермонтов
  2. Тема борьбы противоположностей
  3. Ищите гармонию бытия

М.Ю. Лермонтов — один из самых ярких русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубокие существенные проблемы человечества. Тексты Лермонтова имеют философский характер. Он включает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, хрупкость человеческого пути, смерть и вера в бессмертие, секреты чувства любви, совместимость добра и зла, борьба между светом и тьмой в личности каждого человека и т д

В центре внимания стихотворения каждого поэта — вопрос, почему человек приходит в этот мир, полный страданий и разочарований? Может ли что-нибудь измениться в его судьбе?

Библейская лирика

Тема веры в Бога и человеческого непослушания является общей нитью религиозного и философского наследия поэта. Причины борьбы с Богом постоянно присутствуют в его творениях. Например, в стихе «Благодарность» лирический герой в едкой форме произносит слова благодарности Богу за жизнь, которую он ему дал, в которой он испытал горечь слез, тайную страсть и обман друзей.

стихи Лермонтова на философскую тему

В своих произведениях автор показывает, что Бог всемогущ, но несправедлив. Он считает, что Всевышний несет ответственность за человеческие поступки. Лирический герой не верит в Бога и в устрашающей, но знаменитой поэме «Мой демон» наделяет его страшным величием, говоря, что тот несется в дымные облака. Эта же тема присутствует в стихотворениях «Земля и небо», «Они не для ангелов и неба».

Лирический герой не всегда встает на сторону демонов. Иногда он, как блудный сын, возвращается к Богу, падая на колени. Так, в философском произведении «Молитва» он сожалеет о своих действиях и просит Всевышнего не наказывать его. В конце стиха он умоляет Бога освободить его душу от дара песни, чтобы он мог обрести покой.

Библейские тексты Лермонтова пронизаны беспокойными размышлениями о поисках душой истинной веры.

Тема борьбы противоположностей

Философские тексты Лермонтова наполнены опытом борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По мнению поэта, сама жизнь — это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует перед читателем образ беспокойной человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.

«Может ли человек на земле обрести счастье?» — спрашивает Лермонтов устами своего лирического героя. И на этот вопрос он отвечает отрицательно. Даже бедный «парус» не может найти покоя.

«Чаша жизни» готовит горький напиток только для одного человека. Отсюда пессимизм и трагизм поэзии Лермонтова:

Мы пьем из чаши бытия С закрытыми глазами, Золотые смачивают края своими слезами, Когда перед смертью из глаз падает галстук, И все, что нас соблазняло, С галстуком исчезает; Затем мы видим, что золотая чаша была пуста, что в ней было питье — сон, и что это было не наше!

Изучение стихотворений Лермонтова в школе

Анализируя философские тексты Лермонтова на уроке в десятом классе, важно объяснить ученикам, что миниатюры характерных пейзажей поэта часто вызывают размышления о патриотизме, человеческой душе, любви и дружбе. Краткие презентации о годах жизни поэта, предшествующие написанию того или иного стихотворения, не только дадут дополнительную информацию, но и помогут школьникам понять взаимосвязь биографии и творчества поэта, влияние личных переживаний на его видение мира.

При изучении темы взаимоотношений человека и природы можно взять нетекстовое произведение «Ветвь Палестины». Кто-то из детей подготовит репортаж об истории создания стихотворения, связанного с А.В. Муравьевым и Е.А. Шан-Гиреем. Чтение выразительного учителя или прослушивание в актерском спектакле обязательно в классе. После разговора с классом учитель рассказывает о ситуации, отраженной в историях о Христе.

За всем этим стоит судьба поэта, и, обращаясь к нити вопросов, он их ставит. Лермонтов, в отличие от блаженного мифологического сюжета, испытывает тревогу. А если ветка «лечит», то поэт совершенно беззащитен. Мифология здесь превращается в философию символа, а психологию человека — в порывы души, в переживание новых эмоциональных испытаний. Отсюда и чувство печали. Но стоит понять другое: счастье и «радость» достигают только те, кто выдержит все эти испытания.

Ценность слияния с природой и непостоянство состояния очень хорошо выражено в стихотворении «Когда встряхивается пожелтевшее кукурузное поле», где говорится о природе в разное время года. Герой одинаково ощущает радость жизни летом, осенью и весной, ведь каждое время года по-своему красиво и несет жизнь. Но как только появляется слово «тревога», все возвращается на круги своя: мысль лирического героя уходит от души к природе. Уходит тревога — и утверждается все самое прекрасное и совершенное во Вселенной.

«Для чего я не родился…»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Для чего я не родился
С этой голубой волной?
Как громко я хотел бы катиться
Под серебряной луной
Ой! с какой страстью я буду целовать
Мой золотой песок
Как надменный я бы презирал
Шаттл в недоумении;
Все, чем люди так гордятся
Мой набег разрушит;

4.4… Категории: Стихи о борьбе Стихи-размышления Стихи Лермонтова на волне Философские тексты Лермонтова

«И скучно и грустно…»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Скучно и грустно! — а выручить некому
Во времена душевных невзгод…
Вы желаете .. что толку желать напрасно и навсегда?
И идут годы, все лучшие годы!

5… Категории: Стихи о мироощущении Философские тексты Лермонтова Стихи Лермонтова о судьбе Стихи о жизни Стихи из школьной программы

Рассуждение

Философия как особая форма мировосприятия была присуща всем представителям Золотого века. Для писателей и поэтов девятнадцатого века даже был установлен статус пророков, жаждущих истины и гармонии, просвещающих и обучающих своих читателей. Михаил Юрьевич Лермонтов — загадочная «луна» на небе русской литературы, представитель золотого века, который был не только поэтом, но и философом по сути.

Он, слишком молодой и талантливый человек своего времени, искал золотую середину не только в своих стихах, но и в личной жизни. Он, мятежный и спокойный, лиричный и жесткий, набожный и порочный, иногда трагический, был в постоянных философских размышлениях. О чем думал и писал гениальный поэт? Конечно, о человеке, о его внутренней борьбе, об отношении к жизни, о борьбе добра и зла, о гармонии. Поэма «Парус» о такой борьбе, поисках себя. Лирический герой «не ищет счастья и не убегает от счастья», бунтует и просит бурь, но разве в бурях есть покой? Где золотая середина? Его нужно искать. Ведь «внизу струя светло-голубого цвета, вверху — луч золотого солнышка…». Возможно, для кого-то счастье — это спокойствие и простое созерцание прекрасного, а кому-то нужен прилив эмоций и буря.

В стихотворении «Пророк» Михаил Лермонтов поднимает проблему непростой жизни поэта и вечного путешественника, которую общество не могло полностью понять и принять: «Я стал провозглашать чистое учение любви и истины. Все соседи безумно забрасывали меня камнями ». И в результате написано стихотворение« Молитва », в котором лирический герой измучен и грустен, он просит Бога забрать его талант, спасти его» от страшной жажды пение », он хочет пройти трудный путь спасения и поиска истины. Но стоит ли бояться жизни? Ведь чаша бытия может быть пустой, без сладкого напитка под названием« сон ». М. Лермонтов. Он смог ответить на этот вопрос, написав стихотворение «Я не боюсь жизни». Устами лирического героя поэт говорит, что не стоит бояться жизни, потому что «своим бодрящим шумом она заставляет гореть, заставляет сиять мысли».

Отдельного внимания заслуживает библейская философия Михаила Лермонтова. В чем его суть? Наверное, в борьбе добра и зла принципы света и тьмы в душе каждого человека. В стихотворении «Я не для ангелов и небес» лирический герой какое-то время борется с неверием в себя, с темными силами, утверждая, что только всемогущий Бог знает, зачем он живет, страдая. Постепенно «темные» мотивы в стихотворениях Лермонтова сменялись более светлыми и утвердительными. В стихотворении «Молитва» (В трудную минуту жизни…) лирический герой повторяет молитву от всей души и вдруг «с души, как тяжесть, откатывается сомнение, и в него верят, и плачет, и так легко, легко…».

Поэтому, несмотря на все сомнения, человека привлекает все легкое и красивое, а это вселяет надежду на лучшее.

Любовная лирика

Любовные тексты в творчестве Лермонтова занимают мало места. В основном любовные стихи встречаются в период вегетации. Но в любви он разочаровался. Сначала лох ​​Сушкова, потом загадочная НФИ — Наталья Федоровна Иванова разочаровали юного поэта в любви. Этим девушкам Лермонтов посвятил циклы стихов.

Наверное, самой большой любовью поэта была Варвара Лопухина. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не помешало им поддерживать дружеские и дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Лермонтов посвятил Варваре Лопухиной следующие стихотворения:

  • «Она не гордая красавица…»,
  • «Нас случайно соединила судьба…»,
  • «Оставьте ненужные заботы…».

«Душа моя должна прожить в земной неволе…»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Моя душа должна жить в земном рабстве
Не надолго. Может я больше не увижу
Твой взор, твой сладкий взор, такой нежный к другим,
Звездный салют моим соперникам;
Желаю им счастья — тебя безбожно винить
За то, что я не могу сделать все, все, что для них возможно;

Главные мотивы лирики М. Лермонтова

«Как любой настоящий, а тем более великий поэт, — признавался Лермонтов в своих стихах, и, перелистывая тома его произведений, мы можем прочитать историю его души и понять его как поэта и как человека», — писал Ираклий. Андроников. Талант Лермонтова расцвел в то время, когда дворянская революция потерпела поражение и только зарождались новые поколения борцов.

Поэтому причины горечи, желания и одиночества занимают в его творчестве значительное место. Вера в людей, в их могущественные силы во многом помогла ему преодолеть эти чувства. Лермонтов — народный поэт. Нас очаровывает красота и человечность стихов Лермонтова. Мы слышим в его стихотворении бурный протест против «мрачной реальности», гордый призыв к свободе и справедливости.

Тематика текстов Лермонтова разнообразна. Многие его произведения — горькие мысли о судьбах подрастающего поколения его времени. Одна из главных тем поэзии Лермонтова — тема ненависти к самодержавию. Освещает весь творческий путь поэта. Героическим началом его борьбы с самодержавием и «светом» стало стихотворение «Смерть поэта», написанное с тоской и гневом. Лермонтов наказывает «завистников и удушающих огней», «палачей свободы», «алчную толпу», стоящую у престола. Он противопоставляет их Пушкину, восставшему против «мнения мира», смерть которого требует мести. Именно она возвестила России о появлении нового поэта, наследника великого Пушкина.

В России 1930-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, открыто бросивших вызов правящему обществу. Яркий тому пример — стихотворение «Сколько раз в разнородной толпе…». Вынужденный жить среди светской мафии, поэт глубоко презирает происки, ложь, пустоту и бездушность этих людей. Поэма заканчивается вызовом «свету”:

Ой, как хотелось бы их веселости смутить,

И смело бросает им в глаза крик железный,

Пропитанный горечью и гневом!..

Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инерции подрастающего поколения. Даже лучшая молодежь того времени не знала, как и где приложить свои силы. Со временем многие из них стали безразличными ко всему, стали «лишними людьми». Поэма «Дума» — это гражданский приговор вашему поколению. Автор показывает свою пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда необходима борьба.

К добру и злу постыдно равнодушен,

В начале поля увядаем без боя.

Грустная и резкая фраза для поколения 1930-х годов — это стихотворение о людях, которые пойдут по жизни «мрачной толпой» и ничего не оставят своим потомкам.

К сожалению, я смотрю на наше поколение!

Его будущее либо пусто, либо темно.

Между тем, под тяжестью знаний и сомнений,

В бездействии он будет стареть.

Важное место в поэме Лермонтова занимает тема Родины («Патрия», «Бородино»), противопоставляющая ее «странную» любовь к Родине псевдопатриотизму господствующих классов. Ни в одном другом произведении он не достиг такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина». Широкие линии, как простор степи, сопровождают размышления поэта, когда его взор обращен на милую его сердцу русскую природу.

При виде случайного довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян у поэта улавливается чувство радости, непонятное «патриотам» знатной знати, не умеющим смотреть «от радости, неведомой многим…”.

Лермонтов дорог своей родной натуре, но еще дороже простому русскому народу. Белинский назвал это стихотворение «Лучшим в Пушкине», что означает пушкинский оптимизм, веру в жизнь и в людей, которые унаследовал Лермонтов.

Значительное место в текстах Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одними из лучших произведений на эту тему являются «Поэт» и «Пророк». В стихотворении «Поэт» автор сравнивает поэта с кинжалом, тем самым подтверждая представление о поэзии как грозном военном оружии. (Разве Маяковский не шел за Лермонтовым пером как штыком?) Но кинжал превратился в «золотую игрушку», бесславную и безобидную.

Раньше голос поэта призывал к борьбе: «Это был размеренный звук твоих могучих слов / Я на бой обратил борца…» Но теперь Лермонтов не видит такого певца среди своих современников. Поэма завершается призывом:

Ты снова проснешься,

Высмеянный пророк?

Или никогда к голосу мести

Вы не можете вынуть клинок из золотых ножен,

Покрытый ржавчиной презрения?..

Годы реакции легли тяжелым бременем на плечи прогрессивных людей. Глубокая грусть и тревога звучат во многих стихотворениях Лермонтова: «Выхожу на улицу один…», «Дубовый лист упал с ветки, родной…», «Облака», «Утес». В стихотворении «И скучно, и грустно» поэт пишет:

И это скучно и грустно, и некому помочь

В момент душевных невзгод…

Пожелания?..

И идут годы, все лучшие годы!

Поэт устал идти своим «кремнистым путем». Природа, которая звучит в каждом его стихотворении, просит мира («Земля спит в синем великолепии…”).

Печальный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не подчинялся судьбе. Бунтарский дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли, необычайная музыкальность и совершенство поэзии ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов.

Пророк

Михаил Юрьевич Лермонтов

Поскольку вечный судья
Он дал мне всеведение пророка,
Я читаю в глазах людей
Страницы злобы и порока.

Я начал провозглашать любовь
А истины — чистые учения:
Все мои соседи во мне
Они яростно бросали камни.

Чаша жизни

Михаил Юрьевич Лермонтов

я

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми глазами
Золото смачивает края
Своими собственными слезами;

 

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова