«Дума» (М

Немного об истории создания стихотворения

В феврале 1838 года Лермонтов был переведен в гродненский гусарский лейб-гвардии полк, который располагался в Селищенских казармах под Новгородом. Это несправедливо заброшенное место было любимым плодом военного министра графа А.А. Аракчеева. Позже казармы стали называть Аракчеевскими бараками. К ним подведены автомобильные дороги, территория благоустроена. Сюда привозили иностранных гостей, желающих продемонстрировать военную выправку русской армии.

Корнет Лермонтов жил с краснокутским корнетом в так называемом «сумасшедшем доме». Так называлась часть дома, где жили молодые неженатые офицеры. В часы службы он командовал взводом, а в часы отдыха участвовал в офицерских забавах. Из комнат приюта почти круглосуточно доносились звуки гитары и фортепиано. Офицеры много читали, кто-то что-то писал. В комнате Лермонтова стены были залиты стихами. Очевидно, бумага была немного тугой, рифмы, рожденные в его мозгу, он писал прямо на стене.

Офицеры долго работали над этими надписями, пока однажды, за время отсутствия полка в казарме, инженер, которому был поручен ремонт, не приказал их закрасить. Вполне возможно, что на этих стенах было написано стихотворение «Дума», поэтому бумажных автографов не сохранилось.

Поэма «Дума» впервые была опубликована в «Отечественных записках», которые на тот момент принадлежали Андрею Краевскому в 1839 году.

Проблемы

Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что поэт осуждает в людях, за что он их упрекает.

  1. Досуг. Дворяне жили «на все готово», то есть не работали и не служили стране. Страна продолжала работать на крестьян, а элита паразитировала только на народе. Это состояние «ничего не делать» развратило молодых людей. Они перестали развиваться и стремиться улучшить жизнь в России, хотя это как раз их долг перед Родиной.
  2. Лицемерие. Современники Лермонтова скрывали свои истинные эмоциональные порывы, чтобы не подвергаться насмешкам. Это привело к тому, что они перестали получать удовольствие от жизни. Все эмоции были разыграны, речи были циничными, а душа осталась одна и непонятная, поэтому все радости молодости пролетели незаметно.
  3. Незначительность бытия. Герои того времени были пловцами с течением. У них нет целей, нет искренних чувств, нет высоких идеалов. Их циничная улыбка — это просто желание придать себе воображаемый смысл. Они не наполняют свое существо смыслом, они просто сжигают свою жизнь. Поэтому герой опасается упрека своих детей, которые обратятся к расточительным отцам.
  4. Равнодушие. Современники автора ко всему равнодушны, их любовь также случайна и легка. Их ничего не трогает, ничего не волнует, ничего не вдохновляет, а значит, они пусты.
  5. Цинизм. Поколение Лермонтова просто высмеивает и остроумно, но пустота скрывается за едкими наблюдениями.

Анализ стихотворения Дума Лермонтова

В творчестве великого писателя прошлого века Михаила Юрьевича Лермонтова много значительных произведений. Одним из них можно назвать «Думское» стихотворение, написанное в 1838 году, не в самый благополучный для России период.

По-настоящему талантливый поэт не может писать на одни и те же темы, это утверждение относится к известному М.Ю. Лермонтов. Его творчество многогранно, в своих произведениях он охватил большое количество тем: роль поэта, Родина, природа, одиночество и желание, а также ненависть и презрение к новым поколениям. Даже стихотворение «Дума» может относиться к последней теме».

Название «Дума» означает не просто мысли и размышления на какую-то тему, это постоянная, «глубокая» мысль, которая не дает покоя человеку. Основная тема — презрение к своим современникам, потому что в то время даже самые талантливые и образованные люди были равнодушны ко всему происходящему или не могли применить свои знания и умения, они были «лишними». Новое поколение занимается бесполезным и бесполезным делом и ничего хорошего не приносит. Лермонтов как бы призывает современников «проснуться», «взяться за ум», начать что-то делать. Он выражает возмущение и разочарование по поводу произведения. Также поэт вспоминает поколение «отцов», которое считает образцовым, героическим.

Михаил Юрьевич Лермонтов использует различные средства выражения: эпитеты «постыдный», «постыдный», «бесплодная наука», которые ярко передают смысл стихотворения. А также такие метафоры, как «постные фрукты», «жизнь — это путь». Благодаря им стихотворение приобретает еще большую «тень» и помогает понять позицию автора. Также можно выделить особенность стихотворения: каждый стих — это законченная и сформулированная мысль.

Структурное своеобразие: вначале автор пытается показать проблемы общества, затем возвращается к предыдущему, героическому поколению. Более того, Лермонтов считает себя для людей своего времени, но все же относится к ним с пренебрежением. В последней части поэт смотрит на все описанные выше события с точки зрения будущего поколения.

Итак, в заключение можно сказать, что великий русский поэт М.Ю. Лермонтову удалось описать и передать всю ситуацию, которая сложилась в то время. Мы понимаем настрой автора: он относится к своим современникам с презрением и осуждением, но при этом не отделяет их от себя, в этом его трагедия.

Анализ содержания

Основная тема лермонтовской «Думы» — своеобразная направленность сатиры текстов на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, которого невольно представляет. Посвященное человеческому социальному поведению, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной человеческой души. Анализируя Лермонтовскую Думу, следует отметить, что композиционная структура произведения выполнена по авторскому замыслу. Первый катрен содержит простое утверждение: суждение о молодежи 1930-х годов. Эта часть — своего рода пролог ко всему произведению. Следующие восемь катренов развивают и демонстрируют эту идею. Поэта беспокоит мысль, что многие его современники живут на ошибках отцов».

он убежден, что свободу нужно поддерживать, бороться за нее и не сдаваться.

«Мы постыдно равнодушны к добру и злу, в начале карьеры чахнем без боя, стыдясь опасности — трусов и перед властью — презренных рабов.»

Автор обеспокоен отсутствием у его современников сильных чувств, твердых убеждений и привязанностей.

Что касается жанра, то следует отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но одно невозможно отличить от этого. В начале стихотворения вы можете проследить ораторские приемы, использованные автором. Но постепенно этот тон сменяется более спокойным, романтичным, полным печали.

В центре всего повествования поэт ставит проблему безысходности, возникшую из-за инертности его современников. Герой лирики — довольно уставший и безмерно одинокий человек. И это при том, что он со всех сторон окружен людьми. Создавая поэму «Дума», он не пытается бороться с накопившимся вокруг него недоразумением. Рассмотрим лучший вариант выжить все внутри, само по себе. Героя не волнует физическая смерть. Гораздо больше беспокоит духовная смерть, смерть чувств, эмоций.

«В конце стихотворения романтизм сменяется реквиемом: Мрачная и скоро забытая толпа, Мы пройдем по миру без шума и бесследно, Не оставляя плодородную мысль веками, Не гениальность начатого дела.»

Настроение общества первой половины 19 века

1838 — год написания «Думы»

— это момент жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и аппарата цензуры, контролируемого самим императором.

Впоследствии наступила эпоха разочарования и неверия в блестящие идеалы, поэтому в обществе царили апатия и бесполезность существования.

Несмотря на восстановление экономики (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Царским Селом), каждое проявление свободы

пресекается в зародыше. «Люди будущего поймут, оценят .. всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен той эпохи.

Сам поэт

для смелого выражения мыслей
сослан на военную службу на Кавказ
… Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, поразившим поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия встанет из сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

«Дума», анализ стихотворения Лермонтова №6

Чтобы понять смысл, который хотел передать нам автор, необходимо представить себе ситуацию в обществе того времени.

Поэма «Дума» написана в 1838 году. В то время М.Ю. Лермонтов служил на Кавказе. Он довольно тесно общался с одним из декабристов и был поражен самой сердцевиной, той волей, которая присуща людям, инициировавшим переворот. Это резко контрастировало с типом людей М.Ю. Лермонтов выступал ранее. Именно разница, сложившаяся между поколением декабристов и его поколением, и анализ этих противоречий побудили поэта написать Думу».

Есть два основных взгляда на жанр поэзии. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры. Однако выделить что-то одно невозможно, так как поэзию, будучи единым целым, все же можно условно разделить на несколько частей. М.Ю. Лермонтов блестяще начинает стихотворение, используя ораторские приемы. Затем автор переходит к более расслабленным тонам романтической, спокойной грусти. Автор умело плетет эти детали, используя контрастные понятия «ненависть — любовь», «холод — огонь». Вот почему кто-то определяет жанр как элегию, кто-то как сатиру, а кто-то считает, что поэзия вообще не укладывается в структуру жанра.

Лирический герой стихотворения — усталый человек, пусть и в окружении людей, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает все это испытать на себе. Герой не говорит о физической смерти, его больше волнует смерть чувств, смерть эмоций — это смерть духовная. И он, описывая это поколение, покорное и нереальное, с ним соглашается. Итак, хотя герой и отделяет себя от соотечественников, он все же говорит «мы». «МЫ» .

По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между комнатами. Связь между ними сохраняется только благодаря единству темы и настроения стихотворения. Настроение поддерживается, прежде всего, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь — это путь». «Старость души») и сравнений («старость» не столько физическая, сколько физическая духовно; «единый путь без цели» — изоляция от всех переживаний и эмоций). Существует множество эпитетов («благородный голос», «презренные рабы», «горькие насмешки»). Есть также гипербола («мы богаты, только что из колыбели, на ошибках наших отцов»).

Структурно Дума разделена на строфы 16/8/12/8. В первом стихе поэт освещает открытые ему проблемы своего поколения. Во втором, обращаясь к прошлым событиям, он ищет решения проблем. В третьем он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же ссылаясь на него. И, наконец, в четвертой части он пытается посмотреть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы в разных временах.

Кроме того, поэт использует различные рифмы, подчеркивая созвучие между разными частями речи. Это также придает стихотворению некоторую путаницу и эмоциональность.

В центре автор ставит проблему отчаяния, порожденного инерцией поколения. Подчеркните эту проблему, используя круговую композицию текста, начиная с отчаяния и возвращаясь к нему в конце.

Анализ стихотворения «Дума».

Поэма «Дума» вышла в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год. Ее основная идея — задуматься о судьбе поколения. Мысли о судьбе Отечества, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единства выражены в этом стихотворении наиболее точно и горько.

Момент написания стихотворения — один из самых мрачных в истории России. После разгрома декабристов практически любая деятельность становится невозможной. В связи с этим у людей появляется желание замкнуться в себе, уйти от жизни в мир мыслей.

Стихотворение неспроста называется «Дума». Это не просто размышления о событии, это просто мысль — постоянная мысль, которая не дает покоя человеку.

К сожалению, я смотрю на наше поколение! Его будущее пусто или мрачно… Как страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь целого поколения пройдет .. без шума и следов, без отказа от плодородной мысли веками, без гениальности начатого дела . Лермонтов в этой Думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», озлобленный тем, что его поколение: «позорно равнодушно к добру и злу…» и «позорно трусливо перед лицом опасности…»

Автор надеется на следующее поколение, которое заменит этих людей. Он убежден, что потомки должны сурово осудить людей его поколения, так как они не только неправы, но и бездействуют. Вот почему его приговор такой суров: и наш прах с суровостью судьи и гражданина обидит потомка презрительным стихом, горьким издевательством обманутого сына над расточительным отцом.

Лермонтов в своем стихотворении с уважением вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими делами. Он выражает резкую критику поколения «детей», которые проживают свои дни в пассивности и безразличии, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на будущие поколения, которые поймут и исправят ошибки прошлого и станут достойными детьми своего народа, своей родины.

Стихотворный размер

Композиция основана на шести ямбических стопах, чередующихся с четырьмя и пятью ступнями со скрещенными рифмами. Художественные приемы и разнородные детские стишки придают поэзии эмоциональность и растерянность.

10. Центральные персонажи

Главный герой — не герой целого поколения автора, от имени которого рассказывается история.

Сам поэт — один из них.

«Дума», анализ стихотворения Лермонтова №6

Чтобы понять смысл, который хотел передать нам автор, необходимо представить себе ситуацию в обществе того времени.

Поэма «Дума» написана в 1838 году. В то время М.Ю. Лермонтов служил на Кавказе. Он довольно тесно общался с одним из декабристов и был поражен самой сердцевиной, той волей, которая присуща людям, инициировавшим переворот. Это резко контрастировало с типом людей М.Ю. Лермонтов выступал ранее. Именно разница, сложившаяся между поколением декабристов и его поколением, и анализ этих противоречий побудили поэта написать Думу».

Есть два основных взгляда на жанр поэзии. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры. Однако выделить что-то одно невозможно, так как поэзию, будучи единым целым, все же можно условно разделить на несколько частей. М.Ю. Лермонтов блестяще начинает стихотворение, используя ораторские приемы. Затем автор переходит к более расслабленным тонам романтической, спокойной грусти. Автор умело плетет эти детали, используя контрастные понятия «ненависть — любовь», «холод — огонь». Вот почему кто-то определяет жанр как элегию, кто-то как сатиру, а кто-то считает, что поэзия вообще не укладывается в структуру жанра.

Лирический герой стихотворения — усталый человек, пусть и в окружении людей, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает все это испытать на себе. Герой не говорит о физической смерти, его больше волнует смерть чувств, смерть эмоций — это смерть духовная. И он, описывая это поколение, покорное и нереальное, с ним соглашается. Итак, хотя герой и отделяет себя от соотечественников, он все же говорит «мы». «МЫ» .

По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между комнатами. Связь между ними сохраняется только благодаря единству темы и настроения стихотворения. Настроение поддерживается, прежде всего, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь — это путь». «Старость души») и сравнений («старость» не столько физическая, сколько физическая духовно; «единый путь без цели» — изоляция от всех переживаний и эмоций). Существует множество эпитетов («благородный голос», «презренные рабы», «горькие насмешки»). Есть также гипербола («мы богаты, только что из колыбели, на ошибках наших отцов»).

Структурно Дума разделена на строфы 16/8/12/8. В первом стихе поэт освещает открытые ему проблемы своего поколения. Во втором, обращаясь к прошлым событиям, он ищет решения проблем. В третьем он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же ссылаясь на него. И, наконец, в четвертой части он пытается посмотреть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы в разных временах.

Кроме того, поэт использует различные рифмы, подчеркивая созвучие между разными частями речи. Это также придает стихотворению некоторую путаницу и эмоциональность.

В центре автор ставит проблему отчаяния, порожденного инерцией поколения. Подчеркните эту проблему, используя круговую композицию текста, начиная с отчаяния и возвращаясь к нему в конце.

Тема и идея стихотворения

Стихотворение называется «Дума». И, скорее всего, это результат наблюдений офицеров в том же «сумасшедшем доме». Большинство из них посвящали свободное время выпивке, карточным играм и другим развлечениям. Лермонтов с юных лет начал задумываться о смысле жизни. Выросший на творчестве Байрона и Пушкина, он видел смысл жизни в борьбе с несправедливостью. Но его мысли не нашли поддержки у сверстников.

Тема поэмы «Дума» — философское размышление о судьбе целого поколения, уставшего от жизни. Основная идея поэмы — переживания поэта, который

Идея стиха была духовно близка Герцену, который всего на 2 года старше поэта. Через три года после написания Думы Герцен записал в дневнике следующее:

Анализ стихотворения №5

В творчестве Михаила Лермонтова много общественно значимых работ, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на понимание того, что именно ждет людей в будущем. Этот вопрос был для Лермонтова своеобразным краеугольным камнем, и попытки найти ответ нашли отражение не только в прозе, но и в поэзии. Одно из таких произведений — стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, представляющее собой смесь элегии и сатиры. Первое свойство выражается в форме самого произведения, в его размере и объеме. Второй — в содержании, поскольку автор не только дорожит своим поколением, но и критикует его с присущим ему сарказмом.

Первые строчки стихотворения говорят о том, что Лермонтов довольно скептически относится к нынешнему общественному и социальному строю, не оставляющему за людьми права выбора. Следовательно, их «будущее пусто или темно». Эту точку зрения поэт объясняет тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет очень незавидная участь: «состариться в бездействии», не применив академические знания, полученные в ходе курса своих исследований.

Лермонтов указывает, что его сверстники от рождения обременены «ошибками отцов и последних умов», поэтому воспринимают жизнь с постыдным равнодушием. В этом предложении содержится намек на восстание декабристов, отговорившее своих потомков от искушения судьбы и попыток что-либо изменить. В результате представители нового поколения «высушили разум бесплодной наукой», боясь признаться не только окружающим, но и самим себе в своем желании совершать благородные дела. К тому же для них вообще не характерно резкое проявление чувств. Независимо от того, ненависть это или любовь. Автор отмечает, что все, что происходит в жизни его современников, мимолетно, случайно. Они не могут наслаждаться радостью пребывания в полной силе, так же как они не могут допустить мысли, что их предки могли позволить себе такую ​​роскошь.

По словам поэта, его поколение амбивалентно по своей сути, так как в их душе «какая-то холодная тайна, когда в крови кипит огонь». Следовательно, даже лучшие из современников не могут реализовать свои таланты, так как не видят в них нужды. Более того, они не понимают, зачем им тратить свою энергию и пытаться кому-то что-то доказать, если они знают, что не предназначены для того, чтобы быть услышанными. Поэтому, как отмечает автор, «мы несемся в могилу без счастья и без славы, с издевкой оглядываясь назад». То есть отказаться от прошлого, считая его глупым и бесполезным, но в то же время абсолютно ничего не делать для будущего.

Вопросы духовного наследия, которые унаследуют последующие поколения, были для поэта Лермонтова весьма болезненными и актуальными. Именно поэтому он считал свое творчество несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его словам, владели произведения Пушкина. Поэтому в стихотворении «Дума», заглядывая в будущее, поэт предсказывает, что «наш прах со строгостью судьи и гражданина обидит потомка презрительным стихом». Однако это пророчество оказалось неверным, поскольку сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы. Однако этой награды удостоились лишь несколько поэтов первой половины XIX века, которые не были «постыдными и трусливыми перед лицом опасности и презренными рабами перед властью», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правда, какой бы горькой она ни была.

11. Лирический герой

Лирический герой («мы») — дворянство середины 19 века, собирательный образ богатой молодежи.

Многогранный лирический герой от рождения принадлежит к привилегированному классу, который использует все возможные блага цивилизации.

Анализ кратко

«Дума», написанная в 1838 году, — одно из обвинительных гражданских произведений в текстах Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт горячо выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихах показывает свое презрение к придворному свету. В бесчеловечном, жестоком и пустом обществе ценятся только бездействие и послушание. Поэтому Лермонтов опечален судьбой нового поколения.
С первых же строк поэт как бы издали наблюдает за молодыми людьми, предсказывая их печальную судьбу. Но уже во втором катрене начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов словно берет на себя ответственность за бездействие и пустоту присоединившегося к нему поколения. Молодые люди полны огня, таланта и целеустремленности. У них есть все, чтобы стать личностями, но окружающий их мир не хочет принимать сильных личностей и подавлять их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 г показал, что власти могут потушить горящий огонь демонстрантов. Новое поколение не хочет повторять ошибок своих отцов и живет по инерции, порожденной страхом и невежеством.

Поэма «Дума» полна сочувствия и содержит предупреждение для потомков. Если люди не начинают сопротивляться властям и нежелательному порядку, они предаются преступлению, духовному и личному развращению.

9 класс

17. Значение произведения

Поэт искренне показывает тщетность существования большинства представителей «золотой молодежи» своего времени. Но и сегодня работа актуальна, многие представители современной молодежи живут пассивно, «позорно равнодушны к добру и злу».

Проблематика произведения

Проблемы, поднятые Лермонтовым, напрямую связаны с идеей произведения. Поэт рассказывает, в чем обвиняет людей, и описывает их недостатки:

  1. Дворян Михаил Юрьевич обвиняется в безделье. Этот слой общества живет за чужой счет, его представители никогда не работали и не служили на благо своей Родины. Государство поддерживается крестьянами и их упорным трудом, а элита всего лишь паразит. Праздность развращает новые поколения. Без работы души дворян опустели, они больше не стремятся развивать Россию, хотя это их прямой долг.
  2. Поэт обвиняет современников в лицемерии. Они скрывают настоящие причины своих действий, стараются скрыть желания и мысли, чтобы не быть неправильно понятыми обществом. В результате люди перестали получать удовольствие от жизни, и все их эмоции уходят в искусственную волну по велению разума, а не из-за эмоциональных импульсов. Эти люди испытывают чувство одиночества и пролетели все прелести молодости, не играя своих ролей.
  3. Отсутствие целей, идеалов, к которым нужно стремиться, высоких чувств делает бессмысленной жизнь современников Михаила. Они плывут по течению и не видят смысла в своем существовании. Лермонтов опасается, что потомки не поймут, как они могли сжечь свои столь пустые жизни и не принести пользы будущим поколениям.

Михаил Юрьевич также поднимает вопрос о безразличии своих сверстников. Они равнодушны ко всему окружающему и влюбляются даже случайно, ненадолго.

19. Моё отношение

Думаю за беспощадную правдивость. Работа отличная по своему исполнению. Мне нравится его энергия и точность его слов.

Средства художественной выразительности

В поэзии много тропов. Есть эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (риторическая фигура, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренный (рабы)», «поздно (ум)», «худой (плод)», «бесплодный (наука)», «осмеянный (страсти)», «сладкий (восторг)», «бесполезный (сокровище)» , «Тайный (холодный)», «роскошный (смешной)», «мрачный (толпа)», «презрительный (стих)», «горький (насмешливый»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы увядаем без борьбы», «иссохший разум», «нежирный фрукт», «чаша восторга».
  • Сравнения: «жизнь мучает, как гладкая дорога без пункта назначения», «как вечеринка в отпуске за границей».
  • Метонимия (от древнегреческого — «переименовать»): «мы далеко не с пеленок богаты», «и в могилу спешим».
  • Оксюморон: «сознательный и детский разврат».

20. Чему учит

Поэзия учит ценить каждый отведенный человеку момент жизни и разумно распоряжаться временем; искать свое место в жизни общества. Пустое времяпрепровождение — «как вечеринка на чужом отдыхе».

Образы и символы

  • Лирический герой винит «ошибки отцов» в бездействии поколения. За этим изображением скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков сменить позицию научила подрастающее поколение не выражать свое мнение, не бороться за справедливость. Поэтому с раннего возраста их жизнь преследует как «единый путь без цели», и перед лицом опасности они «позорно трусливы».
  • Лирический герой — часть своего поколения, поэтому он везде пишет «мы». Но он выделяется грустью, с которой смотрит на недостатки своих сверстников. Он думает о будущем и грустит, что не может ничего оставить потомкам. Значит, его отличает совесть, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Это игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных законов.
  • Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующих без духовных ценностей, без высших устремлений. Однако лирический герой тоже принадлежит ей. Он понимает, что неразрывной нитью связан с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.
  • Символ первого плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано растут и так же быстро увядают, но нет смысла их созревать, потому что они бесполезны, как плод без вкуса и запаха. Праздность губит их разум, а отсутствие свободы развращает их души.
  • В глаголах «сушеный», «извлеченный (сок)» автор выражает суть увядания своего поколения. Они прячут и закаляют весь жизненный сок, свои чувства, чтобы не быть высмеянными лицемерным обществом.

Жанр, направление и композиция

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и характеристикам жанра он ориентирован на философские и общественные тексты.

Лермонтов

Композиция произведения состоит из четырех строф, связанных между собой единой темой. Признание автора ведется от второго лица и является грустным отражением лирического героя.

Первый куплет стиха освещает проблемы своего поколения, которые были открыты лирическому герою. Во втором он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.

Третий стих выражает осуждение героя его жизни и его причастность к этому потерянному поколению. Четвертый стих — это попытка взглянуть на ваше поколение глазами будущих потомков.

Основная мысль произведения

Автор передает нам основную идею произведения через лирического героя, разочарованного тем временем, в котором ему суждено было родиться. Здесь показано безнравственное поколение, которое ничего не ценит. Ни любовь, ни ненависть не имеют для него никакого значения. Поколение оцепеневших циников, которые ничего не оставляют после себя.

А что они могут оставить после себя? Если у них самих нет целей и увлечений. Полное отсутствие мечтаний и стремления к развитию — вот что буквально убивает нашего лирического героя. Ему безумно больно осознавать, что это поколение обречено, но он тоже часть этой бездушной толпы. Он прекрасно понимает, что в одиночку ничего не добьется. Другие, наученные горьким опытом своих предков, выбирают вариант не жить, а просто существовать. Им кажется, что так проще. Ведь лишенный способности мечтать человек не может оставить абсолютно ничего.

Настроение общества первой половины 19 века

1838 год — год разработки «Думы» — это момент жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и аппарата цензуры, контролируемого самим императором.

После разгрома восстания декабристов наступила эпоха разочарования и неверия в блестящие идеалы, поэтому в обществе царили апатия, безразличие и бесполезность существования.

Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Царским Селом), каждая свободолюбивая демонстрация пресекалась в корне. «Люди будущего поймут, оценят .. всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен той эпохи.

Сам поэт был сослан на военную службу на Кавказ за смелое выражение своих мыслей. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, поразившим поэта цельностью своей натуры, непоколебимой волей и верой в то, что «Россия встанет из сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

15. Размер, рифма, строфика

Поэма написана шестифутовым ямбом.

Перекрестная рифма (ABAB).

18. Актуальность

Думу можно рассматривать как предупреждение. Потребительское отношение к жизни во все времена разрушало и разрушает духовное начало в человеке.

Композиция, построение стихотворения

Поэма «Дума» написана в жанре оды, хотя классические каноны оды нарушены. Однако Лермонтов в этом не виноват. Державин стал нарушать эти каноны в русской литературе. Профессор филологического факультета МГУ А.И. Журавлева увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.

Состав стихотворения прост. Поэма цельная, одночастная, хотя и разбита на отдельные строфы. Первый стих стихотворения состоит из 16 строк, третий стих состоит из 12 строк, второй и четвертый стихи содержат по 8 строк. Рифмы перекрестные, женские рифмы сочетаются с мужскими. Длина куплета составляет шесть ямбических футов, что придает пьесе задумчивую медлительность.

16. Средства художественной выразительности

В поэзии много тропов. Есть эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (риторическая фигура, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренный (рабы)», «поздно (ум)», «худой (плод)», «бесплодный (наука)», «осмеянный (страсти)», «сладкий (восторг)», «бесполезный (сокровище)» , «Тайный (холодный)», «роскошный (смешной)», «мрачный (толпа)», «презрительный (стих)», «горький (насмешливый»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы увядаем без борьбы», «иссохший разум», «нежирный фрукт», «чаша восторга».
  • Сравнения: «жизнь мучает, как гладкая дорога без пункта назначения», «как вечеринка в отпуске за границей».
  • Метонимия (от древнегреческого — «переименовать»): «мы далеко не с пеленок богаты», «и в могилу спешим».
  • Оксюморон: «сознательный и детский разврат».

Сюжет

Нет четко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.

Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение не может дать обществу ничего взамен. Жизнь «мучает молодых аристократов, как единый путь без цели», потому что они по природе своей эгоистичны, холодно равнодушны и неспособны к творчеству. Неудивительно, что будущее этого поколения «пусто или темно».

 

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова