История создания
Поэма родилась в 1838 году. Первое издание состоялось в 1839 году в рецензии «Отечественные записки». Известно, что на короткое время Лермонтов искренне желал быть принятым в избранный светский свет, но аристократические салоны захлопнули перед ним свои богатые двери. Эти двери распахнулись для поэта только после того, как к нему пришла всенародная слава.
Правда, богатая светская жизнь никоим образом не оправдала блестящих ожиданий поэта. Тем не менее, он продолжал посещать многие балы и салоны, так как по натуре был очень тщеславным и гордым. Об этих качествах Лермонтов пишет в письме к Лопухиной, называя себя «гордым и тщеславным человеком». Впечатления, полученные от многочисленных танцев и светских мероприятий, помогли Лермонтову гораздо глубже познакомиться со своими современниками в лице молодых аристократов. Это произведение отражает результат долгих раздумий и наблюдений поэта.
Жанр, направление, размер
Жанрово перед нами философско-гражданское лирическое стихотворение, во многом близкое философской элегии или лирическому исповеданию гражданского характера. Произведение также содержит элементы эпиграммы и сатиры. Например, известный литературовед А.И. Журавлева считает, что это стихотворение «синтез элегии, оды и философской рефлексии».
В этом произведении одинаково переплетаются такие литературные направления, как «реализм» и «романтизм». Поэтический метр — шестифутовый ямб. Иногда его заменяют на пентаметр ямба и тетраметр ямба, чтобы выделить некоторые важные фразы и мысли. Крестовая рифма.
Композиция
Поэма состоит из пяти строф. Композиция произведения линейна, невозможно выделить четкую структуру, но строфы тесно связаны между собой общей темой. Этот прием придает поэзии особую смысловую целостность.
Образы и символы
Поэма представляет собой собирательный образ подрастающего поколения. Лермонтов пишет не о герое, а о целом поколении, к которому он себя относит. В работе представлены следующие изображения:
- лирический герой («мы») — с середины XIX века дворянство было собирательным образом молодежи. Поэтому многогранный лирический герой с первого дня своего рождения принадлежит к привилегированному классу людей: он может пользоваться всеми благами цивилизованного мира;
- образ толпы раскрывается в произведении как масса бездушных людей. Однако лирический герой («мы») тоже принадлежит к этой массе людей. Он понимает, что нитью судьбы тесно связан с окружающим его бездушным обществом. Историческое прошлое страны привело к такой неразрывной связи.
Темы и настроение
В стихотворении поднято несколько значимых тем, весьма актуальных даже в наше современное время:
- Тема сущности человека — лирический герой, относящийся к современному поколению молодых аристократов, он крайне негативно относится к новому поколению. Причина такого отношения очевидна: он не видит будущего. По словам поэта, современное общество ведет потребительское существование, совершенно безразлично к таким базовым понятиям, как «зло» и «добро». Это поколение потеряло принципы и цели, ради которых стоит жить.
- Тема преемственности поколений — поэт считает, что «ошибки отцов» повлияли на «молодое племя». Негативный родительский опыт приводил детей к бездействию, полному отсутствию стремления к прогрессу, знаниям и саморазвитию. Лирический герой заботится о бездушных, которые уйдут от него навсегда.
- Тема власти — давая исчерпывающую характеристику своего времени, поэт напрямую затрагивает тему самодержавной власти и ненависти к ней. Он описывает своих современников как «презренных рабов», потому что после восстания декабристов дворяне не принимали активного участия в жизни страны, скрываясь в своем сытном и уютном мире.
Настроение работы — недовольство и горечь при виде устоев и социальных порядков.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в ответах на вопросы: «Зачем живет человек?», «В чем смысл жизни?» Несмотря на скрытые порывы души, поколение поэта обречено на бессмысленное существование. Лермонтов считает, что потерянное поколение не оставит после себя ничего полезного, «постареет в бездействии» и полностью исчезнет, «не оставив на века ни плодотворной мысли .. ни гениальности начатого дела».
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Впервые опубликовано в 1839 г в «Отечественных записках» (т. 1, № 2, раздел III, стр. 148 — 149).
Автограф не сохранился. В сборнике 1840 г. «Поэзия М. Лермонтова» 1838 г.
Это одно из самых значительных стихотворений в гражданских текстах Лермонтова.
В нем Михаил Лермонтов резюмировал мысли, волновавшие его с юности: судьба поколения, утратившего героические качества, политическую активность и высокие нравственные идеалы.
Сама постановка этих вопросов, а также вся нарисованная Лермонтовым картина идеологического состояния общества отражала характерные черты николаевской реакционной эпохи конца 1930-х годов.
Лермонтовская «Дума» была подготовлена такими стихотворениями, как «Монолог», «Бородино» и многими другими, содержащими отдельные мысли, отдельные стихи, которые затем были перенесены в «Думу» (ср. «Чаша жизни», «Он был рожден для счастья, для надежд»).
В.Г. Белинский в рецензии на стихи Лермонтова высоко оценил художественную ценность и идейное наполнение Думы».
Гражданская позиция поэта, протестовавшего против социального зла, была близка прогрессивным современникам Лермонтова и, прежде всего, Белинскому: «Эти строки написаны кровью; они пришли из глубин оскорбленного духа: это крик, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни зло, в тысячу раз страшнейшая физическая смерть!..».