Анализ стихотворения «Пророк» (М

Содержание
  1. История создания
  2. Развернутый анализ с планом стиха «Пророк»
  3. Особенности поэтического произведения
  4. 14. Художественное своеобразие произведения
  5. Прообраз Лермонтовского пророка — Иеремия
  6. Центральные персонажи
  7. Тема
  8. Особенности жанра и техники
  9. 15. Размер, рифма, строфика
  10. Два разных пророка
  11. Признак скорби, потери и неверия
  12. Построчный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: изобразительные средства, тропы для презентации
  13. 18. Актуальность
  14. Тематика
  15. 19. Моё отношение
  16. Жанр, направление и размер
  17. Образы и символы
  18. Идея
  19. 17. Значение произведения
  20. 10. Центральные персонажи
  21. Анализ стихотворения «Пророк» Михаила Юрьевича Лермонтова
  22. Литературный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: вывод кратко
  23. Средства выразительности
  24. Сюжет
  25. Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса
  26. План
  27. История написания
  28. О чем стихотворение?
  29. Главная идея
  30. Способ стихосложения
  31. Темы и настроение
  32. Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: анализ лексики, стилистические фигуры
  33. 11. Лирический герой
  34. 20. Чему учит произведение
  35. Своеобразие композиции

История создания

Поэма «Пророк» написана в мае — июне 1841 года, незадолго до смерти Лермонтова.
Это был непростой период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и польского восстания 1831 года Николай I создал тайную полицию, Третий отдел, агенты которой присутствовали в различных кругах общества.

Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, и была введена суровая цензура. Лермонтов, выросший и работавший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем настроений, царивших в обществе того времени.

У Лермонтова был непростой характер, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было много злодеев, в том числе и сам царь Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было опубликовано в 32-м томе «Note della Patria» в 1844 году.

Развернутый анализ с планом стиха «Пророк»

Опция 1

История создания

Лермонтов написал поэму «Пророк» в 1841 году, незадолго до смерти, это его последнее произведение. Он был опубликован в 1844 году в Отечественных записках. Его отношения с публикой значительно испортились: к непростому характеру поэта добавилась проблема карьерного разлада и разлад в личной жизни.

Это способствовало общей направленности стихотворений 1841 года. Бытует мнение, что рождение поэмы «Пророк» — следствие разногласий между Лермонтовым и Одоевским В.Ф. Тема поэта и его признание были препятствием в их творчестве горячие споры. Большинство критиков признают, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Предмет

Традиционная тема поэта и толпы — одиночество одаренного человека — связана с библейской историей пророка Иеремии. Лирический герой предстает в образе пророка, который живет одиноко вдали от людей, там животные будут ему подчиняться («там мне подчиняется земное существо»), там он чувствует себя в гармонии с природой («а звезды слушают меня, радостно играя своими лучами”).

Для него невозможно существование в обществе: его отвергают, преследуют, не понимают. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением толпы: «все мои соседи безумно бросали в меня камни”.

Основная идея в том, что творческий человек всегда изгой, он обречен на одиночество и непонимание. Это очень личный опыт, который автор передает своему лирическому герою, он счастлив только с Богом, вдали от людей — это судьба избранных, их судьба. Идея поэмы — показать, насколько общество несправедливо по отношению к тем, кто наделен «даром Божьим», показать творческую природу отдельно от жителей.

Лирический герой рассказывает историю своей жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Кроме того, «дар от Бога», то есть талант, становится для него тяжелым крестом, он умалчивает о возможности выбора другого пути и все приветствует с мудростью и терпением. Самому поэту действительно не хватало стоической позиции по отношению к окружающим. Жить как птица, есть то, что послал Бог, — для него высшее благословение.

Сочинение

Композиция — 7 четверостиший, основанных на библейском рассказе пророка Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому это не нужно, презренно можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (первых двух строфах) лирический герой говорит о его пророческий дар и связанные с ним несчастья; вторая (3-4 строфы) описывает уединенную жизнь пророка в пустыне, его обаяние и умиротворение: в последних трех четверостишиях — восприятие окружающими лирического героя, его отчужденность, неприятие толпой.

Жанр — лирическое исповедание. Некоторые критики назвали это стихотворение прощальным стихотворением, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он «ушел навсегда» от человеческой злобы, недопонимания, осуждения, слухов и сплетен.

Поэма написана ямбическим тетраметром со скрещенной рифмой. Инверсии, сравнения, анафоры в 6-й и 7-й строфах делают лирическое повествование неторопливым, спокойным, придают характерную черту жанра жизни или притчи.

Инструменты выражения

Поэзия пророка очень трогательна и выразительна. Стихи Лермонтова всегда романтичны и грустны, на этот раз пропитаны трагедией и судьбой. Неспособность использовать свой дар ради людей делает его бессмысленным.

Высокий словарный запас (объявить, приветствовать, старик, дурак, судья, всеведение, рот, голова, глаза) и библейский (земное существо, дар Божий, пророк, завет) придают торжественности лирическому повествованию, наделяют его чертами библейского притча, жизнь.

Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов («пища божья», «вечный судья», «гордая улыбка», «шумный город») и метафор («страницы злобы и порока», «читается в глаза»), очень целостный и эмоционально гармоничный. Периферия «вечный судья», «вечный» используется для того, чтобы не повторять имя (слово «бог» также используется в шестой строфе) Вседержителя. Кроме того, из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а в человеческом языке употребляется слово «бог». Это говорит об особых отношениях между лирическим героем-пророком и небесным отцом.

Особенности поэтического произведения

Стихотворение написано от первого лица. Жанр — лирическое исповедание.
Поэма раскрывает внутренний мир героя в процессе его взаимоотношений с природой, людьми, окружающим миром. Это подтверждает одиночество поэта в пустыне, его рассуждения о проблемах бытия, греховность, ясность рассуждений и мышления. Его мучают упреки, непонимание окружающих. Есть разочарование и неверие в то, что жизнь может стать лучше. Он даже смиряется с возможностью досрочного отъезда. Библейские мотивы пронизывают все произведение. История — это повествование.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано в возвышенном стиле, что придает ему звучание библейской притчи. Для этого поэт использует старую церковь и библейскую славянскую лексику: город, старейшины, судья, всеведение, рот, голова, глаза, земное существо, дар Божий, пророк, завет и другие.

Прообраз Лермонтовского пророка — Иеремия

Прообраз пророка Лермонтова - Иеремия
Источником темы страданий из-за пророчеств, возможно, был ветхозаветный источник. В нем пророк Иеремия давно просил покаяния, избавления от грехов. За пророчества и призвания он претерпел много испытаний. Частые угрозы смертью и тюремное заключение сломили его дух. Не выдержав тяжелых испытаний судьбы, человеческого отвержения и непонимания, она усомнилась в Боге и сделала шаг назад. Но это был лишь шаг к тому, чтобы набраться сил. Пройдя еще раз по пути прорицателя, он пошел по нему до конца.
Судьба персонажа Лермонтова чем-то похожа на путь Иеремии. Однако ему не хватает силы воли, терпения и решимости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Тропинка отшельника втягивает его, как болото. Бедность и жизнь в подобии небесных птиц — его удел. В этом его путь сильно отличается от пророка Пушкина, обращающегося к людям после перевоплощения.

Центральные персонажи

Лирический герой оперы — пророк, призванный разоблачать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его выгнали из общества за то, что он рассказывал людям о темных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, потому что понимает важность такого человека для улучшения природы человека и общества в целом.

Одинокий лирический герой расходится с собирательным образом своих соплеменников: толпы, не признающей в нем пророка.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы — одиночество одаренного человека — связана с библейской историей пророка Иеремии. Лирический герой предстает в образе пророка, который живет одиноко вдали от людей, там животные будут ему подчиняться («там мне подчиняется земное существо»), там он чувствует себя в гармонии с природой («а звезды слушают меня, радостно играя своими лучами”).

Для него невозможно существование в обществе: его отвергают, преследуют, не понимают. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением толпы: «все мои соседи безумно бросали в меня камни”.

Основная идея в том, что творческий человек всегда изгой, он обречен на одиночество и непонимание. Это очень личный опыт, который автор передает своему лирическому герою, он счастлив только с Богом, вдали от людей — это судьба избранных, их судьба. Идея поэмы — показать, насколько общество несправедливо по отношению к тем, кто наделен «даром Божьим», показать творческую природу отдельно от жителей.

Лирический герой рассказывает историю своей жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Кроме того, «дар от Бога», то есть талант, становится для него тяжелым крестом, он умалчивает о возможности выбора другого пути и все приветствует с мудростью и терпением. Самому поэту действительно не хватало стоической позиции по отношению к окружающим. Жить как птица, есть то, что послал Бог, — для него высшее благословение.

Автор стихотворения Пророк
Пророк Пушкина
Поэма Пушкина и Лермонтова
'анализ стихотворения
Джованни Баттиста - Ангел пустыни. 1620-е годы Прокопий Чирин, Строгановское иконописное училище. Государственная Третьяковская галерея 1620-х годов

Особенности жанра и техники

Оба великих произведения русских поэтов созданы в одном жанре — лирической конфессии. Пушкин делает своего персонажа величественным и многозначительным. Для этого он использует древнеславянские и другие приемы, повышающие торжественность описания. Все стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано с возвышенным духом.

Это было предложение Пушкина о том, что поэзия вообще и ненависть в частности должны служить не только власть имущим. Раньше оды посвящались реальным людям и писались по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и т.д. В своем творчестве Пушкин бросает вызов мастерам старой школы: Ломоносову, Державину, Карамзину.

Судьба главного героя описана по порядку. Этот прием называется линейной композицией. Однако здесь также четко прослеживается круговая композиция, в которой повторяется описание некоторых событий:

  1. Сначала бродящий по пустыне герой — это высшая сила в виде шестикрылого серафима. Он открывает ему доселе неизвестную истину и преображает его духовно и физически.
  2. В конце эссе пророк снова сталкивается с высшей силой: Бог направляет его и диктует дальнейшие действия.

Поэтический метр рифмы, которым написаны оба «Пророка», — ямбический тетраметр.

Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж кажется более «земным» и реальным. Лексика поэзии более современная. Написано в стиле неоромантизма. Каждая строчка пронизана глубокой душевной грустью и тяжестью возложенной на себя ноши. Жанр оперы — лирический. Однако в нем содержится не столько описание событий, сколько признание героя. Читатель знакомится с его переживаниями и внутренним миром.

Лермонтов пишет стихи

Лермонтов также сочетает в своем творчестве линейную и кольцевую композиции. Благодаря первому легко воспринимается смысл стиха, второй добавляет глубины и цвета. Герой Лермонтова напрямую не встречается с высшей властью. Однако его пророческий дар — ссылка на волю Бога.

В состав стихотворения Лермонтова входят:

  1. Жизнь героя — это замкнутость с попытками донести до людей правду.
  2. Изгнание и жизнь в пустыне.
  3. Снова в город.

Таким образом, поэт дает возможность читателю ощутить остроту каждой из выявленных проблем: гениальность поэта как дар от Бога, его отрешенность от мира и его отношения с толпой.

15. Размер, рифма, строфика

Пророк написан ямбическим и пирровым тетраметром.

Поэт использует чередование мужских и женских рифм.

В шести строфах используются рифмы крест-накрест (ABAB), а в последнем четверостиший используется черепица (ABBA).

Два разных пророка

В произведении автор обсуждает тему цели поэтического таланта, которая так близка А.С. Пушкину. Здесь есть явная аналогия с его одноименным стихотворением. Обилие христианских образов и обращение к церковнославянской лексике. В своем творчестве Михаил Юрьевич не только развивает идею, высказанную А.С. Пушкиным, но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором более пессимистично высказывается по отношению к происходящему.
Пророк Лермонтова одинок и преследуется. Его судьба — непонимание. Ведь правда обрекла его на крепостное право и самодержавие. А лермонтовский финал трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом-пророком и обществом.

Вся поэзия Лермонтова пронизана мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждут его только в пустыне. Тема судьбы обреченного поэта нитью проходит через все стихотворение. Он содержит боль, разочарование для других людей и общества в целом.

Признак скорби, потери и неверия

Пророк Лермонтов, отделенный от общества, совершает древнееврейский обряд: посыпает голову пеплом. Это знак утраты, боли, неверия в разум, напоминание о греховной природе человека. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звездам. Покорные животные, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество.
И в конце концов, нет никакой надежды на изменение общества к лучшему. Это затмевается старейшими оценками героя — агрессивного и гордого. Презрительное отношение подчеркивается их характеристиками: худощавые, сварливые, бледные. Со своими отрицательными эмоциями общество отвергает посланника Бога, тем самым обрекая себя на пустое, темное и бесперспективное будущее.

Построчный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: изобразительные средства, тропы для презентации

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина
В девятом классе русской литературы часто требуется построчный анализ стихотворения Пушкина «Пророк». Вот описание визуальных медиа, путей презентации и построчного анализа:

  • «Мы томимся духовной жаждой» — метафора, описывающая не только физические, но и моральные страдания и муки героя, блуждающего по бескрайней пустыне.
  • «Я поплелся в суровую пустыню» — эпитет. Действительно, пустыню сложно назвать мрачной (если смотреть внешне), но поскольку для героя она является источником мучений, Пушкин «преувеличивает».
  • «И явились мне шестикрылые серафимы на распутье» — эпитет. Конечно, читателю не первостепенно важно, сколько крыльев было у ангела, важен сам факт его присутствия. Однако Пушкин прибегает к этой живописной среде.
  • «С пальцами легкими, как сон» — сравнение. Конечно, движения ангела легкие и невесомые. Но именно это легкое прикосновение дало поэту дар пророка, которым он должен пользоваться на благо людей.
  • «Вещее яблоко раскрылось, как испуганный орел» — сравнение, с которым поэт описывает настроение героя и его удивление после обретения дара.
  • «И я слушал трепет неба» — метафора.
  • «И растительность долины виноградная» — автор использует эпитет.
  • «И я вырвал свой греховный язык» — метафора. Конечно, это событие могло произойти образно. Вряд ли ангел физически навредит поэту.
  • «И праздный, и лукавый» — автор говорит, что, вырвав у поэта праздную и хитрую лексику, ангел как бы очищает его, освобождает от пороков и дурных привычек. Но у него есть другие свойства, более полезные для общества.
  • «И укус мудрого змея» — есть переносное значение. Заменив герою язык змеиным укусом, ангел делает его мудрым. Отныне поэт видит больше, чем кто-либо другой, его осведомленность на порядок выше, чем у обычных людей.
  • «Трепет сердца» — это эпитет (например, «шестикрылый херувим»). Что касается замены сердца горящим углем, можно предположить, что это метафора. Смысл образный. Это означает обретение способности слышать себя более отчетливо, чем другие. Ведь поэт должен быть более чутким, чем обычные люди.
  • «Я лежу, как труп в пустыне» — противостояние. Он показывает, что герой находится без сознания, совершенно без сознания.
  • «Встань, пророк, посмотри и услышь» — нетрудно догадаться, что «смотри» — это старославянский вариант слова «вождь».

Проанализированы почти все строки стихотворения.



18. Актуальность

Важность «Пророка» в современном мире не подлежит сомнению.

Неординарный человек, понимающий больше других, в каждый момент встречал если не враждебное, то холодное отношение к себе. Иногда разным слоям населения, людям разных конфессий или просто имеющим разный жизненный опыт сложно найти общий язык. А непонимание часто рождает конфликты.

Многие и сейчас враждебно настроены к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость сказать неприятную правду.

Тематика

В этом стихотворении можно увидеть своеобразную реверсию с пушкинским «Пророком». Но пророк Пушкина как раз готовится отправиться из пустыни к соплеменникам, чтобы «словом сжечь сердца людей», а герой Лермонтова изгоняется из общины и возвращается в пустыню.

Основная тема стихотворения Лермонтова — тема одиночества нестандартной личности в обществе, противостояния толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а преследование — это цена за то, чтобы нести людям свет истины, проповедовать идею добра и любви.

Бытует мнение, что беседы Лермонтова с В. Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

сравнительный анализ пророка Пушкина и Лермонтова


'анализ стихотворения
Встреча Пророка с Серафимом

19. Моё отношение

Нельзя не восхищаться поэтом и его творчеством. В сжатой форме лирического стихотворения поэту удалось нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

Жанр, направление и размер

Лермонтов делает акцент на библейском сюжете — книге пророка Иеремии, поэтому стихотворение близко к жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэзия воспринималась как дар свыше, от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русских текстах. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает стих, начатый идолом. Но на этом «тандеме» спор не закончился: к нему обратились Росенгейм, Некрасов, Плещеев.

Композиция стихотворения также отсылает к пушкинскому образцу: поэтический метр — тетраметр ямба, рифма — крест.

Образы и символы

Появление в произведении образа пророка объясняется историей семьи Лермонтовых.

лермонтов анализ стихотворения

Существует легенда, что предок автора — Томас Лермонт, живший когда-то в Шотландии в 13 веке, был ясновидящим.

В XVI веке его потомок Георг Лермонт оказался в России и, таким образом, дал начало семье Лермонтовых.

Лирический герой в стихах предстает зрелой и полноценной личностью. Пророк не гневается на людей или свою судьбу, но радовался, когда нашел себе убежище: пустыню. Это символ места, где на человека сошло божественное откровение.

Поэт создал образ, похожий на безумного святого. Он был нищим странником, который оставил все земное, чтобы служить Господу.

Идея

Основная идея стихотворения — твердо и мужественно следовать своей судьбе. Людям не нравится знать правду о себе, но все же должен быть кто-то, кто бы ее передавал. А это поэт-пророк. Он призван научить жадных и завистников жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет непросто, но он готов к трудностям и трудностям. Ведь на это служение его призвал тот же «вечный судья.

Смысл стихотворения был сразу воспринят поэт, потому что он сам часто был вынужден драться на дуэлях, отстаивая свое право на откровенность и честность суждения. Один из этих боев убил его.

17. Значение произведения

Белинский подчеркнул важность этого произведения, назвав его одним из лучших в творческом багаже ​​Лермонтова.

нельзя не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, — писал критик, — какая ужасная выразительная энергия!»

10. Центральные персонажи

Лирический герой оперы — пророк, призванный разоблачать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его выгнали из общества за то, что он рассказывал людям о темных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, потому что понимает важность такого человека для улучшения природы человека и общества в целом.

Одинокий лирический герой расходится с собирательным образом своих соплеменников: толпы, не признающей в нем пророка.

Анализ стихотворения «Пророк» Михаила Юрьевича Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» начинается с того, что мы узнаем время его создания. Он был написан в 1841 году. Поэзия считается одним из самых последних творений гения. Можно сказать, что «Пророк» — это своеобразное завещание поэта, его прощание.

Стихотворение было опубликовано только после смерти автора. Однако для Михаила Юрьевича это знаменательно.

В своем творчестве поэт постарался отразить весь свой жизненный путь. Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» часто сравнивают с анализом такого «Пророка» Пушкиным. Учитывайте жанровую и композиционную структуру стихотворения. Он основан на библейском тексте и тяготеет к жанру легенды. Важным отличием от творчества Пушкина является то, что он выбрал книгу пророка Исаии, а Лермонтов выбрал книгу пророка Иеремии.

Также сравнивается состав одноименных стихотворений. Дело в том, что для Пушкина это движение от низшего к высшему: сначала «мрачная пустыня», а потом путь к людям с надеждой. Для Лермонтова все наоборот: сначала энтузиазм, любовь и правда, а потом бежать из города с пеплом на голове.

Анализ стихотворения «Пророк» предполагает рассмотрение идейно-художественного содержания произведения, которое завершается обращением, оформленным в форме прямой речи. Это своего рода призыв «старых» к новым поколениям, детям, которые должны отречься от пророка и ни в коем случае не следовать за ним.

А теперь поговорим об основных идеях стихотворения. Главное здесь — тема поэта и поэзии. Следует обратить внимание на изображение пустыни. Он имеет две смысловые характеристики:

1) пространство, противостоящее городу, населению людей и всему миру, созданному человеком;

2) большое и открытое пространство, символизирующее бесконечность.

Неудивительно, что именно пустыня утолила жажду пророка. Здесь он получает то, чего ему не хватало в городской жизни: общение. Среди людей и суеты города его никто не слушал, а теперь его слушают даже звезды. Одиночество поэта противостоит единству со вселенной.

Детальный анализ стихотворения «Пророк» требует рассмотрения и художественной характеристики. Здесь широко используется библейская лексика и славянская лексика. Приведем примеры таких слов: земное существо, глаза, пророк, вождь, завет и т.д. Поэт использует эпитеты, относящиеся к высокому стилю, например, пища Божья, вечный судья, чистое учение и другие. Интересно, что Михаил Юрьевич тоже использует сатиру и иронию. Он привлекает агрессивную толпу, которая не узнает пророка и отталкивает его. Фраза «скажи старейшины» с гордой улыбкой »повторяется в обоих заключительных катренах.

Из-за этой стилистической неоднородности Лермонтов делит поэзию на строфы. Он представляет собой семь четверостиший, каждый из которых передает определенный этап в развитии сюжета.

Что касается поэтического метра, то здесь мы найдем сочетание ямбического тетраметра с пирром.

Поэма полна слов с взрывными согласными, например «посыпана пеплом», «в пустыне», «сбежала» и так далее. Эти слова создают атмосферу напряжения. Ударение на букву «у» дает интонацию грусти и тоски, например «Я живу в пустыне», «какая она мрачная и тонкая».

Лермонтов подводит итог всему своему творчеству, своей жизни. Он затрагивает тему трагической судьбы поэта-пророка, его существования в мире. Михаил Юрьевич — один из немногих классиков, заложивших основы правильного понимания миссии поэта и всего искусства.

Литературный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: вывод кратко

Пушкин видит в поэте пророка на протяжении всей его карьеры. Но в стихотворении «Пророк», написанном в зрелый период, он считает эту проблему более значимой. В нем уточняется, что главная задача одаренного человека — изменить мир и передать свой талант людям. Также важно заставить их сердца биться и вынести свои мысли в мир, что, в свою очередь, поможет обществу встать на правильный путь.

Средства выразительности

Поэзия пророка очень трогательна и выразительна. Стихи Лермонтова всегда романтичны и грустны, на этот раз пропитаны трагедией и несчастьем. Неспособность использовать свой дар ради людей делает его бессмысленным.

Высокий словарный запас (объявить, приветствовать, старик, дурак, судья, всеведение, рот, голова, глаза) и библейский (земное существо, дар Божий, пророк, завет) придают торжественности лирическому повествованию, наделяют его чертами библейского притча, жизнь.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов («пища божья», «вечный судья», «гордая улыбка», «шумный город») и метафор («страницы злобы и порока», «читается в глаза»), очень целостный и эмоционально гармоничный. Периферия «вечный судья», «вечный» используется для того, чтобы не повторять имя (слово «бог» также используется в шестой строфе) Вседержителя. Кроме того, из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а в человеческом языке употребляется слово «бог». Это говорит об особых отношениях между лирическим героем-пророком и небесным отцом.

Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, не принимаемого обществом.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, находится только в начале пути, то лирический герой поэмы Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и в результате оказывается в пустыне, спасаясь от преследований своих собратьев соплеменники.

Находясь среди людей, он даже более одинок, чем в пустыне. Никто не хочет его подарка. Люди не принимают его речи, они не хотят знать правду ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит только «страницы злобы и порока», и в него бросают камни за «истину, чистое учение.

Пророк обретает покой только в пустыне, где ему подчинено все существо на земле, и звезды слушают его, «играя радостными лучами».

Если ему случится вернуться в город, он снова услышит презрение и презрение в свой адрес.

Глупец, он хотел уверить нас, что Бог говорит через его уста!

Показан детям как пример неподобающего поведения.

Посмотрите, детки, на него: какой он мрачный, худой и бледный, посмотрите, какой он голый и бедный, как все его презирают!

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса

План

  1. Написать историю
  2. О чем это стихотворение?
  3. Пол
  4. Смысл
  5. Метод стихосложения

История написания

Приступая к анализу стихотворения Лермонтова «Пророк», следует обратиться к времени его создания. Юного поэта все больше волновали вопросы, касающиеся смысла жизни и вечности. В этом произведении поэт как бы хочет подчеркнуть трагедию жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром. Молодой поэт своим стихотворением «Пророк», кажется, подводит последнюю черту своей жизни и горько сожалеет о многом, чего не сделал. Внимательно читая строки произведения, замечаешь некий несовершенный спор между автором и обществом. В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в постигшей его горькой участи.

«Пророк» — одно из поздних произведений поэта, словно он предчувствовал скорый уход из этого мира. Однако поэт не перестает говорить, а продолжает создавать и обнажать недостатки правящей власти.

О чем стихотворение?

Анализируя «Пророка» Лермонтова и внимательно читая его стихи, невозможно не почувствовать горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта.

В произведении четко видна судьба обреченного на несправедливую смерть поэта. Даже первые строчки стихотворения: «В глазах людей читаю страницы гнева и порока» уже пропитаны той болью и разочарованием, которые переполняют юного гения. Автор разочарован не только структурой компании, но и своим ближайшим окружением. И полученный им дар творения — это его проклятие. Однако Лермонтов продолжает пророчествовать и в оставшиеся дни земной жизни, поскольку именно в этом его судьба. За правду, которую поэт приносит читателю, его трогают страшные испытания и гонения. Автор не может устоять перед таким натиском людей и оставляет их, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.

«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, которые получает автор в уединенной пустыне, радует его и в то же время мучает. Живя «как птица, даром пищи Божией», свойственной пророкам и наделенной даром предвидения, Лермонтов терпит яростные упреки и критику со стороны надменной публики. Несмотря на характерные для автора проявления меланхолии, в «Пророке» отчетливо чувствуется неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его только успокаивают, что всех талантливых людей трагически подумает о раннем уходе из жизни. Поэма содержит библейские мотивы, основанные на легендах пророка Иеремии.

Главная идея

Поэма «Пророк» — это описание противостояния поэта и публики. Пророк Лермонтов живет в мире людей, несет свои пророчества через собственное творчество и сталкивается с непониманием публики. Поэт выражает в своих произведениях внутренний спор, зарождающийся в душе Лермонтова по поводу несправедливости людей.

Лермонтов описывает тему пророчества как приход к людям и передачу им истины мира.

Но его пророчество становится неуслышанным и непонятым миром людей, поэтому они с позором брошены в пустыню. Трагедия непонятой судьбы талантливого автора угнетает и обрекает Лермонтова на страдания. Тем не менее, оставаясь наедине со своими мыслями, поэт продолжает свою судьбу. Одиночество пустыни и душевная боль непонимания преследуют Лермонтова.

Способ стихосложения

Поэма «Пророк» написана ямбическим тетраметром. В произведении много устаревших слов: «город», «в глазах», «глава». Благодаря использованию таких устаревших названий вся работа становится подобна пророческому священному тексту.

Большинство строф Пророка наполнены горечью и душевной болью. Часто встречаются обидные слова: «Я убежал от нищего», «сумасшедший», «злость», «он бросал камни». Все строки четверостиший, кроме последней, выполнены в стиле скрещенной рифмы. Наличие обволакивающей рифмы в последнем стихе делает произведение более поэтичным и законченным. Последний стих несет в себе постоянную цензуру: «голый и бедный», «все его презирают», «унылый, худой, бледный». Более того, сильный перерыв в стихотворении из-за высказывания старца дает понять читателю, что непреложно принимать во внимание пророка.

Темы и настроение

  1. Одиночество. Поэт-пророк полностью осознает свое предназначение: говорить людям правду. Но не всегда это нравится публике. Поэтому он вынужден искать покоя и уединения в пустыне, где его слушают звезды. Не лишая себя общества, герой не может полностью реализовать свои способности, поэтому пророк совершает подвиг отшельника. Когда автор говорит об изгнании, он полон отчаяния и сострадания к людям. Атмосфера сменяется радостью, когда дело касается природы и звезд.
  2. Поэт и поэзия — главная тема. Творчество — это дар небес. И вы должны относиться к этому со всей ответственностью. Переносить непонимание, одиночество — приносить много жертв, чтобы мир знал божественные слова.
  3. Поэт и толпа. Люди не хотят принимать поэта, люди сопротивляются воле любви и правды. Вместо того, чтобы слушать слова пророка, он прогоняет его. Точно так же правдивые и искренние стихи часто оказывались под ярмом критики, а их авторы — в изгнании.

Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: анализ лексики, стилистические фигуры

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина
Такая наука лингвистики, как лингвистика, помогает понять, как автор писал, какие приемы использовал. Очень интересно проанализировать стиль творчества такого великого поэта, как А.С. Пушкин. Вот лингвистический анализ стихотворения «Пророк» — анализ лексики и стилистических фигур:

В основе стихотворения «Пророк» — церковные слова устаревшего типа. Существует также особая поэтическая лексика, которая ночью с другими синтаксическими, метрическими звуковыми средствами создает возвышенный тон. Это не случайно и так характерно для Пушкина.

Произведение можно назвать значимым, поскольку оно создано в период творческой зрелости поэта. Также используется старославянская лексика, что придает ей библейский оттенок. Многие слова, такие как «неактивный», «открытый», «пересечение», «видеть», больше нигде не встречаются. В «Духовной жажде» Пушкин отразил страстное желание поэта приобретать новые знания, становиться мудрее.

Но в строке «Я затащил себя в темную пустыню» проявляется некая двойственность: человек осознает одиночество. С точки зрения Библии, пустыня — это место, покинутое Богом и людьми, то, что она «мрачная», можно интерпретировать как тьму греха и невежества, отсутствие духовности.

Слово «перетащить» говорит о том, что описывается процесс жизни человека. Интересно, что Пушкин находит в пустыне развилку, которой, собственно, быть не должно. Однако это настроение героя, которое еще называют «стоящим на распутье» — человек полон сомнений, он их мучает и не знает, что делать.

11. Лирический герой

Лирический герой — смертный, волею божьей ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль — роль человека, несущего истину людям, — за что его высмеивает и преследует сообщество, которое не верит его пророчествам.

20. Чему учит произведение

«Пророк» учит нас слушать других и пытаться понять их. Он учит проявлять сострадание и, в некоторой степени, также учит мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.

Своеобразие композиции

Поэма состоит из двух отдельных частей. В первом читатель узнает о жизни поэта до его переноса в пустыню. Действие в пустыне происходит во второй части. В библейских писаниях пустыня является символом страдания и очищения.
Начало стихотворения является как бы продолжением одноименной поэмы Пушкина. Тема, поднятая предшественником, находится в стадии разработки. Пророк Пушкин попадает в пустыню, терзаемый духовной жаждой. Лермонтовский — по-своему еще и жажду утоляет. Он нашел верных и благодарных слушателей в образах земных существ, звезд.

У Пушкина другое композиционное решение: от пустыни до людей. И у Пушкина, и у Лермонтова есть призывы. Только в первом — голос Бога, который посылает пророка служить народу, а во втором — речь старейшин, призывающих детей отречься от пророка и отвергнуть его. Стихи заканчиваются прямой речью.

Одно из последних стихотворений Лермонтова «Пророк», изданное после его смерти, вошло в число его лучших произведений. В конце концов, нет веры в лучшую жизнь, есть только трагедия и разочарование в обществе и близких. Лермонтов вместе с Пушкиным предложил особое понимание цели искусства и личности поэта. Идею служения истине поддерживали и А. Блок, В. Маяковский, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие великие писатели.

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова