- «Пленный рыцарь»
- Средства художественной выразительности
- «Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ произведения
- Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»
- Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно?
- На этой странице искали :
- Сохрани к себе на стену!
- «Пленный рыцарь» анализ стихотворения Лермонтова
- Композиция, построение стиха
- Тема и идея стихотворения
- Метафора
- История создания стихотворения «Пленный рыцарь»
«Пленный рыцарь»
Лермонтов, выросший на литературных произведениях великого Уильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, которым он был очень увлечен в молодости, также хотел стать известным человеком или, в крайнем случае, полководцем, которого знал бы весь мир и например, покорить Европу секса, как это сделал Наполеон.
Лермонтов начал интересоваться поэзией с детства. Его первые стихи были написаны на французском языке. Он был великим мечтателем и мечтателем, но его мечты и желания так и не сбылись, потому что во все времена всегда было легче жить невежественным и глупым, чем умным и талантливым людям, таким как, например, Пушкин и Лермонтов.
Свое стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтов написал под влиянием чего-то недовольного и неудовлетворенного. Образ рыцаря, созданный Лермонтовым за год до своей смерти в 1840 году, буквально стал посмертной маской поэта. Он практически заживо похоронил себя в расцвете сил. К тому времени его душа была уже замучена и ранена. Поэт понимал, что его время подходит к концу, уже нет ни сил, ни желания бороться.
Средства художественной выразительности
Средства художественного выражения помогают читателю прочувствовать настроение героя, подавленного рабством.
Обращает на себя внимание тот факт, что, когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами голубым небом, свободными птицами, тяжелым мечом, железной оболочкой. Как только излагается вывод, появляются метафоры (греховная молитва, каменная раковина). А на аллегориях построен целый стих.
Разделы:
Литература
Класс:
8
Цель урока.
- Обучение умению сравнивать поэтические тексты, находить общие мотивы и образы.
- Он продолжает работать над умением определять поэтический размер, находить средства выражения, объяснять их функцию в понимании идеи оперы.
- Обучение выразительному чтению стихов.
Словарь.
Причина, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство оперы.
Оборудование.
Мультимедийный комплекс. Презентация к уроку. (смотрите вложение)
Во время занятий
Слово учителя.
Сегодня мы продолжим разговор о творчестве М.Ю. Лермонтов. Вспомните, что характерно для мировоззрения поэта, каковы основные мотивы его текстов. (Одиночество, жажда свободы).
(См. Приложение. Слайд № 1) Впервые нам приходится сравнивать два стихотворения разных поэтов: «Узник» Пушкина и «Пленный рыцарь» Лермонтова. Запишите в тетрадь тему урока.
Основное содержание урока.
Знакомство со стихотворением Лермонтова «Пленный рыцарь”.
I. Выразительное чтение учителем
(или обученный ученик) стихотворения «Пленный рыцарь”.
Я молча сижу под окном тюрьмы; Отсюда видно голубое небо: все вольные птицы играют в небе; Глядя на них, мне одновременно и больно, и стыдно. Нет на устах греховной молитвы, Нет песни во славу родного: Я помню только старые битвы, Мой тяжелый меч и мой железный панцирь. Теперь я прикован цепью к каменному панцирю, Каменный шлем сокрушает мою голову, Мой щит зачарован стрелами и мечом, Моя лошадь бежит, и никто ею не управляет. Быстрое время — мой конь неизменен, Забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Мой щит — чугунные двери тюрьмы. Беги быстрее, время нестабильно! Я задыхался под новой броней! Смерть, когда мы придем, удержит мое стремя; Я оторву и сдерну с лица.
II. Выявление первичного восприятия.
- Кто лирический герой этого стихотворения? (Рыцарь).
- Что вы узнали о лирическом герое стихотворения? Кто заточил рыцаря в темницу? (Он в тюрьме, но поэт не говорит, кто и зачем его туда посадил, ведь главное в этом стихотворении — выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам).
- Совершает ли он активные действия или пассивно погружен в болезненные мысли? (Пленный рыцарь погружен в мучительные мысли, вспоминает «древние битвы”).
III. Выразительное декламация стихотворения Пушкина «Узник”.
Сижу за решеткой в сырой тюрьме. Молодой орел нянчится в неволе, Мой грустный товарищ, машет крылом, Бекка кровавая пища в окно, Бекка и кидает, и смотрит в окно, Как будто я что-то задумал; Он зовет меня взглядом и кричит И хочет сказать: «Улетим! Мы свободные птицы; пора, брат, пора! Туда, где гора за тучей белеет, Туда, где синеют края моря, Туда, где гуляет только ветер . да я!..”
IV. Разговор по вопросам.
- Что объединяет эти две работы? (Общая причина заключения, лишения свободы).
- Можно ли сказать, что сравнение этих двух стихотворений продиктовано общими мотивами, а не нашей прихотью?
Слово учителя.
Приходится сравнивать два стихотворения разных авторов. Задача сравнительного анализа — не найти сумму сходных и различных характеристик, а выявить существенные характеристики, присущие творчеству конкретного поэта. Поэтому важно не только назвать некоторые характеристики, но и показать, какие функции он выполняет в сравнительных произведениях поэтов, какие важнейшие характеристики их мировоззрения он воплощает. В ходе урока нам необходимо будет ответить на следующие вопросы: (см. Приложение. Слайд № 2)
- случайно ли сравнивают стихи Лермонтова с творчеством Пушкина?
- Почему поэты по-разному развивали один и тот же мотив в своих произведениях?
- Какие существенные характерные черты поэзии Пушкина и Лермонтова проявляются в этих стихотворениях?
(См. Приложение. Слайд № 3) Заодно научимся усваивать такие понятия, как мотив, антитезис, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство оперы. Запишите эти концепции в свой блокнот.
V. Сравнительный анализ стихов Пушкина и Лермонтова.
1. Генеральный.
(Запишите в тетрадь). На основе текста установите общие и отличительные черты этих стихотворений. (см. Приложение. Слайды № 4, 5)
- Название («Узник», «Пленный рыцарь”)
- Место (под землей)
- Персонажи (орел, конь)
- Лирический герой (пленник, плененный рыцарь)
- Конверсия (брат, время полета)
- Контраст подземелий и свободы (подземелье — небо, горы, морские края; темница — голубое небо)
Запрос.
Постарайтесь на основе полученных данных показать, что объединяет эти два произведения и в чем главное отличие решения поэтов к теме «плена», одному из основных мотивов мировой литературы. (Лирический герой стихотворения Пушкина не просто герой стихотворения Лермонтова: рядом с ним орел — гордая и вольная птица. К тому же свобода — врожденное качество орла, потому что его «кормят в неволе» для лирического героя — «пленник» — орел становится «братом»). Помните, в каком произведении мы изучали, натолкнулись на эту тему? (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник») Этот же мотив характерен и для произведения, которые нам еще предстоит прочитать, такие как «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
2. Композиционная структура.
(см. Приложение. Слайд № 6)
- В какой форме написаны эти стихи? (Поэма «Пленный рыцарь» — монолог, а в стихотворении Пушкина есть черты диалога).
- Вы описываете конфликт между лирическим героем и миром в этих операх? (Конфликт между волей и рабством, свободой и заключением).
- Как передается? (В этих стихотворениях образы контрастные: голубое небо — тюрьма, небо — земля. Такой стилистический прием называется антитезисом). (см. Приложение. Слайд № 7)
- Попробуем разобраться, как в этих стихотворениях развивается тема «земля (темница) — воля”.
- В каком стихотворении лирическому герою («Пленный рыцарь») недоступно небо и в какой оно представляется человеку как возможность, реализация которой целиком зависит от его свободолюбивого порыва? («Узник”).
- Как это проявляется в изображении птиц? («Заключенный»: «Мы вольные птицы…»; птицы воспринимаются лирическим героем как родственные души. «Prisoner Knight»: «Все вольные птицы играют в небе; глядя на них, мне становится больно и стыдно. «Птицы представляют для лирического героя контрастный замысел. Неожиданная нота, появившаяся в первом стихе: рыцарь не только больно, но и стыдно сидеть в тюрьме, — сразу же трансформирует очерченное в пушкинском« Узнике »противостояние. Поэтому лирический герой видит освобождение только в смерти (в стихотворении Пушкина такого мотива нет).
- В каком стихотворении лирический герой в настоящем времени и его желание освободиться может быть реализовано в этот момент? («Заключенный»: сижу, кусаю, кидаю, смотрю, зову, хочу произнести).
- В каком стихотворении настоящее представлено бессмысленной растительностью, все героическое осталось в прошлом, а будущее сулит только смерть? («Плененный рыцарь»: «Нет .. греховной молитвы», «Я помню .. древние битвы»; «Теперь я прикован к каменному панцирю…»; «Смерть, когда мы приедем, удержит меня в стремени…”).
- В каком произведении реализована композиционная схема типа «был, нет и не будет» («Рыцарь-пленник») и в каком «его нет, но будет» («Узник»)? (см. Приложение. Слайд №
- Чем заканчиваются оба стихотворения? (Чтение последних строф стихотворений).
- Какое состояние выражают призывы в умах лирических героев, долгое время томившихся в подземельях? («Пр.»: «Время полета»; «У.»: «брат”).
- К каким выводам приводят эти наблюдения? (Лирический герой поэмы Пушкина верит в скорое освобождение, но видит его в естественном мире, в котором нет человека. Герой Лермонтова видит свое освобождение в смерти, вступает в совершенно иные отношения с миром: время — конь, смерть Вырвавшись из плена инопланетной жизни, всадник может наконец «снять козырек» и раскрыть свое истинное лицо, поэтому «время летит» и торопится”).
3. Ритмичная организация стихов.
(см. Приложение. Слайд № 9)
- Определите способ рифмования и размер стихов. Как мы это делаем? (Подчеркните все гласные в первой строке; подчеркните; сделайте вывод о чередовании ударных и безударных слогов.) (См. Приложение. Слайды 10, 11, 12)
- Давайте подумаем, как ритмическая организация стиха помогает нам понять его роль в создании художественного образа. Сравните количество слогов и ступней в этих стихах. Обычное дело? (Общее количество слогов и стоп).
- Как размер стиха влияет на выражение общего настроения оперы? (Использование трех слогов — дактиль и анапест — особенно при увеличении числа ступней (до четырех) часто выражает уныние, глубокие и тяжелые чувства).
- Прочтите вслух первые строки стихов. Обратите внимание на количество разрывов — цезура. В каком стихотворении нужно делать паузу после каждого слова? («Пленный рыцарь»). В каком стихотворении остановиться на середине стиха? («Заключенный”)
- Обратите внимание на акцент в рифмах. Какое стихотворение использует мужская рифма? («Заключенный») кто из женщин? («Пленный рыцарь»). Какая рифма удлиняет стих, придает ему длину, а какая рифма делает его энергичным, ясным, законченным?
- В каком произведении автор употребляет много слов со звонким согласным р? Какую интонацию это придает стихам? («Узник» — энергия, бодрость). В каком стихотворении много слов с шипящими согласными? Почему? («Пленный рыцарь» — трагедия, отчаяние). Используя правильные слова и выражения из набора, постарайтесь письменно ответить на вопрос «Каким я вижу лирического героя в этих стихотворениях?», Исходя только из интонации стихов. (см. Приложение. Слайд № 13)
- Помогают ли рассмотренные нами элементы поэтики создавать в нашем восприятии образ лирического героя или это просто набор характеристик, существующих вне зависимости от смысла стихотворения? (Ритмическая организация стихов помогает лучше понять настроение лирического героя: пафос, утверждающий жизнь в стихотворении Пушкина и отчаяние, отчаяние в стихотворении Лермонтова).
4. Лексико-морфологическая выразительность слов.
(см. Приложение. Слайд № 14)
- Обратите внимание на местоимения в стихах Пушкина и Лермонтова. К каким выводам привело это наблюдение? Как использование местоимений помогает поэтам показать: в одном стихотворении — одиночество лирического героя, а в другом — заброшенность? (Пушкин использует личные и притяжательные местоимения первого лица «мой», «со мной», «я» и, наконец, «мы». Появляется отрицательное местоимение «никто”).
- В каком стихотворении много глаголов активного действия, в которых — много слов, показывающих пассивность, беспомощность героя? («Узник» — кусает, кидает, смотрит, зовет; «Рыцарь-пленник» — прикован, заколдован, давит, не правит, я задыхалась…)
- Как морфологические особенности употребляемых слов помогают поэтам писать портрет лирического героя? (Лирический герой поэмы «Узник» полон жажды свободы, активных действий, веры в освобождение, а герой поэмы «Пленный рыцарь» пассивен, происходит из древних рыцарских времен, сама современная жизнь ограничена такой герой, он тебя душит).
- Какой образ в стихотворении «Пленный рыцарь» создают родственные прилагательные камень, железо? (см. Приложение. Слайд № 15)
- Какая лексическая коннотация становится основной: прочность рыцарских доспехов; вес надгробия, из которого человеку не выбраться; неприкосновенность рыцарского кодекса чести; хрупкость каждого сырья холодного дыхания вечности.
5. Художественное пространство.
(см. Приложение. Слайд № 16)
- Где лирический герой в этих стихотворениях? (В подвале).
- Куда устремлены взоры пленника и пленного рыцаря? (В небе).
- Какое пространство противопоставляется «сырой темнице» Пушкина? (Горы, море, небо).
- Что занимает больше всего места в сюжете стихотворения: тюрьма или «голубое небо»? (Конечно, небо).
- Чем заканчивается стихотворение Пушкина «Узник», почему автор употребляет глагол, что мы идем в настоящее, а не в будущее? (Истинная воля находится в душе человека, и никакая камера пыток не может остановить человека в его жажде свободы).
- Где был лирический герой со своим «братом» в конце стихотворения? (Бесплатно).
- Какое пространство противопоставляется темнице в стихотворении Лермонтова? (Небеса тоже).
- Что занимает больше места в стихотворении: описание страны с «голубым небом» или описание темницы? (Описание «Темницы”).
- Может ли плененный рыцарь подняться в «голубое небо» со свободными птицами? Почему? (Нет, не может, потому что «теперь я прикован к каменной раковине”).
- Обратите внимание на прилагательные камень, железо. Какой образ, связанный со смертью, они создают? (Изображение склепа, гробницы, из которой невозможно выбраться).
- В каком стихотворении маленькая и влажная тюрьма противостоит огромному и безграничному миру свободы? («Узник”).
- А в каком стихотворении весь мир оказывается тюрьмой, а страна свободы еле видна из крошечного окошка? («Пленный рыцарь”).
- Как арт-пространство помогает авторам создавать образ лирического героя? (Художественное пространство произведений позволяет глубже понять их главную идею: возможность свободы и веры в ее обретение в стихотворении Пушкина и отчаяние этих ожиданий в стихотворении Лермонтова).
Вывод.
Мы завершили свою работу. Вернемся к вопросам, которые мы задавали себе в начале урока. (см. Приложение. Слайд № 17)
- случайно ли сравнивают стихи Лермонтова с творчеством Пушкина? (Нет, неудивительно. Оба стихотворения имеют общий мотив «плена», но у каждого поэта они решаются по-разному).
- Почему поэты по-разному развивали один и тот же мотив в своих произведениях? (В этом отразилась разница в мироощущении поэтов: жизнеутверждающий пафос пушкинского стихотворения и ощущение вечного душевного плена в стихотворении Лермонтова).
- Какие существенные характерные черты поэзии Пушкина и Лермонтова проявляются в этих стихотворениях? (Поэма Пушкина, несмотря на множество трагических мотивов, полна пафоса, утверждающего жизнь, веру в жизнь. Поэма Лермонтова отражает главное в мировоззрении поэта: трагедию жизни, понимание того, что свобода возможна только вне земного бытия).
Возможно, вам показалось, что мы с излишней дотошностью «вникали» в каждое слово, чтобы сформулировать выводы, к которым человек может прийти в результате беглого чтения. Для нас было важно показать неисчерпаемость художественного смысла, поскольку каждый элемент художественной системы становится значимым, от имени до знаков препинания. Более того, мы показали, что цель анализа стихотворения — более глубокое понимание его смысла. Поэтому мы не только выделили отдельные элементы в стихотворении, но и попытались выяснить эти функции при создании образа лирического героя, ведь главное в работе со стихотворением — не найти выразительных средств, используемых авторами, но идентифицировать связь между этими элементами с поэтической идеей.
Что мы видим? Состав, лексика и ритмическая организация в стихотворении показывают неугасаемую веру лирического героя в близость желанной свободы, а в другом — трагическое отчаяние.
Домашние задания.
Выучите наизусть стихотворение «Пленный рыцарь”.
Я молча сижу под окном тюрьмы, отсюда видно голубое небо: Все вольные птицы играют в небе; Глядя на них, мне одновременно и больно, и стыдно.
Нет на устах греховной молитвы, Нет песни во славу родного: Я помню только старые битвы, Мой тяжелый меч и мою железную оболочку.
Теперь я прикован цепью к каменной раковине, Каменный шлем сокрушает мою голову, Мой щит от стрел и меч зачарован, Моя лошадь бежит, и никто ею не управляет.
Быстрое время — мой конь неизменен, Забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Мой щит — чугунные двери тюрьмы.
Беги быстрее, время нестабильно! Я задыхался под новой броней! Смерть, когда мы придем, за стремя мое схватит, — Забрало с лица порву и сорву.
«Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ произведения
Лермонтов стал заложником своего времени, он, как человек прогрессивных и революционных взглядов, не любил социальных устоев, и в таком состоянии не мог найти ту духовную свободу, о которой мечтали декабристы и Пушкин.
Поэма Лермонтова «Пленный рыцарь» в полной мере раскрывает внутренний мир поэта, хотя и в завуалированной форме. Здесь Лермонтов ассоциирует себя с уставшим рыцарем, сидящим «под окном тюрьмы», раненым и пристыженным. Почему у него такие сильные эмоции? А все из-за отсутствия той долгожданной свободы, которую он так долго искал, но не нашел.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»
«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетено с творчеством Пушкина, часто говорившего на тюремную тему. Лермонтов тоже не приемлет тюрьмы, он умирает без свободы.
Некий рыцарь играет в стихотворении роль лирического героя. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь прежде всего воин, а раз он в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в высоте голубого неба, и вспоминает сражения, которые он посетил.
Если раньше он был в доспехах, которые его защищали, то теперь он в тюрьме, как в доспехах, где стены и потолок давят на него. Всадник помнит лошадь, ею никто не управляет. Скорее всего, лошадь здесь выступает как символ времени, которое бежит, не останавливаясь, никого не щадя. Рыцарь в заточении, но время идет. Ему снится, что время пойдет быстрее и тогда он наконец познает свободу.
«Пленный рыцарь» — монолог лирического героя о подземельях и свободе. Рабство здесь противоположно свободе, то есть используется техника противоположности. Лермонтов написал это стихотворение четырехфутовой машинисткой. Произведение отличается мелодичностью и мелодичностью, подобное ощущение дает женский детский стишок.
Лермонтов сравнивает себя с пленным рыцарем. Поэт чувствовал себя одиноким почти всю свою жизнь. В первую очередь, он был обеспокоен тем, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать ни в каких рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и сделало его одиноким узником.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»
Автор написал его уже в зрелом возрасте, в 1840 году. Поэт создал произведение после того, как состоялась его дуэль с Э. Барантом. И он был опубликован лишь через несколько месяцев в «заметках». Тема тюрьмы и заточения продолжается.
В нем заключение в камере неразрывно связано с чувством одиночества. Это вызвано конфликтом поэта с внешним миром. Здесь описаны эмоциональные переживания автора, потому что его идеалы никак не перекликаются с существующей реальностью.
Поэма состоит из пяти строф и представлена как монолог, раскрывающий противостояние общества и человека, тюремное заключение и свободу. Цитата «темница — голубое небо» создает конфликт. Молчание: так поэт выражает свою связь с заключением, а тюрьма в данном случае распространяется на все, что его окружает. А «вольные птицы», развлекающиеся на небосводе, подразумевают чувство свободы.
Рыцарь очень переживает, что должен сидеть в плену, даже если ему придется выйти победителем или погибнуть в бою. Все его смелые подвиги ушли на второй план, и теперь остались только грустные мысли и простая жизнь в ожидании своей смерти.
Подробная метафора содержится в стихе 3, где поэт ввел словарный запас, который еще больше подчеркивает бездействие героя. Он скован, заколдован. Ведь выбраться из каменных стен очень сложно.
4-я колонна выстроена по образным модификациям (щит — дверь в темницу, козырек шлема — решетка бойницы). Словосочетания показывают, как бороться за свободную жизнь — это камень, железо. Художественное свойство достигается за счет внутренней параллельности образов. Герой, осознав свою несвободу, хочет сбежать из плена. Но за счет различных художественных приемов трагическое отчаяние всего положения рыцаря усиливается.
В пятом стихе есть синтаксическая оппозиция первым четырем. Здесь всего три предложения, два мотивируют, приказывают что-то сделать для достижения цели. И тут начинают появляться легкие настроения. Однако герой не сломлен, он еще не побежден. Он не сложит оружия. И здесь отражены мучения самого поэта.
Я молча сижу под окном тюрьмы, отсюда видно голубое небо: Все вольные птицы играют в небе; Глядя на них, я чувствую боль и стыд.
Поэма «Пленный рыцарь», написанная в 1840 году, принадлежит к зрелым произведениям М. Лермонтова. Проводя аналогичную аналогию, Лермонтов дает понять, что он чувствует себя в точности как плененный рыцарь, который хотел бы осуществить свое жизненное предназначение, но лишен этой возможности.
387. OZ. 1841, п. 8. — — Нагрудники на копии ПД, тетр. 15. Предположительно датирована 1840 годом. Статья завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написана в марте-апреле. Несмотря на дворянское происхождение, Михаил Лермонтов только в раннем детстве почувствовал себя по-настоящему свободным.
Поэтому Лермонтов считал себя заложником времени и социальных устоев, понимая, что в этом случае невозможно получить духовную свободу. Геннадий Бортников скончался в Москве 24 марта 2007 года от сердечного приступа. Произведения Лермонтова получили большой резонанс в живописи, театре, кино.
Но вскоре он понял, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать половину Европы, как Наполеон, все равно этого никто не оценит. В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов не раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение второму варианту. Однако следует учитывать, что Лермонтов был очень самокритичен и считал свои произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, юношеским развлечением, не достойным внимания.
Свободная жизнь в этом стихотворении также выступает как безусловная ценность, но она больше не доступна «пленному рыцарю», потому что внутренняя связь с ней разорвана.
Он оказал большое влияние на крупнейших русских писателей и поэтов 19 и 20 веков. Драма Лермонтова оказала огромное влияние на развитие театрального искусства. Предположительно датировано апрелем 1840 года, когда Лермонтов находился под арестом за дуэль с сыном французского посланника Э де Баранта. Вероятно, он был создан поэтом в марте-апреле 1840 года, находясь под арестом после дуэли с Э. Барантом.
Лермонтов вводит в стихотворение лексику, подчеркивающую беспомощность и пассивность героя: скованный, заколдованный, сокрушительный. Прилагательное «камень» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться. Беги быстрее, время нестабильно! Я задыхался под новой броней! Смерть, когда мы придем, за стремя мое схватит, — Забрало с лица порву и сорву.
1840 г., когда поэт был арестован за дуэль с Э де Барантом. Эта работа вошла в общественное достояние. Прежде всего отсутствие свободы. При этом автор говорит, имея в виду свою собственную жизнь, которую он считает бесполезной, бесполезной и никому не нужной. В наши дни психологи назвали бы такое поведение кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается и понимает, что ему нечего оставить потомкам.
Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, судьба поэта сложилась бы совсем иначе, и он смог бы понять, что литература — его главная цель жизни. Быстрое время — мой конь неизменен, Забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Мой щит — чугунные двери тюрьмы.
С 1963 года в Московском театре. Моссоветто. В театре. Моссовет Бортников играл до последних дней, сыграв самые разные роли. В конце жизни он выпустил новую комедию «Капризы любви, или Капризы Марианны», где исполнил главную роль, как автор сценографии и как автор костюмов. Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814 г., Москва — 15 июля 1841 г., Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.
Его стихи стали настоящим сокровищем для оперного, симфонического и романтического творчества, многие из них стали популярными песнями. Впервые стихотворение было опубликовано годом позже в восьмом номере «Отечественных записок». Произведение, состоящее из пяти строф, представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и рабства.
Единственным выходом из этой ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках поэмы «Пленный рыцарь». Настоящим для рыцаря являются мучительные мысли и бессмысленная растительность, ожидающая смерти, потому что все подвиги в прошлом: «Я помню только древние битвы».
Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно?
Какие мысли и настроения есть у лирического героя? Какими средствами они передаются (эпитеты, метафоры, антитезы и т.д.)? Приведите конкретные примеры из текста.
Настроением печали, тоски и стыда обладает лирический герой, остро переживающий свою несвободу. Настроение усиливается противопоставлением его положения и свободной птицы (прием антитезиса). В его голове сорваны «греховная молитва» и «песни во славу любимой», «древние битвы», ставшие главными в его жизни. Представления о неволе, рабстве, даже духовном, отражены в метафорах каменного панциря, каменного шлема. У рыцарей такой формы не было. С одной стороны, они могут ассоциироваться со стенами тюрьмы (в этом смысле разворачивается метафора), с другой — восприниматься как отражение духовного заточения.
Почему заключенному больно и стыдно? Герой чувствует себя виноватым?
Больно, и ему стыдно, что он сдался. В этом он видит свою вину. «Я задыхался под новой броней». Что означает эта новая броня для заключенного: стены подземелья? Подземные двери? И т.д.? Не исключено, что невозможность достижения свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духовной. Мне стыдно за свою беспомощность. Литературный критик Ю. М. Лотман видит в монологе лирического героя тень горькой самоиронии, «которая преодолевается в последнем стихе, где по этическому кодексу рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть…».
Что означает название стихотворения? Ю. М. Лотман считает, что в нем содержится определенное противоречие: «само понятие« рыцарь »включает в наши умы идеи отваги, воинственности, военных подвигов, но никоим образом не соглашается с понятиями плена, заточения и тюрьмы» с такой интерпретацией названия? Обоснуйте свое мнение.
С мнением Ю следует согласиться. М. Лотман. Мне кажется, что героя называют рыцарем, потому что у него большой потенциал для свободных действий. Его трагедия в том, что он абсолютно лишен этой возможности. И если в других стихотворениях Лермонтова на тему тюрьмы герой жаждет освобождения, то есть достижения воли, то в «Пленном рыцаре» достичь свободы поможет только смерть.
Какие реалии жизни Лермонтова и окружающей действительности отражены в этом стихотворении?
Поэма написана в 1840 году, когда Лермонтов находился под арестом за дуэль с де Барантом.
Время реакции после восстания декабристов, ограничение свободы в обществе: вот те реалии действительности, которые могли быть отражены в стихотворении. Пессимистические настроения из-за несвободы духа и инертности подрастающего поколения в этих условиях нашли отражение в таких стихах Лермонтова, как «Монолог», «Дума».
Во многих стихах Пушкина и Лермонтова заключенный мечтает об освобождении из плена. Здесь герой видит свое освобождение в смерти. Как вы думаете, почему он с нетерпением ее ждет?
Ответ на этот вопрос уже получен полностью (см. Вопросы 1–4).
Какие темы развиваются во втором стихе? Что подчеркивают слова «старый» и «помню»? Какой цвет они придают чувствам героя?
Тема битвы, военного предприятия, тема любви. Однако здесь они противоположны друг другу. Рыцарь всегда должен был иметь женщину сердца и исполнять ей серенаду. Однако заточение затмевает эту сторону жизни рыцаря, и он помнит только прошлые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд на его нынешнем положении заставляют его вспоминать древние битвы как главную ценность своей свободной жизни. Он не мечтатель, а воин. Трагедия его положения в том, что война и свобода остались в прошлом. В этом смысл слов «старый» и «запомнить» — все, что остается пленному рыцарю.
Третья и четвертая комнаты, по словам Ю. М. Лотман, представляю развернутую метафору. Проанализируйте его и раскройте его значение.
Смысл метафоры в том, что изображенные Лермонтовым детали темницы превращаются в части рыцарского оружия. Эта метафора помогает ощутить столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — битва. У каждого из них есть свои особенности. Противопоставление тюрьмы и битвы — это противоположность камня и железа. Железо вызывает ассоциации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения плененный рыцарь
- анализ стихотворения пленного рыцаря Лермонтова
- какими мыслями и настроениями обладает лирический герой
- анализ пленного рыцаря
- анализ пленного рыцаря Лермонтова
Сохрани к себе на стену!
«Пленный рыцарь» анализ стихотворения Лермонтова
Поэма «Пленный рыцарь», написанная в 1840 году, принадлежит к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, он был создан поэтом в марте-апреле 1840 года, находясь под арестом после дуэли с Э. Барантом. Стихотворение впервые было опубликовано годом позже в восьмом номере «Отечественных записок».
«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Унаследовав традиции «рыцарской баллады» — характерных образов и ритмической организации, стихотворение лишено сюжетного развития.
Основная причина заключения — отсутствие свободы — тесно переплетается с чувством трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагизм поэта, считавшего, что духовная свобода возможна только вне рамок земного существования. Поэма выражает душевные страдания героя из-за несоответствия существующей действительности идеалам и подчеркивает отчаяние ожидания свободы.
Композиционно сложенное из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и рабства.
Конфликт объявлен в первом стихе антитезой «темница — голубое небо». Слово «безмолвный» вызывает ассоциацию с неволей, а весь мир оказывается тюрьмой для героя, а свободу — «вольных птиц», играющих в небе, — едва видно из тесноты окна. Подземелье метафорически означает жизнь в неволе, в рабстве.
Рыцарь «ранен и пристыжен» — ведь он был побежден и взят в плен, хотя по рыцарскому кодексу чести он должен был победить или погибнуть в битве.
Настоящим для рыцаря являются мучительные мысли и бессмысленная растительность, ожидающая смерти, потому что все подвиги в прошлом: «Я помню только древние битвы». Герой пассивен — ему в этой жизни тесно, он нас буквально душит: «задыхается .. задыхается».
Третий стих вводит расширенную метафору, в которой элементы рыцарских доспехов становятся частью тюрьмы. Лермонтов вводит в стихотворение лексику, подчеркивающую беспомощность и пассивность героя: скованный, заколдованный, сокрушительный. Прилагательное «камень» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.
В четвертом стихе, построенном на метонимических переводах с помощью Антитезы Камня и Железа, противопоставляются подземелья, символизирующие рабство и битву, как символ борьбы за свободу. Особенностью стихотворения является внутренний параллелизм образов: центральные образы повторяются в четверостишиях, получая художественное развитие.
Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и пытается убежать от чужой жизни, видя свое освобождение в смерти и ускоряя «летящее время». С помощью Композиции Скрытого Кольца — противопоставления свободы рабству в первом стихе и оппозиции свободы смерти в последнем стихе — поэт усиливает для героя чувство трагической безысходности жизненной ситуации.
Последний стих синтаксически противоположен первым четырем стихам: катрен состоит из трех полных предложений, два из которых являются восклицательными знаками. Императивный лад вводит основные интонации. Рыцарь не побежден, его нежелание сложить оружие, мысленно сдаться своим врагам делает его победителем: именно рыцарь является повелителем смерти, потому что она действует только как его оруженосец, претендент .
Стихотворение написала Дактиль Четвероногий, который в сочетании с твердой женской рифмой придает стихотворению монотонную мелодию, передающую чувство уныния и беспомощности героя. Аллитерация шипящих звуков передает интонацию отчаяния и трагедии.
В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил душевные страдания, вызванные невозможностью самореализации и нежеланием капитулировать перед условностями общества.
Композиция, построение стиха
По композиции это односоставное стихотворение, выражающее мысли заключенного в тюрьму. Заключенный сидит у окна и смотрит на небо, где играют вольные птички. Это единственный доступный ему уголок природы. Вольные птицы выступают против пленника. Пленный-Лермонтов помнит лошадь, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но передает мысль пленному всаднику. Как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя преданных чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.
По форме стихотворение состоит из пяти катренов, написанных в поэтическом измерении четвероногого дактиля, что придает стихотворению объем и передает отчаяние, отчаяние заключенного. Рифма в опере крестовая, все рифмы женские.
Тема и идея стихотворения
Находясь в Ордонанс-Гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка попросила у Шан-Гирея разрешения навестить Лермонтова. Тому не только разрешили пронести в камеру свой меч. О других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его показаниям, пьеса «Сосед» написана в неволе, что перекликается с «Плененным рыцарем». Лирический герой — плененный рыцарь. Тема стихотворения — чувства и мысли заключенного. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Основная идея, конечно же, — свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпической поэмы.
Метафора
В «Пленном рыцаре» Лермонтов часто обращается к метафорам. Его герой — опытный воин, понимающий, что он больше никому не нужен. Устав от своей инерции, он теперь вынужден быть заперт в тюрьме, где забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменен высокими стенами. Время связано с лошадью, которой никто не управляет. Здесь Лермонтов имеет в виду свою собственную жизнь, уже бесполезную, бесцельную и бесполезную. Он хотел исполнить свое предназначение, но был лишен этой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — смерть. Этот образ появляется в последних строчках стихотворения. Более того, смерть воспринимается как помощник, который может поддержать рыцарское стремени, когда оно прибывает. Затем наступает долгожданное избавление от одиночества, эмоционального возбуждения и меланхолии, связанных с несбывшимися мечтами.
История создания стихотворения «Пленный рыцарь»
Поэма «Пленный рыцарь» восходит к 1840 году. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, Белинский посетил его. Воспоминания об этом событии, записанные И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, пришедшего к нему после встречи с поэтом.
Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от разговора с Белинским. А может, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов, потому что в этот момент он создавал новое стихотворение о плененном рыцаре. Ведь, как известно, «немного поэтичный» Вальтер Скотт писал только увлекательные рыцарские романы.