Анализ стихотворения Лермонтова «Валерик»: история создания, тематика и композиция, образы и символы

История написания

Черновик привез в Москву родственник писателя Столыпин после смерти автора. Затем князь Голицын передал копию текста публицисту Самарину. По этой причине существуют разные версии времени, в которое было написано произведение:

  • июль 1840 г. — создание произведения после окончания боев на реке Валерик.
  • 1841 г. — время пребывания поэт в Пятигорске.

Битва у реки Валерик

Работа посвящена битве у реки Валерик. Сам Михаил Юрьевич принимал участие в этой битве, поэтому легко описывает продолжающиеся боевые действия. Читатели словно оказываются вместе с автором на Кавказе, видя, как военные отдыхают и сражаются. Лермонтов с уважением относится к татарской религии. Конечно, в таких ситуациях любые средства хороши, но важно не забывать о человечности.

Работа начинается с обращения автора к своей избраннице Варваре Лопухиной. Его лирический герой не может забыть. Ввиду этого стихотворение совмещает в себе, на первый взгляд, несовместимое: четкое описание боевых действий и любовное письмо.

Послушайте стихотворение Лермонтова Валерик

Жанр и литературное направление

В стихотворении, с одной стороны, нарисованы романтические нотки — невозможность одинокого лирического героя быть рядом с любимой женщиной (в романтике того времени есть повод для безответных чувств). Однако, с другой стороны, персонаж вынужден бороться и старается показать себя с лучшей стороны. Ярко описана битва, что говорит о том, насколько остро человек переживает происходящее.

Казаки вступили в бой с врагами

Читатели ярко представляют казаков, идущих в бой с врагами, отмечают их стойкость и героизм, несмотря на полученные травмы — эти аспекты позволяют отнести стихотворение к реалистическому жанру.

Лирический персонаж не видит смысла в ожесточенных боях, его душа пытается обрести покой, он борется за общество, в котором всех уважают, он не боится быть убитым из-за другой национальности или веры.

Созданное в духе военной лирики с романтической ноткой, это стихотворение является посланием. Отчасти это признание персонажа, отчасти — признание любимого в его чувствах, которые не угасают, в ссылке, во время сражений. Произведение «Валерик» написано в направлении реализма с использованием ямбического тетраметра.

Анализ стихотворения «Валерик» М. Ю. Лермонтов

Опция 1

Поэт М.Ю показал эпизоды из жизни воина и свободолюбивого народа Кавказа. Лермонтова в стихотворении «Валерик», написанном в 1840 году. Это стихотворение написано на основе высказывания поэта о военном деле отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Река Валерик действительно существует и впадает в реку Сунжа, приток правого берега Терека.

С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов принимал участие в боях и, по преданию, вел дневник боевых действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста «Журнала боевых действий» и стихотворения Лермонтова дает представление о том, насколько точно он воспроизвел реальную обстановку похода и в то же время в каком направлении шло поэтическое усвоение материала его наблюдения.

Из сравнения текста стихотворения с соответствующими страницами Журнала военных операций видно, что не только фактическая основа, но и сам стиль, целые предложения Журнала и стихи стихотворения совпадают.

Автор написал эпистолярное стихотворение, в котором выражает свои мысли, чувства, воспоминания, наблюдения.

Тема этого произведения — вечная тема жизни и смерти во всей литературе.

Этим стихотворением Лермонтов хотел показать, что в нашей жизни много забот, тревог, тревог. Сколько вам нужно сделать, узнать, послушать, открыть. Автор хочет, чтобы наша земля безмятежно цвела под голубым и безмятежным небом, чтобы никогда не гремели взрывы, никогда не слышались выстрелы, уносящие человеческие жизни.

В «Валерике» разные изобразительные и выразительные средства. Это эпитеты («широкая тень», «тощие кони»), метафоры («в потоках ручья»), градации («Как звери, в тишине, с сундуком») и т.д.

Размер стиха — двухнотный ямб, рифма лишена какого-либо порядка: рифмы то пересекаются, то охватывают, то соседствуют, и две или три строки могут рифмоваться без какой-либо регулярности. Лермонтов вошел в русскую литературу как преемник традиции Пушкина. Стихи были его жизнью, его творчеством, его протестом.

Поэт чувствует свое одиночество, желание, непонимание; он бесконечно любит свой народ, он четко отделяет настоящий патриотизм от воображаемого. Практически вся его жизнь связана с Кавказом. После окончания кадетского училища Лермонтов ушел корнетом лейб-гвардии гусарского полка и волей судьбы оказался на полюбившемся с детства Кавказе

В заключительных стихах философские

романтическая ирония, воплощенная в повседневной жизни: все описано в стихотворении

в шутку назвал «шуткой» «чудаков», чьи размышления о жизни и смерти

это не заслуживает внимания. В лучшем случае умеют «порадоваться» и ненадолго

мысль и воображение получателя сообщения.

Теперь наша жизнь, жизнь молодежи нашего времени настолько тесно связана с Кавказом, что невозможно не читать стихи Лермонтова, особенно стихотворение «Валерик». Есть на Кавказе особый народ, своеобразная жизнь, дух, обычаи, традиции… В колыбельных поют мамы мальчикам о том, как «злой чеченец ползет по земле, точит кинжал», когда они вырастают. «смело ставьте ногу в стремя и возьмите ружье…» Они не могут иначе, таков их образ жизни, закон их предков. В их легендах прославляются отвага и героизм, выдержка и отвага, выдержка и терпение.

Да, это такие люди, которые не прощают обид, веками мстя за кровь своих умерших предков. От деда к отцу, от отца к сыну передается кровавый договор: «Убей врага!» А череда убийств продолжается веками, даже тысячелетиями. «Чеченский след» был обнаружен при расследовании массовых убийств невинных людей, когда были взорваны жилые дома в Москве и Волгодонске.

Захват заложников в Москве во время выступления мюзикла «Норд-Ост» осуществили чеченские террористы. Этот проклятый список продолжится? Можно продолжать вечно… Но разве это необходимо? И кому это нужно, кому это выгодно?

понятно, что не для нас, простых людей, любящих жизнь, своих близких, родных.

Вариант 2

Судьба распорядилась, что Михаил Лермонтов был вынужден бросить университет и решил связать свою жизнь с армией. С детства мечта совершить подвиг будоражила воображение молодого поэта, который считал, что родился слишком поздно и не сможет принять участие в Отечественной войне 1812 года.

По этой причине, когда на Кавказе начались боевые действия, Лермонтов поступил в кавалерийское кадетское училище, а уже в 1832 году в чине корнета поступил на службу в гвардейский полк. По воспоминаниям современника, Лермонтов отличался очень бунтарским и невменяемым характером, хотя люди, достаточно близко знавшие его, утверждали иное.

Поэтому исследователи творчества этого поэта склоняются к предположению, что он сознательно бросил вызов обществу, ища ссылки на Кавказ. Так или иначе, но Лермонтов добился своей цели и в 1837 году поступил в действующую армию, которая располагалась в районе Тифлиса. Однако во время второй кавказской ссылки поэту пришлось принять участие в настоящих боевых действиях, а битва у реки Валерик легла в основу одноименной поэмы, написанной в 1840 году.

Он начинается как любовное письмо, адресованное очень специфической женщине — Варваре Лопухиной, к которой поэт до самой смерти питал очень нежные чувства. Однако тон письма полностью лишен романтики, так как Лермонтов сознательно развенчивает миф о влюбленности. Обратите внимание, что у него нет духовной близости с тем, кому адресовано послание, и это результат тех трагических событий, свидетелем которых довелось поэт.

На фоне кровавой бойни, разразившейся на берегу далекой реки, Михаил Лермонтов воспринимает свое увлечение этой молодой женщиной как детское. И после памятной битвы он так далек от вековой условности, что больше не хочет играть в игру под названием «любовь», то демонстрируя то ревность и холодность, то радость и привязанность.

Вся эта забава для поэта осталась в прошлом, словно проводя черту между его прошлой жизнью, в которой сияли шары, и настоящим, где царят хаос, смятение и смерть. Однако Лермонтов все еще не может отказаться от того, что пленило его воображение на протяжении многих лет, поэтому он делает выверенный шаг, пытаясь выставить себя в неблагоприятном свете.

Автор надеется, что после откровений о настоящей войне, лишенной прикрас, его назовут чудаком, а его избранница сделает первый шаг в разрыве отношений. Поэтому поэт обращается к ней с некоторой долей иронии, пытаясь причинить ей боль и причинить боль.

Вторая часть стихотворения непосредственно посвящена боевым действиям, и здесь автор дает волю своим переживаниям, рассказывая, как «звенят ружья» и «началась резня». Конечно, такие строчки отнюдь не предназначены для светских львиц, мечтающих о танцах и театре.

Однако Лермонтов сознательно использует этот прием, чтобы показать контраст двух миров, столь близких и столь недоступных. В одном из них самая большая печаль — отсутствие внимания со стороны джентльменов, а в другом люди умирают за высокие идеалы на глазах у своих верных соратников, и их жизнь абсолютно ничего не стоит.

В третьей части стихотворения Лермонтов снова переходит от повествования к общению с любимой, хотя очень старается замаскировать свои чувства. «В мирской радости тревогу диких войн развлекают», — отмечает поэт, предполагая, что такие чувства испытывает все светское общество, для которого поездка на Кавказ воспринимается как увлекательное приключение. Однако Лермонтов знает цену подобным поездкам, поэтому искренне завидует тем, кто не знает, что такое смерть солдат, и понимает, что эту жертву все равно никто не оценит.

Вариант 3

Поэма «Валерик» была написана Михаилом Лермонтовым во время его второй кавказской ссылки в 1840 году. Три года спустя она впервые была опубликована в альманахе «Утренняя заря». Произведение описывает битву на реке Валерик, в которой принимал участие поэт. Он был в отряде генерала Галафеева. Это подразделение вело активные боевые действия в Чечне.

Тема произведения вечна и актуальна для всего человечества. Это осознание хрупкости, красоты и ценности жизни перед лицом смертельной опасности в беспощадной и бессмысленной войне.

Жанр стихотворения можно определить как редкое сочетание любовной и военной лирики, где присутствуют пейзажные зарисовки, философские размышления и сцены из высокогорной жизни. Это исповедь героя любимой. Оно было адресовано Варваре Лопухиной, к которой Лермонтов много лет питал нежные чувства.

Первая и последняя части стихотворения, где поэт рассказывает о своей любви, словно обрамляют основную часть произведения, описывающую битву. Такой композиционный прием удачно объединяет переживания героя и трагические события войны в единое целое.

Первая часть хоть и нацелена на любимую женщину, но полностью лишена романтического настроения. Лермонтов оправдывает это тем, что после пережитой им кровавой расправы прежние чувства кажутся ему игрой. Все светские развлечения остались для поэта в прошлом, но в реальной жизни царят отчаяние и хаос. Однако автор не может отказаться от давней искренней привязанности, поэтому пытается оттолкнуть возлюбленную иронией и воспоминаниями о пережитом ужасе. Считает, что любимые равнодушны к нему, у них нет духовной близости.

В душе мы чужие друг другу,

Да родства души вряд ли есть.

Вторая часть стихотворения описывает военные действия. Здесь меняется тон рассказа, увеличивается количество тире в предложении в соседних строках. Лермонтов вводит много глаголов, избегает личных местоимений: «дело началось», «подошел», «вдруг понесся с бумом». Все это создает образ хаоса и нервозности, движения безличных масс, уродливой реальности.

После битвы снова появляются образы отдельных людей: солдата, генерала, лирического героя. Лермонтов, как и в «Бородино», показывает боевые действия с точки зрения их нормального участника. Эта новая для того времени техника находит выражение в точных и простых описаниях, как, например, в сцене с умирающим капитаном.

Особую трагедию происходящего автор видит в том, что русские и горцы, свободный и гордый дух которых вызывает глубокое уважение, должны убить друг друга в этом бессмысленном и кровавом конфликте. Как и в других произведениях, посвященных Кавказу, Лермонтов выражает несогласие с методами присоединения этих территорий к России.

И с тайной грустью и сердцем

Я подумал: жалкий человек.

Чего он хочет! .. Небо ясное,

Под небом много места для всех

Но беспрерывно и напрасно

Один во вражде — почему?

В стихотворении автор ни разу не называет врагов чеченцами. Используйте только положительные определения: «горцы», «смельчаки». И прежде чем описать жестокую битву, он даже признается в любви к этому народу. Характерен и образ лирического героя «кунака» — чеченца Галуба.

Жестокую военную прозу автор противопоставляет поэзии природы, грубому языку воинских повелений, торжественному и величественному стилю, в котором он описывает горный пейзаж. Вершины «гордых и спокойных» гор должны напоминать человеку о вечности, стремящемся достичь духовных высот.

Третья часть стихотворения снова адресована возлюбленным. Лирический герой пытается представить свои глубокие мысли и чувства за эксцентричность, горько полагая, что страхи войны кажутся дикими и нелепыми среди вековых забав. При этом Лермонтов дает понять, что так думает не только его возлюбленная, но и все светское общество.

В стихотворении «Валерик» поэт использовал самые разные изобразительные средства. Движущийся тетраметр и двуногий ямб, неправильная рифма нескольких строф подряд, многочисленные суперсхематические акценты, непрозрачные, перекрещенные и смежные рифмы с удивительной точностью передают как естественные интонации диалогов, и нерегулярный ритм битвы, так и ритм боя величие горных вершин и слегка ироничные философские рассуждения автора.

Белинский оценил значение «Валерика» в творчестве Лермонтова как проявление его особого таланта. Поэт умел смотреть прямо на правду и чувства, не приукрашивая их.

Анализ стихотворения «Валерик» М. Ю. Лермонтов

Опция 1

Поэт М.Ю показал эпизоды из жизни воина и свободолюбивого народа Кавказа. Лермонтова в стихотворении «Валерик», написанном в 1840 году. Это стихотворение написано на основе высказывания поэта о военном деле отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Река Валерик действительно существует и впадает в реку Сунжа, приток правого берега Терека.

С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов принимал участие в боях и, по преданию, вел дневник боевых действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста «Журнала боевых действий» и стихотворения Лермонтова дает представление о том, насколько точно он воспроизвел реальную обстановку похода и в то же время в каком направлении шло поэтическое усвоение материала его наблюдения.

Из сравнения текста стихотворения с соответствующими страницами Журнала военных операций видно, что не только фактическая основа, но и сам стиль, целые предложения Журнала и стихи стихотворения совпадают.

Автор написал эпистолярное стихотворение, в котором выражает свои мысли, чувства, воспоминания, наблюдения.

Тема этого произведения — вечная тема жизни и смерти во всей литературе.

Этим стихотворением Лермонтов хотел показать, что в нашей жизни много забот, тревог, тревог. Сколько вам нужно сделать, узнать, послушать, открыть. Автор хочет, чтобы наша земля безмятежно цвела под голубым и безмятежным небом, чтобы никогда не гремели взрывы, никогда не слышались выстрелы, уносящие человеческие жизни.

В «Валерике» разные изобразительные и выразительные средства. Это эпитеты («широкая тень», «тощие кони»), метафоры («в потоках ручья»), градации («Как звери, в тишине, с сундуком») и т.д.

Размер стиха — двухнотный ямб, рифма лишена какого-либо порядка: рифмы то пересекаются, то охватывают, то соседствуют, и две или три строки могут рифмоваться без какой-либо регулярности. Лермонтов вошел в русскую литературу как преемник традиции Пушкина. Стихи были его жизнью, его творчеством, его протестом.

Поэт чувствует свое одиночество, желание, непонимание; он бесконечно любит свой народ, он четко отделяет настоящий патриотизм от воображаемого. Практически вся его жизнь связана с Кавказом. После окончания кадетского училища Лермонтов ушел корнетом лейб-гвардии гусарского полка и волей судьбы оказался на полюбившемся с детства Кавказе

В заключительных стихах философские

романтическая ирония, воплощенная в повседневной жизни: все описано в стихотворении

в шутку назвал «шуткой» «чудаков», чьи размышления о жизни и смерти

это не заслуживает внимания. В лучшем случае умеют «порадоваться» и ненадолго

мысль и воображение получателя сообщения.

Теперь наша жизнь, жизнь молодежи нашего времени настолько тесно связана с Кавказом, что невозможно не читать стихи Лермонтова, особенно стихотворение «Валерик». Есть на Кавказе особый народ, своеобразная жизнь, дух, обычаи, традиции… В колыбельных поют мамы мальчикам о том, как «злой чеченец ползет по земле, точит кинжал», когда они вырастают. «смело ставьте ногу в стремя и возьмите ружье…» Они не могут иначе, таков их образ жизни, закон их предков. В их легендах прославляются отвага и героизм, выдержка и отвага, выдержка и терпение.

Да, это такие люди, которые не прощают обид, веками мстя за кровь своих умерших предков. От деда к отцу, от отца к сыну передается кровавый договор: «Убей врага!» А череда убийств продолжается веками, даже тысячелетиями. «Чеченский след» был обнаружен при расследовании массовых убийств невинных людей, когда были взорваны жилые дома в Москве и Волгодонске.

Захват заложников в Москве во время выступления мюзикла «Норд-Ост» осуществили чеченские террористы. Этот проклятый список продолжится? Можно продолжать вечно… Но разве это необходимо? И кому это нужно, кому это выгодно?

понятно, что не для нас, простых людей, любящих жизнь, своих близких, родных.

Вариант 2

Судьба распорядилась, что Михаил Лермонтов был вынужден бросить университет и решил связать свою жизнь с армией. С детства мечта совершить подвиг будоражила воображение молодого поэта, который считал, что родился слишком поздно и не сможет принять участие в Отечественной войне 1812 года.

По этой причине, когда на Кавказе начались боевые действия, Лермонтов поступил в кавалерийское кадетское училище, а уже в 1832 году в чине корнета поступил на службу в гвардейский полк. По воспоминаниям современника, Лермонтов отличался очень бунтарским и невменяемым характером, хотя люди, достаточно близко знавшие его, утверждали иное.

Поэтому исследователи творчества этого поэта склоняются к предположению, что он сознательно бросил вызов обществу, ища ссылки на Кавказ. Так или иначе, но Лермонтов добился своей цели и в 1837 году поступил в действующую армию, которая располагалась в районе Тифлиса. Однако во время второй кавказской ссылки поэту пришлось принять участие в настоящих боевых действиях, а битва у реки Валерик легла в основу одноименной поэмы, написанной в 1840 году.

Он начинается как любовное письмо, адресованное очень специфической женщине — Варваре Лопухиной, к которой поэт до самой смерти питал очень нежные чувства. Однако тон письма полностью лишен романтики, так как Лермонтов сознательно развенчивает миф о влюбленности. Обратите внимание, что у него нет духовной близости с тем, кому адресовано послание, и это результат тех трагических событий, свидетелем которых довелось поэт.

На фоне кровавой бойни, разразившейся на берегу далекой реки, Михаил Лермонтов воспринимает свое увлечение этой молодой женщиной как детское. И после памятной битвы он так далек от вековой условности, что больше не хочет играть в игру под названием «любовь», то демонстрируя то ревность и холодность, то радость и привязанность.

Вся эта забава для поэта осталась в прошлом, словно проводя черту между его прошлой жизнью, в которой сияли шары, и настоящим, где царят хаос, смятение и смерть. Однако Лермонтов все еще не может отказаться от того, что пленило его воображение на протяжении многих лет, поэтому он делает выверенный шаг, пытаясь выставить себя в неблагоприятном свете.

Автор надеется, что после откровений о настоящей войне, лишенной прикрас, его назовут чудаком, а его избранница сделает первый шаг в разрыве отношений. Поэтому поэт обращается к ней с некоторой долей иронии, пытаясь причинить ей боль и причинить боль.

Вторая часть стихотворения непосредственно посвящена боевым действиям, и здесь автор дает волю своим переживаниям, рассказывая, как «звенят ружья» и «началась резня». Конечно, такие строчки отнюдь не предназначены для светских львиц, мечтающих о танцах и театре.

Однако Лермонтов сознательно использует этот прием, чтобы показать контраст двух миров, столь близких и столь недоступных. В одном из них самая большая печаль — отсутствие внимания со стороны джентльменов, а в другом люди умирают за высокие идеалы на глазах у своих верных соратников, и их жизнь абсолютно ничего не стоит.

В третьей части стихотворения Лермонтов снова переходит от повествования к общению с любимой, хотя очень старается замаскировать свои чувства. «В мирской радости тревогу диких войн развлекают», — отмечает поэт, предполагая, что такие чувства испытывает все светское общество, для которого поездка на Кавказ воспринимается как увлекательное приключение. Однако Лермонтов знает цену подобным поездкам, поэтому искренне завидует тем, кто не знает, что такое смерть солдат, и понимает, что эту жертву все равно никто не оценит.

Вариант 3

Поэма «Валерик» была написана Михаилом Лермонтовым во время его второй кавказской ссылки в 1840 году. Три года спустя она впервые была опубликована в альманахе «Утренняя заря». Произведение описывает битву на реке Валерик, в которой принимал участие поэт. Он был в отряде генерала Галафеева. Это подразделение вело активные боевые действия в Чечне.

Тема произведения вечна и актуальна для всего человечества. Это осознание хрупкости, красоты и ценности жизни перед лицом смертельной опасности в беспощадной и бессмысленной войне.

Жанр стихотворения можно определить как редкое сочетание любовной и военной лирики, где присутствуют пейзажные зарисовки, философские размышления и сцены из высокогорной жизни. Это исповедь героя любимой. Оно было адресовано Варваре Лопухиной, к которой Лермонтов много лет питал нежные чувства.

Первая и последняя части стихотворения, где поэт рассказывает о своей любви, словно обрамляют основную часть произведения, описывающую битву. Такой композиционный прием удачно объединяет переживания героя и трагические события войны в единое целое.

Первая часть хоть и нацелена на любимую женщину, но полностью лишена романтического настроения. Лермонтов оправдывает это тем, что после пережитой им кровавой расправы прежние чувства кажутся ему игрой. Все светские развлечения остались для поэта в прошлом, но в реальной жизни царят отчаяние и хаос. Однако автор не может отказаться от давней искренней привязанности, поэтому пытается оттолкнуть возлюбленную иронией и воспоминаниями о пережитом ужасе. Считает, что любимые равнодушны к нему, у них нет духовной близости.

В душе мы чужие друг другу,

Да родства души вряд ли есть.

Вторая часть стихотворения описывает военные действия. Здесь меняется тон рассказа, увеличивается количество тире в предложении в соседних строках. Лермонтов вводит много глаголов, избегает личных местоимений: «дело началось», «подошел», «вдруг понесся с бумом». Все это создает образ хаоса и нервозности, движения безличных масс, уродливой реальности.

После битвы снова появляются образы отдельных людей: солдата, генерала, лирического героя. Лермонтов, как и в «Бородино», показывает боевые действия с точки зрения их нормального участника. Эта новая для того времени техника находит выражение в точных и простых описаниях, как, например, в сцене с умирающим капитаном.

Особую трагедию происходящего автор видит в том, что русские и горцы, свободный и гордый дух которых вызывает глубокое уважение, должны убить друг друга в этом бессмысленном и кровавом конфликте. Как и в других произведениях, посвященных Кавказу, Лермонтов выражает несогласие с методами присоединения этих территорий к России.

И с тайной грустью и сердцем

Я подумал: жалкий человек.

Чего он хочет! .. Небо ясное,

Под небом много места для всех

Но беспрерывно и напрасно

Один во вражде — почему?

В стихотворении автор ни разу не называет врагов чеченцами. Используйте только положительные определения: «горцы», «смельчаки». И прежде чем описать жестокую битву, он даже признается в любви к этому народу. Характерен и образ лирического героя «кунака» — чеченца Галуба.

Жестокую военную прозу автор противопоставляет поэзии природы, грубому языку воинских повелений, торжественному и величественному стилю, в котором он описывает горный пейзаж. Вершины «гордых и спокойных» гор должны напоминать человеку о вечности, стремящемся достичь духовных высот.

Третья часть стихотворения снова адресована возлюбленным. Лирический герой пытается представить свои глубокие мысли и чувства за эксцентричность, горько полагая, что страхи войны кажутся дикими и нелепыми среди вековых забав. При этом Лермонтов дает понять, что так думает не только его возлюбленная, но и все светское общество.

В стихотворении «Валерик» поэт использовал самые разные изобразительные средства. Движущийся тетраметр и двуногий ямб, неправильная рифма нескольких строф подряд, многочисленные суперсхематические акценты, непрозрачные, перекрещенные и смежные рифмы с удивительной точностью передают как естественные интонации диалогов, и нерегулярный ритм битвы, так и ритм боя величие горных вершин и слегка ироничные философские рассуждения автора.

Белинский оценил значение «Валерика» в творчестве Лермонтова как проявление его особого таланта. Поэт умел смотреть прямо на правду и чувства, не приукрашивая их.

Смысл

С одной стороны, основная идея стихотворения — противопоставление горячего отношения к любимой и пыла битвы; с другой стороны, это письмо с предупреждением, поэт считает, что войны быть не должно, не дай Бог никому увидеть смерть вблизи, считает поэт.

Этим произведением поэт несет ответственность перед любимой и собой в совершенных поступках. Возможно, ему стоило больше настоять на руке Барбары, чтобы быть храбрым, как в битве с Валериком, и тогда он был бы счастлив. Это основная идея его мыслей. К сожалению, благодаря этому произведению, а также биографии поэта мы понимаем, что жизнь с нами не всегда справедлива. Однако так поступали сами люди.

Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтов «Валерик»

Опция 1

Михаил Юрьевич с раннего детства увлекался военной тематикой. Его вдохновили подвиги деда и отца. М. Лермонтов собирался связать свою жизнь с армией, он хотел служить Родине, делать что-то нужное и благородное. Писателя как будто привлекал Кавказ и те военные действия, которые там происходили. Поступив в кавалерийское училище, Лермонтов вступил в ряды Гвардейского полка в чине корнета.

Времена были тяжелые, но это не испугало мальчика, который так жаждал действий. В 1840 году на реке Валерик произошел бой между чеченскими повстанцами и русским полком. Лермонтов тоже принимал участие в этой битве. Он был мятежным и невменяемым. Хотя другие говорили, что во время битвы он проявил доблесть, честь и героизм, которые длится так долго. Именно битва на реке стала основой для написания стихотворения.

Лермонтов приступает к работе над стихом сразу после боя. Стихотворение на первый взгляд написано достаточно просто, но имеет излишне сложную композицию по своему замыслу. Поэма «Валерик» дает понять, что на Кавказе живет особый народ. У них есть свои костюмы и костюмы. Мальчики, становясь все сильнее и сильнее, готовы на все, чтобы защитить свою землю от врага.

Это их образ жизни, иначе они не могут жить. Они отважны и отважны, готовы идти до конца, не зря их героизм воспевается в местных легендах. Автор подробно описывает детали боя. На фоне кровопролития есть место тем чувствам любви, которые мучают главного героя. Этим стихом Лермонтов хочет передать не только чувства героя любви, даже не приобретенный военный опыт, это выражение чувств и воспоминаний о тяжелом периоде, который он прожил в боях.

«Валерик» — это как признание главного героя в адрес любимой женщины. Трагедия произошедшего события в том, что солдаты прошли, сражаясь с врагами, это все как бы предано посланием любимому, ожидая его где-то там, вдали от всего.

Все заканчивается, даже этот бой не стал исключением. После тяжелых рукопашных схваток, многих потерь, уставшая земля и река надолго были омыты «красными водами». Наконец-то проклятый ужасный день закончился, можно вздохнуть с облегчением, но воспоминания все равно никуда не денутся. Они надолго поселились в их душах.

Вариант 2

Одним из детских желаний Михаила Лермонтова было желание совершить подвиг. Он даже считал, что родился очень поздно, потому что проиграл Отечественную войну 1812 года. Скорее всего, следуя детской мечте, он поступил в кадетское кавалерийское училище и в 1832 году получил степень корнета, после чего был награжден полком гвардии.

Свой первый боевой опыт молодой поэт получил во время боев у реки Валерик, когда его во второй раз сослали на Кавказ. Именно эта битва легла в основу поэмы «Валерик», которую поэт написал в 1840 году.

Эту работу можно разделить на три части. Первое из них, адресованное Варваре Лопухиной, — любовное письмо. Для Барбары поэт всю жизнь испытывал чувство любви. Но читая строки стихотворения, мы замечаем, что «письмо» совсем не похоже на любовное письмо, оно лишено всякой романтики, выражения нежных чувств. Поэт пытается развеять мысли о влюбленности.

Он пишет, что теперь между ним и Барбарой больше нет привязанности. Лермонтов, видя ужас войны, говорит, что увлечение Лопухиной — ребячество. Кто сейчас далек от этих извечных забав и не хочет сейчас «играть» с любовью, да и не имеет морального права.

Теперь Лермонтов разделил свою жизнь на то, что было до битвы, и на то, что есть сейчас. Мир, в котором царят светские атрибуты, танцы и вечеринки, противостоит миру, в котором царят смерть и хаос. Однако поэт не желает начинать разрыв с Варварой Лопухиной. В стихотворении она старается показать себя не с лучшей стороны, прекрасно выглядеть, и так, что Варвара, прочитав эти строки, сама стала инициатором прекращения отношений с поэтом.

Во второй части стихотворения Лермонтов дал волю своим переживаниям, описав битву у реки Валерик. Здесь он описывает всю трагедию войны. Этим описанием поэт показывает разницу между двумя мирами. В одном из них невезение — невнимание кавалера к танцу, а в другом — гибель людей из-за призрачных идеалов.

Третья часть «Валерика» снова посвящена общению с возлюбленной Варварой Лопухиной. Поэт в очередной раз старается не выдать своих ласковых чувств к девушке. Лермонтов, обращаясь к Варваре, как бы обвиняя ее и весь высший свет в непонимании трагедии войны. Поэт говорит, что для них путешествия на Кавказ, в места, где происходят сражения, — это светское развлечение.

Лермонтов, зная цену такого путешествия, понимает, что гибель солдат на поле боя никому не нужна, что их подвиги будут забыты и не оценены.

Особенности композиции

Произведение композиционно разделено на три части. Сначала лирический герой обращается к возлюбленной, но тон его абсолютно лишен романтики. Мужчина говорит, что война забрала все иллюзии насчет чувств. Несмотря на то, что привязанность сердца длилась долго, писатель уже не верит в нее и отвергает любимую. Часто усмехается, уверенно говорит о равнодушии девушки к нему.

Поэт описывает битву

Затем поэт описывает саму битву, используя большое количество образов. Это необходимо, чтобы достоверно передать все ужасы войны. Лермонтов сознательно обезличивает военных, что усугубляет бой. Михаил Юрьевич демонстрирует контраст между приговоренными к смертной казни солдатами и светским обществом.

Основная идея третьей части — продемонстрировать светскому обществу, что связь с Кавказом — это совсем не увлекательная прогулка, как думают другие. Действительно, герой обращается к любимой женщине, но здесь четко прослеживаются обобщения. При этом автор не скрывает зависти тех людей, которые не видели ужасов сражений.

Поэт удачно применил композиционный прием: он соединяет в себе чувства любви персонажа и его восприятие сражений.

Темы и проблемы произведения

Здесь автор приводит очень общие, но не менее важные аргументы. А именно: тема любви, войны и реальных жизненных ценностей.

Прочитав это стихотворение, вы задумываетесь, зачем нужны войны? Кому от них удастся лучше? В конце концов, войны приносят только боль, а боль — это та боль, от которой страдают все. Природа тоже показывает ей боль от происходящего. Реки истекают кровью. Эта тема в стихотворении резко поднята и не дает покоя нашему лирическому герою.

Этим письмом Михаил Юрьевич пытается рассказать о тех страшных днях, которые ему пришлось пережить, и о том, с каким злом ему пришлось столкнуться. Скорее всего, он хочет показать любимой, через что ему пришлось пройти и через что он прошел.

Еще он говорит, что обязательно постарается достучаться до девушки и ни перед чем не остановиться.

Очень четко показана проблема отношения человека к войне. Ведь именно на поле боя он по-настоящему раскрывается и проявляет свои качества. Автор показывает весь ужас воинов, готовых схватить друг друга в любой момент. Но будет ли от этого польза? Нет, конечно нет. Зло никогда не сеет добра. Это автор и пытается осветить основную тему и проблему работы.

Военные действия должны касаться только тех людей, которые выбрали эту профессию и охраняют границы государства. Их главная ответственность должна заключаться в том, чтобы ужасы войны никогда не касались мирных жителей, женщин и детей.

Тематика и проблематика

Изучение краткого анализа стихотворения М.Ю. «Валерик». Лермонтова нельзя игнорировать аргументы, которые автор затрагивает в своем творчестве. Это прежде всего тема любви, боевых действий и выживания в тяжелых условиях, истинных ценностей человеческой жизни и сострадания. Читатели невольно задумываются о том, сколько неприятностей доставляют сражения, даже если реки впоследствии станут кровавыми.

Своими сообщениями лирический герой пытается доказать любимой, что именно он пережил. Скорее всего, он пытается вызвать симпатию любимой женщины.

Лермонтов искал союза с Лопухиной

В реальной жизни поэт не смог добиться разрешения на союз с Лопухиной, но продолжает показывать свою готовность всеми способами добиться положения красоты, причем не только на войне, но и в своем послании. Кроме того, стихотворение затрагивает многие общие человеческие проблемы.

Некоторые из них:

  • отношение людей к войне;
  • храбрость в бою;
  • недостижимое взаимопонимание разных народов;
  • взаимопомощь на полях сражений.

Сражения представляются читателям как звери, злые пчелы, готовые в любой момент укусить друг друга, но во всем этом есть смысл. Отсутствие последнего — основная проблема, которую ставит Лермонтов.

Ужасы войны волнуют только солдат, стоящих на страже Отечества. Их главная задача — сделать так, чтобы мирное население не увидело ужасов смерти, особенно женщин и детей.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и идей автор также использует множество приемов:

  • Эпитеты: «остывший разум», «трудные годы», «холодная мысль», «последний цвет», «больная душа», «медные ружья”.
  • Метафоры — «чтение страниц прошлого», «лицемерие сердцем», «я протащил цепь трудных лет», «ношу свой крест», «штыки горят», «мрачный и лукавый взгляд”.
  • Выдача себя за другое лицо — «сердце спит”.

Эти средства выражения помогают ему говорить правду о своих чувствах и переживаниях, не скрывая их.

Предыдущий

Анализ стихотворения «Жираф» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко — анализ, тема, лирический герой

Следующий

Анализ стихотворения «Нат!» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко — идея, лирический герой, метафоры, смысл

Образы и символы стихотворения

Если внимательно проанализировать стихотворение, становится понятно, что автор хочет показать отважных казачьих воинов и противостоящие войска горцев. Особняком стоит девушка, читающая письмо, и лирический герой, искренне верящий, что любимой женщине никогда не придется столкнуться со всеми ужасами войны.

Умиротворяющие образы, символизируемые белыми занавесками, слабым дымом от фитилей, тесно переплетаются с описаниями беспощадных сражений, людей, проявляющих милосердие к своим погибшим товарищам. Мерцают фуражки противников, их фары и шторы.

Писатель не понимает, зачем спорить, если со временем люди онемели кумирами. Кажется, что сама природа против пролития крови. После смерти капитана генерал продолжает принимать жалобы. Такое ощущение, что никого не волнует, к чему приведет война, но это совсем не так: «седая борода» скорбит по погибшим товарищам. Само место означает «река смерти», поэтому оно предопределило потери с обеих сторон.

Лермонтов «Валерик» — параллель между светской жизнью и войной

Работа начинается как любовное письмо. Автор пишет девушке письмо с войны, но не с признанием в любви, а просто с описанием ее военного быта. Михаил Юрьевич сознательно или неосознанно пытался задеть Варвару, ужалить ее гордость, отогнать от себя. Он считает, что между ними нет духовной близости и виной тому трагические события, произошедшие на Кавказе. Увидев смерти, поэт воспринимает любовь как инфантильную — об этом свидетельствует анализ.

Лермонтовский «Валерик» во второй части прямо описывает боевые действия. Здесь автор раскрашивает битву во все краски и дает волю своим чувствам. Конечно, рассказы о раненых и погибших друзьях, умирающих полководцах никоим образом не предназначены для девушки, светского человека, мечтающего пойти в театр или на бал. Поэт специально сравнивает два мира в своем творчестве — это тоже показывает анализ. Лермонтовский «Валерик» подчеркнул незначительность жизни светских женщин, которым важна только одежда и джентльмены. В то же время он показал судьбу простых солдат, погибших за высокие идеалы.
В третьей заключительной части произведения автор снова обращается к своей возлюбленной. Переодетый Михаил Юрьевич упрекает Лопухину в том, что для нее поездка на Кавказ воспринимается как увлекательное путешествие, светское общество просто не может понять всех трудностей войны — именно это и показывает анализ. «Валерик» Лермонтова говорит о ничтожности человеческих жертвоприношений. Поэт, всю жизнь боровшийся на войну, только в кровопролитном бою понял, что во всем этом нет смысла и ничто не может оправдать смерть человека.

Оцените статью
Блог про М. Ю. Лермонтова