- Сюжетная линия
- Литературный жанр
- История создания
- Композиция лирического произведения
- Художественно-выразительные средства
- Поэтический анализ стихотворения “Бородино”
- Анализ стихотворения «Бородино»
- Краткий анализ «Бородина» Лермонтова
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» Вариант 2
- Разбор произведения
- Особый 1837-й
- Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова Вариант 3
- Бородино М.Ю. Лермонтов
- Рассказать:
- Тема
- Образы и символы
- Композиция
- Жанр, направление и размер
- Основная идея
- 12. Сюжет
- Темы, проблемы, настроение
- История создания
- 18. Актуальность
- Средства художественной выразительности
Сюжетная линия
Сюжет поэмы основан на рассказе пожилого полковника, который повествует о легендарной Бородинской битве во время Отечественной войны 1812 года. Подробное описание событий битвы бывший воин начинает с сожаления о былых временах. Он сетует, что новое поколение не отличается той смелостью, которой были наделены его коллеги, отдавшие свою жизнь на Бородинском поле. Рассказ солдата наполнен гордостью за подвиг народа, который он сам признает. В своих словах он выражает глубокое чувство любви к Родине и единения с народом.
Поэма написана простым и доступным языком и кратко, в цитатной форме, раскрывает субъективный взгляд на события в районе села Бородино, сыгравшие важную роль в исходе русско-французской войны. Лермонтов был первым русским поэтом, который подчеркнул важность простых солдат и всего своего народа в борьбе с захватчиками. Художественно, тонко и точно он описал события битвы, не теряя эмоциональной окраски образов. Поэму автор посвятил главному достоинству русского солдата, которое, как крепкую каменную стену, не сломать.
Литературный жанр
Жанр «Бородино» вводится в оперу, но вместе с тем литературоведы считают ее и балладой, и народной одой. Говоря об опере как о балладе, можно отметить наличие повествовательного характера, но, рассматривая ее как народную оду, следует обратить внимание на восхваление героизма и патриотизма русских солдат. В своих стихах поэт использовал звуковое письмо, благодаря которому очень ярко и богато передал образы сражения и рукопашного боя. Специальная лексика, используемая автором, подчеркивает реалистичность текста.
История создания
Поэма «Бородино» была написана в 1837 году и практически сразу появилась на страницах популярного тогда журнала «Современник». Точная дата зарождения рабочей идеи неизвестна, но по историческим данным автор вынашивал ее с 1832 года. Ключевую роль в ее создании сыграли воспоминания родственника Лермонтова Афанасия Алексеевича Столыпина. Многие нюансы и особенности, описанные поэтом, были заимствованы из его воспоминаний. А по некоторым данным, прототипом рассказчика-полковника стал выдающийся полководец Петр Багратион.
Когда Лермонтов написал «Бородино», это прозвучало как вызов новому поколению людей, неспособных взять на себя судьбу народа. Автор критиковал своих современников, сравнивая их незначительные достижения с их героическими подвигами. В поэтической форме ставился вопрос о том, что его поколение смирилось с мыслью о позднем декабристском движении и жесткими мерами, которые решил предпринять Николай I.
Композиция лирического произведения
Поэма начинается с одной из 14 строф. Вся история состоит из красочных изображений и сравнений. Он начинается с восхищения рассказчика бойцами, оказавшимися в эпицентре боевых действий. Далее следует репродукция событий Бородинского сражения во всех деталях, с эмоциональной окраской и передачей чувств, которые испытывали солдаты во время сражения. Бывший полковник завершает свой рассказ с таким же неиссякаемым восхищением героизмом своих однополчан.
Композиция изделия круглая. Это связано с тем, что слова храброго солдата об отношении к новому поколению и событиям, произошедшим в тот решающий день, циклически повторяются в стихотворении.
При написании «Бородино» автор использовал следующие средства:
- Дифференциальный ямб.
- Смешанный способ рифмования строф.
Такое сочетание придало повествованию определенный элемент сказки, благодаря которому строки легко запоминаются на слух.
«… в каждом слове вы слышите солдата, чей язык, не переставая быть грубо наивным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
Белинский
Художественно-выразительные средства
Диалог стал очень важным средством выражения, используемым автором в его стихотворении. Вся поэма представляет собой разговор между смелым и отважным предыдущим поколением и новым поколением, на плечах которого теперь лежит ответственность за мир и спокойствие на своей родине.
Голосовой образ рассказчика, созданный Лермонтовым, полон простых слов и выражений. Автор специально применил подобный прием, что способствовало созданию поистине популярного образа рассказчика. Произведение не обошлось без помпезных слов, прекрасно подчеркивающих масштаб битвы, ее особое значение в истории страны.
Автор подчеркивал величие масштабности Бородинского сражения и героизм солдат в отчаянной борьбе риторическими восклицаниями, использованными в тексте.
Большое значение среди других художественно-выразительных средств в поэме «Бородино» имеют:
- Гипербола. Благодаря его применению образы описываемого сражения становятся более выразительными, что, в свою очередь, передает всю мощь событий Бородинского сражения.
- Эпитеты и метафоры играют важную роль в описании характера битвы.
- Живописные сравнения и подражания. Также они создают эффект неодушевленных предметов, участвующих в битве.
- Аллитерация. Придает тексту особую звуковую выразительность.
То, что Михаил Юрьевич Лермонтов родился намного позже событий, описанных в стихотворении, никак не отразился в подробном описании битвы. Когда читаешь легендарные стихи, создается впечатление, что он был там и даже воевал там.
В пятом классе изучал по программе и школьному плану стихотворение Лермонтова «Бородино». Это связано с тем, что дети этого возраста способны оценить содержательный текст изучаемого произведения и дать краткий анализ его содержания, основываясь на своих суждениях о ранее полученных знаниях. Также в этот период детям знакома и близка тема патриотизма.
Поэма «Бородино» написана почти два столетия назад, и не одно поколение цитировало эти легендарные стихи.
«Бородино» — одно из самых патриотических и вдохновляющих стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Строчки «Ребята! Москва не позади? Мы умираем под Москвой! ..» Произведение трогает душу читателя тем, что написано от имени очевидца и участника событий: старого солдата. Этот образ подчеркивается наличием в тексте разговорных слов и выражений. Это очень многозначительное произведение, затрагивающее особые струны души, и потому его строки остаются в памяти».
«В стихотворении присутствует душевная тоска — ведь это произведение о подвиге народа, где наряду с радостью есть скорбь о погибших в битвах. Идея о том, что это люди герой проходит через все произведение. Лермонтов раскрыл правду о войне и ее событиях, он описал легендарную битву словами настолько яркими и доступными для всех и всех, что образы сражений плывут перед нашими глазами такие поэтические шедевры».
Своим произведением автор выразил мнение, что победа в Отечественной войне 1812 года — дело русского народа, и это в основном заслуга рядовых солдат, народа, объединившегося в защите Отечества. Поэму Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» по праву можно назвать шедевром русской литературы.
Поэтический анализ стихотворения “Бородино”
Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, написавший Бородино и множество стихов. Но самое известное произведение Лермонтова на тему его родины — Бородино. Поэма «Бородино» написана в 1937 году.
Поэма «Бородино» описывает битву русской армии против наполеоновских войск. Поэма повествует об историческом событии. Это война между Россией и Францией 1812 года. Бородинская битва — беспощадная битва. В этой битве погибло много храбрых воинов, сражавшихся за Москву, за свою Родину.
Сюжет поэмы — это история солдата из Бородинской битвы, гордого своим народом, тех воинов, которые сражались за свою Родину. Посмотрите на храбрых солдат, которые погибли и выжили в той битве. Они боролись не на жизнь, а на смерть. Ветеран сражений утверждает, что люди верны своей Родине. Он гордится своим поколением.
Поэт восхищается солдатами, простыми людьми, а не командирами и генералами. По мнению М.Ю. Лермонтов, русский солдат, воплотил в себе все положительные качества: отвагу, героизм, выдержку, отвагу, отвагу.
Поэма начинается с разговора молодого солдата с участником Бородинского сражения:
«Скажи мне, дядя, это не зря
Муха сожжена огнем
это дано французам?
Ведь драки были,
Да, говорят, еще немного!
Не зря вся Россия помнит
О Бородин день!»
Молодой солдат хочет знать, что происходило в те далекие времена.
Дядя подробно рассказывает о Бородинском сражении. Простые солдаты прошли в этом бою страшные испытания. Восхищайтесь его поколением и ругайте нынешнее молодое поколение:
«Да были люди в наше время,
В отличие от нынешнего племени:»
По его словам, молодое поколение не способно совершать подвиги на благо своей страны. И поэтому он утверждает, что молодое поколение безразлично.
Поэма повествует о масштабном сражении. Ярко описана битва:
«Враг много жил в тот день,
Что значит русская борьба,
Наш рукопашный бой!..
Земля дрожала, как наша грудь
Лошади смешались группами, ребята,
И очереди из тысячи орудий
Слились в долгий вой…»
Бородино — популярное произведение, которое всегда будет радовать людей. Действительно, это блестящее стихотворение повествует о героизме русского народа. Бремя войны лежало на плечах простых людей. Работа «Бородино» никого не оставит равнодушным. Меня переполняют эмоции от прочитанного. Я горжусь теми солдатами, которые до конца сражались за Родину, не щадя себя.
Анализ стихотворения «Бородино»
Поэтический рассказ считается ответом Михаила на произошедшие события и героизм ополченцев 1812 года. Он написал его, вдохновившись годовщиной победы над французами. Здесь автор раскрывает тему отношения народа и человека к Родине и другие темы.
По сюжету задумка писателя представляет собой сложный рассказ об участнике Бородинского сражения тех лет. История оценивает и выражает гордость за простых людей, восхищение отвагой и отвагой людей.
При анализе текста также важно уточнить смысл некоторых цитат. Это поспособствует лучшему пониманию стихотворения:
- «Зимние кварталы» казарм близ городов, где во время войны жили солдаты,
- «Мы собираемся сломать стену» солдаты, идущие стеной к стене против врага, рукопашное уничтожение врага,
- «Нынешнее племя» современное поколение в ироничном звучании,
- «Слуга царя, отец солдат» — бесспорное подчинение вождя отцу народа (королю) и подчинение воинов вождю, который был подобен их собственному отцу.
Краткий анализ «Бородина» Лермонтова
Лермонтов написал много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди простых людей. Но среди них есть тот, который передает все эмоции, которые испытывали солдаты на войне. И это работа Бородино. Но все эти эмоции невозможно выразить словами, и эмоции также бывает очень трудно понять.
В аннотации «Бородино» описаны все события, произошедшие много лет назад. В тот момент наши солдаты воевали против Франции. Франция первой напала на русских солдат, и им ничего не оставалось, кроме как сражаться во что бы то ни стало. Именно Бородинская битва описана во многих произведениях. Конечно, никто не хочет признавать поражение, а это значит, что французы думали, что выиграли.
Но на самом деле русские хоть и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали ее себе. Многие солдаты не вернулись домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, потому что они старались изо всех сил, чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы никогда больше не было войны.
И хотя Лермонтов родился намного позже войны, ему все же удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, и даже хоронили своих друзей, и как смерть забрала на их глазах самых дорогих людей, по этой причине многие могли подумать, что он там присутствовал и что он все записал в тетрадь, а затем написал произведение и рассказал это для всего мира.
Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то это произведение сильно от них отличается. Здесь вся история исходит от простого, обычного солдата, который находится в эпицентре событий. Кто все это прошел и живым вернулся домой, а теперь может все рассказать и передать всю боль того времени.
Его внук, очень заинтересованный в этом, спрашивает его обо всем. Он говорит, что тогда даже молодые люди были совсем другими и совсем не похожими на тех, что существуют сегодня. Они все видели и слышали совершенно по-другому и относились ко всему с разными эмоциями. И хотя события очень пугающие, они также прекрасны и незабываемы.
Это интересно: центральный персонаж И.А. Гончарова «Обломов» — Илья Ильич Обломов — это джентльмен «тридцать два». Работа посвящена раскрытию его жизненной философии, его образа жизни, его психологии.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» Вариант 2
Поэма «Бородино» — настоящий гимн русскому оружию, повод для русского солдата — бесстрашного и одновременно неприхотливого, готового на любые жертвы ради защиты Отечества.
Композиционно произведение построено в виде диалога двух солдат — новобранца и знатока, прошедших горнило войны 1812 года, ключевым сражением которой стало Бородинское сражение, прославившее подмосковную деревню. И надо признать, что старый солдат не ценит боевые навыки и мотивацию к борьбе с солдатами следующего призыва. Вывод «вы не герои» повторяется в стихотворении дважды.
Автор использует огромное количество выразительных средств:
- беспрецедентное количество риторических возгласов — «… были ссоры!» . «,» Пора туда…! «,» Мальчики! Мы умрем…! »,« Ну . это был день! »,« Не увидишь . битв! .. «,» . наша . битва! «- отражают патриотический порыв докладчика;
- риторические вопросы — «Что мы? в зимние квартиры? «,» . не посмели разорвать? «,» какова его цель? «, позволяющие автору придать изложение противоречивый характер;
- инверсия — «боевые бои», «Россия вспоминает», «командиры не смеют», «я забил», «упала тень», «радовались французы», «открытый бивак», «вдруг громко взволновал», «наш полковник» , «в сырой земле» сказали, «мы обещали умереть», «летающий дым», «знамена носили», «булат звенел», «дерзкий бой», давая гармоничную рифму;
- synecdokh — «отданный французам», «французы возрадовались», «ударил булат», «зазвонил булат», «подсчитать раны» — придавая речи лаконичность и образность;
- эвфемизм: «немногие возвратились с поля», то есть остались на нем, погибли; «Сдирать мундир со штыков» — то есть драться, «есть где бродить» — так говорят о возможности свободных действий; «Он спит во влажной земле» — то есть его убили и похоронили; «Добраться до картечи (пули, наполненные круглыми пулями)» означает ввести в бой артиллерию;
- фразеологизм — «уши на макушке» — указывает на готовность в любой момент отразить атаку, быть начеку;
по умолчанию — «вернулось несколько…»; - эпитеты — «голубые вершины», «грозная плеть», «окровавленные тела», «русская бравада», «упорный вой», «могущественное и очаровательное племя», украшающая речь;
- архаизм — «глаза»;
- устаревшее слово «бусурманс» — искаженное «басурманы» — в контексте речи ругательное слово;
ирония — «угощу . друга» — автор не имеет в виду подарок и явно не считает французов друзьями; «Brother musiu» — искаженное французское обращение «monsieur», принятое в народе, в сочетании со словом «брат» вносит нотку презрения; - лексические повторы — «пойдем, будем стоять»; «Все прошились, все зашли»;
- синтаксический параллелизм — «кто . чистый, кто . острый…»;
- метафора — «поднимем голову» — подчеркивает готовность умереть, рискнуть головой (то есть своей жизнью);
- цитирую — «Пора переходить к картечи!» — отражает восторженное настроение солдата;
- аллитерация (повторение однородных согласных) — «промелькнуло за системой» — создает чувство тревоги и крайнего напряжения;
- сравнения — «умирают, как братья наши», «движутся, как облака», носятся, как тени »,« дрожат, как груди наши»;
- олицетворения — «дамаск заиграл», «визжала картечь», «земля задрожала», «треснула батарея» — позволяют более точно описать образ происходящего, приближая его к читателю;
- перстень — «счет .. начатых ран, товарищей считается», «дерзкий бой, наш . бой» — позволяет выделить ключевые слова;
- гипербола — «гора тел».
Некоторые военные термины требуют пояснения. «Ридотто» — фортификационное сооружение, «танк» — часть артиллерийской пушки, «бивуак» — открытый военный лагерь, «шако» — военный головной убор, «рожденный с уловом» — быстрый, предприимчивый и дерзкий, подвержены человеческому риску.
Разбор произведения
Патриотический стих описывает мысли поэта о битве. Это первое в истории России произведение, в котором народ — главный герой войны 1812 года. Школьникам предлагается проанализировать стихотворение «Бородино» по следующему плану:
- Имя. Бородино».
- Год написания. 1837 г.
- Разновидность литературы. Патриотические гражданские тексты.
- Пол. Народная ода (баллада, батальная поэма).
- Предмет. Предприятие народа в Отечественной войне 1812 года
- Поэтическое измерение. Ямбический (чередование ямбического трехколесного велосипеда и тетраметра).
- Характеристика состава. В цикле. Он начинается с восхищения героями войны и заканчивается прославлением, в котором есть горечь отказа от Москвы.
- Метафоры. «Останемся с головой»; «Пробей стену»; «Гора тел».
- Эпитеты. «Могущественное и завораживающее племя».
- Живописные сравнения. «Французы двигались, как облака».
- Выдача себя за другое лицо. «Булат играл», «трещали барабаны».
- Что она преподает. Быть патриотом, чтить память воинов, отдавших жизнь за Родину и свободу.
- Мое мнение. Когда я читал стихотворение, я представлял себе все, о чем говорил старый солдат. Это была действительно великая битва. Восхищаюсь мужеством людей, подвиг которых стал примером для многих русских солдат.
Особый 1837-й
1837 год — особенный год в судьбе Лермонтова. Именно в этом году он написал стихотворение «Смерть поэта» о смерти Александра Пушкина и прославился. В этот момент Лермонтов погружается в размышления о прошлом и настоящем страны, о судьбах людей в истории и приходит к выводу, что менталитет лидеров 1930-х годов лишен идей и волевой, лишен героизм и отвага. Известный критик Виссарион Белинский хорошо почувствовал главный нерв текста, увидев в Бородино жалобу «на нынешнее поколение, спящее в бездействии, зависти к великому прошлому, столь полному славы и великих дел».
Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова Вариант 3
Поэма «Бородино» написана Лермонтовым в честь 25-летия Бородинского сражения (1837 г.). Многие русские поэты и писатели, независимо от их политических и идеологических взглядов, питали глубокое уважение к победе русских войск. Бородинская битва показала силу духа народа и значительно усилила патриотические настроения.
Бородино из Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне с позиции стороннего наблюдателя или от лица командира. «Бородино» создано в оригинальном стиле, в виде рассказа об опытном солдате, лично участвовавшем в героическом сражении. Поэтому в нем нет лживых выражений и псевдопатриотических высказываний. Поэзия воспринимается как прямая передача фактов простым человеческим языком. Таким образом, Лермонтов значительно усиливает эмоциональную отдачу произведения. Приятный рассказ солдата о страшных сценах сражения трогает душу читателя. Невольно можно гордиться теми, кто не пощадил свою жизнь, чтобы спасти свою Родину.
Солдат не приукрашивает свои заслуги, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем, кто умер, и уверенно заявляет, что капитуляция Москвы — это «воля Бога». Люди были готовы умереть под его стенами, но не дать врагу проникнуть в самое сердце России. Героический призыв полковника «.. разве Москва не позади нас?» он не добавляет в работу излишнего пафоса. Он органично вписывается в текст и является его изюминкой.
Большое значение имеют структура стихотворения и его стилистические особенности. Он написан смешанным ямбом с переплетающимися рифмами. Это придает произведению музыкальный характер. Он размером с семь отрывков из легенд народных песен. Связь с национальными корнями Лермонтов подчеркивает употреблением просторечных выражений: «уши на макушке», «мусю брат», «замкнутые бусурманы». В то же время он использует специальные выразительные средства для усиления смысла сражения: метафоры («разрушение стены», «отец солдат»), противостояния («стрельба» — «побрякушка», «движение подобно облакам»).
Поэзия приобрела широкую популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения окрылились, потеряв связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь выразилась во время Великой Отечественной войны. На этот раз советские войска смогли исполнить волю великого поэта и «сдержали присягу на верность».
Бородино М.Ю. Лермонтов
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящена одному из самых героических событий в истории России — Бородинской битве.
П. Заболоцкий «Ветеран 1812 года».
26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года в 124 километрах от Москвы на Бородинском поле русская армия выступила против армии французского императора Наполеона. Впоследствии Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное — это то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными победы, а россияне получили право быть непобедимыми».
Поэма была написана Лермонтовым, видимо, в январе 1837 года как ответ на 25-летие Отечественной войны 1812 года. В это время молодой корнет (чин младшего офицера в кавалерии).
Лермонтов служил в лейб-гвардии Гусарский полк, отличившийся в Бородинском сражении.
В стихотворении поэт воспроизводит Бородинские события: ветеран-артиллерист, участвуя в битве, рассказывает их молодым воинам, родившимся после битвы.
Раннюю версию поэмы «Бородинское поле» Лермонтов написал еще в юности, когда ему было всего 17 лет.
***
— Скажите, дядя, разве не зря сожженная пожаром Москва отдана французам? Ведь драки были, да мол, что еще! Недаром вся Россия помнит Бородинский день!
— Да, в наше время были люди, не такие, как нынешнее племя: богатыри — это не вы! Перенесли очень плохо: мало кто вернулся из лагеря… Если бы не Божья воля, мы бы Москву не отдавали!
Мы долго отходили молча, Это раздражало, мы ждали боя, Старики ворчали: «Что мы? для зимних квартир? Не смеют ли инопланетные командиры сорвать мундиры с русских штыков?»
И. Ругенда. «Пожар в Москве. 1812 г»
И тут они нашли большое поле: гулять есть где на свободе! Они построили редут. Наши уши наверху головы! В одно маленькое утро он зажег пушки И синие лесные вершины — Французы тут же.
Вставил заряд в пушку крепко И подумал: вылечу друга! Постой, мусю брат! Что лукавить, разве в бой; Уже пойдем ломать стену, Уже головами будем За Родину!
Мы были на съемках два дня. Какая польза от такой безделушки? Ждали третий день. Везде звучали речи: «Пора бабло стрелять!» И тут тень упала на поле грозной битвы Ночи.
В. Мазуровский «Атака русской кавалерии на французскую батарею в Бородино»
Я лег вздремнуть у кареты, и до рассвета было слышно, как французы ликовали. Но на нашем открытом бивуаке было тихо: Кто протер битый кивер, Кто штык точил, Яростно ворча, Кусая свои длинные усы.
И как только небо засветилось, Все вдруг шумно двинулось, Промелькнуло за строем. Наш полковник родился с хваткой: Слуга царя, отец солдат… Да мне его жалко: его ударил булат, Он спит в сырой земле.
Франц Рубо «Бородинская битва»
И он сказал, его глаза сверкнули: «Ребята! Разве Москва не позади? Умри под Москвой, как погибли наши братья! И мы обещали умереть, и мы сдержали клятву верности в Бородинском сражении.
Р. Волков «Фельдмаршал Кутузов»
Ну это был день! Сквозь развевающийся дым французы двигались, как облака, и все в нашем редуте. Копейщики с цветными значками, Драконы с хвостиками, Все мелькали перед нами, Все сюда приходили.
М. Греков «Гренадерский лейб-гвардии в Бородинском сражении»
Таких сражений вы не увидите! .. Знамена носились, как тени, огонь искрился в дыму, дамасская сталь звенела, пули визжали, рука бойцов устала жалить, а гора окровавленных тел не давала зёрнам разлететься.
Противник много жил в тот день, что значит русское сражение, дерзкое, наше рукопашное сражение! продолжительный вой…
Н. Самокиш. «Атака литовского полка спасателей»
Теперь темнело. Все были готовы к утру начать новый бой И продержаться до конца… Тут барабаны затрещали — И бусурманы удалились. Потом начали считать травмы, подсчитать товарищей.
Да, были люди в наше время, могущественное и завораживающее племя — богатыри это не вы. Перенесли очень плохо: мало кто вернулся с поля. Если бы не Божья воля, мы бы не отдали Москву!
Рассказать:
Тема
Поэма написана ярким образным народным языком, в ней раскрывается субъективный взгляд на битву у села Бородино, имевшую решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения — демонстрация мужества русского народа в годы войны. Именно Лермонтов первым подчеркнул важность простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительный и точный документальный фильм изображает события легендарной битвы, добавляя бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональные краски и атмосферу общечеловеческого патриотизма. Основная идея произведения — сила России в народе, в патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения — показать героическое прошлое вашей страны. Лирический герой рассказывает о событиях боя простым и понятным языком, без сложных терминов и вычурных фраз.
Образы и символы
«Бородино» Лермонтова написано в новом для XIX века стиле, потому что повествование ведется от имени нормального участника Бородинского сражения, старого солдата, рассказывающего современнику автора об этих трагических событиях. Акцент делается на выигрыше по высокой цене. Ветеран с болью в душе говорит, что не отдали бы Москву, если бы не Божья воля: Старый город предстает как сердце Отечества, за которое солдаты были готовы умереть. Читатель слушает выступления гордого патриота и смельчака: такими были борцы того времени, которые были ориентиром для поколения Лермонтова. «Были люди и в наше время» — это наблюдение не только старого ветерана, но и самого поэта, часто критиковавшего своих современников за трусость, ребячество и несостоятельность. Обращение к прошлому стало в его устах назиданием и укором настоящему.
Автор не теряется за словами рассказчика, его голос тоже хорошо слышен, поэтому в «Бородинском» Лермонтова многословная лексика и литературные повороты сочетаются с речью книги. До Михаила Юрьевича многие писатели сочиняли оды, песни, баллады на тему Отечественной войны, все эти произведения объединял общий дух: они прославляли героев высокопарными речами и тяжеловесной манерой. Поэты взяли пример из древнегреческих эпосов, написанных гекзаметром. Это были трудные для понимания и далекие от людей произведения, сыгравшие решающую роль в событиях 1812 года. Поэтому свободное от стереотипов творчество Лермонтова произвело на общество оглушительное впечатление, как после сотен книг и стихов военной тематики, есть записи простых солдат, участвовавших в кровопролитных боях — тех, кто видел смерть и победил ее.
В опере восхитительная музыкальность, поэтому стихи создавались с марша и исполнялись в военных ансамблях.
Композиция
В стихотворении «Бородино» Лермонтов использует кольцевую композицию: он начинает и заканчивает произведение словами восхищения, обращаясь к участникам боевых действий.
Здесь мы видим историю, которая находится внутри другой истории. История великих подвигов рассказывается от имени ветерана, выступающего против привычной нам поэзии. Обычно авторы превозносят командиров и генералов, но здесь это непомерный вклад простых солдат.
Жанр, направление и размер
Писатель точно, без приукрашивания описал все тонкости и детали битв и войны, так что это произведение находится на стыке лирики и эпоса. Таким образом, перед нами гражданская лирика поэта.
«Бородино» относится к жанру национально-патриотической баллады. Пафос стихотворения героический, он восходит к эпическим легендам античности, рассказывавшим потомкам о деяниях их бабушек и дедушек.
Поэтический метр — ямб. В нем переплетена рифма.
Основная идея
Смысл произведения «Бородино» заключается в поучительном примере прошлого века до наших дней. Люди того поколения смогли пожертвовать собой и ценой крови выиграть битву с захватчиком. Они преодолели страх и классовые различия на поле боя. Это стихотворение о стойкости духа, силе характера, отваге и отваге, чести и достоинстве, непоколебимой сердцевине русского народа. Автор восхищается всеми этими качествами, ведь только благодаря им Россия смогла победить. Интерпретация стихотворения «Бородино» однозначна: автор гордится военным прошлым своей Родины.
Перед лицом опасности люди объединяются, собираются, становятся единым организмом, гармоничным и твердым в своем решении победить врага. Все это сочетается в стихотворении с сожалением о давно минувших временах, о том, что героизм покидает сердца людей, что это пережиток прошлого. Люди меняются к худшему и перестают быть похожими на своих предков, готовых отдать жизнь за Москву. В этом основная идея поэмы «Бородино».
12. Сюжет
Сюжет основан на реальных исторических событиях войны 1812 года. Он перемещается из настоящего в прошлое.
Первый куплет — это вступление. «Скажите, дядя, разве не зря сожженная огнем Москва отдана французам?» — спрашивает молодой солдат.
Со второго по двенадцатый — описание боя. Его условно можно разделить на две части:
- напряженное ожидание: «Мы ждали третий день»;
- изображение битвы с французами: «Ну, это был день!».
Последний стих — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москве пришлось уступить врагам: «Если бы не Божья воля, Москва не сдалась бы!».
Темы, проблемы, настроение
Аргументы и проблемы произведения «Бородино» представлены ниже:
- Основная тема поэмы Лермонтова «Бородино» — Бородинская битва 1812 года
… Это произведение как раз освещает духовную победу русских воинов над французами, поскольку потери в боях ясно указывают на поражение русской армии. Но даже это не сломило дух русских патриотов: они не сдавались и не успокаивались, пока не изгнали врага из России. - Патриотизм
… Солдаты обеспокоены тем, что боев давно не ведется, и не хотят отступать. Это говорит об их беззаветной любви к Родине. Они готовы защищать Москву ценой своих жизней и с трудом соглашаются сдаться врагу. - Героизм
… На поле боя солдаты проявили стойкость и отвагу. Они выступили против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник повел их в атаку и упал на поле боя, прославляя Отечество. - Тема дружбы
… В протоколах боев стирались различия в звании, люди были братьями. Драгуны и копейщики, полковники и солдаты — все вместе они отдали свои молодые жизни за Родину. - Бородино показывает проблему поколений
… Читатель видит сожаления по поводу изменчивости времени и характера людей, ведь в России больше нет «героев», нет такой силы духа и характера, присущей русскому человеку. Лермонтов ругает свое слабое поколение и жалуется, что мирное время расслабило людей и сделало их ребячливыми. - Военная проблема
… Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и испытало народ на прочность. Битва была тяжелой для России, как и смирение с тем, что противник занял Москву. Автор описал груды трупов и несколько дней перестрелок. - Проблема управления армией
в тяжелый период войны умение организовать и сплотить ее перед противником — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегию руководства, но полковникам и генералам удалось направить войска в нужное русло, хотя сделать это было непросто.
История создания
Михаил Юрьевич написал «Бородино» в 1837 году. Создание поэмы было приурочено к 25-летию Победы в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события была заложена одна из самых красивых и знаменитых церквей России, Христос Спаситель. Поэта волновала тема исторического прошлого. А военным событиям 1812 года Михаил Юрьевич также посвятил стихи «Бородинское поле» и «Два гиганта».
Идея написать «Бородино» родилась у поэта в далеком 1832-1834 годах. На Лермонтова повлияла встреча с его родственником Афанасием Столыпиным, приходившимся брату его бабушки. Он много рассказывал о событиях той войны. Многие подробности его рассказов были взяты за основу стихотворения. И эта же личность Афанасия Алексеевича присутствует в стихотворении в образе рассказчика. А знаменитого персонажа безымянного полковника, по некоторым версиям исследователей творчества поэта, снял Петр Багратион. Он был прекрасным полководцем, проявившим себя с лучшей стороны в боях с французами.
Лермонтов повествует от имени простого солдата. Это явление впервые произошло в русской литературе, первые писатели сбивали великих полководцев и глав государств. Его солдат не просто высказывает свое мнение, он говорит от лица людей, готовых защищать свою Родину.
Стихотворение впервые было опубликовано в литературном журнале «Современник». Он был хорошо воспринят читателями и критиками. Виссарион Белинский написал статью «Стихи Михаила Лермонтова», в которой отметил, что это произведение очень поэтично и уникально тем, что можно услышать речи и мысли рядового солдата. Звуковое написание «Бородино» довольно мелодично. Поэма послужила основой для марша, который и в наше время совершают военные комплексы.
18. Актуальность
Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы заслужить высокую оценку, необходимо знать, какой ценой они получили свободу и независимость.
Поэма М. Ю. Лермонтова остается актуальной. На самом деле, чтобы не ошибиться в настоящем, нужно хорошо знать прошлое.
Средства художественной выразительности
Обычно ограниченные в средствах художественного выражения, Лермонтов лучше всего использовал их в этом произведении. И все они призваны выразить живость популярного языка народной речи, показать героизм русского народа. В стихотворении автор использовал народные поговорки, слова: уши на макушке, блуждание на природе, дерзкие схватки, мусю узлы, побрякушки. Инверсия или перестановка слов подчеркивает национальность повествования: незнакомец с рвущейся униформой, человек должен бродить на свободе.
Пути также добавляют в эту работу свои цвета:
- Эпитеты: жженый, боевой, настоящий, грозный, ночной, грубый, летающий, пестрый, конный, дерзкий, рукопашный;
- Сравнения — это знамена, подобные теням; земля дрожала, как наши груди. В этом сравнении видна гипербола;
- Метафоры — утро загорелось, вся Россия помнит, леса синие вершины, с уловом родился, булат срубил, знамена носили;
- Синекдохи — Москва отдана французам, давайте поднимем голову;
- Гипербола — давайте разбиваем стену, гора окровавленных тел двигалась как облака, лошади и люди смешались в кучу.